Метки текста:

Вятка Живопись Церковь

Брызгалова Е.А. (г.Киров), Кривошеина Н.В. (г.Киров)
Художественное наследие Вятки: практика и результаты экспедиционных исследований в области церковного искусства Vkontakte@kizhi

Аннотация: Цель исследования – изучение исторической монументальной живописи православных храмов Вятки. В настоящее время многие церкви заброшены, так как люди переехали из сел в города. Настенные росписи находятся на грани физического и фактического исчезновения. Таким образом, значительная часть культурного наследия региона находится под угрозой. С 1989 г. проведено обследование более 160 церквей с монументальной живописью XVIII–XX вв. Мы начали публикацию Свода архитектуры и монументального искусства Кировской области.

Ключевые слова: монументальная; живопись; церковная; реконструкция; наследие; Вятский регион;

Summary: The goal of the research is of historic monumental paintings in Orthodox churches in Vyatka. Nowadays many of the villages with the churches are abandoned as people moved to the cities. The wall paintings are on the edge of disappearing both physically and from the realm of academic study. Therefore a significant part of cultural heritage of the region is at stake. Since 1989, we have conducted inspection of more than 160 churches. We have begun publishing the Code of architecture and monumental art of Kirov region.

monumental; painting; churches; reconstruction; heritage; Vyatka region;

стр. 202Цель статьи – представить опыт и результаты исследовательский деятельности студенческого объединения «Художественное наследие региона: монументальное и монументально–декоративное церковное искусство Вятки».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2007 г. исполнилось 350 лет со времени образования Вятской епархии, которая к 1917 г. была одной из крупнейших северо–восточных епархий Русской православной церкви: имела 1571 храм, в том числе 659 приходских, 705 часовен и молитвенных домов, 13 монастырей, расположенных на территории 135.000 кв. км.

В отличие от архитектурного, монументальное и монументально–декоративное церковное искусство Вятки до недавнего времени принадлежало к числу наименее изученных в отечественном искусствознании. В советское время две трети церквей были закрыты или разрушены. На данный момент приблизительно 500 церквей XVII–XX вв. находится на территории Вятской епархии. [1] Среди них 185 приходских и 11 монастырских церквей находятся на балансе епархии, оставшаяся часть – не действуют- либо полуразрушены.

В области изучения церковной архитектуры, монументального стр. 203 и монументально–декоративного искусства объединены исследовательские силы Вятского государственного университета, Вятской Епархии, научно–реставрационной строительной фирмы «Анфилада-Р», научно–производственного Центра по охране и реставрации памятников истории и культуры Департамента культуры и искусства администрации Кировской области.

Студенческое научно–исследовательское объединение «Художественное наследие региона: монументальное и монументально–декоративное церковное искусство Вятки» существует на кафедре «Технология и дизайн» Вятского государственного университета [2] (ТиД ВятГУ) с 2006 г. В цикл искусствоведческого направления на 3 курсе введена дисциплина «История церковного искусства». Курс является факультативным, включает лекционные и практические занятия в соответствии с разработанным учебно–методическим комплексом, использованием специализированной мультимедийной аудитории. Содержание данной дисциплины предполагает знакомство с отечественным церковным искусством и имеет существенный компонент по изучению церковного искусства и духовной культуры Вятской земли.

В период летней практики проводятся научно–исследовательские экспедиции с целью искусствоведческого выявления и введения в научный оборот памятников монументально–декоративного убранства действующих и недействующих храмов Вятской епархии. Так, в 2014 г. состоялась ежегодная VIII научно–исследовательская экспедиция. Состав участников экспедиции: Кривошеина Наталья Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры ТиД ВятГУ; Суворова Дарина (4 курс), Лазарева Мария (4 курс), Арафаилов Артем (3 курс). Экспедиция проводилась на территории Кирово–Чепецкого и Куменского районов в центральной части Кировской области. Обследования памятников велись по предварительно собранной информации и программе, составленной с учетом географических направлений. [3] На территории Кирово–Чепецкого и Кумёнского районов были обследованы одиннадцать действующих и недействующих церквей и часовен на предмет выявления сохранившегося исторического монументального и монументально–декоративного искусства, проводились фотофиксация, составление первичных схем иконографических программ сохранившихся росписей, визуальная атрибуция памятников настенной живописи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сложившаяся методика ведения исследований включает экспедиционный и архивные этапы, а также иконографический и стилистический анализ монументальной живописи. Экспедициям предшествует сбор предварительной информации. Одним из трудных этапов является поиск недействующих церквей в отдаленных районах, где нет дорог и связи. Обследование церквей, идентификация и фотофиксация исторических монументальных росписей ведется, как правило, в весенне–летний период. Съемка выполняется по четырем направлениям: общие виды интерьеров, рабочие кадры, крупные планы и кадры для публикации материалов. Сохранившиеся росписи отмечаются на планах церквей.

Осенью и зимой ведется архивно–библиографическая работа. На данном этапе каждая монументальная роспись изучается с точки зрения ее иконографической программы и стиля. Ведется поиск аналогов, дается историческая справка. Контракты на росписи, которые удается найти в архивах, являются наиболее информативными документами. Они содержат имена заказчиков, художников и их социальный статус, место жительства, сроки проведения работ, условия труда, уплаченную сумму, количество подсобных рабочих и материалы. Они также содержат списки названий композиций и иногда называют стиль живописи. Если договор отсутствует, реконструкция иконографической программы проводится по фотографиям фрагментов живописи. Архивные фотографии церковных интерьеров XIX–XX в. также являются важными источниками информации. Иногда художники подписывают свои росписи, но подписной датированный интерьер – большая редкость. Используя вышеприведенные методы, ведется исследование и подготовка памятников религиозной живописи Вятки к публикации.

С 1989 г. обследовано более 160 церквей в XVII–XIX вв. Вятки. Вся информация аккумулируется в базу данных, которая систематизирована по географическому и алфавитному принципу. Установлена периодизация развития монументальной религиозной живописи Вятки.

Результаты научно–исследовательских экспедиций отражаются в публикациях, выступлениях на конференциях преподавателя и студентов, в том числе и на ежегодной конференции Церковно–исторического центра Вятской епархии «Обретение святых», где мы представляем предварительные отчеты информационного характера. Творческие студенческие работы, созданные по впечатлениям от поездок, экспонировались на выставках различного уровня: районного, регионального, российского. Проекты по реконструкции иконографических программ храмов становятся предметом защиты дипломных проектов студентов кафедры. В 2013–2014 гг. студентка Мансурова Анна (4 курс, ТиД ВятГУ) получила Диплом лауреата конкурса проектов Молодежного форума Приволжского федерального округа «Волга-2013» (г. Самара), а затем Диплом победителя конкурсного отбора проектов Всероссийского студенческого форума (г. Санкт–Петербург).

Интересно наблюдать, как в процессе изучения предмета в большинстве своем происходит образовательный и духовный рост студентов. Осмысленное понимание специфики церковного искусства, его истории, школ, творчества мастеров, изучение икон, фресок, мозаик, вопросов техники и технологии, овладение терминологией, ознакомление с проблемами сохранения и реставрации приводит к тому, что в опосредованной форме преодолеваются трудности восприятия и понимания церковного искусства, возникает интерес к предмету, к православной традиции, желание «увидеть все своими глазами», «поработать» и «помочь».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Как правило, желающих принять участие в экспедиции бывает много, но состав участников поездок комплектуется на основе соответствия предъявляемым требованиям: знание и понимание предмета, умение жить и работать в полевых условиях, дисциплинированность, владение специальными компьютерными программами, современной фотоаппаратурой, мотивация. Сложилась практика преемственности, когда участники предыдущих экспедиций передают опыт новичкам.

Таким образом, составление программ изучения памятников церковного искусства, вошедших в поле мирового и отечественного уровня, полезно и патриотично, на наш взгляд, дополнять темами малой Родины, что и подтверждает вышеописанный конкретный опыт сотрудничества, дающий высокий образовательный, научно–познавательный и воспитательный результат.

Мы участвуем в составлении Свода памятников архитектуры и монументального искусства Кировской области. [4] Это долгосрочный проект, и нам предстоит обследовать еще 12 из 39 административных округов Кировской области. [5] Наша исследовательская деятельность важна в сферах образования, культуры, развития внутреннего и внешнего туризма и, конечно, помогает расширить поле знания о провинциальном церковном отечественном искусстве.

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф