Метки текста:

Православие Русский Север Топонимия Топонимы

Михайлова Л.В. (г.Петрозаводск)
Сакральный ландшафт Русского Севера Vkontakte@kizhi

Аннотация: Сакральные ландшафты Русского Севера включают пространство, имевшее сакральное значение для первобытных людей. Это также культурный ландшафт северных монастырей, символическое воплощение Иерусалима на Русском Севере, сакральные топонимы: мифологического времени; топонимы, основанные на православной и библейской лексике; отантропонимные наименования, образованные от имен иноков.

Ключевые слова: Русский Север; ландшафт; сакральный; мифологический; православный; библейский; топонимы;

Аннотация: The sacral landscapes of the Russian North include space which had sacral meaning for primitive people. This is also the cultural landscape of the northern monasteries, symbolic incarnation of Jerusalem on the Russian North, sacral toponyms: of mythological time, based on the orthodox and biblical vocabulary, anthroponym place–names formed from inoks names.

Russian North; landscape; sacral; mythological; orthodox; biblical; toponyms;

стр. 102Сакральные ландшафты Русского Севера включают пространство, имевшее сакральное значение для первобытных людей. Это также культурный ландшафт северных монастырей, символическое воплощение Иерусалима на Русском Севере, сакральные топонимы: мифологического времени; топонимы, основанные на православной и библейской лексике; отантропонимные наименования, образованные от имен иноков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Процесс создания топонимов в до–религиозный период шел параллельно процессу освоения («сотворения») мира и имел на первых этапах мифологический характер. Осваивая новое пространство, человек знакомился с расположенными в его границах географическими объектами, именовал их, называя именами растений или животных, являющихся для него священными. К таким топонимам можно отнести названия бухт, мысов, гор, внутренних озер, островов Валаамского архипелага: Сосновый (остров), Олений (мыс), Налимий (остров), Змеиный (мыс). Священными были также и камни, небольшие острова на Ладожском озере, которые напоминали силуэтные изображения животных и птиц, например Гусь–камень (остров), расположенный к юго–востоку от Валаама.

В древних верованиях аборигенов севера особое место занимал культ камней. С. А. Токарев отмечает, что насчитывается не менее десяти разновидностей культа гор, «восходящих к разным историческим эпохам и разным условиям жизни людей». [1] Так, например, в восточной части острова Валаам находится гора Чёрный Нос, которую называют также Лысая Гора. В языческие времена на Лысых Горах устанавливались идолы, жертвенники, совершались ритуальные обряды. Скалы Валаама, часто похожие на огромных размеров человека, воспринимались в древние времена как лики богов, им поклонялись, т. к. считали их священными.

По народным представлениям, слово, имя имеют магическую силу. Так, слова ‘волхв, волхвовать’ являются звукоподражаниями, имитацией неразборчивой, неясной речи, в латинском языке им соответствует balbutire ‘заикаться, запинаться, бормотать’. Считается, что речь колдуна, шамана, жреца не может быть внятной, понятной окружающим. Совершая магические ритуалы, они доводят себя до состояния транса, мистического экстаза, при этом речь их теряет членораздельность. Возможно, с волхвованием связано название острова Бармадан, расположенного к северо–востоку от Валаама. Второе название острова – Бормотун. Оба топонима созвучны. На московском диалекте «барма» – ‘бормотун, неясно, невнятно говорящий’. [2]

В топонимии Валаамского архипелага встречается дуалистический принцип противопоставления, характерный для мифологического сознания: светлый – темный, красный – черный – отразился в топонимах (Красный (залив, мыс) – Черный (залив, мыс)). Причем объекты с топонимами Красный – Черный расположены напротив друг друга. Если мы на карте проведем линию от северо–восточной оконечности Валаама, где расположены объекты с названием Черный, то она соединится с юговосточной частью острова, где находятся мыс, бухта, гора с топонимом Красный. В русской топонимии островов Валаамского архипелага нами выделена группа мифологических топонимов, например: гора — стр. 103 Лысая Гора (гора); гусь – Гусь–камень (остров); дева – Девичий (остров), Девичий (полуостров); женщина – Женская (бухта), Женский (мыс) и др.

Сакральное пространство Соловецкого архипелага до–религиозного времени составляют мифологические топонимы, отражающие мировоззрение первобытных людей островов и побережья Белого моря, это священные деревья: дуб, сосна, ель, береза. Сравни: Берёзовое (озеро); Березовский (остров); Новососновая (губа); Сосвенкино (озеро); Сосновое (озеро); Сосновая (губа). К священным животным Соловков можно отнести почитаемые на Русском Севере (в Поморье и Карелии) представителей животного мира, таких как: лось, олень, медведь, бобер, выдра, лисица, волк, собака, змея; морские животные и рыбы: кит–белуха, тюлень, сёмга, кумжа, щука; птицы: гагары, гусь, журавль, лебедь, утка, орел, чайка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Древние люди, рыбаки и охотники, жили в благоприятных природно–климатических условиях. Примерно 6,5 тыс. лет назад среднегодовая температура была выше современной на 2–3°. В лесах кроме ели, сосны, березы произрастали дубы и другие широколиственные деревья, вплоть до побережья Белого моря. С сакральными животными древнего мира Русского Севера знакомит нас «каменная книга», библия каменного века – петроглифы, как онежские, так и беломорские. Петроглифы Беломорья выбиты на островах реки Выг, недалеко от ее впадения в Белое море. Здесь можно увидеть изображения лебедей, оленей, лосей, уток, белух и др., выполненные талантливыми художниками, имен которых мы никогда не узнаем.

Если петроглифы сохранили для нас память о далеком мифологическом времени Поморья, то отражение этого времени мы находим в мифологических топонимах островов Соловецкого архипелага, сохранившихся до наших дней. Сравни: волк – Волчье (озеро); Волчьи (горы); Волчья (гора); дрозд – Дрозды 1–е (озеро); журавль – Журавлиное (озеро); кумжа – Большое Кумажье (Большое Куможье) (озеро); Малое Куможье (озеро); нерпа – Нерпичья (губа); орел – Светло–Орлово (Светлое Орлово) (озеро); пес – Песья Луда (остров); щука – Долго–Щучье (озеро); Щучье (озеро).

Примерами отантропонимных наименований являются топонимы Валаамского и Соловецкого архипелагов: Александр – Александра Свирского (скит), Александровское (поле), Александровское (район); Антоний – Антониевская (дорога), Антониевская (часовня), Антониевское (озеро); Виталий — Витальевское (озеро); Владимир – Владимирская Канава (канал), Владимирская (часовня), Владимирский (луг), Владимирский (мост), Владимирское (поле), Владимирский (пролив); Лаврентьев Лаврентьева (мысы); Мина – Миновские (мысы), Миновские (острова), Миновские (проливы); Никон – Большая Никоновская (бухта), Малая Никоновская (бухта), Малый Никоновский (залив), Никонов (залив), Никонова (пристань), Никонова гавань (бухта), Никоново (район Валаама), Никоновская (гора); Нил – Нила Столбенского (бухта), Нила Столбенского (мыс), Во имя Преподобного Нила Столбенского (часовня), Нила Столбенского (скит); Оссий – Оссиево (озеро); Репшиев – Репшиевы (мысы); Серапион – Серапионовская (дорога) и др. (Валаамский архипелаг); Герасим – Герасимово (озеро); Данил – Данилово (Даниловское) (озеро); Киприян – Киприяново (озеро); Кирилл – Кирилловская (губа); Кирилловская Тоня (Кириллово, Кирилловское) (урочище); Кириллово (район); Кирилловское (озеро); Макарий – Макарьевская (Макарьева, Макариевская) (пустынь); Паладий – Паладьево (озеро); Паламан – Паламанова Губа (озеро); Павел – Павла Флоренского (мыс); Павла Флоренского (улица) и др. (Соловецкий архипелаг).

Ландшафты монастырей Русского Севера характеризует топоним «Святой». Это, например, остров Святой в составе Валаамского архипелага, где много лет прожил в пещере прп. Александр Свирский. Монахи Александро–Свирского монастыря соединили каналом озеро Святое с Рощинским. В Соловецком архипелаге озера с топонимом «Святое» находятся на островах Анзерский, Соловецкий.

Прочтение ландшафта Валаама как иконы возможно с помощью сакральных топонимов, основанных на православной лексике с лексемами: монастырь, скит, крест, игумен, святой, пустынь. См.: игумен – Игуменское (кладбище), Игуменское (озеро), Игуменское (район Валаама); крест – Крестовое (озеро), Крестовоздвиженский (остров), Крестовые (острова), Крестовый (залив), Крестовый (луг), Крестовый (мыс), Крестовый (остров), У Креста (гора); скит – Большая Скитская (гора), Скитский (остров) и др. В связи с созданием на острове Нового Иерусалима, в топонимии Валаама появились библейские названия: Гефсимания – Гефсиманская (церковь), Гефсиманский (сад), Гефсиманский (скит); Елеон – Елеон (гора); Иордан – Иордан (канал); Иосафат – Иосафатова Долина (поле); Кармил – Кармил (гора); Кедрон – Кедрон (канал), Поток Кедрон (канал); мёртвый – Мёртвое Море (озеро); Сион – Сион (гора); Фавор – Фавор (гора) и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Символизация пространства Соловецкого архипелага нашла отражение в топонимии, основанной на православной лексике с лексемами архимандрит, игумен, крест, монастырь, святой, монах, паломник, стр. 104 келья, троица и др.: архимандрит – Архимандритское (озеро); игумен – Игуменский (остров); келья – Келья старца Паисия (пустынь); Келья Скитоначальника (пустынь); Свт. Филиппа Келья (пустынь); пустынь – Андреевская Пустынь; Елизарова Пустынь; Пустынь Св. Филиппа Митрополита Московского, Филипповская Пустынь; троица – Троицкая (губа); Троицкий (хутор) и др. Библейская лексика Соловков отражает в топонимах сакральный ландшафт островов: голгофа – Голгофа, (Гора Голгофа) (гор)а; Голгофо–Распятский (Голгофский) (скит); Иордан – Иордан (озеро); Фавор – Фавор (гора).

Таким образом, в топонимии Валаама и Соловков можно выделить две группы топонимов: сакрально–религиозные топонимы и мирские, связанные с экономическими и хозяйственными проблемами монастырей.

Сакрально–религиозные топонимы:

Проведенные нами исследования показывают, что в топонимии островов Валаамского и Соловецкого архипелагов количество сакральных топонимов превышает количество установленных нами мирских названий, т. к. сакральное пространство, которое они отражают, включает до–религиозный период, окружающую природу, духовную жизнь иноков, библейские названия, что значительно превышает реальное пространство Валаама и Соловков с географическими объектами и хозяйственными постройками Спасо–Преображенских монастырей. Топонимика отражает устремленность монахов уйти из мира реального в мир сакральный, соединиться с Богом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф