Метки текста:

Информационные технологии История Карелия Олонецкая губерния Рябининские чтения Этнография

Черняков О.В. (г.Петрозаводск), Чернякова И.А. (г.Петрозаводск)
Опыт подготовки электронной публикации архивной коллекции «Олонецкая воеводская изба» в исследовательской лаборатории локальной и микроистории Карелии Vkontakte@kizhi

стр. 196ВВЕДЕНИЕ. Виртуальный архив «Олонецкая воеводская изба» – промежуточный результат работы Исследовательской лаборатории локальной и микроистории, созданной на историческом факультете Петрозаводского государственного университета в 2004 г. (далее – ИЛЛМИК). Впервые в отечественной практике документальных публикаций создается территориально локализованный исчерпывающе полный информационно-образовательный ресурс на базе исторически сложившегося документального комплекса – архива канцелярии олонецких воевод второй пол. XVII – нач. XVIII в. Интернет-публикация отвечает новейшим тенденциям в гуманитарных науках, особенно в области исторической антропологии, акцентированно изучающей социальную жизнь минувших эпох в микроизмерении.

До сих пор в России историческая информация подобного рода в подавляющем большинстве своем остается в силу обстоятельств хранения малодосягаемой. Отсутствие архивной описи и чрезвычайный объем данного архивного фонда, содержащего в двадцати картонных коробках более 12 с половиной тысяч столбцов трудночитаемой, частично угасшей от времени скорописи, делали его вообще недоступным для широкого круга исследователей.

Публикуемые в виртуальном архиве ИЛЛМИК сведения, донесенные до наших дней архивными текстами, создают возможность обращения неограниченно широкой интеллектуальной общественности к документально зафиксированным социальным коллизиям из жизни местного крестьянского сообщества в период раннего нового времени. Они могут быть востребованы в этнографических, топонимических, археологических и шире – историко-культурных исследованиях (в том числе в ретроспективном ландшафтноархитектур-ном моделировании средствами геоинформационных технологий). То, что мы параллельно транслитерированным текстам размещаем их оригинальные изображения в виде факсимиле, объективно отвечает также ожиданиям специалистов-филологов.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. Научные приоритеты коллектива ИЛЛМИК в методологическом плане сконцентрированы вокруг современного направления исторической науки «прошлое – крупным планом». Мы исходим из того, что без социально ориентированных микроисторических исследований фундаментальное историческое знание вряд ли возможно. Не случайно мировое научное сообщество признает абсолютно значимым изучение повседневности и человека – одновременно объекта и субьекта истории.

Успешности такого рода исследований в России препятствует то, что подавляюще большая часть исторических документов индивидуального и местного происхождения до нач. XVIII в. хранится в центральных архивохранилищах, оставаясь десятилетиями практически недоступными в региональных академических и вузовских центрах, наиболее заинтересованных в их изучении. В связи с этим введение историками в научный оборот вновь открытой документальной архивной информации по истории Карелии оставалось крайне недостаточным на протяжении многих десятилетий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Представляемый корпус документов – электронных текстов, публикуемый как продукт международного проекта, выполняемого на историческом факультете ПетрГУ в сотрудничестве с Научным архивом СанктПетербургского Института истории РАН, факультетом географических и исторических исследований университета Восточной Финляндии (Йоэнсуу), а также с философским факультетом университета им. Христиана Альбрехта в Киле (Германия) кладет начало восполнению столь необходимой источниковой базы для отвечающего современным ожиданиям изучения карельской истории периода раннего нового времени.

При работе с древними текстами следует учитывать их специфический характер, особенно форму по-дачи той или иной исторической информации. Надо помнить о том, что документальные памятники эпохи (вторая половина XVII в.), отложившиеся в фонде канцелярии олонецких воевод, были созданы в ситуациях решения сиюминутных задач конкретными лицами, под давлением обстоятельств, как правило, безотлагательных, абсолютно материалистического свойства, как-то: взыскание долгов, жалобы на обиды и притеснения, требования компенсации понесенных по какой-то причине убытков. Менее всего их авторы заботились о том, чтобы обозначить на века исторические реалии, в которых они жили. Тем ценнее крупицы той самой искомой потенциальной информации – подлинные штрихи к социальному портрету эпохи в лице карельского крестьянского сообщества во всем многообразии человеческих судеб – личных и общественных.

Все, что так или иначе заботило рядового налогоплательщика – крестьянина, пашенного солдата, священника (каждый из них мог быть одновременно торговцем, заимодавцем, поручителем) – во временастр. 197 царствования Алексея Михайловича и в начале эпохи Петра Великого отразилось в публикуемом комплексе письменных источников, включающем как документы уровня административного управления, так и особенно значимые для нас, буквально открываемые сегодня как terra incognita многие тысячи исписанных рукой площадного подьячего, выборного старосты или иного деревенского грамотея листков бумаги, в которых беды и чаяния, обиды и ожидания обитателей Карелии, возникшие во взаимоотношениях с государством (чиновником), соседями и родственниками. Внимательному исследователю актовые материалы – источник поистине неисчерпаемый – откроют даже внутреннюю, психологически детерминированную иерархию этого давнымдавно канувшего в лету крестьянского сообщества, равно как покажут его жесткую, самой жизнью продиктованную, демократичность и гражданственность.

Более чем успешно используемые в последнее время для изучения истории церкви документы массового характера – писцовые и переписные книги, – некогда частично опубликованные усилиями автора данных строк в рамках межакадемического сотрудничества советской и финляндской академий [1] , могут быть весьма продуктивно дополнены сведениями из публикуемых ИЛЛМИК актов [2] .

Выявленная по материалам кадастра и переписям локальная сеть приходов, существовавшая в период раннего Нового времени, буквально «оживает» благодаря тому, что в канцелярии олонецких воевод во множестве сохранились личные и коллективные обращения представителей разных социальных страт к власти во всякого рода житейских коллизиях. В ходе работы с документами уже сделаны совершенно новые, во многом неожиданные наблюдения о чрезвычайной вовлеченности приходского клира в повседневную жизнь прихожан, в том числе в сфере займов и судебной ответственности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Представляемые исторические источники дают достаточные основания для суждений о действовавших в крестьянском социуме Карелии раннего Нового времени традициях при решении всякого рода общественно-важных дел. В частности, многочисленные акты свидетельствуют о широком бытовании традиционных норм и договоренностей, которым строго следовало всякое локально организованное сообщество при разверстывании налогов. Трудно вообразить, сколь взыскателен был крестьянский мир, деля своих членовналого-плательщиков на множество страт, чтобы соблюсти справедливость в коллективном несении тягла.

Не менее актуальным представляется исследование деятельности воеводской избы как учреждения, осуществлявшего государственное управление в обширном регионе на Северо-Западе России – в Карелии второй половины XVII в., в период становления административного аппарата в общегосударственном масштабе. Как власть решала свои задачи? Из кого рекрутировалась вновь создававшаяся генерация местного чиновничества на самом раннем этапе своего существования? Каковы были пределы полномочий на разных уровнях властных структур? Наконец, каков был спектр дел, которые приходилось рассматривать и решать в олонецкой воеводской избе (канцелярии)?

Публикуемый архивный фонд является неоценимой источниковой базой для исследования взаимоотношений крестьянской общины (мира) с государственными органами власти, равно как внутриволостной социальной жизни. Появляется возможность детально проследить действие институтов мирского самоуправления в Карелии, определить с максимально широкой опорой на информацию документальных источников пределы обязательств и ожиданий старост и всех прочих выборных представителей местного крестьянского сообщества (окладчиков, посыльщиков, сборщиков, судеек), а также требования, предъявляемые им теми, чьи интересы они представляли, с одной стороны, и чиновниками воеводского уровня административной власти, с другой.

Буквально визуализируется благодаря вводимым нами в научный оборот в рамках электронного информационного ресурса многочисленным документальным свидетельствам ландшафтный облик карельской деревни в XVII в. Источники позволяют в целом ряде случаев описать, как располагались в крестьянских дворах дома-избы и постройки хозяйственного назначения, как были устроены улицы и проходы к водоемам, что являли собой пашенные и прочие придеревенские угодья. Кроме того, новые знания о прошлом – накопленном многими поколениями, следовательно, вполне успешном – опыте обитания локальных людских коллективов в сложных климатических условиях приполярья, к зоне которого относится значительная часть Карелии, могут оказаться востребованными в наши дни для концептуализации идей рационального расселения и природопользования.

В целом, скрупулезное изучение материалов воеводского приказного делопроизводства, позволяя моделировать идущие из древности традиции самоорганизации крестьянской общины (мира), неукоснительно действовавшие на уровне деревни–волости–погоста, наиболее убедительным образом способствуетстр. 198 преодолению вульгарных социологических обобщений, все еще нередко присутствующих в нашей исторической и, особенно, публицистической литературе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ. Прецедентный характер делопроизводства и то, что документальные исторические тексты возникали в ходе повседневной деятельности канцелярии олонецких воевод, делают публикуемый фонд неоценимо важным для локальных исторических исследований на микроуровне церковного прихода, волости, отдельной деревни, даже фамильных родословий крестьян, священников, ремесленников, купцов и чиновников местного происхождения.

Коллекция сложилась в ходе принятия решений по самому широкому спектру проблем местного населения и государственного управления регионом: дела вокруг налоговых распоряжений, сбора недоимок и по-шлин, устройства таможенных пунктов, претензий по наследстванию земельных участков, всякого рода иных имущественных конфликтов, претензий и прав, семейных разделов, конфликтных родственных отношений, криминальных ситуаций (табл.).

Содержание делКоличествоДоля в %
Расследование бытовых конфликтов обитателей деревень50220,6
Взыскание кабальных займов49620,3
Внутренняя работа избы (делопроизводство и штат)44318,1
Разверстка налогов и повинностей37415,3
Порядок службы „пашенных солдат“ и ее специфика2209,1
Отчеты выборных лиц (старост, посыльщиков, сборщиков денег)1365,6
Конфликты, связанные с торговыми операциями973,9
Церковно-приходская жизнь421,7
Взаимоотношения крестьян и монастырей251,0
Спорные дела жителей Олонецкого посада251,0
Обустройство мигрантов („корельских выходцев“)230,9
Розыск покинувших деревенские участки крестьян220,9
Охрана границы, служба на пограничных заставах110,5
Злоупотребления должностных лиц110,5
Оплата частного наемного труда100,4
Внутрисемейные дела, в т.ч. связанные с зятьями50,2
Всего2442100

В основе таблицы предварительные подсчеты, сделанные специалистом ИЛЛМИК Е.Д.Сусловой.

Описи, которые были составлены на данном этапе выполнения совместного с ИЛЛМИК проекта в Научном архиве СПб ИИРАН, включают картоны с I-го по X-й, содержащие 7071 сстав (архивный термин для каждого отдельного листа с текстом). Подчеркнем, что работа по упорядочению фонда была начата еще в прошлом веке, накануне Великой Отечественной войны, известным ленинградским историком Р.Б.Мюллер. После войны она была продолжена, однако в силу объективных причин оказалась ограниченной распределением дел по отдельным папкам. Выделенные документальные комплексы были датированы, но остались без заголовков. Поэтому начинать публикацию фонда следовало с составления архивной описи, что и было сделано до начала пересьемки текстов цифровой камерой для дальнейшей работы с ними в ИЛЛМИК. Все тексты десяти картонов в архиве были распределены в 1511 дел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Исследователи (студенты и соискатели исторического факультета ПетрГУ), работая с коллекцией в ходе подготовки ее к изданию, выявили еще 400 дел на оборотах сставов. Как правило, это черновики судебных дел или отрывки из приходо-расходных книг, составлявшихся в избе. Кроме того, потребовалось выделить в отдельные дела документы, попавшие ранее в состав иных дел, не будучи связанными с ними единым содержанием. Всего таких дел, которые в данный момент имеют литерную нумерацию, около 950.

Оказалось также, что 12 дел архивной описи должны быть упразднены, так как составлявшие их документы, ранее казавшиеся фрагментарными отрывками, удалось атрибутировать и включить в находящиеся в иных делах документальные комплексы. В целом более 140 дел пополнились документами, ранее ошибочно находившимися не на месте. Тем самым им была придана необходимая цельность и завершенность.

Основными исполнителями проекта явились студенты, со временем соискатели исторического факультета ПетрГУ, специализирующиеся по кафедре Архивоведения и специальных исторических дисциплин. На протяжении нескольких лет они принимали участие в проекте в рамках интегрированной образовательной структуры «Практикум по русской деловой документации XVII века», созданной на базе Научного архива СПб ИИРАН для проведения студенческих палеографических практик.

Параллельно с публикуемым электронным корпусом транслитерированных текстов в процессе выполнения проекта с участием Е.В.Лялля, зав. отделом географических информационных систем ПетрГУ, разработана система унифицированных сведений и параметров поиска документа, что нашло свое отражение встр. 199 полнотекстовой базе данных во внутренней рабочей PDF-версии. Электронные тексты в ней снабжены определенными ссылками, позволяющими осуществлять дополнительные действия над документом: получить контекстную справку, локализовать документ на географической карте. Разработаны критерии для системы поиска, которая делает возможным тематический отбор заданных документов для просмотра и анализа. Созданная система унифицированных сведений о документе и географическая привязка документов позволяют применять картографические методы анализа к древней исторической информации, сохраненной архивными текстами. В наших планах создание возможности автоматического отображения на электронной карте результатов любой документальной выборки.

Полнотекстовая электронная публикация на данном – запланированно промежуточном – этапе состоит из семи тысяч сставов, заполненных требующей специальных навыков чтения скорописью второй половины XVII в. в сопровождении синхронных копий в современной кириллице. Это примерно половина документального фонда 98 «Олонецкая воеводская изба», являющегося частью Научного архива СПб ИИРАН. Весь прочитанный к настоящему времени и публикуемый объем древних рукописных текстов содержит более 970 тысяч слов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Опубликованный в облегченной Интернет-версии научно-образовательный ресурс доступен широкому кругу пользователей (http://illmik.petrsu.ru/illmik/Arhive.html). Условием доступа является регистрация на сайте ИЛЛМИК: http://illmik.petrsu.ru/illmik/Welcome.html табл.1. Распределение документов олонецкой воеводской избы по тематике (1648–1681 гг.).

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф