Метки текста:

Карелия Рыбная ловля Рябининские чтения

Капитонова С.А.
Специфика рыболовства в Карельском Поморье (по материалам экспедиции В.В.Никольского, 1921 г.) Vkontakte@kizhi

Аннотация:  В основе природопользования Карельского Поморья всегда было использование природных ресурсов северных морей и озёрно-речных систем. В конце XIX – начале XX вв. рыбный промысел был главным видом деятельности поморов, который обеспечивал необходимый уровень достатка населения. Специфика рыболовства отдельных волостей региона заключалась в местах лова (речной, морской, прибрежный лов), сезонности вылова, орудиях промысла, соотношением со зверобойным промыслом.

Ключевые слова: природопользование; рыболовство; орудия лова; Белое море; Карелия;

Summary:  The use of natural resources of the Northern seas and lake-river systems has always been at the heart of the nature management of the Karelian Pomerania. In the late XIX – early XX century fishing was the main activity of Pomorie, which provide the necessary level of prosperity of the population. The specificity of the fishing in different regions was in places of fishing (river, sea, coastal fishing), seasonality of fishing, fishing gear.

Keywords: nature management; fishery; fishing gear; White sea; Karelia;

В основе хозяйственной деятельности поморского населения всегда было использование природных ресурсов северных морей. С начального (древнего) этапа освоения рыболовство и морской промысел являлись основной деятельностью местных жителей. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Состояние рыбного промысла Карельского Поморья изучалось нами на основе анализа материалов экспедиции В. В. Никольского и источников Национального архива Республики Карелии (далее – НА РК). Поморьем называют районы, прилегающие к Белому морю. К Западному Поморью относятся: Карельский берег (от современной Кандалакши до р. Кемь) и Поморский берег (от р. Кемь до р. Онега). Карельский и Поморские берега располагаются в западной и юго-западной части береговой линии Белого моря.

В конце XIX – начале XX вв. рыбный промысел был основным видом деятельности поморов. В процессе развития промысловой системы хозяйства определилась промысловая специализация различных частей Карельского Поморья. Так, в Кандалакшском и Сорокском заливах преобладал сельдяной промысел. Сёмужный комбинировался с ним в качестве подсобного. Территория от Гридино до Кеми характеризовалась значительным развитием сёмужного промысла в комбинации с сельдяным. Исключением были Калгалакша и Летняя Речка – здесь сельдяной промысел комбинировался с сиговым. В Шуе был представлен наважий промысел, в Сороке и Шижне – корюшковый, а в Гридино и Калгалакше мужчины специализировались на морском охотничьем промысле. [1]

Основными видами местных рыбных промыслов являлись сельдяной и сёмужий. Он составлял 50% от общего улова рыбы. Летом поморы ловили треску, семгу, а затем, после ухода трески, переходили на улов наваги, а весной, когда горло Белого моря занято льдами, на промысел морского зверя.

Главнейшими орудиями лова семги являлись: «забор», «морская гарва» и «поезд». Главное орудие лова в реках – забор. Сетью, заканчивающейся ловушкой, перегораживали реку на пути следования семги из моря в верховья рек. Такие заборы ставили в Кандалакше, Ковде, Керети, Гридине и Поньгоме. Этот прием ловли способствовал хищническому истреблению семги.

Совершенно другого типа были те заборы, называемые «заколами», которые устраивали рыбаки Кемской и Сороцкой волостей, Они представляли собой сплошные перегородки без отверстий, под которыми образовывалась тихая заводь, куда рыба во время движения вверх заходила бы для отдыха. Ловушками здесь служили сети, располагаемые в заводи, то есть ниже забора, в которых семга и запутывалась. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Морская гарва представляла сетку длиной от 12 до 17 саженей и высотой в 4–8 аршин. [2] До начала XX в. гарва плелась исключительно из гамбургской пряжи, прочной и эластичной. Во время Первой мировой войны стали употреблять сначала прядину кудельную, а потом и конопляную, хотя последняя была неудобна из-за грубости и недостаточной чистоты.

Полная морская гарва – один из самых сложных по устройству видов рыболовной снасти. Она представляла систему из двух совершенно симметрично расположенных по обе стороны от стеновой сетки сетей, являющихся как бы отражением в стеновой сетке от другой. Кроме полной гарвы очень часто употребляются ординарные. Они называются по-разному: крюк (Кемь), завеска (Кандалакша) или тоже гарва (Кереть).

Форму поезда очень легко представить себе, если широкий мешок, разрезать вдоль по бокам на две половины и затем вшить с обеих сторон клинья в виде боковых стенок. Но размеры – длина и ширина поезда, в разных местах была различны. В Сороцкой волости он имел 3 сажень в длину и 4 сажень в ширину, в Кеми 2 х 2 саженей, а высота клиньев 1 ½ аршин.

Главным орудием сельдяного лова служили неводы разных размеров. В Кандалакшской губе, а именно в селениях: Кандалакше, Княжей Губе и Керети, использовался большой сельдяной невод длиною 80–100 саженей, высотою в 5–6 саженей. В Ковде, вследствие меньшей глубины и неровностей морского дна, употребляли более короткий и более мелкий невод. На большой невод уходило 5–6 пудов пряжи и до 400 сажень веревок. Без починки он служит от 3 до 5 лет, а с починкой – до десяти. Большим неводом пользовались при весеннем подледном лове, а осенью в полую воду. [3] Кроме большого невода в Кандалакшской губе использовался средний и малый, отличающиеся от него не столько даже длиной (60–80 сажень), сколько высотой: средний – 4 сажень; малый – 2 ½ сажень.

Помимо этих основных орудий, сельдь ловится и более мелкими снастями: переметом, сельдяником, мерёжей. Применялись данные виды лова редко. В Сороцкой волости сельдь ловили неводом и мережей: первым – на глубине от 2-х сажень и мельче, второй – на глубине до 4 сажень. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мерёжа – круглая сетка, насаженная на ряд деревянных ободов, диаметр которых, начиная от 1 ½ – 2 ½ аршин при входе, к концу постепенно уменьшается, благодаря чему вся снасть очень удобно складывалась и освобождалась от рыбы.

На мурманском тресковом лове использовалась ярусная снасть. Яруса длиной 8–10 км и имели множество крючков, наживляемых морским червем или кусочками рыбы. [4]

Речной и озерный лов имел вспомогательное значение. Данным промыслом занимались в основном женщины, и он важен был для беднейшей части жителей, так как давал возможность постоянного пропитания в течение года. Использовали удочки и малые сети.

Согласно архивным источникам, в 1904 г. общий улов рыбы в озерных и речных бассейнах составлял около 250 000 пудов. В морских водах было наловлено 530 478 пудов высокоценной рыбы: семги, трески, сельди и др. [5]

С развитием морских и речных промыслов теснейшим образом связана история поморского судостроения. Все поморские берега имели своих мастеров и центры судостроения. На Карельском берегу в этом отношении выделялось Гридино. Настоящий промысловый характер оно носило в Сороцкой волости и отчасти – в Шуе, Нюхче, Колежме. В конце XIX в. на Мурман, в Норвегию и Архангельск ходили 23 судна, построенных в Колежме. Основным промысловым судном на Карельском Поморье была шняка – беспалубное парусно-гребное судно. Иногда поморы использовали и более мелкие парусно-гребные суда-тройники и карбасы. [6] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рыбный промысел, сохранившийся до наших дней, для поморов был и остается ведущей отраслью хозяйства, обеспечивающей необходимый уровень достатка населения.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф