Метки текста:

Карелы Музыковедение

Лёгкая П.Б. (г.Петрозаводск)
Проблемы реконструкции исполнительской традиции игры на кантеле Vkontakte@kizhi

Аннотация: В докладе представлены наблюдения исполнителя–практика, сделанные в ходе освоения традиции игры на кантеле, основные принципы которой – игра соло, игра щипком, вариантная игра. Единственный источник музыкального материала – нотный сборник «Kantele ja jouhikko savelmia», наполнение которого позволяет освоить основные принципы игры, обозначенные выше, вопреки устоявшейся в современной исполнительской практике ансамблевой игре бряцанием жестко прописанные аранжировки.

Ключевые слова: карелы; кантеле; импровизация;

Summary: The report presents the observations of artist–practice made during the development of the tradition of playing the kantele, whose main principles – a playing solo, playing pizzicato, variant playing. The only source of musical material – music book «Kantele ja jouhikko savelmia», filling which allows you to master the basic principles of the playing indicated above, contrary to well–established practice in modern performing ensemble playing saber hardcoded arrangements.

Keywords: Karelians; Kantele; improvisation;

стр. 342В музее–заповеднике «Кижи» с 1989 г. существует фольклорный ансамбль, последние десять лет идет активная работа по освоению инструментальной традиции Карелии. Сотрудником музея, ныне заведующей отделом изучения и музейной презентации фольклорного наследия Н. С. Михайловой, была разработана программа «Музыкальные инструменты Карелии», в рамках которой участники фольклорного ансамбля исполняют наигрыши на традиционных инструментах и реконструируют сферу их бытования. Выход книги Е. П. Михайлова и Н. С. Михайловой о традиционных музыкальных инструментах Карелии «Музыка северной деревни» [1] стал одним из стимулов в создании этой программы. В монографии были сформулированы основные принципы традиционного исполнительства на кантеле сольная игра, игра щипком, вариантная игра, которые мы, исполнители (участники фольклорного ансамбля), постарались воплотить на практике.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Переход к новым требованиям был не прост, поскольку в современных коллективах традиционные музыкальные инструменты используются в ансамбле. Самый популярный состав – кантеле, йоухикко, флейта, где кантеле чаще всего используется как аккомпанирующий инструмент с основным приемом игры – бряцанием. Чтобы играть аккорды, инструмент настраивают в строе с малой субсекундой, чтобы получился «соль мажор» (см. пример 3). Для исполнения вынуждены подбирать наигрыши с намечающимся гомофонно–гармоническим строем. Как правило, жесткая форма аранжировки не предполагает импровизации.

Фольклорный ансамбль музея–заповедника «Кижи» в летний период демонстрирует программу «Музыкальные инструменты Карелии» в интерьере дома карельского крестьянина М. Яковлева. В естественных условиях крестьянского дома мы можем позволить себе играть традиционным приемом щипком, что значительно тише по динамике, чем при игре бряцанием. Акустические свойства деревянного дома, небольшое количество слушателей (до тридцати человек), отсутствие деления «сцена – зрительные зал» – все это помогает при негромком звучании кантеле быть услышанным.

Практика исполнения на инструменте в условиях, наиболее приближенных к естественным, помогла в осмыслении принципов вариантной игры на нем, понимании того, что играть в течение десяти–пятнадцати минут одни и те же «восемь тактов» неправильно, более того, неинтересно. Игра под пляску стала еще одним фактором, заставившим внимательнейшим образом проанализировать имеющийся нотный материал.

Единственный сборник традиционной музыки для кантеле и йоухикко, известный современным исполнителям Карелии, – это монография «Kantele ja jouhikko savelmia» («Мелодии кантеле и йоухикко»). [2] Книга издана по результатам экспедиционных поездок финского исследователя Армаса Отто Вяйсянена в 1916–1917 гг. по Финляндии и Приладожской Карелии. Карельский материал представлен 145 наигрышами для кантеле, записанными от 30 исполнителей.

стр. 343В 1933–1934 гг. В. П. Гудков, руководитель Сектора музыкальной культуры Карельского научноисследовательского института и впоследствии основатель Государственного ансамбля «Кантеле», совершил ряд экспедиционных выездов в поисках кантеле. В результате обследования территории Южной Карелии были выявлены сорок девять кантелистов и произведены записи наигрышей. [3] Судьба этих материалов по сей день неизвестна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Традиция исполнительства на кантеле была преимущественно мужской (от Helena Toivanen, Pielisjarvi, Suomi – Хелены Тойванен из Пьелисъярви, Финляндия, записано два наигрыша [4] ), почти всегда это была сольная игра. Основная функция инструмента – аккомпанемент пляске и танцам, такие наигрыши составляют подавляющее большинство в записях А. О. Вяйсянена. Е. П. Михайлов и Н. С. Михайлова также замечают: «… девяносто процентов из того, что было записано В. П. Гудковым, составляли, по его словам, танцевальные, очень живые, веселые и бодрые мотивы». [5] На кантеле исполняли музыку также для слушания и аккомпанировали пению.

Наигрыши, представленные в сборнике А. О. Вяйсянена, поделены им по жанровому признаку: рунические мелодии, песенные и танцевальные. Блок музыки, сопровождающей движение, как уже было сказано выше, самый большой; именно наигрыши, сопровождающие пляску и танец, стали предметом изучения в данной работе. Для удобства анализа материал, принадлежащий одному исполнителю, был собран в отдельные группы. Так, например, от Iivana Misukka записано двадцать восемь образцов, а от Maksima Kyyronen всего один. Тем не менее, весь корпус наигрышей, записанных на территории Северного Приладожья, стилистически однороден.

Многие наигрыши кроме основного текста имеют дополнительно выписанные варианты отдельных музыкальных сегментов, что значительно помогает в освоении вариантной игры. Пример 1 [6] . Проанализировав довольно большое количество наигрышей, можно реконструировать варианты для тех образцов, где они специально не выписаны. Читая с листа, выбирая очередной наигрыш для изучения, невольно запоминаешь варианты тех или иных часто используемых сегментов, они, как говорится, «остаются в руках». Таким образом, к каждому сегменту, равному одной четверти, можно найти варианты.

Подробнее хотелось бы остановиться на плясовых наигрышах, которые имеют характерные названия, заимствованные из русского языка: Ripatska (кар. – «трепачка»), Prisonka (кар. – «присядка»), Brisatka (кар. – «присядка»), Ruskoi peli (кар. «игра Русского») и др. В этот корпус наигрышей входят и Maanitus, Ristukondra, Riivattu, сопровождающие одноименные карельские танцы, состоящие из двух частей: первой – фигурной, и второй – свободной импровизационной. Сами наигрыши также часто состоят из двух больших частей, вторая часть может иметь отдельное название, как правило, это Tsizik (см. пример 1).

Сорок наигрышей вторым периодом имеют стабильный музыкальный элемент. В одиннадцати версиях он имеет название Pyoritys (кар. – «кружение»); можно предположить, что конкретное движение, в данном случае кружение, сопровождалось определенным мелодическим оборотом. Пример 2. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Большинство исполнителей имели многострунные инструменты (10–12 струн). Зафиксированы следующие варианты строя:

пример 3. пример 4. пример 5.

Имея в арсенале двенадцать струн, музыканты зачастую активно использовали только семь- девять. Наибольшее количество наигрышей имеют семиступенный звукоряд:

типа 7А – двадцать семь наигрышей (пример 6).

типа 7Б – двенадцать наигрышей (пример 7).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Восьмиступенный – двадцать два наигрыша (пример 8).

Семнадцать наигрышей представлены девятиступенным звукорядом:

типа 9А – 10 наигрышей (пример 9).

типа 9Б – 7 наигрышей (пример 10).

Восемнадцать наигрышей имеют десятиступенный звукоряд (пример 11).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Типы звукорядов, представленные в одном–двух образцах, здесь не приводятся.

Таким образом, исполнители, имея достаточно широкий диапазон, использовали его полностью стр. 344 довольно редко, преимущественно в наигрышах группы Ripatška, Maanitus и др. При этом стоит отметить, что если в конкретном образце используются десять струн, довольно часто субсекундовый тон и октавное удвоение основного тона, как нижнее, так и верхнее, появляются лишь единожды.

Каждый из представленных в сборнике А. О. Вяйсянена наигрышей можно сыграть в любом из представленных звукорядов. Как показывает исполнительская практика, все наигрыши можно сыграть и на пяти струнах, остальные являются лишь удвоениями для основных звуков, например, не имея какой–либо крайней струны, можно обойтись и без нее. Так, на современных клееных инструментах, часто верхняя (десятая) струна не выдерживает настройки и рвется, поэтому сыграть верхнее октавное удвоение основного тона нет возможности, в таком случае этот сегмент заменяется вариантом без использования верхней струны. Инструментов с нижним октавным удвоением мастера не делают вовсе, в связи с чем эти варианты также не используются.

Первичный анализ при чтении с листа позволяет высказать следующие предположения. Основной звукоряд всех наигрышей – это пентахорд в квинте, далее с равной периодичностью появляется секста и нижнее октавное удвоение квинтового тона, следующим по частоте использования является нижнее октавное удвоение секстового тона. Нечасто встречаются субсекундовый тон и верхнее октавное удвоение основного тона.

Таким образом, сохраняя ладовую форму (вертикальный аспект), имея в арсенале большое количество вариантов музыкальных сегментов, можно реконструировать традиционную импровизационную технику игры на кантеле. Вопросы формы в импровизации также имеют огромное значение, но это предмет отдельного исследования. Данная же работа представляет собой некоторые наблюдения исполнителя–практика.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Пример 1

стр. 345Пример 2

Пример 3[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Пример 4

Пример 5

Пример 6

Пример 7

Пример 8[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

стр. 346Пример 9

Пример 10

Пример 11

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф