Метки текста:

Деревянное зодчество Костромской край Рябининские чтения

Пиляк С.А. (г.Кострома)
Перспективы сохранения и музеефикации памятников деревянного зодчества в Костромской области VkontakteFacebook

Аннотация: Существующий в Костромской области с середины XX в. Архитектурно-этнографический музей представляет коллекцию перевезенных в Кострому памятников народной архитектуры; некоторые музеи Костромского края сохраняют сооружения in situ. В докладе отражены перспективы сохранения памятников, учитывающие накопленный региональный опыт музеефикации памятников деревянного зодчества.

Ключевые слова: деревянное зодчество; Костромская область; сохранение объектов культурного наследия;

Summary:  Existing in the Kostroma region since the middle of the XX century, the Architectural and ethnographic Museum is a collection of transported to Kostroma monuments of folk architecture; some museums of the Kostroma region retain buildings in situ. The report reflects the prospects of preservation of monuments, taking into account the accumulated regional experience of museumification of monuments of wooden architecture.

Keywords: wooden architecture; Kostroma region; preservation of cultural heritage;

Костромская область – один из регионов России, сохраняющих колоссальное количество памятников деревянного зодчества. Проблемы сохранения и музеефикации памятников деревянной архитектуры уже долгое время находятся в числе наиболее важных для сферы сохранения объектов культурного наследия региона. Начиная с момента первой научной публикации деревянных храмов Ветлжского уезда, сделанных академиком Л.В. Далем в журнале «Зодчий» в 1875 г., [1] проблема сохранения памятников деревянной архитектуры решается на территории Костромского края с использованием различных методик. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Признание особой ценности исторических деревянных сооружений на Костромской земле и их музеефикация первоначально были связаны с мемориальными объектами. Первым музеем Костромского региона, разместившимся в ценном памятнике деревянной архитектуры XVIII в., стал мемориальный музей драматурга А.Н. Островского. 5 сентября 1923 г. решением протокола Совета народных комиссаров № 1079 здания и территория сельской усадьбы Щелыково, неразрывно связанной с жизнью и творчеством драматурга, были изъяты из ведения местных властей и переданы Наркомпросу для организации музея. В 1936 г. в трех комнатах главного дома была открыта первая экспозиция. В 1970-е гг., в связи с празднованием 100-летия со дня рождения драматурга, были проведены работы по воссозданию деревянных мостов, деталей заборов, парковых павильонов и беседок на основе аналогичных сооружений. Входная зона комплекса была дополнена современным двухэтажным литературно-театральным музеем.

В 1973 г. в комплекс музея была также включена находящаяся в селе Никола-Бережки, неподалеку от усадебного комплекса, изба столяра Ивана Соболева, друга и помощника А.Н.Островского. Первоначальная изба 1870-х гг. при этом была практически заменена близкой копией, выполненной с использованием аналогичных материалов. Современное повторение избы Соболева представляет относительно достоверную копию крестьянского дома-бруса. В феврале 2017 г. был открыт восстановленный рубленый сенной сарай, находящийся при въезде на музейную территорию. В настоящее время здание служит для размещения кассы музея, а также проведения познавательных занятий и мастер-классов. В окрестностях усадьбы еще сохраняются подлинная деревянная мельница из деревни Ивашево [2] и рубленая церковь XVIII в. в селе Ширяево, [3] что определяет широкие перспективы развития музейного комплекса.

Близкий по тематике комплекс планировалось создать на основе дворянской усадьбы Клусеево Чухломского уезда. Усадьба, связанная с родом дворян Катениных, до сих пор сохраняет одноэтажный деревянный дом с антресольным этажом, построенный в 1803 г., [4] кирпичный храм и обширный регулярный парк. Специалистами Костромской реставрационной мастерской были выполнены подробные обмеры главного дома, сохраняющиеся в фондах Государственного архива Костромской области.

Следующим по времени масштабным проектом стало создание в Костроме музея-скансена, посвященного исключительно народной архитектуре и быту. Идеи создания в Москве масштабного музея народной архитектуры под открытым небом, витавшие в первой половине XX в., в послевоенное время привели к созданию целой плеяды подобных музеев в областях и республиках Советского Союза. Костромской музей, формирование которого началось в 1955 г., стал одним из первых.

Еще в начале XX в. Б.И. Дунаев характеризует деревянную церковь Илии Пророка в селе Верхний Березовец Солигаличского уезда, сохранившую цельный интерьер эпохи провинциального барокко, как «целый музей родного искусства за прошлые века народной жизни». [5] Тем не менее, музеефикация памятников народной архитектуры на Костромской земле началась лишь в тот момент, когда возникла опасность утраты уникальных свайных объектов Костромской низины из-за строительства Горьковского водохранилища и затопления прибрежных территорий. [6] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Со временем музей, представляющий около трех десятков памятников храмовой, жилой и хозяйственной народной архитектуры XVI–XX вв., стал одним из наиболее посещаемых на территории Центральной России. Масштабный генеральный план музея, предусматривающий увеличение его территории практически в 10 раз и создание ряда тематических поселений – функциональных зон, включающих как подлинные памятники, так и возводимые на основании подробных обмеров новоделы, был разработан в 2000-х гг. в мастерской архитектора-реставратора И.Г. Семеновой. План позволяет представить широкие перспективы для развития музея.

Отдельные музеи на основе памятников деревянной архитектуры создаются и в последующее время. Ярким примером является дом Героя Советского Союза, генерала армии М.С. Малинина. Небольшая изба, где родился выдающийся полководец, была перенесена из села Полутино Антроповского района и установлена в районном центре. Музей в отреставрированном доме был открыт 9 мая 1990 г. Отдельные краеведческие музеи Костромской области также размещаются в памятниках деревянной архитектуры. К примеру, Пыщугский краеведческий музей расположен в доме адмирала В.А. Фокина в Пыщуге.

Технические свойства древесины также определяют значительные перспективы воссоздания объектов на основании имеющихся материалов. Примером такого подхода может служить восстановленный и открытый 26 июня 2004 г. дом-музей художника и драматурга Е.В. Честнякова в деревне Шаблово. Собранный некогда из старых бревен двухэтажный дом, напоминающий по виду верховой овин, был утрачен после смерти Е.Честнякова в 1961 г. Срубленный из нового материала дом-музей занял прежнее место в застройке деревни Шаблово.

Среди ценных объектов городской архитектуры, помимо колоссального количества утраченных объектов, выделяется некоторое количество сохраненных, с разной долей достоверности, памятников. В 1995 г. в Костроме была проведена реставрация одноэтажного деревянного флигеля городской усадьбы Н.А. Вознесенской. В здании разместился выставочный зал областного дома народного творчества. После тотальной перепланировки появились помещения выставочного зала, холла, сувенирной лавки, кладовой выставочного оборудования, санитарно-гигиенические помещения. Здание получило необходимое для эвакуации посетителей нарядное крыльцо, устроенное в центре уличного фасада, и в целом, несмотря на перечисленные изменения, сохранило свой градостроительный масштаб и скромное резное оформление, типичное для губернского города 1860-х гг. Одноэтажный с мезонином главный дом усадьбы Вознесенской, утраченный в начале 2000-х гг., немного позже был воссоздан в кирпичном исполнении с обшивкой из профилированного теса. За последнее десятилетие подобным образом, нередко без учета всех особенностей конструктивного решения и декоративного оформления, были воссозданы несколько памятников жилой архитектуры XIX в. в г. Костроме.

Одним из наиболее успешных проектов по сохранению памятников деревянной архитектуры в Костромской области является комплекс в деревне Асташово Чухломского района. Здание терема, построенное в конце XIX в. преуспевающим отходником Мартьяном Сазоновым, с 2011 г. восстанавливалось московским предпринимателем Андреем Павличенковым. В настоящее время терем, служащий одновременно небольшим музеем и гостиницей, дополнен перенесенной из деревни Головинская и поставленной неподалеку часовней этой же эпохи. Этот комплекс наиболее ярко представляет архитектуру Чухломского уезда, созданную на рубеже XIX–XX вв. отходниками.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На территории Костромской области за минувшие десятилетия были реализованы различные методы сохранения памятников деревянной архитектуры, в том числе in situ, с переносом, а также путем создания комплексов. Сохраняются как подлинные отреставрированные памятники, так и воссозданные, в том числе и в ином материале.

На современном этапе особенно перспективным является направление создания музеев под открытым небом – скансенов, приобретающих широкий диапазон направлений деятельности. Значительные перспективы имеет также сохранение ценных фрагментов деревянной застройки, отдельных зданий, в том числе и городской архитектуры, памятников промышленной архитектуры и железнодорожных поселков. Как показывает многолетний опыт, именно музеефикация объектов и обеспечение их максимальной доступности для посещения является наиболее успешным сценарием их сохранения.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф