Метки текста:

Архитектура Деревянное зодчество Рябининские чтения

Бодэ А.Б. (г.Москва)
Покраска фасадов деревянных церквей XIX – начала ХХ веков Vkontakte@kizhi

Аннотация: Традиционные деревянные бревенчатые храмы представляются нам практически монохромными. В статье систематизируются и анализируются данные о покрасках деревянных церквей. Выявляются определенные закономерности в использовании цвета и наиболее распространенные цветовые композиции. В качестве основных выводов можно отметить, что покраска тесовых и лемеховых кровель деревянных храмов была достаточно распространена. Иногда она выполнялась в один цвет, иногда в два или даже в три цвета. На крышах многих зданий устойчиво повторяется сочетание красного внизу и зеленого (темно-зеленого) вверху. Сведения о покрасках деревянных храмов XIX – начала ХХ в. и их сопоставление с источниками XVII – XVIII вв. позволяют сделать вывод о том, что цвет играл значительную роль в формировании архитектурного облика традиционных русских деревянных церквей.

Ключевые слова: деревянное зодчество; цвет в традиционной архитектуре;

Summary:  Traditional wooden log churches seem to us almost monochrome. The article systematizes and analyzes the data on the painting of wooden buildings. Certain regularities in the use of color and the most common color compositions are revealed. As the main conclusions can be noted that the painting of the roofs of wooden churches was quite common. Sometimes it was performed in one color, sometimes in two or even three colors. On the roofs of many of the buildings depicted, the combination of red at the bottom and green (dark green) at the top is repeated steadily. Information about painting wooden churches of the XIX – beginning of XX century and compares them with the sources of the XVII – XVIII centuries allow us to conclude that the color played a significant role in shaping the architectural appearance of traditional Russian wooden churches.

Keywords: wooden architecture; color in traditional architecture;

Деревянные храмы в привычном для нас облике монохромны. Это относится к традиционным постройкам с открытыми бревенчатыми стенами. Облик церквей XIX в. уже иной. Дощатые обшивки стен практически всегда окрашивались, детали нередко приобретали многоцветную покраску. Старые фотографии, свидетельствуют о том, что красились не только стены, но и деревянные кровли. Соответственно покраска и активное введение цвета в деревянную церковную архитектуру обычно соотносится с XIX в. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В настоящей статье представлены результаты изучения приемов использования цвета в архитектуре деревянных церквей XIX – начала ХХ вв. Исследование основывается главным образом на материалах натурных обследований памятников деревянного зодчества, дошедших до нас в позднейшей обшивке, а также на старых фотографиях, на которых зафиксированы покраски деревянных церквей.

Работа нацелена на выявление особенностей и закономерностей в использовании цвета на различных частях деревянных храмов, приемов распределения цвета и цветовых акцентов на фасадах. Итоговой задачей исследования является выявление связи закономерностей в использовании цвета на деревянных храмах XIX – начала ХХ вв. с более ранними традициями покрасок и раскрасок в деревянном церковном зодчестве.

Рассматривая объекты в обшивках XIX – начале ХХ вв., по характеру покраски их можно систематизировать на несколько групп.

Самый простой и достаточно распространенный вариант покраски – это белые стены и зеленые крыши. Такую покраску имели церкви Преображенская 1786 г. и Благовещенская 1795 г. в селе Турчасово. По цветной фотографии С.М. Прокудина-Горского 1909 г. нам известна покраска храмового комплекса в селе Шуерецкое. Пятницкая церковь последней трети XVII в. после ремонта рубежа XIX – ХХ вв. стоит с белыми стенами и зеленой крышей. Такова же и новая Климентовская церковь, построенная на месте одноименного храма второй половины XVIII в. Аналогичную покраску имели церкви Власьевская 1795 г. и Климентовская 1880 г. в селе Тулгас, изображенные на акварели С.Г. Писахова 1919 г. Подобные покраски находят массу аналогий в каменном церковном зодчестве. Побелка стен обычна для каменных церквей, а наиболее распространенной краской для крыш была ярь-медянка. Подобная покраска в XIX – начале ХХ в. встречалась повсеместно.

Следующая группа церквей отличается крышами, окрашенными в два цвета – красным и зеленым. Такова Никольская церковь 1595 г. в селе Шуерецком, обшитая и окрашенная на рубеже XIX – ХХ вв. Ее крещатое основание покрыто клинчатыми с полицами крышами, окрашенными в красный цвет. Так же окрашены крыши трапезной и крыльца. Шатер и глава покрыты зеленой краской. Эта цветовая композиция: красный низ и зеленый верх устойчиво повторяется на многих других рассматриваемых объектах. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По фотографии С.М. Прокудина-Горского мы видим, что обшивка стен Преображенской церкви 1696 г. в деревне Пидьма получила окраску охрой, красным окрашены крыши алтаря, фронтонный пояс, включая причелины, и полицы шатра, а сам шатер окрашен зеленым.

В селе Моржегоры было две церкви – Васильевская 1700 г. и Иоакима и Анны 1726 г. [1] Покраска позднейших обшивок и кровель запечатлена на акварели неизвестного архитектора 1939 г. [2] Покраска крыш церкви Иоакима и Анны сочетает красные нижние части и зеленые верхние. На шатре, подогнутом снизу наподобие куба, нижний ряд гонта покрашен красным. Композиция из красных и зеленых частей крыш здесь достаточно сложная.

Благовещенская церковь 1719–1725 гг. в деревне Пустынька относится к достаточно редкому типу клетского храма с завершением основного сруба бочкой. [3] Она ремонтировалась в XIX в. а в 1905 г. церковь была вновь обшита тесом и покрашена масляной краской. [4] Покраска церкви хорошо прослеживается: стены выбелены, наличники окон и цоколь покрашены охрой, кровля бочек зеленого цвета, причелины и полотенца – красные. На полицах в основании бочек также можно обнаружить следы красной краски. Бочка была покрашена зеленым.

Очень интересна покраска Никольской церкви 1700 г. близ деревни Едома. Покраска зафиксирована на нескольких фотографиях советского времени. Стены церкви были белые, бочки алтаря и основного четверика – красные. Шатер тоже был красным. Шеи боковых и алтарной глав были окрашены в два цвета: снизу до половины высоты – красным, верхняя часть – белым. Это единственный известный пример покраски шей в два цвета. Главы были традиционно зелеными.

Церковь Алексия Человека Божьего 1721 г. в урочище Куртяево сохраняет частично утраченную обшивку с наличниками, подлинные тесовые и гонтовые кровли, лемех на главе. Стены были окрашены охрой с белыми обрамлениями окон и карнизами. Крыша сочетала красную и зеленую покраску. Красная краска хорошо сохранилась на подогнутых частях куба и бочки. Покраска бочки чередовала красный и зеленый цвета, чего мы не находим больше ни на одном объекте. Лемех на главах и шеях был окрашены в зеленый цвет, но декоративный пояс из ряда резных лемешин под главой был красным. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На некоторых объектах мы замечаем на крышах преобладающее использование красного цвета. Это ансамбль Почозерского погоста XVIII в., где стены обоих церквей и колокольни были окрашены охрой, а все крыши, включая шатры – красным, и только главы были зеленые. Полностью красные крыши можно увидеть на церкви в селе Межевая Утка, на часовне Алексия Человека Божьего в деревне Викшицы, на церкви XIX в. в селе Лижма на фотографиях С.М. Прокудина-Горского.

Успенская церковь 1674 г. в селе Варзуга также отличалась преобладанием красного цвета на крышах, но облик ее достаточно необычен и заслуживает особого внимания. Церковь относится к типу крещатых в основании храмов с шатровым верхом и имеет определенное сходство с каменным храмом Вознесения в Коломенском. [5] Сопоставление цветных и черно-белых фотографий позволило реконструировать цветовое решение храма. Побеленные стены и шатер сочетались с красными крышами всех бочек, полицами и горизонтальными полосами на шатре. Столь необычное решение шатра выделяет Успенскую церковь из всех рассматриваемых объектов и в некоторой степени роднит ее с каменными шатровыми храмами. Глава на церкви, скорее всего, была зеленая. Красных глав не замечено ни на одном объекте. На всех церквях, где зафиксированы покраска лемеха, она выполнялась зеленой краской. Таковы купола на церквях Владимирской 1757 г. в селе Подпорожье, Сретенской 1688 г. в селе Заостровье, Петропавловской конца XVII в. в селе Вирма.

Стены рассматриваемых объектов, как мы отметили, преимущественно белые. Покраска стен охрой встречается несколько реже. Она зафиксирована на церквях в Пидьме, Ратонаволоке, Моржегорах, Куртяево и других. Однородные светлые покраски стен деревянных храмов в принципе аналогичны цветовым решениям каменных храмов. И значительно реже встречается покраска стен красным суриком. Ее мы до сих пор видим на церкви Иоанна Богослова 1687 г. в селе Богослов в обшивке XIX в.

На ряде объектов мы обращаем внимание на цветные карнизы, выделяющие главенствующую часть здания. Этот прием нельзя назвать частым, но он зафиксирован в разных местах Севера.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери в деревне Меландово 1759 г. ремонтировалась в середине XIX в. и в начале ХХ в. [6] Светлые стены сочетались с повалом, был раскрашен полосами в белый, зеленый и красный цвета. Благодаря этому фасады храма приобретали яркий цветовой акцент, отмечающий переход от вертикальной части сруба к шатровой крыше. Нечто подобное мы видим на Богоявленской церкви 1793 г. в селе Лядины. Пилястры, полуколонны, капители и карнизы были окрашены в разные цвета – белый, розовый, зеленый, темно-синий. На фризе, опоясывавшем восьмерик, была раскраска мутулов, триглифов и на фоне между ними – несложная орнаментальная роспись такими же красками. Карниз нижележащего четверика тоже имел роспись и раскраску, но в меньшем объеме. Таким образом, роспись здесь создавала яркие декоративные пояса в верхней части стен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга 1655 г. дошла до нашего времени в обшивке 1895 г., которая была ярко раскрашена. Белые стены в верхней части имели подзоры из вертикальной доски, окрашенные охрой. Широкий карниз, оформленный орнаментом из набивных дощечек, был раскрашен в белый, синий и красный цвета. Еще более нарядными были наличники. В декоре храма много «вычурно русского» в понимании своего времени. Хотя акцентирование резьбой и раскраска карнизов и наличников, безусловно, заимствована из народного зодчества.

Кроме использования цвета в архитектуре деревянных церквей XIX – начала ХХ вв., мы должны обратить внимание на исторические свидетельства о покрасках деревянных построек более раннего времени. Среди них архитектурные фоны икон, миниатюры, цветные аксонометрические планы. Рассмотренные нами приемы покраски церквей XIX – начала ХХ в. имеют много общего с раскрасками храмов XVII – XVIII вв. В древности мы находим немало примеров сочетания красного и зеленого в покрасках крыш и выделения повалов яркой цветной росписью. Это позволяет сделать вывод о том, что цвет играл значительную роль в формировании архитектурного облика традиционных русских деревянных церквей.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф