Метки текста:

Волшебная сказка Рябининские чтения Сказки Фольклор

Лызлова А.С. (г.Петрозаводск)
Изображение иного мира в русских волшебных сказках о похищении женщины VkontakteFacebook

стр. 322Как известно, «сказочный мир делится на „наш“ и „не наш“» [1] , свой и чужой. Иное царство неоднократно становилось предметом исследований в работах ученых [2] . В сказках, объединенных темой похищения женщины, потусторонний мир играет чрезвычайно важную роль. Указанный локус является местом, куда непременно попадает похищенная героиня и куда впоследствии отправляется освободитель.

По словам В.Я.Проппа, русские волшебные сказки не дают какого-либо единства при изображении потустороннего мира [3] : «… никакого единообразия нет. Есть многообразие; <…> народов, имеющих совершенно единообразное представление о потустороннем мире, вообще не существует. Эти представления всегда многообразны и часто противоречивы» [4] . В русских волшебных сказках о похищении женщины иной мир также представлен различными типами, рассмотрению чего посвящается данная работа.

«Местопребывание» [5] (расположение) потустороннего царства в проанализированных сказках связано с изменением (понижением или повышением) уровня, относительно мира этого.

Нижний иной мир находится под землей. Вход в него представлен в текстах в виде углубления или отверстия в земле. Это может быть яма / нора / обрыв / дыра / пропасть / подземный ход. Перечисленные углубления и отверстия не являются, как отмечает Т.В.Цивьян, «объемным пространством или помещением» [6] , через них можно попасть в иной мир [7] . Их иногда прикрывают плита / камень, выполняющие роль границы между мирами.

По словам В.Я.Проппа, «ничего специфически подземного там (в нижнем ином мире. – А.Л.) нет. Там обычно вовсе не темно, там такая же земля, как здесь» [8] . Действительно, в большинстве сказок подземный по-тусторонний мир чрезвычайно похож на мир этот, о чем речь пойдет дальше. Однако в некоторых текстах как раз и подчеркивается «темнота, впечатление, вполне естественное при спускании в глубь земли» [9] : «Взяли и сбросили (братья спящего Ивана-коровича. – А.Л.) в пропасть. Он проснулся и смотрит, что такое? Темно и ничего не видно» [10] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С понижением уровня связано также существование в русских волшебных сказках подводного иного мира. Подобный тип представлен, прежде всего, в сюжете СУС 313А, В, С Чудесное бегство [11] , где герой, обещанный отцом Морскому царю, оказывается в его владениях. Подводный иной мир встречается лишь в одной из рассмотренных сказок: «Сделали (братья. – А.Л.) веревку и в море (Осинкина. – А.Л.) опустили» [12] .

Верхний иной мир располагается чаще всего на горе (горах). В сказках нередко подчеркивается высота данной преграды, а также даются некоторые сведения о характере ее склона (крутизна).

Отметим, что потустороннее царство, расположенное на горе, представлено в «Сказке о золотой горе, или Чудных приключениях Идана, восточного царевича», опубликованной в 1782 г. [13] Переработанный вариант этой сказки помещен в сборнике «Старая погудка на новый лад» (1794–1795 гг.); в нем также фигурирует гора [14] . Эти печатные тексты способствовали появлению многочисленных устных вариантов. Они обеспечили возникновение в устной фольклорно-сказочной традиции новой версии сюжета, зафиксированного в СУС под номером СУС 301А, В Три подземных царства, в которой расположение иного мира связано не с понижением, а с повышением уровня.

стр. 323В некоторых фольклорных вариантах содержится информация о первом впечатлении героя при попадании в верхний иной мир: «Вот Иван-королевич долез туды (на гору. – А.Л.). Осияло какое-то. Больнё по-нравилось ему» [15] .

В отдельных волшебных сказках расположение верхнего иного мира связано с деревом. На нем обычно обитает такой орнитоморфный похититель, как Ворон (СУС 552В=АА *299 Солнце, Месяц и Ворон – зятья).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Примечательно, что в нескольких текстах на сюжет СУС 552А=АА 552 Животные-зятья деревья находятся в непосредственной близости от жилья орнитоморфных персонажей. Так, в сказке из сборника, составленного И.А.Худяковым, рядом с дворцами ворона, сокола и орла растут, соответственно, три, шесть и двенадцать дубов, которые во время появления птиц «христит», т.е. «от воздуха в землю вгоняет» [16] . Дубы около дворцов тех же птиц упоминаются и в сказке «Марья Моревна» из сборника А.Н.Афанасьева [17] . Подобная ситуация опять же усвоена устной сказочной традицией из книги: в «Сказке второй о Иване-королевиче», по-мещенной в сборнике, составленном П. Тимофеевым (1787 г.), сообщается, что вблизи дворцов Орла, Ворона и Сокола, являющихся мужьями трех сестер героя, произрастают по двенадцать дубов [18] .

Помимо деления мира по вертикали, в сказках, объединенных темой похищения женщины, отражается также горизонтальное членение. В данном случае мы имеем дело с потусторонним миром, который располагается, по-видимому, на одном уровне с этим миром. Иное царство понимается как некая «далекая земля».

Такой потусторонний мир нередко отделен от мира этого каким-либо водным пространством. Наиболее часто указанным пространством оказывается море. Иное царство в этих случаях предстает в виде острова: «Ну и потом отправились в морё. Шли два месяца пути, потом увидали остров, к этому острову привернули» [19] . Попутно отметим, что расположение иного мира за морем характерно для волшебных сказок на сюжет, обозначенный в СУС под номером 301D*Солдат находит исчезнувшую царевну, который получил чрезвычайное распространение в лубочной литературе.

Ранее уже шла речь о первом впечатлении, возникающем у героя при попадании в нижний / верхний потусторонний мир. В большинстве же случаев, независимо от расположения, подчеркивается, что иной мир мало отличается от мира этого: «Тогда он (Богатырь Вечер. – А.Л.) взошел в такое же царство, как и на земле» [20] ; «<…> пошел Иван по тому свету и видит, свет такой же как и и́хной» (Онч., №241).

В некоторых сказках, наоборот, указывается наличие необычной «пустынности» [21] : «Шел (по горé Иван-царевич. – А.Л.) день до вечера, красна солнышка до зáката и нихто ему не встречялся, нихто ему не попадался; ни зверь текушчый, ни птица летучая» [22] . В сказке из сборника А.М.Смирнова об этом косвенно свидетельствуют слова трех поочередно встреченных героем девушек из домов, расположенных в ином мире: «мимо меня конной не проезживав, пешой не прохаживав, зверь не прорыскивав, птиця не пролетывала» [23] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Иной мир нередко имеет признаки освоенного пространства. Об этом свидетельствуют упоминающиеся различные тропинки, дорожки: «Вот он (Зорька-молодец. – А.Л.) вышел на гору, с самого начала дорожка» [24] ; «опускали его (Ивана-царевича. – А.Л.) туда на низ, <…>, от этой ямы дорожка, тропинка» (Пом., №35). В ином мире могут встретиться и люди. Так, во время путешествия Ивана Зорянина по потустороннему царству «попадает ему навстречу пастух» [25] .

Потусторонний мир в рассмотренных сказках наделяется определенными социальными характеристиками, т. е. при его изображении упоминаются различные «виды и элементы поселений, общественные учреждения» [26] . При этом иной мир обычно именуется царством или государством, «царством-королевством» (Сок., №79), иногда – городом [27] , «сёлом» (Онч., №78), территорией [28] .

стр. 324Его центром, местом, где находится похищенная героиня, в большинстве сказок оказывается определенное строение. Достаточно часто таким строением является дворец / зáмок / терем, что вполне объяснимо характеристикой самого иного мира – царство. В то же время в сказках нередко используются упоминания и о более знакомом крестьянину помещении – изба [29] , дом. В редких случаях в качестве строения фигурируют хата, «халупочка», землянка, хоромы, палаты. Отметим, что иногда жилье называется квартира / «фатера» / «фатерка» [30] . Указанные наименования, безусловно, используются не для обозначения «отдельного жилого помещения в доме», состоящего «обычно из нескольких комнат с кухней, передней и т.д.» [31] (современное по-нимание), а для обозначения именно помещения, жилья, жилища [32] .

В некоторых сказках виды строений взаимозаменяемы, т.е. одна и та же постройка может именоваться по-разному. В то же время отдельными сказочниками четко разграничиваются строения. Это, прежде всего, касается немногочисленных текстов, в которых присутствуют четыре различных постройки в ином мире: три принадлежат девушкам (сюжет о трех царствах), а в четвертом похититель удерживает главную героиню.

Так, например, в сказке из сборника, подготовленного О.Э.Озаровской, Елена Прекрасная, Марфа Прекрасная и Александра Прекрасная пребывают в избушках «на курьей ножки об одной окошки» [33] , а похищенная мать Ивана-царевича находится в «Вехоревом доме» (Оз., №26).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кроме того, в текстах, где в качестве похитителя фигурируют зооморфные похитители, их жилища иногда представлены в виде берлоги (если речь идет о медведе) или норы (если о волке). В некоторых случаях тип строения не конкретизируется: «Теперь идёт (Иван-царевич. – А.Л.) дальше и близко приходит к Кощея жилищам» (Корг., №8).

В сказках, кроме того, отмечается, из какого материала сделана постройка. Так, она может быть каменной: «В болоте стоит каменный дом» (Карн., №141). Во многих текстах в ином мире находятся металлические строения: медное, серебряное, золотое. Речь в данном случае идет о сюжете СУС 301 А, В Три подземных царства. По словам В.Н.Топорова, «царство и дом в типе 301 находятся чаще всего в отношении свободного чередования или дублирования (отсюда – золотое царство или золотой дом, серебряное царство или серебряный дом, медное царство или медный дом, с одной стороны, и золотой дом в золотом царстве и т.д., с другой стороны)» [34] . В.Я.Пропп считает, что «эти три царства возникли как утроение тридесятого царства. При стремлении сказки все утраивать этому стремлению несомненно подвергся и данный мотив, и этим вызвано наличие вообще трех царств, но так как тридесятое царство золотое, то предыдущие сделаны серебряным и медным. Искать здесь каких-то связей с представлениями о железном, серебряном и золотом веке, вообще с циклом гесиодовских эр – напрасный труд. Здесь не удастся также обнаружить никаких связей с представлениями о металлах» [35] . Последнее заключение требует корректировки. Во многих сказках сообщается, что не только сами царства сделаны из соответствующего металла, но и многие атрибуты в них тоже: «… стоит дом медный и кругом ограда медная. У ворот стоит собака <…>, на медной цепи привязана» (Никиф., №131); «Пришол это он (Окати-горошка. – А.Л.) в медное царство. Д в о р е ч ь и мостовые и панели все из меди» (Карн., №41). Примечательно, что в одном из проанализированных текстов соответствующая характеристика переносится на облик похитителей: три сестры героя оказываются женами трех Воронов Вороновичей, Коготов Коготовичей, у одного из которых «медный нос, оловянный хвос», у второго «серебряный нос, чугунный хвос», у третьего «золотой нос и стальной хвос» (выделено мной. – А.Л.) (Пуд., №27).

Как уже отмечалось, во многих сказках соответствующие дворцы (или царства) располагаются на горе.

Это дает основание говорить о том, что составители СУС не совсем верно озаглавили указанный сюжет.

Кстати, в Указателе Н.П.Андреева он назван «Три царства: медное, серебряное, золотое», что более правильно. В сказках встречаются и строения, созданные из других материалов – стекла, олова, хрусталя, жемчуга.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нередко указывается размер строения. При этом в сказках встречается как гиперболизация: «Увидали дом агромадный» (Никиф., №103), так и использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: «и вот оне увидали дóмичек» (Корг., №12). В некоторых сказках дается качественная характеристика постройки: «дом очень хороший» (Никиф., №103); «дом Вехорев благодатной» (Оз., №26).

Во многих сказках даже можно почерпнуть сведения о внутреннем убранстве указанных строений, касающегося жилой части, нежилых помещений и дополнительных построек (например, бани).

стр. 325Таким образом, в сказках о похищении женщины сохраняются отголоски представлений о трехчленном (вертикальном) строении Вселенной, имеющей верхний и нижний иной мир и мир этот, располагающийся посередине. Также тексты содержат сведения о более позднем двухчленном (горизонтальном) делении, в котором мир этот отделяется от иного каким-либо пространством. В то же время на потусторонний мир переносятся все основные понятия и атрибуты, имеющиеся в мире этом. Характерно, что многие черты, использующиеся при изображении иного царства в устных вариантах, возникли под влиянием лубочной традиции.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф