Метки текста:

Архитектура Декор Деревянное зодчество

Беляева С.С. (г.Минск)
Особенности декора белорусского народного жилья на территории Западного Полесья Vkontakte@kizhi

1. Фронтон дома, д. Еловая Ганцевичского района.2. Фрагмент фронтона, д. Макарово Каменецкого района.3. Фрагмент наличника, д. Гощево Ивацевичского района.

Аннотация: В докладе рассматриваются особенности декора деревянного народного жилья Западного Полесья, как региональные, так и локальные, прослеживаются изменения, происходящие в украшении домов по мере продвижения с запада на восток. Отдельное внимание уделяется Каменецкому району, где декор жилья имеет свои особенности.

Ключевые слова: декор деревянных домов; Западное Полесье;

Summary: In the report features of a decor of wooden national housing of the Western Polesia, both regional, and local are considered, the changes happening in decoration of houses in process of advance from the West to the east are traced. The separate attention is paid to the Kamenetsky area where the decor of housing has the features.

Keywords: decor of wooden national housing; Western Polesie;

стр. 179Западное Полесье - один из богатейших культурных историко-этнографических регионов Беларуси, до нашего времени сохранивший многое из духовного и материального наследия наших предков. Границы региона во многом совпадают с границами Брестской области, включающей в себя 16 районов – Каменецкий, Брестский, Малоритский, Жабинковский, Кобринский, Пружанский, Дрогичинский, Берёзовский, Ивацевичский, Барановичский, Ляховичский, Ганцевичский, Ивановский, Пинский, Лунинецкий, Столинский районы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Насыщенность архитектурного декора на территории Западного Полесья неравномерна. Так, деревянные дома в Брестском районе выглядят достаточно скромно. Как правило, украшается лишь фронтон дома, резные наличники встречаются достаточно редко, как и украшение углов построек. Зашиваются фронтоны вертикально, встык или вразбежку, реже встречается многочастная зашивка фронтонов. При двухчастной зашивке верхняя часть преимущественно шалюется «елочкой», нижняя – вертикально, при многочастной - с помощью горизонтальной зашивки в центре выделяется прямоугольник, касающийся верхними углами ската крыши, верхняя часть шалюется «елочкой», боковые зашиваются перпендикулярно скатам крыши. Встречается также вынос верхней части фронтона вперед, что дает интересные варианты украшения щита.

На территории Западного Полесья фронтон превращается в центральный элемент художественного оформления дома. Характерным вариантом является зашивка фронтонов, образующая рисунок замкнутого или незамкнутого перспективного ромба. На Западном и небольшой части Восточного Полесья на фронтонах распространена художественная шалевка с элементами «сияния» или «солнышками», при которой в верхней части тимпана фронтона выкладывается солнечный полудиск с расходящимися лучами. Изображение делается мозаичным либо накладным, занимает от 1/3 до 1/2 высоты тимпана и, как правило, отделяется простой или фигурно обработанной тягой (зубчатой, волнистой и т.д.), акцентируя внимание на верхней части фронтона.

Фронтонные окошки на старых домах отсутствуют, а на более новых располагаются ниже тяги. Зафиксированы варианты, когда полукруглое окошко занимает место солнечного диска, как, например, на фронтонах домов в деревнях Прилуки Брестского района, Луково, Черняны, Ляховцы Малоритского района и др. Такая схема декора частично сохраняется и сегодня, даже при строительстве кирпичных домов (д. Чернавчицы Брестского района).

Более сложный вариант декоративной зашивки фронтона с элементами «сияния» распространен в восточной части Западного Полесья. Как и в вышеописанном варианте, основная схема шалевки сохраняется: в верхней части фронтона находится солнечный диск, центральная часть зашивается вертикально или горизонтально, а по бокам от нее находятся квадранты солнечных дисков с лучами - композиция становится трехчастной.

стр. 180На Пинщине встречается деление фронтона на две и более частей по горизонтали, [1] распространено оно также в Лунинецком и (эпизодически) Столинском районах. Здесь элементы «сияния» сочетаются с ромбической шалевкой, дополняются цветочными мотивами, в основе которых лежит солярная символика. Композиция при этом приобретает устойчивую многоосевую симметрию, фронтонное окошко становится композиционным центром, над которым «светит» накладной полудиск солнца, по бокам с помощью мозаичной шалевки выложены изображения ромбов и полуромбов. Встречается и иной вариант: верхняя часть фронтона зашивается «елочкой», нижняя - вертикально, а основную декоративную нагрузку несет центральная полоса, разделенная на части (по две-три с каждой стороны окна), которые симметрично заполняются накладными ромбами, восьмиконечными звездами-цветками и сегментами солнечных дисков (д. Кожан-Городок Лунинецкого района).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Встречается украшение фронтона полным (накладным наборным) солнечным диском. Однако часто в рисунке «прочитывается» не солнце с лучами, а многолепестковый цветок. Тут также существует несколько вариантов: цветок может размещаться между фронтонными окошками; два цветка могут находиться по бокам окошек, а за ними сегменты «сияния»; крупные многолепестковые розетки дополняются небольшими цветами; между двумя окошками выкладывается половина многолепесткового цветка и т.д.

К традиционному сочетанию элементов «сияния» и многолепестковых цветков иногда добавляются и кресты (как правило, накладные). Нужно отметить, что изображения крестов часто включаются в архитектурный декор на Брестчине. Так, в г. Бресте и окрестных районах под скатами крыш домов, построенных в конце XIX - начале XX вв., можно увидеть накладные четырех- или шестиконечные деревянные кресты. Как объясняют местные жители, это делалось, чтобы «у хаце усё было добра, для шчасця i дабрабыту». Часто крест «вписывается» в рисунок шалевки, становясь плохо различимым, является частью резной стяжки вильчика. Можно встретить вариант, когда с одной стороны дома на фронтоне выкладывается солнце, а с другой - крест. В восточной части Брестской области крест включается в солярные композиции. Нужно сказать, что в народном искусстве часто сочетается дохристианская и христианская символика креста, который служит охранным знаком. Так, повсеместно у славян существовал обычай на Коляды, Крещение, в Великий пост, в Чистый четверг мелом, глиной, копотью от освещенной свечки обозначать крестами окна и двери дома, обходя его по ходу солнца. [2] Обычай ставить кресты на дверях домов и сараев до нашего времени сохранился в Столинском районе (материалы экспедиции в Столинский район, 2014 г.).

Сочетание креста с солярными знаками распространено и в Каменецком районе. Однако в этой местности компоновка элементов значительно отличается от вышеописанной. Одним из вариантов оформления фронтона является вынос вперед его верхней части и фигурная обработка горизонтальных и вертикальных тяг, которые делят плоскость тимпана на несколько зон. Вынесение части фронтона вперед характерно для многих районов Брестской стр. 181 области, однако с наибольшей пышностью, на наш взгляд, эта деталь архитектурного декора оформляется именно в Каменецком районе. Она может быть уступчатой, волнистой, оформлена в виде занавеса; края, как правило, фигурно обрабатываются. При этом разноуровневые части фронтона объединяются композиционно. Очень интересные примеры декора фронтонов и углов домов дают деревни Макарово, Дмитровичи и Подомша, где наблюдается совмещение креста с изображениями солнца и серпа месяца. Видимо, сочетание дневного и ночного светил с крестом неслучайно, так как оно встречается на резных сволоках изб XVIII - XIX столетий на Лемковщине (Украина). [3] Углы украшаются преимущественно с помощью накладных элементов, причем в декоре преобладают геометрические фигуры: косые кресты, шести- и восьмиконечные солнышки и звезды, которые комбинируются с «елочками».

Нельзя не отметить и внесение в композицию даты постройки дома. В одних случаях накладные цифры располагаются выше или ниже фронтонного окошка, в других – служат частью декора фронтона.

Впрочем, в каждом районе Брестской области можно отметить свои особенности в украшении деревянных домов. Так, в Ивановском районе декор фронтонов начинает «сглаживаться», акцент делается на верхнем и среднем ярусе дома - на окнах и углах. К ленточным мотивам декора оконных фризов добавляется аркатура с помещенным в каждый проем «арки» объемным кругом или ромбом. На зашивке углов повторяются мотивы резьбы оконного фриза. Аналогичные мотивы присутствуют на домах Пинского и Столинского районов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В северной части Западного Полесья возрастает внимание мастеров к оформлению среднего яруса дома. Становятся разнообразнее узоры наличников, интереснее декорируются углы домов, вместе с тем реже встречаются богато украшенные фронтоны. Четче видны локальные особенности. Например, в Березовском районе привлекает внимание оформление оконных наличников, верхние углы которых закругляются. Сами планки наличников неширокие, что не предполагает никаких украшений. В ряде деревень встречается обработка надоконной доски «уступами», подчеркнутыми профилированными узкими карнизами. В Ивацевичском районе прямоугольный фриз наличника делается прорезным, мотивы резьбы схожи между собой: солнечные полу- и четверть-диски соседствуют с косыми и прямыми крестами, надоконная доска часто венчается пышной резной короной. В Барановичском районе основной мотив, встречающийся на наличниках, - крупные «шляпки гвоздя» или ряд углубленных ромбов.

Таким образом, архитектурный декор деревянного народного жилья Западного Полесья отличается большим разнообразием. Так, если в южной части Брестской области четко прослеживается развитие композиций с солярными мотивами на фронтонах домов по направлению с запада на восток, то в центральной части рассматриваемого региона происходит смещение акцента с верхнего яруса дома на средний, что дает яркие примеры декора оконных наличников и углов построек. Сочетание различных техник резьбы и разнообразие мотивов домового декора в различных районах Брестской области подчеркивает региональное своеобразие народного жилья Западного Полесья.

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф