Метки текста:

Карелия Рябининские чтения

Лойко А.И. (г.Минск, Республика Беларусь)
Белорусы в пространстве финно-угорской культуры: на примере Карелии Vkontakte@kizhi

Аннотация:  Беларусь оказалась в пространстве финно-угорской культуры в III тыс. до н. э. Об этом свидетельствует культура ямочно-гребенчатой керамики. Генетические признаки древнего финно-угорского компонента во внешнем облике жителей северной Беларуси подтверждены антропологическими наблюдениями. Еще один аргумент сформировала финно-угорская топонимика рек и озер. После ассимиляции балтскими и славянскими компонентами белорусская финно-угорская компонента культуры оказались в эпицентре миграционных процессов техногенной цивилизации. Один из векторов этой миграции стала Карелия. Белорусскими и российскими учеными реализован исследовательский проект «Белорусская диаспора в Карелии: формирование и процессы интеграции (сер. ХХ – нач. XXI вв.)». Он описывает особенности адаптации этнических групп к социальному пространству. В качестве одного из факторов успешной интеграции в общество нами выделена историко-генетическая близость аутентичных и пришлых групп населения.

Ключевые слова: белорусы; Карелия; миграция; межкультурный диалог;

Summary:  Belarus was in the space of the Finno-Ugric culture in the III millennium B.C. This is evidenced by the culture of pit-comb ceramics. The genetic features of the ancient Finno-Ugric component in the appearance of the inhabitants of northern Belarus are confirmed by anthropological observations. Another argument is formed by the Finno-Ugric toponymy of rivers and lakes. After the assimilation by the Baltic and Slavic components, the Belarusian Finno-Ugric component of culture found itself in the epicenter of the migration processes of a technological civilization. One of the vectors of this migration was Karelia. Belarusian and Russian scientists have implemented a research project «The Belarusian Diaspora in Karelia: the formation and integration processes (mid XX – early XXI centuries)». It describes the features of adaptation of ethnic groups to the social space. As one of the factors of successful integration into society, we have highlighted the historical and genetic proximity of authentic and foreign groups of the population.

Keywords: Belarusians; Karelia; migration; migration; intercultural dialogue;

Основной тезис статьи заключается в признании важности в миграционных процессах историко-генетической компоненты близости территорий, между которыми идет интенсивный обмен людскими ресурсами. Историко-генетическая близость населения формирует диапазон толерантности, который является важным ресурсом адаптации переселенцев к новым для них природным и социальным условиям. Историко-генетическая близость населения, на первый взгляд, отдаленных территорий, формировала огромные по территориям ареалы культур народов, в их числе были и финно-угорские народы. Благодаря этим народам Беларусь и Карелия находились в едином историко-генетическом пространстве, о чем свидетельствуют археологические данные о культуре ямочно-гребенчатой керамики. Она существовала длительное время, пока не была ассимилирована на значительной части Восточной Европы славянскими племенами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ассимиляция не устранила финно-угорскую компоненту из структуры современных наций. Белорусская нация стала интегрированной структурой, в пределах которой антропологические и генетические компоненты финно-угорских народов сохранили присутствие. Особенно это заметно в северной части страны, в первую очередь, в топонимике и в антропологических особенностях населения. Именно эта северная компонента в структуре белорусской нации обусловила активное присутствие уроженцев Беларуси в XIX – ХХ dв. в северо-западном регионе России, в первую очередь, в Санкт-Петербурге и Карелии. Основным поставщиком людских ресурсов для региона стала Витебская губерния.

Мотивация объяснялась тем, что в Беларуси были ограничены возможности трудовой занятости. Северо-западный регион, напротив, отличался большими возможностями получения образования, работы в университетах, на промышленных предприятиях. Творческая молодежь стремилась получить художественное образование. По этой причине в регионе произошло становление таких художников как Л. Бакст (уроженец г. Гродно) и М. Шагала (уроженец г. Витебска).

Много уроженцев Беларуси связало свою жизнь с флотом, судостроением. Промышленность региона привлекала простые крестьянские семьи, из числа которых потом произошли многие выдающиеся представители российской культуры. Подобным путем произошло становление такого феномена российской культуры, как Д. Шостакович.

Отсутствие занятости в Беларуси стало основной причиной миграции населения, в том числе в направлении Карелии. Динамика миграции выглядела следующим образом. В период Российской империи основные потоки белорусских переселенцев формировала Сибирь.

При Николае I в 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которое возглавил граф П. Киселев. В ходе киселевских переселений с 1837 по 1859 г. «Правила о переселении казенных крестьян» (документ, регламентирующий все правовые, административные и хозяйственные особенности этого процесса) были распространены на Сибирь. Это мотивировало малоземельных крестьян Российской империи, том числе из ее западных губерний к массовой миграции на восток империи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Причиной переселения из Беларуси явилось малоземелье. В это время в Сибирь пришло несколько организованных партий малоземельных крестьян – выходцев из Витебской губернии, а также Смоленской, Псковской, Черниговской губерний, в границах которых находились районы проживания белорусов. Они переселялись общинами, после посылки разведчиков-ходоков. Места для компактных поселений им определяла местная администрация.

Белорусские миграции в сибирский регион прекратились почти на 30 лет, возобновившись только в конце XIX столетия, и интенсивно продолжались в течение первого десятилетия ХХ в. – вплоть до 1912 г. Особенно мощный миграционный поток отмечен в 1898 г. В том году в Сибирь в целом прибыло более 30 тысяч человек из Витебской, Виленской, Могилевской и Гродненской губерний. В 1907 г. вновь около 30% всех сибирских переселенцев дали Могилевская, Витебская и Минская губернии. Переселенцы принесли в Сибирь культуру льна. Почти все крестьяне выращивали на своих угодьях лен. В начале XX в. были созданы кооперативы по сбору и сбыту льна, изготовлению льняных тканей.

Столыпинская аграрная реформа дала крестьянам право выхода из общин и продажи своих наделов. Этой возможностью воспользовалось и переселилось из белорусских губерний в Сибирь с 1906 по 1914 г. более 335 тыс. человек. В годы Первой мировой войны с территории Белоруссии в Россию, в том числе в Сибирь, бежали около 1,5 млн. белорусов.

В советский период истории привлекательность Карелии для белорусских переселенцев обусловил фактор развития лесной промышленности. С 1920-х гг. наблюдалась тенденция устойчивого роста притока белорусского населения в Карелию. Но общие показатели численности переселенцев не превышали пяти тысяч человек. Во многом это объясняется тем, что до 1939 г. БССР была территориально небольшой республикой. Территориальное расширение из пределов Минской губернии началось по инициативе российской стороны в 1924 г. – за счет включения в состав БССР районов Смоленской и Брянской областей с преимущественным этническим белорусским населением.

После территориального воссоединения Западной и Восточной Беларуси в 1939 г. в пределах СССР оказалось малоимущее крестьянское население, а также значительная часть безработных рабочих. Многие семьи были готовы покинуть Беларусь с тем, чтобы избежать расследований об их имущественном статусе в пределах Польши. Необходимые условия для миграции создали итоги советско-финской войны 1939–1940 гг. По итогам войны от Финляндии к СССР отошло более 11% процентов ее территории. Находившиеся на этой территории финны мигрировали в пределы Финляндии. Карелы остались в пределах присоединенных к СССР территорий, но они были малочисленны, и они не могли обеспечить трудовыми ресурсами промышленность Карело-Финской ССР.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Руководством СССР была разработана социальная программа формирования трудовых ресурсов Карело-Финской ССР. Одним из источников пополнения трудовых ресурсов республики стала БССР. Переселенческая активность этнических белорусов пришлась на 40-60-е годы ХХ столетия. К концу 1950-х гг. в КАССР проживало около 72 тысяч этнических белорусов (11% населения республики). [1]

В 1970-х гг. ситуация стала меняться в связи с тем, что БССР стала территорией индустриальной инфраструктуры и отток населения сменился притоком людских ресурсов, в том числе возвратом белорусского населения из других регионов СССР. Энтузиазм комсомольских строек, опасения по поводу возможного преследования сменились желанием вернуться к родным местам. Одной из причин были также трудности, созданные переселенцам местными властями. Они эти трудности не столько специально создавали, сколько не занимались важными для переселенцев вопросами обеспечения их жильем, воспроизводства привычного для них образа жизни в виде приусадебных участков, лугов для выпаса домашнего скота.

О доминанте социальных, а не этнических причин для жалоб свидетельствуют архивные документы. Они систематизированы белорусскими и российскими исследователями. Этой работе способствовал их совместный проект: «Белорусская диаспора в Карелии: формирование и процессы интеграции (сер. ХХ – нач. XXI вв.)». По итогам исследований издан сборник научных статей. [2] Проблемы, с которыми столкнулись переселенцы на примере города Сортавалы, рассмотрены С.Г. Веригиным. [3]

Межэтнический аспект контактов белорусов и карелов практически не обсуждается, поскольку он не создавал конфликтной ситуации. Обе этнические группы демонстрировали толерантность, которая базировалась на схожести некоторых черт, связанных с уважением индивидуальных особенностей друг друга. Важным объединяющим фактором была культура природы в образе леса. Белорусы, как и карелы, много времени проводили на природе. Они хорошо знали особенности леса. Легко было адаптироваться в Карелии той части белорусской диаспоры, что географически происходила из северных регионов Беларуси, которые называют краем озер, рек. Лес здесь во многом напоминает тайгу. Об этом свидетельствуют лесные растения и животные.

Карелия является страной озер и рек, что было очень важно для адаптации переселенцев из Беларуси. Как и в Беларуси, так и в Карелии, важную роль играет деревянное зодчество. Судя по тому, что этнические белорусы остаются третьей по численности группой населения Карелии, эта лесная страна им понравилась и была воспринята как идентичная их образу жизни в северных регионах Беларуси. Белорусы сохраняют этнокультурные особенности. Функционирует общество белорусской культуры «Крынiца».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Этническая представленность белорусов в Карелии является одним из факторов регионального сотрудничества. 13 декабря 2018 г. состоялся визит делегации Карелии в Республику Беларусь. Руководителем республики Карелия является А. Парфенчиков. Его отец родом из Беларуси; он приехал работать в лесную отрасль Карелии и остался в республике. Лесная отрасль продолжает оставаться одной из ключевых для сотрудничества. Обсуждался проект создания совместного производства лесозаготовительной техники «Амкодор». Горнодобывающей отрасли Карелии нужна карьерная техника, производством которой занимается БЕЛАЗ.

Широкий спектр промышленного регионального сотрудничества интегрирован с исследовательскими проектами. Они имеют широкий круг гуманитарных и технических задач. Таким образом, белорусы в Карелии не только адаптировались к близкой им по климату природе, но и сформировали третью по количеству населения этническую группу, которая играет важную роль в развитии республики.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф