Метки текста:

Заонежье Олонецкая губерния Рябининские чтения

Мошина Т.А. (г.Петрозаводск)
Священник Фоймогубского прихода Матвей Ладвинский и учительские династии Заонежья VkontakteFacebook

Аннотация:  Фамилия Ладвинских образована от названия села Ладва Петрозаводского уезда, где в 1820–1850-х гг. служил священник Илья Егоров. Его сыновья Матвей и Иоанн также стали священниками, а Григорий, Федор и Василий – чиновниками. Статья посвящена Матвею Ладвинскому, служившему 40 лет священником церкви Успения Пресвятой Богородицы в с.Фоймогуба Петрозаводского уезда, его детям Федору, Марии и Анне, которые имеют непосредственное отношение к учительским династиям Соколиных, Мудролюбовых, Николаевских и Пономарёвых.

Ключевые слова: Олонец; церковь; Ладвинский; Соколин; Мудролюбов; духовенство; учителя; чиновники;

Summary:  The family name of Ladvinsky comes from the name of the village of Ladva in Petrozavodsk district (uyezd), where in the period from 1820s to 1850s, the priest Ilya Egorov served in the Church of the Assumption of the Blessed Virgin1. His two sons, Matvey and Ioann, became priests, and other three, Gregory, Fyodor and Vasily, became public officials. The article talks about MatveyLadvinsky, who for 40 years served as a priest in the Assumption Church in the village of Foymoguba in Petrozavodsk district (uyezd), as well as his children Fyodor, Maria and Anna, who are directly related to the teacher dynasties of the Sokolin, Mudrolubov, Nikolaevskiy and Ponomaryov. The article is based on archival documents and periodicals of the end of XIXth – beginning of XXth centuries. Most of the archival materials are introduced for scientific use for the first time.

Keywords: Olonetsregion; church; Ladvinsky; Sokolin; Mudrolubov; Nikolaevskiy; Ponomaryov ; families; clergy; teachers; officials;

Матвей Ильич Ладвинский (1826, c.Ладва – 6.04.1894, c.Фоймогуба) происходил из духовного звания. Его отец, Илья Егоров Ладвинский, в 1820–1850-х гг. был священником церкви Успения Пресвятой Богородицы Ладвинского прихода Петрозаводского уезда. [1] В мае 1853 г. он составил обзор своего прихода, которое должно было войти в задуманное архиепископом Аркадием описание Олонецкой епархии. [2] Илья Ладвинский в своем описании отметил редкое по тем временам событие: крестьянин Максим Копосов в 1852 г. «ходил … в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и Святым местам». [3] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В семье Ильи Егоровича и Христины Евграфовны Ладвинских было семь детей: пять сыновей – Иван (род.1821), Федор (род.1822), Матвей, Григорий (род.1829) и Василий (род.1833), две дочери – Мария (род.1835) и Александра (род.1842) (НА РК, ф.25, оп.21, д.43/100, л.531 об.). Матвей и Иоанн стали священниками (НА РК, ф.25, оп.15, д.38/886, л.93 об. –94), а Григорий, Федор и Василий выбрали для себя статскую службу и жили в Петрозаводске. Василий служил в городском магистрате (НА РК, ф.25, оп.68, д.1765, л.727). Григорий окончил семинарию, участвовал в Русско-турецкой войне, был награжден ополченским крестом. Преуспел он и на статской службе: к 1899 г. был главным бухгалтером Олонецкого губернского казначейства, кавалером ордена Св.Владимира 4 ст. [4] Мария была выдана замуж за Федора Исидоровича Суперанского, священника церкви Успения Пресвятой Богородицы Ладвинского прихода (НА РК, ф.25, оп.12, д.21/4, л.23 об., 24 об.).

Матвей Ладвинский после окончания Олонецкой духовной семинарии (1849 г.) был рукоположен священником в Фоймогубский приход, где и прослужил более 40 лет. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена и освящена в 1631 г. При церкви было четыре часовни: в д.Харлово (во имя Нерукотворного образа), в д.Палтега (во имя Преподобного Варлаама Хутынского), в д.Шильтя (во имя Святого Филиппа Митрополита Московского), в д.Великая Нива (во имя Преображения Господня). Новая церковь была построена и освящена почти через 230 лет – 6 декабря 1876 г. К этому времени в Фоймогубском погосте было 28 домов и около 200 жителей. По некоторым сведениям, новая церковь сгорела, а старый храм простоял более 300 лет. В советское время в нем находился клуб. [5]

До Матвея Ладвинского в этой церкви недолго служил Стефан Александрович Ржановский (1816–1891), родоначальник известной династии священнослужителей и учителей. В 1839 г. он был переведен в Кижский приход. [6] А с 1840 по 1849 г. – Космозерский Иван Дмитриевич (1819–1849), окончивший курс Олонецкой духовной семинарии.

Матвей Ладвинский несколько лет был благочинным, состоял законоучителем в Тявзийской и Фоймогубской церковно-приходских школах. В 1857 г. он был удостоен благословения Святейшего Синода за «ревностное содействие миссионеру священнику Михаилу Дубровскому во исполнение возложенных на него обязанностей» (обращение раскольников в православие). В 1858 г. был награжден бронзовым наперсным Крестом на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг. Матвей Ильич Ладвинский скончался 6 апреля 1894 г. в возрасте 71 года в Фоймогубе. Похоронен он был при церкви (НА РК, ф.25, оп.22, д.440, л.190 об.). Супруга священника Мария Петровна скончалась в 36 лет, и Матвей Ильич к 40 годам остался один с малолетними детьми: Федором, Александрой, Анной и Марией (НА РК, ф.126, оп.1, д.3/40, л.49–50 об.; ф.25, оп.21, д.55/122, л.1066).

Все его дети получили образование. Федор Матвеевич (1856–1881) окончил семинарию и служил с 1877 по 1881 г. в Тол­вуй­ской шко­ле. Он автор интересных этнографических заметок «Особенности быта жителей Паданского погоста и о Ребольском приходе Повенецкого уезда Олонецкой губернии». [7] Его женой с 21 января 1880 г. была Зна­мен­ская Апол­ли­на­рия Алек­сан­д­ров­на, дочь дья­ко­на Шуньг­ской Бла­го­ве­щен­ской церк­ви Алек­сан­д­ра Ми­хай­ло­ви­ча Зна­мен­ско­го (НАРК, ф.25, оп.22, д.49, л.483–494). После ранней кончины мужа, во многом благодаря назначенному пособию, [8] она окончила На­де­ж­дин­ские аку­шер­ские кур­сы в Пе­тер­бур­ге (1890) и бо­лее чет­вер­ти ве­ка прора­бо­та­ла в ­ зем­ской боль­ни­це в Шуньге. О 25-лет­нем юби­лее ее служ­бы было рассказано в журнале «Вестник Олонецкого губернского земства». [9] Её родная сестра Ека­те­ри­на Алек­сан­д­ров­на Зна­мен­ская (род.1870) была учительницей. За тру­ды по на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию бы­ла на­гра­ж­де­на се­реб­ря­ной ме­да­лью на Ан­нен­ской лен­те (1904), се­реб­ря­ным на­груд­ным зна­ком в па­мять 50-ле­тия со дня ут­вер­жде­ния (1 ян­ва­ря 1894г.) По­ло­же­ния о гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях (НА РК, ф.428, оп.1, д.1/3, л.104; ф.22, оп.1, д.135/1880, л.7; ф.25, оп.25, д.95, л.213 об.). [10] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Три сестры Федора Матвеевича Ладвинского получили образование в Оло­нец­ком епар­хи­аль­ном учи­ли­ще. Мария Матвеевна (род. 1860) была женой Соколина Александра Михеевича, который служил псаломщиком в Пудожгорском приходе Повенецкого у., а позже свя­щен­ни­ком в Фой­мо­губ­ском приходе. Он был причтовым духовником, за­ко­но­учи­те­лем Фой­мо­губ­ской и Тяв­зий­ской цер­ков­но-при­ход­ских школ. Неоднократно поощрялся епархиальным начальством за «особое усердие и любовь в учебно-воспитательном деле»». [11] Бла­го­да­ря его хло­по­там удалось по­лу­чить в Пе­тер­бур­ге сред­ст­ва на по­строй­ку церк­ви Пре­об­ра­же­ния Хри­сто­ва в Ве­ли­кой Ни­ве. Дочь Соколиных, Параскева, окончила Олонецкое епархиальное училище и преподавала в Фоймогубской церковно-приходской школе. [12] Племянник А.М.Соколина – Александр Тимофеевич Соколин – стал известным в Заонежье педагогом, а также и знатоком фольклора. Он более 40 лет работал в Шуньгской школе (НА РК, ф.25, оп.25, д.203, л.75 об.). [13] Учительницей Шабалинской школы стала и племянница, Александра Тимофеевна Соколина, педагогический стаж работы которой был 48 лет (НА РК, ф.Р-630, оп.3, д.40/508, л.37). [14]

Анна Матвеевна Ладвинская (род.1858) была выдана замуж за Василия Иоанновича Мудролюбова (1855 – 3.10.1907), сына пономаря Ладвинского прихода. После окончания Олонецой духовной семинарии Василий Мудролюбов служил учителем Пудожского, затем Семчезерского земского училища, впоследствии был священником в Повенецкого у. Их дочери Елизавета, Клавдия и Евгения стали педагогами. [15]

Александра Матвеевна Ладвинская (род.1857) вышла замуж за учителя Шуньгского училища Александра Антоновича Николаевского (21.11.1851–19.04.1899, Шунь­га), основателя известной в Заонежье учительской династии (НА РК, ф.25, оп.22, д.100, л.151об.; ф.427, оп.3, д.2/17, л.44–46 об.). А.А.Ни­ко­ла­ев­ский по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Оло­нец­кой ду­хов­ной се­ми­на­рии и всю свою жизнь посвятил обучению детей. Шуньг­ское учи­ли­ще давало детям и навыки ремесла: маль­чи­ков учи­ли са­пож­но­му де­лу, а де­воче­к – швей­но­му, вя­заль­но­му и вы­ши­валь­но­му мас­тер­ст­ву. При учи­ли­ще был по­ка­за­тель­ный сад-ого­род, проводились ме­тео­ро­ло­ги­че­ские на­блю­де­ния. [16] В дружной семье Ни­ко­ла­ев­ских было се­мь де­тей: два сына (Владимир и Сергей) и пять дочерей (Анна, Ксения, Аполлинария, Нина, Варвара). Вар­ва­ра (ро­д. 1894) (НА РК, ф.Р-630, оп.2, д.2/22, л.39 об.; ф.Р-630, оп.2, д.57/610, л.39 об.), Анна (НА РК, ф.428, оп.1, д.1/3, л.35–36), Ксе­ния (род.17.01.1883) (НА РК, ф. Р-630, оп.2, д.2/22, л.41 об.; ф.Р-630, оп.2, д.57/610, л.41 об.) и Апол­ли­на­рия связали свою жизнь с воспитанием детей.

Апол­ли­на­рия Алек­сан­д­ров­на (ро­д.1.01.1886), выпускница гимназии, пре­по­да­ва­ла в Шуньг­ской шко­ле (НА РК, ф.428, оп.1, д.1/3, л.51–52). Она бы­ла пред­ста­ви­те­лем Пе­тер­бург­ско­го об­ще­ст­ва по­мо­щи руч­но­му тру­ду в За­оне­жье – воз­глав­ля­ла Шуньг­ский пункт, от­кры­тый 1 сен­тяб­ря 1907 г. На этот пункт работало около 500 женщин, а вышитые ими изделия поставлялись в столицу, а оттуда в США, Фран­цию и Анг­лию. Апол­ли­на­рия Алек­сан­д­ров­на вышла замуж за заведующего Шуньгским училищем По­но­ма­рева Ми­ха­ила Ни­ко­лае­вича (4.11.1873–22.04.1938). У них была многодетная семья (НА РК, ф.25, оп.22, д.283, л.297 об.; ф.25, оп.27, д.719, л.204 об.; ф.25, оп.25, д.129, л. 22 об.). М.Н.Пономарев был раз­но­сто­рон­ним че­ло­ве­ком. Он преподавал русский язык, арифметику, историю, географию, черчение, ин­те­ре­со­вал­ся сель­ским хо­зяй­ст­вом, ме­тео­ро­ло­ги­ей. При учи­ли­ще был пункт ого­род­ни­че­ст­ва, тра­во­сея­ния и ме­тео­стан­ция. М.Н. По­но­ма­рев про­во­дил на уча­ст­ке опы­ты по вне­се­нию фос­фа­тов в поч­ву, по по­се­ву швед­ско­го кле­ве­ра. Его ра­бо­та да­ва­ла ре­зуль­та­ты: он стал кор­рес­пон­ден­том Глав­ной фи­зи­че­ской об­сер­ва­то­рии, опыт­ное хо­зяй­ст­во при шко­ле высоко оценивали агрономы земства.

По-разному сложились судьбы потомков священника Матвея Ладвинского после 1917 г.. В 1930-е гг. Александр Михеевич и Мария Матвеевна Соколины, проживавшие в д.Патрово, были лишены избирательных прав (НА РК, ф.25, оп.22, д.369, л.68 об.; ф.Р-766, оп.1, д.3/27, л.76, 113; ф.352, оп.6, д.4/46, л.232 об.). Их дальнейшая судьба неизвестна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

М.Н.Пономарев, зять Александры Матвеевны Николаевской (рожд. Ладвинской), несмотря на то, что был уча­ст­ни­ком ус­та­нов­ле­ния Со­вет­ской вла­сти в Шуньг­ской во­лос­ти, и, как «мас­те­р пе­да­го­ги­че­ско­го про­цес­са», входил в ат­те­ста­ци­он­ную ко­мис­сию Нар­ко­ма­та про­све­ще­ния, был ре­прес­си­ро­ван и в ап­ре­ле 1938 г. рас­стре­лян на ст.Мед­го­ра (Сан­дар­мох). Внучка Ека­те­ри­на Пономарева стала учи­тель­ни­цей. О судьбах Ели­за­ве­ты (род. 31.08.1906), Алевтины (род. 12.06.1915) и других детей Пономаревых выяснить не удалось (НА РК, ф.27, оп.2, д.49/817, л.32; ф.Р-630, оп.2, д.40/457, л.268). [17]

Известным педагогом стала Ни­ко­ла­ев­ская Ни­на Алек­сан­д­ров­на (15.01.1890), окончившая Ма­ри­ин­скую жен­скую гим­на­зию (1909). Она всю жизнь пре­по­да­ва­ла в школах. В 1922 г. ру­ко­во­ди­ла до­шко­ль­ным дет­ским до­мом в с.Шунь­га. С 1928 г. пре­по­да­ва­ла в Шунь­гской шко­ле. С 19 де­каб­ря 1945 г. была ди­рек­тором Тол­вуй­ской не­пол­ной сред­ней шко­лы, за­тем учи­тель­ни­цей Шуньг­ской не­пол­ной сред­ней шко­лы. Она ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в об­ще­ст­вен­ной ра­бо­те: в пер­вые го­ды со­вет­ской вла­сти за­ни­ма­лась ли­к­ви­да­ци­ей не­гра­мот­но­сти сре­ди на­се­ле­ния, не­сколь­ко лет ру­ко­во­ди­ла де­ле­гат­ским жен­ским со­б­ра­ни­ем. В 1930 г. при­ни­ма­ла уча­стие в ор­га­ни­за­ции кол­хо­за в де­рев­нях Во­робь­е­во и Ла­за­ре­во. Её из­би­ра­ли чле­ном Де­ри­гу­зов­ско­го сельсовета, пред­се­да­те­лем проф­сою­за ра­бот­ни­ков на­чаль­ной и сред­ней шко­лы. В од­ной из ха­рак­те­ри­стик о ней на­пи­са­но так: «…вер­шин сво­его мас­тер­ст­ва до­би­лась не­ус­тан­ной ра­бо­той по по­вы­ше­нию сво­ей ква­ли­фи­ка­ции», поль­зу­ет­ся «гро­мад­ной лю­бо­вью и ав­то­ри­те­том сре­ди де­тей, учи­тель­ст­ва и на­се­ле­ния» (НА РК, ф. Р-630, оп.2, д.33/386, л.6–7; д.40/457, л.266.; д.2/22, л.40 об., д.57/610, л.40 об.; ф.Р-630, оп.3, д.40/508, л.35). Н.А. Ни­ко­ла­ев­ская бы­ла на­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на. На пенсию она вышла в возрасте 69 лет в 1959 г.

У Ни­ны Алек­сан­д­ров­ны Ни­ко­ла­ев­ской, Ми­ха­ила Ни­ко­лае­вича По­но­ма­рева, Александра Тимофеевича Соколина учился в Шунь­гской шко­ле мой отец Александр Иванович Мошин (17.01.1927– 1.07.2013). Он всю жизнь вспоминал своих первых учителей, хранил редкие фотографии, написал большую статью о родной школе, [18] ездил на юбилей школы и библиотеки. А краткие биографии А.А.Ладвинской, Н.А.Николаевской, А.А.Николаевского, М.Н.Пономарева, А.А.Пономаревой, А.М.Соколина, А.Т.Соколина были включены в книгу «Заонежье в биографиях: краткий справочник» (2010), над которой мы работали вместе. [19]

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф