Метки текста:

Образование Рябининские чтения

Габукова О.С. (г.Петрозаводск)
Традиционная музыкальная культура и дети: проект комплексной культурно-образовательной программы по изучению и творческому освоению народной культуры Vkontakte@kizhi

стр. 514Традиционная культура – это мироощущение, мировосприятие и мировоззрение народа, среда его обитания и жизненный уклад, сформированный в ней, его язык, верования, творчество. Сегодня ученые разных специальностей – и гуманитарии, и физики – считают, что традиционная культура является практически безальтернативным фактором духовного, нравственного и физического здоровья общества. В ней, в том числе в музыкально-поэтическом фольклоре каждого из народов, живущих на планете Земля, накоплен колоссальный и жизнеспособный в настоящее время опыт общественного и личного в любых изменяющихся геоклиматических, социокультурных, хронотопных условиях, который предназначен живущим и будущим поколениям, т. е. прежде всего детям и юношеству. Поэтому в наши дни, которые принято определять как процесс глобализации, опыт этнокультурный, основывающийся на локальных традициях, приобретает самую высокую общественную значимость. Этот опыт должен передаваться и осваиваться подрастающими поколениями в рамках веками освоенных и усовершенствованных технологий, главными из которых является традиция – бесписьменная, общественная, существующая одновременно во множестве версий, передаваемых контактным способом разным половозрастным и социальным группам этноса и каждому члену этнической группы одновременно.

Эта философская и социокультурная позиция автора, который является педагогом фольклорного отделения Детской школы искусств г. Петрозаводска, побуждает и позволяет искать пути практической реализации освоения городскими детьми основ традиционной культуры народов, живущих в своем регионе, а также знакомства их с традициями, обрядами и обычаями народов, родственных коренным народам Карелии по языку, мировоззрению и образу жизни.

В 2001 г. на базе фольклорного отделения Детской школы искусств г. Петрозаводска сформировался детский коллектив «Vesläžed/Скоморошина». Его участники изучают одну из локальных версий традиционной культуры южной Карелии – традицию карелов-людиков с. Михайловского Олонецкого национального муниципального района. В 2008/2009 учебном году руководитель коллектива «Vesläžed/Скоморошина» разработал, апробировал и внедрил авторскую образовательную программу. Данная программа, пройдя региональный этап (г. Петрозаводск) Всероссийского конкурса на лучшую учебную программу для детских школ искусств, стала победителем конкурса (г. Москва). Экспертная комиссия ГОУ «Институт повышения квалификации работников образования» рекомендует авторскую программу для использования в учреждениях дополнительного образования детей.

Тем не менее, опыт работы по авторской комплексной образовательной программе позволяет разработчику осознать необходимость углубления и расширения программы за счет включения в нее всех предметов образовательного цикла фольклорного отделения ДШИ, что позволит раскрыть перед детьми, совместно в педагогическом партнерстве с детьми основы традиционной культуры в ее локальном проявлении; реализация программы будет способствовать формированию у детей конкретных мировоззренческих установок и раскрытию креативных личностных способностей у каждого из обучающихся вне зависимости от его природной одаренности.

«Terveh, pajo!/ Здравствуй, песня!» – таково название проекта авторской комплексной образовательной программы по изучению и творческому освоению традиционной народной культуры детьми, обучающимися на фольклорном отделении Детской школы искусств г. Петрозаводска. Комплексный подход в вопросах изучения и творческого освоения традиционной культуры детьми является сегодня актуальным и единственно возможным. В первой половине ХХ в. ученые смогли «оторваться» от последовательного изучения конкретных образцов народного творчества и осознать структуры, составляющие традиционную культуру, как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых (или взаимоисключающих) текстов (структур, моделей), определяющих конкретную локальную бесписьменную вербально-музыкально-инструментально-драматическую традицию в ее множественных проявлениях в этнокультурном хронотопе. Эта научная позиция послужила важнейшей предпосылкой для обоснования необходимости междисциплинарного изучения традиционной культуры во множестве ее локальных версий и комплексе текстов (структур, моделей).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основой методико-исследовательской и исполнительской деятельности коллектива является собирательская деятельность (организация и проведение фольклорных экспедиций), в ходе которой участники ансамбля не только исследуют традиции карелов-людиков с. Михайловского, но и, ревитализируя механизм межпоколенного общения в рамках традиционной культуры, способствуют тем самым «удержанию» традиционнойстр. 515 культуры в сознании и жизни аутентичных носителей и исполнителей. Ансамбль способствует по-вышению социокультурной значимости традиционной культуры в глазах жителей с. Михайловского, собственных семей участников ансамбля, а также пропаганде локальной традиции среди детей и юношества г. Петрозаводска и других территорий.

Для реализации идеи автор использует инновационный в этнопедагогике интегративный метод, который предполагает, что различные предметы учебного плана фольклорного отделения призваны создать общее поле, на котором традиционную культуру в ее локальной версии возможно изучать как единое целое – различные ее срезы (тексты, структуры, модели) одновременно.

Миссия программы: воспитание креативной личности с высоким духовным и нравственным потенциалом и активной жизненной позицией.

Цели программы: 1. Создание полноценной воспитательной среды, в которой возможно гармоничное развитие и этнокультурное образование личности обучающегося через целостность и многообразие мышления и творческого его воплощения в рамках традиционной культуры; 2. Ориентация учащихся на будущую профессионализацию в сфере традиционной культуры региона Карелия.

Задачи программы: образовательные, развивающие, воспитательные, организационные, пропагандистские реализуются в рамках организации учебного процесса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Учебный процесс рассчитан на 12 лет обучения детей с 3(4)- до 15(16)-летнего возраста. Он может, в зависимости от выбора обучающихся и их родителей, состоять из трех образовательных уровней – дошкольный, начальный и общий уровни образования. В программе предлагается три самостоятельных законченных учебных модуля: 5, 7 и 12 лет обучения. Общий объем учебных часов (5 лет – 561 час, 7 лет – 2057 часов, 12 лет – 2618 часов) развит по годам и этапам обучения. Основу учебного плана начального и основного общего уровней обучения составляют дисциплины специального цикла: «Фольклорный ансамбль», «Основы певческой традиции» (индивидуально), «Основы традиционного инструментального музицирования» (индивидуально), «Инструментальный ансамбль», «Основы традиционной народной культуры», «Традиционная хореография», «Основы традиций ремесленного творчества».

Данный учебный план предлагает предметы по выбору. Индивидуальный предмет «Основы традиционного инструментального музицирования» предполагает знакомство детей и их обучение игре на различных музыкальных инструментах народов Карелии (йоухикко, кантеле, инструментах-аэрофонах, в том числе гармонике, и идиофонах), а также и некоторых инструментах финно-угорских народов России.

В рамках предмета «Традиционное народное пение» на подготовительном этапе и начальном уровне образования обучения реализуется задача формирования и развития исполнительских певческих навыков.

С пятого года обучения занятия включают в себя расшифровку образцов музыкально-поэтического фольклора, а также основы индивидуальной исследовательской деятельности.

Предмет «Основы традиций ремесленного творчества» предполагает знакомство детей с разными видами традиционного рукоделия – народная игрушка, вышивка и работа с бисером, ткачество поясов и половиков, работа с берестой, традиционный костюм.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ожидаемые результаты внедрения авторской комплексной образовательной программы по изучению и творческому освоению традиционной народной культуры заключаются в освоении детьми мировоззренческих и технологических основ традиционной культуры, сформированный личностный творческий по-тенциал в сочетании с активной жизненной позицией.

Традиционную культуру дети и юношество должны перенимать и усваивать непосредственно от носителей традиции и аутентичных исполнителей музыкально-поэтического фольклора. Эта деятельность, названная нами в учебной комплексной программе как «фольклорная экспедиция», является обязательной для обучающихся с третьего класса в возрасте 10–11 лет. В период с 2005 по 2011 г. обучающиеся на фольклорном отделении в коллективе «Vesläžed/Скоморошина» провели 25 выездов в село, традиции которого лежат в основе деятельности детского фольклорного коллектива. Тесные дружеские отношения связывают ансамбль «Vesläžed/Скоморошина» и аутентичную фольклорную группу «Pit’krandaаne» села Михайловского Олонецкого национального муниципального района, руководителем-организатором которой является Т. А. Габукова.

Необходимо отметить, что еще в 1980-х гг. во время работы и далее во время встреч и консультаций с фольклористами-музыковедами, работавшими в Петрозаводской государственной консерватории, Т. А. Габукова была обучена основам методики деятельности руководителя-организатора аутентичного коллектива. Благодаря ее неустанным усилиям аутентичный фольклорный ансамбль за 30 лет не только не угас, но и реконструировал на основе коллективной «фольклорной памяти» и внедрил в жизнь ушедшие обряды, песни, танцы, образцы традиционной народной драмы и др.

За время изучения участниками ансамбля традиционной народной культуры карелов-людиков, их быта и уклада жизни ребята узнали из уст коренных жителей села и особенности традиционного народного календаря, среди которых древний карельский праздник Кегри, обряды окончания уборки урожая, первого выгонастр. 516 скота на пастбища, некоторые элементы семейно-бытовых обрядов. В мае 2009 г. впервые за годы изучения фольклора карелов-людиков ребята стали участниками важнейшего ритуала традиционно-бытовой культуры – Егорьева дня, который сохранился в памяти жителей с. Михайловского до наших дней. Собранные в селе фольклорные материалы стали основой для создания двух фильмов – «Фольклор и обряды кареловлюдиков села Михайловское Олонецкого района» и «Čoma Kuujarven derein’aane om...» («Красивая деревня Кууярви/ Михайловское…»). Эти фильмы очень важны в процессе обучения детей на фольклорном отделении Детской школы искусств с позиций решения с их помощью образовательных, развивающих, воспитательных, организационных, пропагандистских задач в образовательном процессе.

Общение с аутентичным коллективом карелов-людиков «Pit’krandaаne» стало важным и для знатоков традиции с. Михайловского: благодаря появлению активных, творчески настроенных детей «фольклорная память» пожилых жительниц активизировалась, а мотивация поддержания деятельности аутентичного коллектива и сегодня остается очень высокой. Благодаря совместной деятельности двух коллективов удалось возродить такие традиционные для карелов-людиков с. Михайловского праздники, как «Кегри», «Егорьев день», «Троица» и другие. В мае 2010 г. детский фольклорный коллектив «Vesläžed/Скоморошина» стал участником открытия Дома карелов-людиков в с. Михайловском, в ходе которого обучающимися были записаны местные традиции новоселья.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, предмет «фольклорная экспедиция», входящий в предлагаемую к внедрению Комплексную образовательную программу по изучению и творческому освоению традиционной народной культуры «Terveh, pajo!/ Здравствуй, песня», является не только необходимым учебным предметом, но и серьезной социо- и этнокультурной деятельностью по сохранению и развитию традиций народов Карелии на примере локальной этнокультурной традиции карелов-людиков с. Михайловского Олонецкого национального муниципального района.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф