Метки текста:

Деревянное зодчество Реставрация Рябининские чтения

Незвицкая Т.В. (г.Петрозаводск)
Опыт реставрации церкви Преображения Господня VkontakteFacebook

1.Кижский погост, начало ХХ века2. Разборка нижних поясов церкви в 2012 году3. Консервация церкви на зимний период

Аннотация: В конце ХХ в. проблема реставрации церкви Преображения Господня Кижского погоста волновала не только узкопрофильных специалистов, но и широкую общественность. Извечный вопрос сохранения памятников деревянного зодчества решался как в процессе проектирования, так и в процессе производства работ. За более чем десятилетний период проведения уникальной реставрации музей и специалисты приобрели ценный опыт, подчас не имеющий аналогов в мировом масштабе.

Ключевые слова: сохранение; реставрация; деревянное зодчество; Преображенская церковь; образ; технологии;

Summary:  At the end of the twentieth century not only specialists but also general public was concerned with the problem of the restoration of the Church of the Transfiguration of the Kizhi Pogost. The eternal question of preserving the monuments of wooden architecture was solved both in the design process and in the production process. For more than a decade of a unique restoration, the museum and specialists have gained such a valuable experience, that couldn't be compared even on a global scale.

Keywords: Preservation; restoration; wooden architecture; the Church of the Transfiguration; image; technology;

Реставрация церкви Преображения Господня Кижского погоста для всех участников процесса стала не только возможностью соприкоснуться с уникальным объектом деревянного зодчества России, признанным во всем мире, вобравшим в себя весь предыдущий опыт и лучшие достижения многовекового плотницкого мастерства, но и возможностью приобрести бесценный опыт при её реставрации. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С момента строительства храма и на протяжении более 300 лет ремонты были обычным явлением и выполнялись, в основном, по причине деформации или с целью улучшения состояния церкви. Согласно архивным данным, через некоторое время после постройки церкви стали выполняться первые ремонтные работы предположительно из-за неравномерной осадки храма, поскольку он был установлен без фундамента на слабое грунтовое основание. В течение следующих 200 лет прихожане содержали церковь в исправном состоянии посредством текущих ремонтов, исправлений деформаций, обшивки и других улучшений и «поновлений» (фото 1). Историками архитектуры эти работы могут расцениваться по-разному, но главная их цель была достигнута – храм был сохранен.

Однако уже в 1980-х гг. техническое состояние конструкции церкви было признано аварийным. Сруб церкви отклонился от своей вертикальной оси практически на один метр, что представляло серьезную угрозу обрушения конструкций храма. Введенная внутрь церкви система усиления из металлоконструкций, предложенная Н. И. Смирновым, сдерживала строение от дальнейших деформаций вплоть до последней реставрации. Сегодня не осталось ни малейших сомнений в том, что именно конструкция Смирнова на протяжении более чем 20 лет помогала сохранить храм от нарастающих деформаций. Более того, именно ее использовали как вспомогательную конструкцию для вывешивания сруба при реставрации. В конце ХХ в. все понимали, что при проведении реставрации велик риск утраты церкви, поэтому ошибки быть не могло, и необходимо было выбрать единственно правильный путь. Общая идея концепции реставрации заключалась в придании памятнику оптимально обоснованного архитектурно-художественного облика и создании условий стабильности технического состояния и нормальных условий эксплуатации.

Предложенная идея реставрации церкви Преображения Господня, а потом и предложенные в 1999–2001 гг. концепция и рабочий проект основывались на многолетних научных разработках и были одобрены российскими и международными экспертами. Концепция предлагала метод последовательной переборки церкви с поэтапной реставрацией памятника методом вывешивания снизу вверх по так называемым «реставрационным технологическим поясам». Этот метод стал возможен благодаря разработанной технологии: внутрь церкви устанавливается дополнительная система металлокаркаса – лифтинг, вместе с конструкцией Смирнова они образовывают систему вывешивания, которая позволяет перебирать выделенную часть церкви («пояс») без полной разборки основного объема. Несмотря на современную систему вывешивания, данная технология напоминает традиционное строительство и исторические приемы, которые использовались на протяжении более 300 лет для сохранения церкви. После выполнения всех реставрационных работ и компенсационных мероприятий по укреплению конструкций церкви систему вывешивания демонтируют.

Разработанную концепцию необходимо было согласовать. Проведение реставрации осложнялось еще и тем, что после утверждения концепции ее обсуждали еще в течение десяти лет, что, безусловно, осложняло организацию работ. В то же время необходимо было обладать умением принимать взвешенные решения, основанные не только на традиционном, но и на российском и международном опыте сохранения деревянного зодчества, а также защищать принятые решения в научной среде. При этом прозрачность и открытость проведения работ как для специалистов, так и для общественности являлось одним из условий выполнения сложной реставрации.

Проектирование комплексной реставрации церкви было непрерывным научным процессом, так как при проведении работ постоянно открывались новые обстоятельства, которые невозможно было предусмотреть до разборки сруба. В рабочую документацию вносились изменения, направленные на решение задач соответствующего этапа реставрации. Процесс проектирования был завершен лишь в 2016 г. Судя по опыту реставрации церкви, грамотное проектирование, сопутствующее производству работ, и постоянный авторский надзор на объекте – это обязательное правило любой реставрации. Присутствие на объекте автора проекта В. С. Рахманова позволяло оперативно и квалифицированно принимать решения с учетом мнения заказчика и подрядчика.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

После утверждения и согласования проекта начались серьезные подготовительные работы. Правильная и обдуманная организация работ, тем более на уникальных объектах – это залог будущего успеха любой реставрации. Поспешность в этом вопросе может привести к негативному результату. Реставрация началась в 2004 г. и длилась 15 лет. Одно из обязательных условий реставрации – традиционная заготовка реставрационного леса, соответствующего параметрам заменяемых бревен, с учетом дополнительных требований к каждому элементу. Формирование банка реставрационного леса с компьютерной базой «складского учета с электронным адресом каждого сортимента позволяет быстро и безошибочно находить любое необходимое для замены деструктированного элемента сруба бревно». [1]

Выполнение столь сложной реставрации в северных условиях было бы не только опрометчиво, но и привело бы к большому количеству замены исторического материала, снижению качества и увеличению срока работ, если бы реставрация проводилась только в летний период. Поэтому одним из главных условий стало строительство дополнительной реставрационно-производственной площадки в 2,5 километрах от погоста, предназначенной для проведения реставрации каждого деревянного элемента и предварительной сборки поясов вне главной экспозиции музея. Данная площадка была задействована для сложных реставрационных процессов, как то: мойка, сушка, складирование, промежуточная сборка, реставрация очередного пояса в теплом цехе, постреставрационная сборка.

На приобъектной площадке, расположенной у погоста, с деревянной эстакадой и навесом для временного хранения демонтированных элементов, проходил демонтаж и монтаж очередного пояса церкви, как и демонтаж и монтаж металлоконструкций. Нельзя не упомянуть, что постоянный демонтаж и монтаж металла требовал координации работ подрядных организаций и автора проекта. Ситуации, когда бревна стен и балки при сборке «встречались» с металлическими горизонтальными и вертикальными связями металлокаркаса, были естественным явлением; приходилось перемонтировать металлические элементы в пользу деревянных исторических элементов.

Сборку и разборку поясов церкви планировалось проводить в благоприятный период времени – с весны по осень (фото 2). На зимний период церковь консервировалась для защиты от воздействия неблагоприятных атмосферных явлений, в частности от попадания влаги на исторические конструкции (фото 3). Реставрационные работы очередного разобранного пояса с промежуточной сборкой проходили в сборочном цехе реставрационно-производственной площадки в зимний период. Таким образом, максимальная защита объекта, а именно консервация исторических деревянных элементов сруба от попадания атмосферных осадков, является обязательным условием проведения любой реставрации.

Архитектурно-художественный облик храма был сохранен при реставрации церкви в середине ХХ в. под руководством А. В. Ополовниковым. Новизна последнего проекта реставрации XXI в. состояла в полном раскрытии истории памятника и дополнении утраченных ранее архитектурных элементов и конструкций по «следам» и архивным данным. Восстановленное крыльцо с южной стороны сруба, со стороны колокольни, дополняют ранее знакомый образ храма. Пятистенный алтарь с декоративным гребнем (после реставрации) на шеломе, а также гребневое завершение бочек нижних поясов церкви изящно подчеркивают красоту храма с восточной стороны. В рабочем проекте было предложено обшить часть бревен II технологического пояса в качестве защиты от разрушения, а после реставрации вернуться к вопросу о восстановлении исторической обшивки с целью сохранения деревянных конструкций церкви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Разработчиками проекта реставрации церкви были выделены конструктивно «слабые» места, которые требовалось укрепить, усилить и восстановить: фундамент, уровень подклета, диагональные стены первого восьмерика, уровень кольца «неба», четвериковые балки первого и второго восьмерика и система «укосов» в церкви. При усилении исторических деревянных конструкций применялся принцип максимального сочетания традиционного укрепления и минимального усиления конструкций. Критерием надежности конструкций в случае сомнения в традиционном укреплении была не только экспертная оценка специалистов, но и расчеты деревянных конструкций. Принятые решения соответствовали международным принципам. «Любое целевое вмешательство по преимуществу должно: а) следовать традиционным методам; б) быть обратимым, если это технически возможно, либо в) по крайней мере, не наносить ущерба или препятствовать будущим работам по сохранению, когда это может оказаться необходимым, и г) не препятствовать по возможности последующему доступу к свидетельствам, включенным в постройку». [2]

Накопленные многовековые деформации деревянных конструкций храма невозможно исправить полностью. В то же время принципы реставрации не поддерживают изменение конфигураций исторических бревен для достижения эффекта чистой горизонтали и вертикали, как в новом строительстве. Деформации при сборке поясов церкви были зафиксированы на дополнительной реставрационно-производственной площадке и на погосте. «Приобретенные во времени деформации элементов конструкций вследствие воздействия природных факторов, ремонтов, неравномерной усадки углов строения при фактически отсутствии надежных фундаментов, значительных воздействиях ветровых нагрузок. Элементы в этом случае приобретают кривизну, сминаются…». [3] Поэтому приобретенные деформации конструкций церкви остались в объеме сохраненных исторических элементов без угрозы для надежности конструкций объекта.

Созданный в 1997 г. Плотницкий центр музея, в составе которого к концу 2007 г. насчитывалось 17 плотников и других специалистов, стал основой для проведения реставрации. Специалистами центра была разработана методика реставрации исторических бревен церкви. Данная методика позволила максимально сохранить деревянные исторические элементы, была апробирована на уникальном объекте и получила одобрение как международных экспертов ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест= International Council on Monuments and Sites; в русском языке – ИКОМОС), так и российских экспертов. Командная работа – это основа сложной и слаженной работы большого коллектива, которая позволила выполнить комплексную реставрацию церкви Преображения господня. Профессиональное общение при проведении реставрации храма объединило специалистов разных специальностей, что не только обогатило знаниями друг друга, но и позволило достигнуть положительных результатов в работе. Эксперты консультативных миссий ИКОМОС в своих рекомендациях направляли и корректировали сложные реставрационные процессы. При невозможности команды прийти к единому коллегиальному мнению российская рабочая группа экспертов помогала в решении отдельных вопросов.

Проектная и реставрационная команда состояла из специалистов высокой квалификации и с большим опытом работы: В. С. Рахманов (главный архитектор проекта), И. К. Раша (конструктор по металлу), Т. И. Вахрамеева (эксперт проекта реставрации), А. А. Чусов и В. А. Скопин (исполнители реставрационных работ), Н. Л. Попов (организатор работ), А. Л. Ковальчук (исполнитель реставрационных работ), А. А. Савельев (исполнитель работ по металлоконструкциям), автор статьи и многие другие специалисты. Отдельных слов благодарности заслуживают директор музея-заповедника «Кижи» Э. В. Аверьянова, которая в 2004 г. не побоялась начать реставрацию церкви, и Е. В. Богданова, которая в 2014 г. продолжила её работу. Вклад каждого в конечный результат неоценим, взвесить его не представляется возможным, но благодаря каждому участнику команды мы получили выдающийся результат – сохраненную для будущих поколений церковь Преображения Господня Кижского погоста.

Приложение. Краткий хронологический список работ.

1999–2002 гг. «Предварительные работы» (разработка эскизного проекта, рабочего проекта комплексной реставрации церкви).

2004–2007 гг. «Подготовительный период»

2004 г. выполнен пробный подъем верхнего I пояса церкви.

20042007 гг. строительство дополнительной реставрационно-производственной площадки.

20052007 гг. смонтированы внутри церкви металлические конструкции для подъема II и III поясов. Монтаж технических средств безопасности и электрообеспечения Преображенской церкви на период реставрации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

20062008 гг. устройство приобъектной реставрационной площадки.

2007–2019 гг. «Основные реставрационные работы»

2007 г. разобрано крыльцо церкви. Миссия экспертов Центра Всемирного Наследия и ИКОМОС ЮНЕСКО на острове Кижи подтвердила: «…в итоге признали избранные схемы переборки сруба правильными, а смонтированное для этих целей оборудование – работоспособным и отвечающим задачам проведения реставрации…».

20082009 гг. монтаж, наладка, испытание системы лифтинга и вывешивания поясов сруба. Начало изготовление фундаментов. Демонтаж трапезной. Реставрация элементов исторических полов XVIIIXIX вв.

2010 г. Реставрация элементов трапезной. Демонтаж VII пояса. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

2011 г. реставрация VII пояса.

2012 г. монтаж после реставрации VII пояса. Демонтаж VI пояса.

2013 г. монтаж после реставрации VI пояса. Демонтаж V пояса. Завершены работы по реконструкции фундамента.

2014 г. монтаж после реставрации V пояса. Демонтаж IV пояса.

2015 г. монтаж VI пояса. Демонтаж III пояса. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

2016 г. разработка и согласование проекта завершения реставрации.

2017 г. демонтаж II пояса. Реставрация III пояса. Реставрация II пояса. Реставрация 12 глав.

2018 г. демонтаж I пояса. Монтаж II и I пояса. Реставрация I пояса и 5 глав. Монтаж I пояса.

2019 г. завершение работ: монтаж большой главы, конструкций неба, пола, иконостаса, реставрация и сборка трапезной и крыльца, благоустройство, молниезащита, монтаж охранно-пожарной сигнализации.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф