Метки текста:

Образование Рябининские чтения

Нечаева С.Е. (г.Каргополь)
Занятия по народной культуре в образовательных программах музея VkontakteFacebook

стр. 531В Каргопольском музее разработаны и успешно реализуются различные музейно-образовательные программы для детей и взрослых. В каждую образовательную программу входит блок занятий по народной культуре. Понятие «народная культура» включает в себя изучение жизни и быта народа, традиций, обрядов, праздников, социальные взаимоотношения членов сообщества, воспитание детей в семье, характер жилища, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, преданья, верования, поверья, народные песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, т. е. произведения фольклора.

Дошкольники занимаются по программе «Здравствуй, музей!». Малыши приходят в музей первый раз в возрасте 4–5 лет. Для них ведутся занятия по трем направлениям: знакомство с новыми выставками и экспозициями, занятия по истории города и занятия по народной культуре. Для самых маленьких посетителей в течение первого года обучения большинство занятий проводятся по народной культуре. Это связано, прежде всего, с возрастными особенностями детей: психическими, физическими, с особым предметным восприятием окружающего мира. В первый год для детей проводятся такие занятия по народной культуре, как «Такая разная посуда», «Бабушкины помощники», «В гостях у деревенской девочки».

На занятии «Такая разная посуда» дети знакомятся с различными видами посуды конца XIX – начала XX вв.: глиняной, медной, стеклянной, деревянной, фарфоровой. Под руководством музейного педагога малыши сравнивают различную посуду, в том числе и старинную с современной, выясняют, как изменялся материал, из которого делали посуду, а также сама форма посуды, пытаются понять, почему хозяйка использовала ту или иную посуду в различных ситуациях. Опираясь на свой собственный опыт, ребята делают вывод, что самая вкусная пища получается в глиняной посуде. Экскурсовод обращает внимание детей на то, что крестьяне бережно относились к посуде, не выбрасывали треснутые горшки, а «запеленывали» их в бересту, а также на то, что ненужной посуды в крестьянском доме не было, каждая посуда использовалась для строго определенной цели.

В процессе занятия дети отгадывают народные загадки про предметы посуды, играют в игры, направленные на имитацию, например, «замешивают» тесто мутовкой в квашне. Педагог в игровой форме помогает детям сравнить крестьянскую посуду с современной и сделать вывод о том, что старинная посуда изготовлена из экологических материалов, и во многих семьях сегодня мы можем видеть глиняные горшки, берестяные солонки и туески, т. е. когда-то забытые традиции возвращаются в нашу современную жизнь.

На занятии «Бабушкины помощники» малыши знакомятся с предметами крестьянского быта (светец, глиняный горшок, ухват, хлебная лопата, деревянная ложка, рукомойник). В самом начале занятия дети встречают бабушку Дуню, которая просит малышей разыскать ее предметы-помощники. В игровой форме дети знакомятся с назначением предметов, сравнивают их между собой. В этом занятии педагог использует чтение русской народной сказки «Жихарка». После прочтения сказки дети отвечают на вопрос экскурсовода:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

«Какой предмет помог Жихарке перехитрить лису? Найдите его на выставке».

«В гостях у деревенской девочки» – это занятие-театрализация, на котором малыши оказываются в деревенской семье, живущей более 100 лет назад. У девочки Маши в этот день именины, и она приглашает всех на чаепитие. Для того чтобы погружение в прошлое было более достоверным, выбираем среди детей Машеньку и наряжаем ее в традиционный каргопольский костюм. В процессе игры-театрализации дети познают традиции каргопольского чаепития, выясняют, из чего и как пили чай.

Во второй год обучения по программе «Здравствуй, музей!» тематика занятий по народной культуре расширяется и усложняется. Малыши знакомятся с мужским и женским традиционным каргопольским костюмом. Педагог делает первые попытки сравнить северный женский костюм и южный, демонстрируя детям кукол в костюмах.

На выставке «Чарочка моя серебряная» юные экскурсанты оказываются на праздничном каргопольском застолье и знакомятся с тем, какие блюда и в какой последовательности подавали. Малыши расширяют свои знания о посуде, которую использовала хозяйка в будни и праздники: заблюдник, латка, роговик, полоскательница и др. Опираясь на свой собственный опыт, дети рассказывают о современном застолье, праздничных блюдах. Сравнивают «как раньше и как сейчас», находят сходства и различия, делают вывод о том, какие традиции им бы хотелось вернуть в современность, например, в конце пирожного стола подавать тонкие («разгонные») пирожки. Экскурсовод на этом занятии использует различные приемы и методы работы: составление и использование в речи пословиц, народных загадок, чтение сказки С.Писахова «Как купчиха постничала» и т.д. Важно рассказать детям о правилах поведения за столом и существовавших порядках, а также подчеркнуть важность застолья, как одного из способов сплочения и единения семьи, общения, передачи опыта от одного поколения другому.

стр. 532Такие занятия и выставки как «В мире игрушек», «Бабушкины игрушки», «Игрушки-обереги, обрядовые игрушки», «Красавицы-девицы и иные лица» знакомят ребят с игрушками различных поколений. Дети узнают о разных способах изготовления народной куклы и трех видах кукол: куклы для игры, обрядовые куклы, куклы-обереги. Малыши узнают про обряды, в которых принимали участие куклы. Дети могут поиграть куклами, представив себя девочками и мальчиками, живущими на каргопольской земле более ста лет назад.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Музейный педагог побуждает детей к тому, чтобы они вспомнили колыбельные песни и спели их, качая кукол. На дом малышам дается задание выяснить, какие колыбельные песни знают их мамы, бабушки и прабабушки, записать или запомнить их к следующему занятию.

Включены в программу занятий для дошкольников и занятия, рассказывающие о крестьянском доме, его строительстве и внутреннем убранстве. Занятия носят ознакомительный характер, более подробно дети изучают эту тему в начальном звене. Малыши вместе с экскурсоводом анализируют фотографии из фондов музея, на которых изображены части дома или деревенские дома. Задача ребят, рассматривая фотографии, определить, какие части дома украшали и как, высказать свои предположения о том, зачем это делали: ведь в народной традиции не было ничего случайного.

С самого раннего возраста дети знакомятся и с художественными выставками, которые открываются в залах музея. Посещение выставок картин и детских рисунков позволит ребятам понять и оценить красоту и неповторимость природы родного края. Портреты И. С. Котова помогают малышам понять жизнь и быт каргопольского крестьянина. Наиболее живой интерес среди детей вызвала выставка работ Маши Широких «Каргопольские картинки». Рассматривая картины, малыши знакомятся с народным календарем: здесь и христославы, и колядки, тетерочный день и каргопольская ярмарка. Работы выполнены в очень близкой юным экскурсантам манере: они живые, непосредственные, с юмором. Малыши, глядя на картины, получают первые представления о том, кто такая славутница и как она выглядит, чем занят пчеловод на пасеке и как празднуют свадьбу на Каргополье.

Несколько лет подряд в рамках фестиваля «Хрустальные звоны» проводится конкурс детских рисунков, тема конкурса каждый год меняется: «Чудесный колокольчик», «Водосвятный звон», «Хрустальная музыка зимы», «Перезвоны эпох». Все эти темы связаны с искусством колокольного звона, его историей, традициями и видами. Экскурсовод заостряет внимание детей на том, что колокольный звон сопровождал человека всю жизнь от рождения и до смерти.

Младшие школьники занимаются по музейно-образовательной программе «Наследие – детям» (автор О. А. Рудометова), программа рассчитана на 4 года обучения. В каждом классе дети, безусловно, знакомятся с выставками по народному искусству, но второй год обучения – это базовый этап приобщения ребенка к культурному наследию края. На занятиях происходит обращение к истокам традиционной народной культуры.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сочетая общечеловеческие ценности и национальное своеобразие, она отражает всю полноту мира и таким образом способна оказать огромное влияние на духовную жизнь ребенка.

Личное участие ребенка в освоении наследия заключается не только в освоении содержания, смысла народной культуры, но и в освоении средств их выражения в традиционных для народной культуры формах (живопись, ремесло, игра, устное творчество, песенный фольклор). Используя фондовые коллекции, музейный педагог может наглядно подчеркнуть общую духовную сущность, по-разному проявляющуюся в костюме, интерьере избы, домашней утвари, в песне, танце, сказке, игре. Конкретные вещественные образцы народного творчества, сюжеты фольклорных произведений позволяют сделать вывод, что исходным источником сюжетов и образов народного искусства было осмысление человеком того огромного мира космоса, в котором он когда-то появился, развивался, в котором живет сейчас. Задача музейного педагога – сконцентрировать внимание детей на духовном смысле явления, обычая, праздника.

Во второй год обучения по программе «Наследие – детям» ребята изучают календарную обрядовую культуру народа, тайны древнего орнамента, знакомятся с образами народного искусства, узнают, как играли и забавлялись крестьянские ребятишки. В программе появляются занятия, посвященные одному музейному предмету, например, передник с вышивкой «месяцеслов».

Один из разделов программы – это тайны древнего орнамента. Малыши знакомятся с понятием «орнамент», узнают, как представления крестьянина об устройстве мира отразились в орнаменте, как изображались различные знаки: плодородия, земли, воды, солнца… Дети получают представление о том, что крестьянский дом и женский народный костюм – это модель мира.

Отдельный блок занятий посвящен образам народного искусства: дерево, медведь, олень, баба, птица, конь. На этих занятиях педагогу важно донести до детей глубинный смысл образов. Мировое древо – идея единства мира, пространственная модель устройства Вселенной, образ вечной связи времен. На занятии «Быль и сказка про медведя» ребята узнают, что когда-то давно люди считали медведя первопредком человека, с течением времени медведь становится тотемом земли и, наконец, медведь – фольклорный персонаж. Женский персонаж в древней народной культуре, как божество, в котором воплощалось представлениестр. 533 о земле, рождающей, и о женщине, продолжающей род. Мать – сыра земля, Роженица, Богиня плодородия, Макошь – мать урожая, Весна, Великая мать природа, Хозяйка мира. Рассматриваем женский образ в вышивке и глиняной игрушке.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Образ птицы и коня в народном искусстве – это прежде всего символ солнца. Они взаимозаменяемы на предметах народного искусства. Конь – это символ солнца на крыше дома и на тетерке, на золотном платке и в глиняной игрушке. Смысловые значения птицы в народной культуре – это идея неба, идея материнства, олицетворение душ умерших, образ весны. Птица счастья – добрый дух дома. Рассматривая и анализируя предметы из фондов музея (костюм, вышивку, роспись по дереву, глиняную игрушку), дети с умелой помощью экскурсовода сами пытаются определить смысловую нагрузку образа птицы в народной культуре.

Изучая раздел «Развлечения, игры, забавы крестьянских детей», малыши знакомятся с игрушками своих прабабушек и прадедушек, сравнивают их игрушки со своими, современными, находят сходства и различия. Особо надо подчеркнуть, что раньше игрушка выполняла обережную функцию и была обязательно добрая, несла собой положительную энергию. Экскурсовод отдельное занятие посвящает народным играм, в которые дети с удовольствием играют. Глиняные игрушки разных регионов – это отдельная тема для разговора с детьми. Ребята узнают особенности игрушек разных регионов, знакомятся с тем, как лепили игрушки, и с чем связаны особенности лепки, например, с различным составом и видами глины; в центре внимания – каргопольская глиняная игрушка и известные мастера-игрушечники Каргополья.

В разделе программы «Дом, открой свою тайну» предусмотрено пять занятий, на которых дети знакомятся с понятием «деревня» и составом деревянной застройки, с основными мужскими занятиями – земледелие, охота, рыболовство, мужские ремесла и промыслы. Совсем недавно в музее открылась детская выставка «Всякий дом хозяином держится», где представлена система трудового воспитания мальчика как будущего хозяина дома – через мужские ремесла и промыслы. В программу включены и практические занятия, на которых дети делают первые попытки овладеть каким-либо ремеслом, например, вышивают закладку традиционным каргопольским швом «роспись».

Таким образом, приобщая детей к народной культуре, важно окружить их предметами материального и духовного плана, к ней относящимися. Это поможет малышам понять, что они – часть великого русского народа. Необходимо использовать на занятиях фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.), так как именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Важно не просто знакомить детей с традициями и образами народного искусства, а раскрывать их истоки и глубинный смысл, показывать их связь с современностью и подчеркивать, что многие забытые традиции возвращаются в нашу жизнь.

Для семейных посетителей в течение двух лет работала программа «В музей за сказкой», состоящая из 10 занятий. Одна из задач программы – познакомить детей с малоизвестными кенозерскими и каргопольскими сказками, раскрыть их духовный смысл, жизненную философию. Программа состоит из трех разделов: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Все занятия проходят на музейных выставках и экспозициях. Каждое занятие – это маленькое путешествие в мир одной известной народной или авторской сказки и сказки каргопольской или кенозерской. Например, народная сказка «Колобок» и каргопольская сказка У. И. Бабкиной «Колобок», или сказка «Курочка Ряба» и кенозерская сказка «Разбитое яичко». На каждом занятии посетители знакомятся с музейными предметами, которые встречаются в сказке, чаще всего это предметы быта (решето, мутовка, горшок и др.). Обязательным является представление сказки выразительными средствами театра, взрослые совместно с детьми показывают импровизированный кукольный спектакль, мини-представление. После прочтения или показа сказки анализируются с точки зрения содержания, жизненной философии и языка. Обязательно выделяются слова, встречающиеся в сказках, типичные только для Каргополья и Кенозерья (буде баять, баско и др.). На занятиях дети выполняют творческие задания и играют в игры, в том числе и народные.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, приходя в музей, дети и взрослые знакомятся с произведениями фольклора, тем самым приобщаясь к народной культуре. На наш взгляд, занятия по народной культуре очень важны для современных детей, так как нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит в результате освоения им общественно-исторического опыта в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих ценностей. Эти нормы и ценности четко зафиксированы в народных традициях. Ведь народные традиции являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф