Метки текста:

Деревянное зодчество Карелия Рябининские чтения

Рагулина А.В.
Использование образной системы деревянного зодчества Карелии в современном проектировании православных храмов Vkontakte@kizhi

1.	Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Варзуга2.	Московская церковь митрополита Алексия в Медведково3.	Церковь Богоявления Господня в Челмужах4.	Церковь великомученика Георгия Победоносца в Коптево5.	Предтеченская церковь начала XVIII в. в селе Шуя6.	Часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово7.	Церковь Ксении Петербургской в Дубне Московской области

Аннотация: Современное проектирование православных храмов из дерева с точки зрения использования исторического наследия является неоднозначным процессом. Изучение богатейшего архитектурного наследия Карелии с целью выработки навыков современного проектирования является актуальной задачей. В докладе рассмотрены конкретные примеры новых деревянных храмов России и проведен их сравнительный анализ с памятниками карельского зодчества. Показаны тенденции развития современного деревянного зодчества в увязке с традициями, достоинства и недостатки новых проектов православных храмов.

Ключевые слова: зодчество Карелии; основы композиции; пропорции; образ;

Summary: Modern design of orthodox temples made of wood in terms of the use of historical heritage is an ambiguous process. The study of the richest architectural heritage of Karelia with the aim of developing the skills of modern design is an urgent task. The report specific examples of new wooden churches in Russia are reviewed and their comparative analysis with the monuments of Karelian architecture are carried out. The trends in the development of modern wooden architecture in conjunction with the traditions, advantages and disadvantages of new projects of Orthodox churches are shown.

Keywords: architecture of Karelia; architecture of Karelia; proportion; shape;

Современное проектирование православных храмов из дерева с точки зрения использования исторического наследия является неоднозначным процессом. С одной стороны, существуют общие принципы и закономерности проектирования, композиционные средства, методы, технологии строительства, доступные нам. Именно эти традиции мы можем проанализировать и использовать в проектировании современных храмов. С другой стороны, нам в полной мере не знакомы факторы, повлиявшие на становление архитектуры прошлых столетий (уровень социально-экономического развития, бытового уклада крестьян). Главная задача, которая стоит сейчас перед архитекторами – это поиск способов реализации вневременного, вечного образа деревянного храма в современном мире, в контексте истории. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Изучение богатейшего архитектурного наследия Карелии с целью выработки навыков современного проектирования является актуальной задачей. Интересным является развитие культовых сооружений, происходящих от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определенные закономерности в развитии тех или иных форм зданий.

Для деревянного зодчества Карелии характерно:

В докладе рассмотрены конкретные примеры новых деревянных храмов и проведен их сравнительный анализ с памятниками карельского зодчества. Показаны тенденции развития современного деревянного зодчества в связке с традициями, достоинства и недостатки новых проектов православных храмов.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Варзуга (рис. 1) возведен около 1674 г. Тип восьмерик на четверике с четырьмя симметричными прирубами, которые формируют ступенчатый переход к шатру. [1] Храм относится к типу объемной композиции. План самой церкви представлен в виде креста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Московская церковь митрополита Алексия в Медведково (рис. 2) построена в 2000 г. [2] При анализе двух построек сразу можем заметить разницу в пропорциях, масштабе. В новом сооружении сохранен общий композиционный строй, использование шатра, бочки, сдержанности в декоративном оформлении. Но утерян целостный образ, где важной составляющей являются тектоническое стремление вверх. Основные пропорции выглядят одинаково, монотонно. Храм смотрится более приземисто в сравнении с образцом прошлого.

Церковь Богоявления Господня в Челмужах (рис. 3) в плане представляет собой вытянутый прямоугольник, шатровый столп длиннее главного помещения – церкви. Над сенями возвышается шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике».

Церковь великомученика Георгия Победоносца в Коптево (рис. 4) построена в 1997 г., расположена в районе Коптево Северного административного округа Москвы.

Композиция перестает быть объемной, формируется в пространственную. Тема прируба становится второстепенной. Живописен и характерен двух-шатровый силуэт храма. Над притвором устроена небольшая колокольня. Как в Предтеченской церкви начала XVIII в. в селе Шуя (рис. 5), на углах четверика, при переходе его к восьмерику, были установлены 4 бочки с врезанными в их конек главками. [3] Однако в сравнении в Богоявленской церковью современная постройка в Коптево выглядит разномасштабной в пропорциях шатров.

Часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово (рис. 6) является постройкой клетского типа. Состоит из сруба часовни с трапезной, завершенной восьмигранной шатровой колокольней. Перекрыты помещения симметричной двускатной крышей. Шатер и сруб увенчаны главками луковичной формы. Глава над часовней установлена на цилиндрическое основание, врубленное в конек кровли.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Храм-крестильня Ксении Петербургской при Смоленской церкви в Дубне Московской области (фото 7) построен в 1998–2000 гг. Композиционно повторяет архитектуру прошлого. Тем не менее образ нового храма не содержит в себе лаконичности, ясности форм, выразительности силуэта.

В итоге, на примере современного строительства можно сделать вывод, что ошибочным является путь стилизации, поверхностного подражания, механического заимствования форм деревянного зодчества. Необходимо общее понимание особенностей образования архитектурных элементов, цельное восприятие памятников.

При проектировании современного деревянного храма стоит обратить внимание на такие традиции карельской архитектуры, как стремление к свободной живописности, преемственность природных форм, силуэтные решения сооружений, своеобразие и неповторимость компоновки многократно повторяемых элементов разнообразных построек.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф