Метки текста:

Образование Рябининские чтения

Птицына Е.В. (г.Петрозаводск), Романова А.В. (г.Петрозаводск)
Приобщение студентов к культурным ценностям средствами декоративно-прикладного творчества VkontakteFacebook

стр. 540В современных условиях декоративно-прикладное творчество является важным средством совершенствования культуры и мировоззрения личности. Обращение к воспитательной стороне творчества способствует гуманизации социальных отношений, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности. Изучение декоративно-прикладного творчества будущим учителем технологии предполагает готовность к сохранению и передаче каждому следующему поколению художественного и культурного наследия.

Культура сохраняется и развивается усилиями человека, она является результатом творчества, а процесс овладения культурой – процессом личностного открытия, сотворения мира культуры в себе. При этом ученые отмечают, что именно культура является источником, питающим воспитание, сосредоточием всего наследия человечества, сокровищницей нравственных богатств и движущей силой развития. Принцип культуросообразности, как гуманистически ориентированный принцип, определяет отношения между воспитанием и культурой – средой, питающей личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры.

Это значит, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие ценности, а отношение к воспитаннику должно строиться, исходя из восприятия его как свободной личности, которая способна к самоопределению и самореализации в мире культуры. В процессе интериоризации культурных ценностей и явлений раскрывается творческий потенциал личности, формируется и развивается способность обучающихся к восприятию и переживанию окружающей действительности. Таким образом, образование предстает как механизм воспроизводства культуры – сложный, многоуровневый процесс развития личности, особая сфера содействия ее культурного развития и саморазвития.

Все положительное в традициях народа является уникальным, тесно связанно с культурной памятью и имеет важное значение для каждого следующего поколения. Без наследия тысячелетий невозможно движение вперед; осваивая свою человеческую сущность в формах культуры, личность становится культурноисторическим субъектом. Рассматривая взаимосвязь культуры и воспитания в условиях профессиональной подготовки, мы подчеркиваем важность сохранения и развития культурных ценностей, при этом культурный контекст должен пронизывать содержание всего образовательного процесса, в котором обеспечивается единство межнационального, интернационального, национального начал в воспитании. Культурологические составляющие в образовательном процессе помогают в укреплении преемственности поколений. Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Любая традиция – это осознание принадлежности к своим корням, а чем дальше и глубже в прошлое прослежены эти корни, тем крепче преемственность и культура человека.

В процессе профессиональной подготовки студентов факультета технологии и предпринимательства особое внимание уделяется освоению национальной культуры, с помощью которой личность осваивает ценности своего народа. Теоретико-методологические проблемы этнохудожественной деятельности освещены в работах И.А.Арабова, Г.Н.Волкова, В.В.Макаева, В.К.Шаповалова и др.; проблемы использования этнокультурных традиций в образовательном процессе – в трудах А.И.Арнольдова, Г.Н.Волкова, В.А.Сухомлинского, Т.Я.Шпикаловой и др.; проблемы воспитательного воздействия народного декоративноприклад-ного искусства на формирование личности – в трудах И.В.Алексеевой, Т.А.Брюхановой, Г.Н.Никитина, И.Н.Полынской, Э.Г.Скворцова, И.М.Фадеевой и др.; вопросы использования народного искусства на уроках – в исследованиях А.Б.Бакушинского, И.А.Богуславской, B.C.Воронова, Г.М.Родиной, А.Б.Салтыковой, Н.В.Черкасовой и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В национальных традициях, обычаях, фольклоре наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями культурный опыт, в котором отражается народная мудрость, характер и душа.

Произведения народного искусства, вызывая эмоции, убеждают, доносят до сознания студентов необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, способствуют развитию культурных ценностей, интереса к народному творчеству, утверждают чувство гордости за народное искусство земляков. Кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания является декоративноприкладное искусство, которое приобщает студентов к истокам культуры и духовным традициям родного края, помогает овладеть образным языком декоративно-прикладного творчества. Активная творческая деятельность студентов на занятиях декоративно-прикладным творчеством позволяет выявить их склонности истр. 541 способности, развивать интересы, получать практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.

Мы выделяем следующие целевые установки ориентации студентов дисциплины технологии и предпринимательства на национальную культуру и искусство:

Профессиональная подготовка студентов по декоративно-прикладному творчеству включает три основных компонента: теоретическое обучение, практическое обучение и научно-исследовательскую работу, с помощью которых достигается образовательная, развивающая и воспитательная цель обучения. Теоретическая подготовка предполагает овладение студентами системой знаний по истории декоративно-прикладного искусства и методикой преподавания в школе, технологии изготовления изделий декоративнопри-кладного творчества; осознание развивающего, обучающего и воспитывающего характера данного вида творчества. Практическая подготовка путем погружения студентов в различные виды художественнотвор-ческой деятельности предусматривает овладение основными приемами работы по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества; развитие умений и навыков применения знаний в самостоятельной творческой деятельности. Научно-исследовательская работа призвана совершенствовать знания, умения и навыки студентов, необходимые для их профессионального развития, саморазвития и самопознания, повышения их социального статуса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мы считаем, что вышеперечисленные компоненты должны осуществляться во взаимосвязи и взаимодополнении. Для успешной реализации такого подхода на факультете созданы необходимые условия, позволяющие варьировать аудиторные и внеаудиторные занятия, включать студентов в «живое» общение с объектом исследования, в непосредственное изучение комплекса технологических и эстетических характеристик будущего изделия, сохраняя традиционный исторический и культурный контекст. В данном аспекте важным является насыщение образовательного процесса интегрированными курсами, факультативными занятиями по культуре и искусству своего края, что позволяет студентам взаимообогащать культурно-исторический опыт различных этнонациональных общностей, определять роль и место родной культуры в контексте мировой.

Студенты с первого курса погружаются в мир декоративно-прикладного творчества, самобытных произведений традиционного прикладного искусства. Художественное творчество народа, тесно связанное с его социальным опытом и национальными традициями, активно влияет на формирование вкусов молодежи, их национального самосознания. Учитывая национальные традиции народных мастеров, включая фольклорный и обрядовый материал в образовательный процесс, мы воздействуем на развитие культуры студентов и создаем условия для развития их культурных ценностей. Присваивая полученный опыт, они трансформируют традиции и особенности национального искусства в различных видах декоративно-прикладного творчества.

В учебном плане осуществляется междисциплинарная интеграция курсов: «Лоскутная пластика», «Народный костюм», «Вышивка», «Проектирование аксессуаров», «Обработка кожи и меха», «Текстильная пластика», «Народные художественные промыслы», «Декоративно-прикладное творчество», «Гобелен», «Роспись по ткани». Перечисленные дисциплины на основе межпредметных связей взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, что способствует утверждению культурных и эстетических ценностей будущих учителей, сохранению национальной самобытности и культуры родного края. Интегрированное обучение и установление межпредметных связей является одним из ведущих направлений научно-методической работы.

Согласование учебных программ смежных дисциплин по декоративно-прикладному искусству позволяет оптимизировать учебный процесс, избежать дублирования учебного материала, обеспечить целостное восприятие и видение проблем.

стр. 542На занятиях студенты проектируют модели национальных костюмов, изготавливают аксессуары, предметы быта, которые представляют на различные конкурсы, выставки и конференции. Через опыт создания художественных проектов в области декоративно-прикладного творчества студенты получают возможность реализовать свои потребности, способности и интересы в активной творческой деятельности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В дальнейшем в процессе написания курсовых и дипломных работ они разрабатывают программы спецкурсов, факультативов, комплексы уроков, программно-методическое обеспечение предметных дисциплин и проводят эти занятия на педпрактике. Технологические тонкости декоративно-прикладного искусства, свобода выбора материала, выбор технологий в процессе изготовления изделий открывают необъятное поле для активной творческой деятельности студентов. Благодаря применению на практике знаний и умений из различных областей декоративно-прикладного творчества навыки студентов конкретизируются, становятся более жизненными.

Таким образом, организация образовательного процесса имеет интегративный творческий характер, открывая новые возможности для самореализации и профессионального роста будущих учителей. Совершенствование качества обучения студентов средствами декоративно-прикладного творчества зависит от правильности выбора форм организации учебного процесса. Наиболее эффективными являются: лекции с элементами презентации, проблемные лекции, индивидуальные и коллективные творческие проекты, практические занятия, учебные конференции, экскурсии, экспедиции, мастер-классы. Различные виды аудиторных занятий становятся личностно-ориентированными в результате использования активных методов обучения: «круглых столов», групповых дискуссий, тренингов, деловых игр, портфолио достижений, выездных занятий. Активизация методов обучения достигается путем применения компьютерной техники, аудио- и видеоматериалов, видеосъемок с последующим аналитическим разбором. На факультете разработаны методические пособия и рекомендации по самостоятельной работе студентов (аудиторной и внеаудиторной).

Использование воспитательного потенциала декоративно-прикладного творчества в образовательном процессе способствует развитию личности, поскольку объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало. На наш взгляд, ориентация студентов на национальную культуру обогащает образовательный процесс, помогает сохранению национальной культуры, культурных ценностей, исторической памяти своего народа, способствует всестороннему развитию личности. Приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям в процессе изучения декоративно-прикладного творчества приводит к совершенствованию их знаний, умений и навыков, развитию интересов и потребностей, формированию эстетической культуры личности в целом и созданию у нее потребности в деятельности по «законам красоты».

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф