Метки текста:

Русский Север Рябининские чтения

Терюков А.И. (г.Санкт-Петербург)
А.К. Супинский в Череповце VkontakteFacebook

Аннотация: В статье рассматривается научная и музейная деятельность советского этнографа А.К. Супинского, работавшего в Государственном музее этнографии народов СССР в 1930-е гг., а в 1945–1949 гг. в Череповце.

Ключевые слова: Этнографический Отдел Русского музея; Музей этнографии народов СССР; археологические находки; Череповецкий краеведческий музей; история науки; экспозиционная деятельность; Белоруссия; Русский Север;

Summary:  the article deals with the scientific and Museum activities of the Soviet ethnographer of the USSR, who worked in the state Museum of Ethnography of the peoples of the USSR in the 1930s, and in 1945–1949 in Cherepovets.

Keywords: Ethnographic Department of the Russian Museum; Museum of Ethnography of the peoples of the USSR; Cherepovets Museum of local lore; Ethnography; history of science; exposition activity; Belarus; Russian North;

В 1945 г. среди преподавателей исторического факультета Череповецкого учительского института появился новый преподаватель – Антон Казимирович Супинский. Он пробыл в Череповце недолго, до 1949 г., но оставил заметный след в истории этого учебного заведения. Например, он стал первым кандидатом исторических наук на историческом факультете этого ВУЗа. Наверно, немногие в этом городе знали, что он был одним из тех, кто стоял у истоков советской этнографии и музееведения, а сегодня его имя известно только узким специалистам. Его судьба одинакова со многими этнографами 1920–1930-х гг., она знала и взлеты, и падения. В последнее время появилось несколько работ, в которых рассматриваются его занятия. С.С. Алымов дал характеристику его научных занятий и используемых им научных методик в 1920–1930 гг., а также попытался определить место ученого в довоенной советской этнографии. [1] И.Л. Жеребцов привел сведения о работе А.К. Супинского в Сыктывкаре. [2] А.И. Терюков в своей статье остановился на его деятельности как белоруссоведа. [3] О.А. Владимирова остановилась на череповецком периоде жизни ученого, правда в основном на воспоминаниях о знавших А.К. Супинского людях. [4] В своей работе она написала: «Очень хотелось бы, чтобы после выхода в свет этой статьи отозвались тe, кто знал Антона Казимировича Супинского и мог бы добавить факты к его биографии». Работы разных авторов дополняют друг друга, в чем-то имеют противоречия, поэтому мы решили попытаться обобщить существующие литературные и новые архивные материалы. Имеющиеся сегодня данные позволяют вновь вернуться к череповецкому периоду его жизни. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Антон Казимирович Супинский родился 18 марта 1896 г. в с. Достово (Дастаево) Пинского у. Минской губ. в семье батрака (по другим сведениям – в семье рабочего в г. Пинске). [5] До 15 лет работал пастухом, затем окончил в 1915 г. Витебскую двухклассную учительскую школу, хотя, как он пишет, систематического образования в средней школе не получил. Тем не менее, в 1915 г. прошел проверочное испытание на аттестат зрелости в г. Рославль Смоленской губ., в местной мужской гимназии, потом работал сельским учителем. В 1915 г. А.К. Супинского мобилизовали и отправили на фронт. В 1916 г. прошел переподготовку в Иркутском военном училище и в чине подпоручика продолжил службу на фронте офицером. В 1917 г. демобилизовался. Как он пишет в своей автобиографии, 12 марта 1918 г. вступил добровольцем в 1-й Витебский полк имени Витебского губсовета в качестве инструктора пулеметного дела. В 1919 г. был назначен начальником 1-й Витебской караульной команды, а затем переведен на должность коменданта 4-го района г. Витебска. На этой должности прослужил до 1922 г., хотя и принимал участие в походе Красной Армии на Варшаву в 1920 г. В эти годы он учился в Витебском институте народного образования и Витебском отделении Московского археологического института, совмещая учебу со службой в армии. После демобилизации с 1922 г. по 1928 г. он стал, как тогда говорили, «шкрабом» – школьным работником, т.е. учителем. Работал преподавателем обществоведения и заведующим 7-й Витебской семилетней школы, народным учителем Семеховичской школы Пинского у., а также в д. Дятловичи Пинского у.

В 1928 г. А.К. Супинский был командирован в Государственную академию истории материальной культуры (г.Ленинград) в качестве аспиранта, а с 1930 г. уже заведовал Белорусским сектором только что созданного Института по изучению народов СССР (ИПИН; Ленинград). В это время был опубликован подготовленный им пробный очерк по белорусам для справочника «Народы СССР». [6] Надо отметить, что это был единственный изданный материал этого большого проекта, который в силу ряда причин не был завершен.

В ходе реорганизации ИПИНа в 1933 г. (создание Института археологии, антропологии и этнографии АН СССР на базе ИПИНа и Музея антропологии и этнографии) в штат нового научного учреждения он не вошел, ибо для него основным являлась «нагрузка в Русском музее». [7] В 1930 г. он стал заведовать Белорусским отделом или VI отделом Этнографического отдела Русского музея (позднее Государственный музей этнографии народов СССР; ныне Российский этнографический музей), в котором проработал до ареста в 1937 г. Именно в стенах этого музея он обращается к проблемам Русского Севера. В 1935 г. в связи с введением в СССР ученых степеней и званий А.К. Супинский обращается в дирекцию музея с просьбой утвердить ему для разработки тему «История поселений и жилища в лесных районах СССР». В архиве РЭМ сохранилась рукопись под названием «Поселения и жилище эпохи доклассового и раннеклассового общества в Белоруссии». [8] Она представляет собой большую сумбурную сводку по данной теме с привлечением сопоставительного материала, как по славянским, так и по финно-угорским народам. В работе большое значение уделено обзору магического начала в строительстве, внутренней структуре жилища и т.д. Прослеживается значительное влияние Н.Я. Марра, судя по количеству его цитирования. В том же году с 7 августа по 10 сентября А.К.Супинский совершил поездку в Прилузский район Автономной области Коми (зырян) с целью изучения жилища.

В 1932 г. А.К. Супинский совместно с А.Я. Дуйсбург и И.Ф. Фрейберг подготовил в музее экспозицию «Белоруссия и БССР». Одновременно он издал путеводитель по этой выставке. [9] На рубеже 1920–1930-х гг. все экспозиции музея были переделаны согласно поставленной задаче: показать преимущества современного периода жизни народов над дореволюционным. Музей посредством экспонирования традиционных культур должен был дать «развернутый анализ разрушительного влияния капиталистической цивилизации на докапиталистические уклады, противопоставляя политике царской России и колониальной практике империалистических держав национальную политику Коммунистической партии и хозяйственно-культурный рост народов Советского Союза». [10] Последовавшие отзывы на экспозицию были неутешительны. Редакционная статья «Советского музея» сочла белорусскую выставку «примером неправильного показа социалистического строительства». [11] Особенно резко выступила Н.И. Гаген-Торн, раскритиковав как неисторичный раздел, посвященный верованиям. Она высказала сомнение в увлечении создателями экспозиции предметами культа и объяснительными записками к ним, «ибо это возбуждает некоторые сомнения. Какие впечатления должны произвести эти надписи? Прежде всего, они вызовут вопрос, к какой же исторической эпохе, к какой общественной формации относится культ солнца и его отражение в поясах». И ее вердикт суров:« Таким образом, выставка культа Белоруссии страдает одним коренным недостатком – отсутствием историчности». [12]

Летом 1937 г. А.К. Супинский был арестован, осужден на 7 лет лагерей и отправлен в Каргопольлаг. Понять, за что он был осужден, сложно. Я предполагал, что это произошло после публикации 27 июня 1937 г. в газете «Ленинградская правда» статьи «Антисоветская пропаганда в этнографическом музее». Хотя имя А.К. Супинского в ней упомянуто не было, белорусская выставка фигурировала как один из основных примеров клеветы и искажения советской действительности. О месте отбывания заключения известно из его письма академику И.И. Мещанинову от 5 декабря 1943 г., где указан его обратный адрес – почтовое отделение Ерцево, Архангельской области, почтовый ящик № 233/15. В этом поселке размещалось центральное управление Каргопольлага. [13] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Интересно то, что во время нахождения в заключении он предложил лагерной администрации организацию музея Каргопольлага, но его предложение не было принято. Тем не менее, А.К. Супинский предпринял там некоторые свои историко-этнографические разыскания. Например, там он написал статью «Название “Каргополь” и его историко-лингвистическое происхождение». [14] Лингвистическая часть этой статьи явно написана в стиле палеонтологического метода Н.Я. Марра, сторонником которого он был. Вторая часть статьи касается славянской колонизации Русского Севера и судьбы «чуди». По его мнению, современное название Kargopol, есть ничто иное, как скрещение простейших славяно-финских обозначений поселений, собственно четырех разноплеменных нарицательных существительных K+ar+go+pol, в полной форме K+ar+gurt+pol*, означающих в отдельности «поселение», «деревня», «город», что проливает свет на путь развития Каргополя, возникшего в качестве племенного поселения и выросшего со временем до размера славяно-русского города.

Время освобождения А.К.Супинского неизвестно. 29 июня1945 г. он обращается на имя директора ГМЭ с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении его на работе. Он ссылается на свою «деятельную работу в прошлые годы», а также отмечает, что его научные интересы направлены в сторону изучения севернорусского населения Архангельской и Вологодской губ. На письме уже указан череповецкий адрес. Но ему было отказано. [15] Ученый был реабилитирован в 1956 г. Здесь А.К. Супинского приняли на работу в Череповецкий учительский институт на кафедру истории исторического факультета. Одновременно он устроился на работу еще и в Череповецкий краеведческий музей. А.К. Супинский ездил в этнографические экспедиции, разыскивал старинные сельскохозяйственные орудия, записывал материалы по обрядам и т.д. Им был даже написан неопубликованный путеводитель по музею «Череповецкий уезд Новгородской губернии в конце XIX – в начале XX в. Путеводитель по этнографической выставке Череповецкого краеведческого музея». [16] В архивных фондах Череповецкого музейного объединения сохранилось некоторое количество его полевых записей. Они выполнены профессионально и представляет собой машинописный текст, отпечатанный на половинках стандартных писчебумажных листов формата А 4. В верхней части каждого листа сделаны указания о месте записи того или иного факта и приведены сведения о лице, его сообщившем. Некоторые данные имеют общее заглавие («веселые беседы», «малые беседы»). В нижней правой части листов указаны годы записей, инициалы и фамилия А.К. Супинского. [17] Часть его полевых материалов была передана в 2017 г. Российскую национальную библиотеку дочерью этнографа И.А.Шостакович. [18]

К А.К.Супинскому в Череповце на первых порах относились достаточно хорошо. Он получил разрешение работать над кандидатской диссертацией «Этнографические памятники жилища лесной зоны СССР», которую он защитил 24 июня 1947 г. в Институте этнографии АН СССР в Москве. В своей диссертации, основываясь на работах советских археологов, собственных полевых наблюдениях на Алтае, в Архангельской, Вологодской областях и Коми АССР, широко используя «палеонтологический анализ» и другие идеи «нового учения о языке» Н.Я. Марра, А.К. Супинский пытался выстроить единую схему эволюции жилища на указанной территории. [19] В Череповце он начал работать над главным своим трудом – на тему «Три типа культуры жилища верхнеднепровской Руси», которую он хотел защитить в качестве докторской диссертации, но не завершил. [20] Однако вскоре обстановка изменилась, и ему пришлось уйти из института. Некоторое время он еще работал в краеведческом музее, а в 1949 г. вместе с семьей уехал из Череповца. После этого он появляется в Сыктывкаре. Но это уже другая история.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф