Метки текста:

Рябининские чтения

Виноградова И.А. (г.Помона, США)
Особенности проведения реставрационных работ в Соединенных Штатах Америки VkontakteFacebook

Аннотация: Статья на конкретных примерах с предоставлением фотографий повествует о качестве проведения разного вида реставрационных работ в ведущих музеях Соединенных Штатов. Автор пытается понять, почему и как сложилась ситуация, в которой, с одной стороны, есть четко разработанные и регламентированные государством нормы и правила поведения реставрационных работы, а с другой, эти работы проводятся поверхностно и понятие реставрация зачастую подменяется простым ремонтом.

Ключевые слова: реставрационные работы; качество проведения; отсутствие школы; США;

Summary:  The article tells about the quality of the various types of restoration work in leading museums in the United States on specific examples of the provision of photographs. The author tries to understand why and how the situation arose in which, on the one hand, there are well-defined norms and rules of restoration work regulated by the state, and on the other hand, these works are carried out superficially and the concept of restoration is often replaced by simple repair.

Keywords: restoration work; quality of jobs; lack of school; USA;

Соединенные Штаты, как и любая другая страна, имеющая уникальное историческое наследие, а также еще более огромное количество предметов культуры, привезенных со всего мира, регулярно решает вопросы реставрации. В силу целого ряда причин реставрационные работы, проводимые в стране, имеют свои определенные особенности, которые свойственны только Соединенным Штатам. Эти особенности вытекают прежде всего из того, что США исторически очень молодая страна, которая, с одной стороны, очень бережно относится к своему историческому наследию, а с другой, решает вопросы проведения реставрационных работ, вследствие отсутствия школы и грамотных специалистов, достаточно поверхностно. В этой статье на конкретных примерах я бы хотела разобраться в этом вопросе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рассмотрим самые ранние строения, сохранившиеся до наших дней, которые относятся к Колониальному Стилю (Colonial Style) 1600–1715 гг., который, в свою очередь, делится на Ранний Английский Колониальный 1640–1715 гг. и Ранний Южный Колониальный 1600–1715 гг. – согласно исследованию ученого и архитектора Джона Милнес Бейкера («Американский дом стилей: краткое руководство»). [1]

Самый старый дом, сохранившийся до наших дней, находится на юге страны в городке Санта Фи, штат Нью Мексика – это Южный Колониальный стиль (Santa Fe, New Mexico, 1650 г. The Oldest House in the U.S.) (Фото #1A).

Ещё одна постройка, но уже более респектабельная, называемая Дворцом Губернатора, также находится в городке Санта Фи (Gouvernor's Palace, Santa Fe, New Mexico, 1609–1614 гг.) (Фото #1B).

На Севере страны в городке Салем, штат Массачусетс, самой старой постройкой, соответствующей Раннему Английскому Колониальному Стилю – является дом зажиточного сквайра Самуэля Пикмана (Samuel Pickman House, Salem, Massachusetts, 1665 г.) (Фото #1C).

На первый взгляд, все эти объекты выглядят прекрасно, так как они реставрировались, в том числе и в ХХ в., но если более тщательно приглядеться к первой фотографии, то можно увидеть, что цементный раствор ничем не отличается от цементного раствора, который используется сейчас при строительстве. На втором фото отчетливо видно, что при оштукатуривании стен использовались современные технологии, которых, естественно, не было в начале ХVII в. На третьей картинке также видно, что материал, использовавшийся для покрытия крыши, был изготовлен полностью с использованием современных технологий, а если вы будете в г. Салем или г. Санта Фи и посетите эти исторические объекты, охраняемые государством, то непременно обратите внимание и на другие многочисленные современные технологии, которые были использованы при проведении реставрационных работ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Речь здесь не идет о тупом применении примитивных инструментов ХVII в. или слепом подражании приемам, использовавшимся в то время. Конечно, при реставрации мы не можем везде использовать только старые технологии и материалы, но там, где это можно сделать, делать это просто необходимо. Таковы принципы проведения реставрационных работ в Европе и Российской Федерации.

В отличие от Европы или России, на территориях которых только за прошедшее столетие прошло несколько крайне опустошительных воин, и где предметы культурного наследия воссоздавали из руин, когда документы или не сохранились, или были далеко неполными, и реставраторам стоило огромнейшего труда по крупицам собирать сведения, необходимые для изучения реставрируемых объектов, столь важные на самом первом этапе проведения реставрационных работ, в США, если говорить о предметах, не привезенных из других стран, в архивах сохранилось огромное количество документов, по которым можно узнать практически всё о данном объекте или предмете. Таким образом, самый первый этап реставрационных работ значительно упрощается. На территории страны также не было опустошительных войн, превративших объекты исторического наследия в пепелище, что, несомненно, опять-таки упрощает процесс реставрации.

За проведением всех видов реставрационных работ в США следит государственная организация, называемая Сервис Технического Сохранения (Technical Preservation Servicers), которая проделала колоссальную работу: чётко регламентировала все виды реставрационных работ и дала конкретные рекомендации к их проведению. Там же разобраны с предоставлением фотографий варианты выполненных работ. Эта организация регулярно выпускает бюллетени, в которых даются рекомендации и разбираются подробнейшим образом виды проведенных работ, использованные материалы и пр. Под эгидой этой организации в 1995 г. Кей Д. Уикс и Энн И. Гример издали книгу «Сохранение, восстановление, реставрация и реконструкция исторических объектов». [2]

Эта книга была переведена на русский язык и издана в 2008 г. Однако начиная внимательно изучать рекомендации, мы опять наткнемся на допущения, позволяющие фактически подменить понятие «реставрация» простым ремонтом. Примером могут служить английские стулья круга Георга Хэплуайта (расцвет деятельности 1775–1786 гг.) конца ХVIII в. из махагони; работы выполнены компанией Поташ Бразес (POTASH Brothers). Даже по фото четко видно, как недостающие детали выполнены не из красного дерева (махагони), из которого были изготовлены стулья, а совсем другого материала: была сделана тонировка, позволившая подогнать цвет недостававшим деталям. (Фото #2). Там видны также, на мой взгляд, и другие недопустимые при реставрации технические приемы, но судить о них по фотографии я не решаюсь.

Сравнительно недавно в Музее Метрополитан (The Metropolitan Museum of Art), который находится в Нью-Йорке, был открыт отдел #774, названный «Американский Ветер» (The American Wind). Там в стеклянных витринах без всякой систематизации выставлены предметы прикладного искусства прошлых столетий, в том числе и мебель. При входе в отдел объясняется, как можно в Интернете прочитать информацию о некоторых предметах, представленных в витринах, но непонятно, почему выставили эти предметы все вместе, скученно, в два яруса и очень плотно один к другому, да еще и в стеклянных витринах. Многим из этих интереснейших предметов мебели явно требуется реставрация. В частности, тут есть работы известных английских мастеров круга Т. Чиппендейла (Thomas Chippendale, 1718–1779) (предмет #27I-K) и Д. Хеплуайта (George Hepplewhite, 1727– 1786) (предмет #27A-F); за предметом #B11 во втором ряду представлен стул итальянского дизайнера мебели К. Бугатти (Carlo Bugatti, 1856–1940), а за предметом # 106P на стеллаже вдоль стены представлено кресло интересной конструкции со встроенным в сиденье ночным горшком. Увы, никто не дал мне веских ответов на вопросы о столь странной экспозиции, хотя я неоднократно обращалась в разные отделы музея и к его сотрудникам. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ни для кого не секрет, что Метрополитан Музей – это ведущий музей Соединенных Штатов, являющийся четвертым по посещаемости музеем мира и первым в США. Именно на его равняются другие музеи страны, он проводит и публикует научные изыскания, организует выставки и конференции, устанавливает планку уровня проведения реставрационных работ.

Уровень понимания реставрационных работ в Метрополитан Музее сказывается и в деятельности других музеев. В частности, примером может служить поместье Билтмор в г. Ашвил, Северная Каролина (Biltmore Estate, Asheville, North Carolina, 1889 г.), где посетителям представлено потрясающее по своей красоте собрание предметов прикладного искусства, но ряде залов ткань при реставрации мягких элементов мебели совсем не соответствует времени строительства дворца. Как объяснил удивившийся моему вопросу представитель музея, ткань полностью соответствует шторам, висящим в этом зале. Аналогична ситуация и в других музеях, претендующих на воссоздание и сохранение исторических интерьеров таких дворцов, как особняк Хилвуд в Вашингтоне (Hillwood Museun, Washington, DC), поместье Линдхурстов г.Тарритаун на берегу реки Гудзон (Lyndhurst, Tarrytown, New York) или Мраморный Дворец Вандербилдов в Род-Айланде (Marble House, 596 Bellevue Ave. Newport, Rhode Island). Этот список я могу продолжать долго. Фактически в каждом из исторических музеев, в которых мне удалось побывать, за 23 года проживания в стране, у меня всегда возникали вопросы к состоянию и месторасположению предметов мебели в том или другом музее. Даже усадьбы, олицетворяющие «Позолоченный век» («Gilded Age»), являют множество вопросов. «Когда качественно и достойно сделано, – пишет М. Бекер, – эти дома имели определенные достоинства из-за появления новых, неизвестных ранее, материалов и технологий, хотя иногда грань между достоинством и помпезностью была незначительной. Часто можно увидеть, что притворство здесь доведено до абсурда, когда на фасаде поднятого ранчо или псевдоколониального стиля появляется искусственный портик. К сожалению, отсутствие вкуса в Соединенных Штатах – это не редкость». [3] Здесь, как мы понимаем, идет речь об вкусах владельцев домов или загородных усадеб, которые имели возможности в XIX в. покупать без разбора по всему свету, особенно в Европе, предметы искусства и привозить их в Соединенные Штаты. Уверена, что всё это бросается в глаза посетителям, которые путешествуют по всему миру, а также имеют хоть какое-то представление о времени создания тех или иных коллекций, их использовании и реставрации.

В этом плане мне намного больше импонирует позиция музея Гэтти в Лос-Анджелесе, Штат Калифорния (J.Paul Getty Museum), который не претендует на воссоздание исторических, выдержанных в одном стиле, интерьеров, что сделать искусственно достаточно сложно, а для пополнения своих коллекций заказывает копии мебельных изделий, изготавливаемых по старинным технологиям в реставрационных мастерских Парижа: мастерские Мерик Лакройкс или Мишель Джамет. Эти частные мастерские работают под эгидой организации Дирекция Французских музеев.

Тем не менее нельзя сказать, что все так безнадежно. В ноябре 2016 г. был закончен грандиозный цикл прекрасно проведенных реставрационных работ купола Капитолия на Капиталийском Холме в Вашингтоне, [4] на который было потрачено 59,5 миллионов долларов. В результате проведения реставрационных работ были удалены опасные материалы (такие, как свинцовая краска), которые использовали для покраски в начале прошлого века; восстановили и заменили, где это было необходимо, железные перекрытия; провели модернизацию электрических и механических систем; сделали новое освещение и покрасили в соответствующий с историческим цвет. (Фото #3).

Все мы знаем о существовании принятых на международном уровне понятий и положений об уровне и качестве проведения реставрационных работ, поэтому мне несомненно хотелось бы, чтобы эти планки соблюдались, если не во всех музеях, то хотя бы в ведущих музеях мира. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф