Метки текста:

Православие Приходы Родословная

Харебова Л.С. (г.Петрозаводск)
Заонежские священники Темномеровы: из истории рода духовных пастырей VkontakteFacebook

Аннотация: В статье на основе документов, хранящихся в фондах Национального архива Республики Карелия и фондах музея–заповедника «Кижи», прослеживется история истории семьи заонеж- ских священников Темномеровых.

Ключевые слова: 

Summary: In article on the basis of the documents stored in the collections of the National archives of the Republic of Karelia and the Museum «Kizhi» is investigated history of priests’s family Temporaroly.

Keywords: genealogy; priests; family history;

стр. 172В течение многих лет жизнеописанием священнических династий занималась в музее–заповеднике «Кижи» Регина Борисовна Калашникова, безвременно ушедшая из жизни в 2005 г. В продолжение этой важной историко–биографической темы автор публикует сведения о заонежских священниках Темномеровых, оставивших заметный след в истории Русской Православной Церкви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Впервые фамилия Темномеровых встретилась автору статьи в ходе изучения коллекций старопечатных книг карельских библиотек и музеев. Специалистами, принимавшими участие в этой работе, были выявлены издания, принадлежавшие церковным приходам Олонецкой епархии. В них довольно часто встречались записи о принадлежности книги тому или иному храму, сделанные представителями причта. В частности, в одной из книг библиотеки Кижского прихода, хранящейся в фондах Национального музея Республики Карелии, нами была прочитана следующая запись: «Сия книга Петрозаводскаго уезда Кижскаго прихода церкви Преображения Господня казенная, а подписал того ж прихода пономарь Аггей Темномеров». [1] Следующее упоминание о Темномеровых обнаружилось в клировой ведомости за 1892 г. из фондов музея–заповедника «Кижи». [2] В этом документе приведены персональные данные о многих священнослужителях заонежских церквей: благочинном А. И. Светлове, священниках В. С. Ржановском (Сенногубский приход), П. И. Логиневском (Яндомозерский приход), М. С. Заводовском и И. П. Павинском (Кижский приход). В первой части ведомости, содержащей описание храмов, их имущества и доходов причта, о церкви преподобного Алексея Человека Божия Великогубского погоста записано, что построена она была в 1867 г. «старанием умершего священника Михаила Темномерова при содействии прихожан и других сторонних благотворителей». В разделе, посвященном причту церкви, приведены сведения не только о семье нового священника Великогубского прихода Федора Лаврова, но и перечислены все члены семейства бывшего священника – его вдова Анна Ефимова Темномерова 57 лет, две дочери и пятеро сыновей.

Вместе с матерью в священническом доме проживал в то время только младший сын Николай, которому исполнился 21 год. В документе указано, что он был уволен из первого класса Олонецкой духовной семинарии «по прошению». Видимо, Николаю Темномерову пришлось прервать учебу, чтобы исполнить сыновний долг: после смерти мужа осталась в одиночестве овдовевшая мать. Ее взрослые дети к тому времени уже покинули родное село. Александра 33 лет, бывшая замужем за столоначальником Олонецкой духовной консистории, жила в Петрозаводске. Девятнадцатилетняя Людмила, вышедшая замуж за дьякона Демидовского дома призрения, проживала в Санкт–Петербурге. Священником того же Демидовского дома был ее тридцатилетний брат Никанор. Старший из братьев Михаил Темномеров служил столоначальником Хозяйственного управления Синода; двадцатитрехлетний Аполлон Темномеров являлся профессорским стипендиатом при Санкт–Петербургской духовной академии. Василий Темномеров, 28 лет, кандидат права той же Академии, жил в Череповце Новгородской губернии, где состоял законоучителем в семинарии.

Трое сыновей священника Великогубского прихода Михаила Аггеева Темномерова – Никанор, Василий и Аполлон – стали протоиереями, богословами, духовными писателями. Им посвящена статья в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. [3] По нашим сведениям, на сегодняшний стр. 173 день в электронном каталоге Российской государственной библиотеки учтены пятьдесят экземпляров изданий писателей Темномеровых.

Их дед Аггей Иоакимов Темномеров, «из дьяческих детей Повенецкого уезда Пудожгорского погоста», приходился внуком кижскому священнику Симеону Стефанову Соколину. Происхождение фамилии Темномеров остается пока неясным. Возможно, она была получена во время обучения в семинарии: присвоение новых фамилий представителям духовного сословия было тогда распространенным явлением. В 1821 г. Аггея Темномерова произвели в пономари Кижского прихода. [4] В 1828 г. он женился на сестре кижского священника Иоанна Феодулова Параскеве. 5 ноября 1829 г. она родила сына Михаила, а через месяц умерла. [5] Спустя полтора года Аггей Темномеров взял в жены Евдокию Харитонову, дочь крестьянина деревни Леликозеро Великогубского погоста. [6] Во втором браке у него родились сын Василий и дочь Марфа.

Михаил, сын Аггея Темномерова от первого брака, стал продолжателем священнической династии. В 1851 г. он окончил Петрозаводское духовное училище, в мае 1852 г. был рукоположен в священника церкви Богоявления Господня Великогубского прихода. В 1880–х гг. отец Михаил был некоторое время священником Варваринской Яндомозерской церкви, затем опять продолжил служение в Великогубском приходе, исполнял обязанности законоучителя Великогубского училища. 2 ноября 1892 г. в возрасте 62 лет он умер от тифа. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На Великогубском погосте в это время были два деревянных храма, построенных в XVII в. – в честь Богоявления Господня и во имя пророка Ильи и Алексея Человека Божьего. Первая церковь сгорела от удара молнии на глазах приходского священника Михаила Темномерова 6 июня 1870 г., о чем он сделал запись в церковном дневнике. [8] Вторая церковь «за ветхостью» была заменена каменной, немало стараний к этому приложил и отец Михаил. Судя по его записи в книге прихода и расхода материалов на постройку, строительство новой церкви и колокольни было начато в мае 1863 г. [9] В этом же документе указаны «сторонние благотворители» – торговавшие лесом известные заонежские купцы Захарьевы, от которых было получено около 1200 досок теса. Участвовали в постройке храма и прихожане, неоднократно привозившие бутовый камень для фундамента, песок, другие материалы. Новую великогубскую церковь Алексея Человека Божьего отец Михаил освятил 12 января 1867 г.

У Михаила Темномерова и его жены Анны Евфимовой было десять детей. Их старшая дочь Анна, родившаяся 25 января 1855 г., вышла замуж за Александра Андреевича Русанова, сына кижского священника, наставника Сенногубского земского училища. 8 ноября 1874 г. у них родился сын Михаил, [10] но не прошло и года, как его мать умерла «от горячки». Михаил Александрович Русанов, продолжив семейную традицию, будет всю жизнь служить священником Кижского прихода.

Старший сын Михаила Темномерова, также названный Михаилом (родился 10 января 1857 г.), стал обер–контролером Святейшего Синода. В 1908 г. в Санкт–Петербурге при его участии будет основано Общество олончан – благотворительная организация, призванная объединить усилия выходцев из Олонецкой губернии на благо малой родины.

Братья Михаила Михайловича Темномерова – Никанор, Василий и Аполлон – получили образование сначала в Петрозаводском духовном училище, где учились их дед и отец, затем – в Олонецкой духовной семинарии и Санкт–Петербургской Духовной академии. В 1887 г. Никанор Михайлович Темномеров (28.01.1860–22.07.1912) стал священником и законоучителем в Демидовском доме призрения в Санкт–Петербурге, с 1897 г. – священником и настоятелем Санкт–Петербургского Князь–Владимирского собора. Его основной труд «Учение о богослужении православной церкви» издавался при жизни автора одиннадцать раз.

Василий Михайлович Темномеров (01.01.1863–7) [11] служил сверхштатным священником Череповецкого Воскресенского собора, преподавал в Юрьевской учительской семинарии. Им был разработан гимназический курс «Нравственное православное богословие», опубликованный в 1896 г. стр. 174 Он является автором книги, посвященной истории церкви при Санкт–Петербургском училище ордена св. Екатерины, в которой он служил (1901).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Аполлон Михайлович Темномеров (28.12.1867–1933) в 1898 г. был рукоположен в сан священника, с 1900 г. являлся настоятелем церкви при Николаевской инженерной академии. Позднее на него были возложены функции помощника наблюдателя по преподаванию Закона Божьего в Санкт–Петербургских начальных училищах, он входил в Комиссию по народному образованию при Петербургской городской думе. Сочинения А. М. Темномерова многократно переиздавались, в том числе учебник по Закону Божьему, который был одобрен Святейшим Синодом. А. М. Темномеров – автор единственного в русской православной литературе обобщающего труда, посвященного учению Ветхого и Нового Завета о посмертном бытии: «Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых» (СПб., 1899). Через полгода после Октябрьской революции отец Аполлоний перевез семью в Анапу, где активно поддержал Добровольческую армию. В своих проповедях, отличавшихся предельной убедительностью и блестящим красноречием, он доказывал несостоятельность и утопичность социализма и коммунизма. 24 января 1933 г. священник Аполлоний Темномеров бы арестован по делу архиепископа Феофила (Богоявленского), в том же году его расстреляли.

Известна судьба сына Аполлона Михайловича Темномерова Владимира (1901–1989), который избежал участи отца и других своих близких, не переживших военного лихолетья. Его старший брат Сергей, юнкер, и два двоюродных брата – военные врачи – были убиты; младший брат Яков пропал без вести; сестры Клавдия и Ксения погибли от голода во время блокады Ленинграда. [12] Владимир Темномеров эвакуировался в 1921 г. в Константинополь, затем жил в Нью–Йорке, учился в Гарвардском университете. В 1931 г. переехал в Париж, защитил докторскую диссертацию в Сорбонне. Стал известен как активный организатор скаутского движения, член Национальной организации русских скаутов (псевдоним «Чиф»). Во время оккупации, как американский гражданин, находился под контролем гестапо и был вынужден скрываться. В 1945 г. переехал в Западную Германию, был руководителем беженского отдела при Организации Объединенных Наций.

Биографические сведения о представителях священнического рода Темномеровых, выходцах из Великой Губы, составят еще одну страницу славной летописи заонежского землячества, сохранившей имена людей, его прославивших.

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф