Метки текста:

Земство Культура Олонецкая губерния Финляндия

Баданов В.Г. (г.Петрозаводск)
Земские учреждения Олонецкой губернии и их противодействие финскому ирредентизму в годы реформ П.А.Столыпина VkontakteFacebook

Аннотация: В статье рассматривается проблема борьбы Олонецкого земства с финской культурно-языковой и территориальной экспансией за сохранение территориальной целостности Российского государства в период столыпинских реформ. В начале XX века финский национализм пытался распространять свое влияние на карельское население приграничной Олонецкой губернии. Земские деятели Олонецкого края своевременно увидели эту опасность и сумели внести свой вклад в культурнопросветительные мероприятия по противодействию этой угрозе.

Ключевые слова: земские учреждения; финский ирредентизм; реформы П.А.Столыпина; Олонецкая губерния; земские культурно-просветительные мероприятия;

Summary: In this article is studied problem of fight of the Olonets zemstvo against the Finnish cultural and language and territorial expansion, for preservation of territorial integrity of the Russian state during the period Stolypin’s reforms is considered. At the beginning of the XX century the Finnish aggressive nationalism tried to extend the influence on the Karelian population of the border Olonets province. Territorial figures of Olonets edge in due time saw this danger and managed to make the contribution to cultural and educational actions for counteraction to this threat.

Keywords: territorial establishments; the Finnish irredentism; P. A. Stolypin’s reforms; the Olonets province; territorial cultural and educational actions;

стр. 16Характерной приметой последнего десятилетия становится пристальное внимание общественности и исследователей к истории России начала XX века, к историческим личностям и политико-правовым институтам того времени (например земству). Велик интерес в наши дни и к личности такого крупного государственного деятеля той эпохи, как П.А. Столыпин. В данной статье рассматривается весьма актуальная и малоизученная проблема борьбы Олонецкого земства с финской культурно-языковой и территориальной экспансией, за сохранение территориальной целостности Российского государства в период столыпинских реформ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Политический курс правительства Столыпина был направлен на укрепление национального единства страны и сохранение её целостности. Недооценивать важность защиты достигнутых границ значило подвергать сомнению значимость усилий прежних поколений, которые их расширяли. По мнению Столыпина, это ставило бы под вопрос дальнейшее поступательное развитие России. [1] Такой подход реформатора к национальной политике оказался весьма близок и понятен земским деятелям Олонецкого края, оказавшимся на переднем крае борьбы с финским экспансионизмом.

Приграничное положение Олонецкой губернии придавало деятельности местного земства в политической и культурно-просветительской сферах определенное своеобразие и обусловило появление здесь еще одного, не имеющего аналогов в других земствах, направления работы. В частности, речь идет о борьбе олонецких земцев с проявлениями финской националистической идеологии – финского ирредентизма. [2] В земских источниках это направление работы называлось «борьба с панфинской пропагандой» или «борьба с финским влиянием». [3]

Идеологи панфиннизма ставили своей целью создание государства «Великая Финляндия», с включением в него всех финно-угорских народов Европейского Севера России (вплоть до Урала), которые должны были осознать себя «единым финскими народом» и проникнуться «национальными финскими идеалами». [4]

стр. 17В Олонецкой губернии, насчитывавшей почти 466 тыс. населения, [5] в нач. ХХ в. проживало около 60 тыс. карел. Они занимали западные области Петрозаводского, Повенецкого и Олонецкого уездов, которые непосредственно выходили на границу с Финляндией. Именно на это карельское население и была направлена враждебная России панфинская пропаганда. Под видом «духовного возрождения и пробуждения» карелов им напоминали о «кровном родстве» с финнами, приглашали их к «братскому единению» с финским народом. Финские националисты настойчиво убеждали карел «оберегать свой родной язык», не отдавать детей в русские школы, отказываться от русских священников и вообще всячески противодействовать русскому языку и русской культуре. Антирусская и антиправославная пропаганда находила определенный отклик в среде карельской ирреденты. Дискредитируя русскую культуру и возвеличивая финляндскую, финская пропаганда должна была подорвать в глазах карел авторитет православного духовенства и деятельность русской администрации. [6]

«Когда пробудится это финское племя, – вопрошал один из приверженцев панфиннизма Бокстрем на страницах Helsingin Sanomat. – Когда оно освободит свою шею от жестоких когтей этих негодяев – русских чиновников, которые поработили это свободолюбивое племя и с помощью русских крестов и царских портретов довели его до отчаянного положения? Когда же наконец условия жизни сложатся так, чтобы и это брошенное на произвол судьбы племя могло самостоятельно управлять собою... Или печальное растворение в великорусском православном стаде и в языке и в мировоззрении будет последней судьбой этого народа? Отнесемся ли мы, финны, равнодушно и безучастно к этому обрусению наших заграничных братьев? Пусть де перерождаются они в русских пресмыкающихся. Пусть лижут православные иконы и нагайки урядников?!» [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наибольшую активность финский ирредентизм проявлял в Ребольской волости Повенецкого уезда и Ведлозерской волости Олонецкого уезда, карельское население которых имело значительные экономические, культурные и даже родственные связи с Финляндией. После создания в Таммерфорсе (Финляндия) «Союза беломорских карел» (1906) панфинская пропаганда в Олонецкой губернии приобрела организованный и целенаправленный характер. В приграничные карельские волости доставлялась русофобская литература, листовки и прокламации, велась устная агитация за отделение территорий, населенных карелами, от России и присоединение их к Финляндии. [8]

Олонецкое земство немедленно вступило в борьбу с панфинской угрозой. На земском собрании 15 мая 1907 г. был заслушан доклад о финском влиянии в русской Карелии, который был составлен секретарем частных совещаний по политическим вопросам Н.К. Чуковым. [9] В нем говорилось о причинах распространения финского влияния в Олонии, раскрывались постулаты панфинской пропаганды, перечислялись факты деятельности подрывных элементов, намечались меры противодействия идеологической экспансии Финляндии. [10] [11] Вслед за губернским земством вопрос о панфинской пропаганде был поднят и уездными очередными земскими собраниями – Олонецким, Петрозаводским и Повенецким.11

стр. 18После обсуждения доклада и выступлений председателя собрания Е.А. Богдановича, председателя Повенецкой уездной управы А.П. Николаевского и председателя губернской земской управы Н.А. Ратькова о «возможности потери четвертой части территории Олонецкой губернии» [12] было вынесено постановление. В нем, в частности говорилось: «Признать надвигающуюся опасность действительно серьезной, угрожающей культурной работе земств и целостности государства... Просить уездные земства обратить особое внимание на лучшую постановку школ в местностях с карельским населением и лучший побор учителей... Ассигновать на дело изучения карельского языка и составления словаря карельских слов 459 рублей... Поставить дело организации медицинской помощи в пограничных с Финляндией волостях и создать там врачебные пункты, так как в настоящее время, при существовании в этих волостях только фельдшерских пунктов, пограничное население Финляндии охотно обращается к нам за медицинской помощью, не имея у себя хорошей организации этого дела... Просить епископа Олонецкого Мисаила обратить серьезное внимание на качество духовенства в карельских местностях... Ходатайствовать перед правительством о немедленной постройке железной дороги для соединения Карелии с крупными чисто русскими центрами, служащими местом, как сбыта, так равно и покупки предметов первой необходимости...» [13]

Значительную помощь (в размере 1 тыс. рублей) Олонецкое земство оказало созданному в 1907 г. Карельскому Православному Братству, которое сразу же развернуло контрпропаганду среди православных карел. [14] Оно смело обличало ложь и не обоснованные притязания финнов на часть России, объединяло русских и карелов под флагом патриотизма и служения Отечеству. Деятельность земств Олонецкой губернии по противодействию финскому влиянию в 1907-1909 гг. имела ощутимые положительные результаты. Земцы много сделали для развития языка и культуры карельского народа. При финансовом содействии земств были изданы Словарь карельского языка М.Д. Георгиевского (одобренном Ф.Ф. Фортунатовым), [15] Грамматика карельского языка К.Н. Королева, [16] Букварь для обучения русской грамоте карельских детей священника В. Никольского, [17] русско-вепсский словарь П.К. Успенского [18] и много православной литературы на карельском языке.

Земство материально помогало учителям начальных школ, располагавшихся в карельских местностях. Карельские школы имели финансирование вдвое большее, чем русские. [19] Улучшилось медицинское обслуживание в карельских волостях. Полнее стали удовлетворять культурные запросы местного населения. [20] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В годы борьбы с панфиннизмом у коренного русского населения Олонецкой губернии проявился интерес к соседям-землякам: «карельскому племени» и чуди (вепсам). Эту тенденцию сразу же уловил «Вестник Олонецкого губернского земства» (ВОГЗ), который начал издаваться в Петрозаводске с 1907 г. В связи с этим интересом, авторы данного земского журнала описывали повседневную жизнь карелов, их быт, нравы и обычаи. [21] Авторы отмечали значительное сближение финно-угорских народностей с русским народом и естественную их ассимиляцию. «В настоящий момент,- констатировал П.К.Успенский, известный земский учитель, много лет проработавший в Олонецком уезде,- нет большой разницы в бытовом отношении между русскими, карелами и чудью». [22]

В Олонецкой губернии в 1906-1916 гг., в отличие от Архангельской, где панфиннам удалось склонить часть ирреденты (карельского населения) на свою сторону, все попытки финских националистов оторвать карелов от России закончились безрезультатно. В этом была несомненная заслуга и земских учреждений Олонецкого края.

К сожалению, борьба с финским ирредентизмом на этом не закончилась. После развала Российской империи финскому националистическому движению удалось сформировать представление об ирредентной территории финского народа – так называемой «Восточной Карелии». Свою лепту в укрепление географических позиций финского ирредентизма внесли эмигранты – «красные финны», участники гражданской войны 1918 г. в Финляндии, [23] возглавившие Карельскую Трудовую Коммуну в 1920 г.

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф