Метки текста:

Деревянное зодчество Рябининские чтения

Харебова Л.С. (г.Петрозаводск)
Архитектурная графика Р.М.Габе из собраний Национального музея Республики Карелия и музея-заповедника «Кижи» в иллюстрациях книги «Карельское деревянное зодчество» VkontakteFacebook

Рис. 1. Кижи КП-4505/2, л. 1. а) Помочи. Дер. Проккойла Сямозерского р-на; б–г) Резные потоки.  Медвежьегорский р-н.Рис. 2. Кижи КП-4505/2, л. 23. Балкон. Дер. Лумбила Сямозерского р-на.Рис. 3. Кижи КП-4505/2, л. 15. а) Наличник. Дер. Деригузово Шуньгской волости; б) Причелины и полотенце дома Фепонова. Дер. Яндомозерский погост Великогубской волости.

Аннотация: Доклад посвящен аспектам изучения архитектурного наследия в практике научно-фондовой работы на примере атрибуции графических работ из коллекции музея-заповедника «Кижи». Работа проводилась с привлечением коллекции Р.М. Габе из собрания Национального музея Республики Карелия и его монографии «Карельское деревянное зодчество». Графическое наследие архитектора рассматривается в контексте натурного историко-архитектурного обследования народного зодчества на территории республики во второй половине ХХ в.

Ключевые слова: деревянное зодчество; архитектурная графика; архитектор Р.М. Габе; музейные коллекции;

Summary: Report is devoted to the aspects of the study of architectural heritage in the practice of scientific and stock work on the example of attribution of graphic works from the collection of the Museum «Kizhi». The work was carried out with the involvement оf R. M. Gabe's collection from the collection of the National Museum of the Republic of Karelia and his monograph «Karelian wooden architecture». Graphic heritage of the architect is considered in the context of full-scale historical and architectural survey of folk architecture on the territory of the Republic in the second half of the twentieth century.

Keywords: Wooden architecture; architectural graphics; architect R. M. Gabe; Museum collections;

Книга Руфина Михайловича Габе «Карельское деревянное зодчество» была издана в 1941 г. накануне Великой Отечественной войны. Ее автор скончался за два года до выхода из печати труда своей жизни, содержащего «большой, почти исчерпывающий материал и глубокий художественный анализ деревянной архитектуры Карело-Финской ССР». [1] В издании были использованы фотографии, чертежи, акварели и рисунки, выполненные Р.М. Габе с натуры в ходе экспедиций по обследованию деревянного зодчества Карелии, в которых он участвовал начиная с 1908 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Авторские коллекции архитектурной графики Р.М. Габе в настоящее время находятся в Москве (Государственный исторический музей), Санкт-Петербурге (Российский этнографический музей, [2] Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга [3] ) и Петрозаводске. В Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) хранится копия его проекта 1915 г. здания железнодорожного вокзала на станции Медвежья Гора. [4] В 1961 г. в фонды Карельского государственного краеведческого музея (с 2011 г. – Национальный музей Республики Карелия) от членов семьи архитектора была принята коллекция рисунков и акварелей, многие из которых использовались при издании книги «Карельское деревянное зодчество». [5]

Два альбома с материалами, отражающими графическое наследие архитектора, имеются в фондовом собрании музея-заповедника «Кижи». [6] Один из них содержит 30 листов с акварелями и рисунками, в составе второго – 58 фоторепродукций графических работ в сопровождении комментария: «Из альбома Р.М. Габе». Альбомы были сформированы в Управлении по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР в 1950 г., что явствует из текста на их переплетах. Из этой организации происходит все собрание архитектурной графики, переданное ею сначала в Карельский краеведческий музей, а затем поступившее в фонды музея-заповедника «Кижи». При первичной регистрации в учетных документах нашего музея графические работы были записаны как анонимные, поскольку на листах отсутствовали подписи исполнителя. В процессе изучения двух музейных коллекций графики Габе было установлено наличие в них работ, дублирующих друг друга, отразивших одни и те же объекты деревянной архитектуры или их детали, но созданных в разное время и при разных обстоятельствах.

Так, многие рисунки из фондов Национального музея были выполнены Р.М. Габе в полевых условиях на подручном материале, например, на оборотной стороне фрагментов карты Европы, изданной в Лондоне в 1914 г. Отдельные предметы представляют собой листы, на которые наклеены крошечные клочки бумаги с карандашными набросками. Графические работы из кижского альбома, напротив, отличает не только качественная бумага, но и усовершенствование в технике исполнения, в частности, дополнение акварельной заливки к оформлению рисунков тушью и карандашом. Возможно, в таком более приемлемом виде они предназначались для использования именно в качестве иллюстраций в своей книге автором, не закончившим ее подготовку к печати. В пользу такого предположения говорит и то, что во втором альбоме из фондов музея-заповедника «Кижи» собраны материалы фотофиксации личной коллекции графических работ архитектора, произведенной до их поступления в Карельский краеведческий музей.

В структуре книги «Карельское деревянное зодчество» выделены 15 тематических разделов – от планировки населенных пунктов до разновидностей хозяйственных построек. В главе, посвященной особенностям застройки деревень и крестьянских усадеб, Р.М. Габе отмечает практически полное отсутствие внимания к этой теме у авторов ранее опубликованных исследований. Свои выводы о традиционных схемах поселений автор сопровождает планами населенных пунктов, графическими и фотоматериалами, в числе которых поступившие в фонды Национального музея карта-схема села Святозеро и акварель «Общий вид деревни Юстозеро». [7] В качестве образцов распространенных в Карелии типов домов Р.М. Габе приводит в том числе жилые постройки в заонежских деревнях Тарасы и Потаневщина. Внешний вид дома Лопаткина в Тарасах можно видеть на его рисунке из коллекции Национального музея, который воспроизведен в книге на странице 77 (ил. 69). [8] Материалы графической фиксации дома Лопаткина, разобранного в 1970-х гг., публиковались исследователями деревянного зодчества в разных изданиях; в фондах музея-заповедника «Кижи» также имеются его чертежи, выполненные А.Н. Буйновым и И.К. Рыбченко в 1945 г. [9] Габе неоднократно иллюстрирует текст книги изображениями деталей дома Клопова, построенного в деревне Потаневщина в 1882 г. Его обмеры, которые производили в середине ХХ в. карельские архитекторы А.Я. Кривонкин и Д.Г. Сафонова, находятся сегодня в собрании музея-заповедника «Кижи». [10]

Анализ особенностей конструктивных деталей крестьянских домов выстроен в книге по следующей схеме: конструкция крыши – балконы – оконные наличники – дверные проемы – крыльца – взвозы. Следуя этой последовательности изложения, выделим иллюстрации, при репродуцировании которых использовались графические работы Р.М. Габе, ныне хранящиеся в фондах карельских музеев. Отметим, что такая же схема организации материала была использована и при формировании альбома, поступившего в фонды музея-заповедника «Кижи». На его первых восьми листах представлены работы с изображениями конструктивно-декоративных деталей кровель – потоков и кронштейнов, сохранивших наиболее древний вид архитектурной орнаментики. На рисунках тушью и карандашом запечатлено разнообразие декоративной обработки потоков в постройках Заонежья, Сямозерского и Олонецкого районов (ил. 76–78, 82–84, 91). [11] Выразительные формы подкровельных кронштейнов, в которых «наиболее полно слились конструктивные и декоративные основы», [12] демонстрируют опорные детали с мотивом крюка, зафиксированные архитектором в карельских деревнях Сямозерского района Проккойла и Тивилицы, на доме Нестерова в Угмойле (ил. 96, 82, 83). [13] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Скромное полиграфическое исполнение издания не дает возможности читателю представить те элементы жилых построек, в оформлении которых порой использовалась раскраска. Однако, в книге содержатся отдельные свидетельства о внешнем виде сооружений, сохранивших такие детали. Например, так автор описывает один из домов Заонежья, ранее нами упоминавшийся: «Достаточно взглянуть на дом Клопова с его сверкающим на солнце желтым тоном обшивки и белыми пятнами наличников, как бы инкрустированных цветными вставками резных украшений...». [14] На акварелях Р.М. Габе из музейных коллекций изображены нарядные фронтоны домов в деревнях Сямозерского района и Заонежья. [15] Одна из них, из комплекта акварелей с лаконичным названием «Раскраска балкона и перил», запечатлела и окрашенную деталь интерьера – внутреннюю лестницу в жилом доме. [16] В какой именно постройке Габе ее увидел, удалось установить при сопоставлении акварелей с их фоторепродукциями из второго кижского альбома, в котором к ним имеется следующий комментарий: «Балкон дома в дер. Чебино и перила лестницы в доме Леонтьева в дер. Святнаволок». [17]

Раздел книги, посвященный оконным и дверным проемам построек, изобилует иллюстрациями разнообразных оконных обрамлений, в которых отразилась «вся история деревянного зодчества». [18] Текст сопровождают работы Р.М. Габе с изображениями наличников домов в заонежских деревнях Тарасы, Деригузово, Потаневщина, в Угмойле Сямозерского района и в Сулажгоре. [19] Автором книги также использована репродукция акварели с изображением окна дома Игнатьева в д. Паппила (Вешкелица) Сямозерского района (ил. 171). На наличники этого дома обращали внимание и последователи Р.М. Габе – участники обследования деревянного зодчества Карелии 1950-х гг., что отражено на рисунках из кижской коллекции архитектурной графики, в том числе выполненных студентом Московского архитектурного института В.П. Орфинским. [20] В фондах музея-заповедника «Кижи» сосредоточены графические и фотоматериалы, собранные в результате деятельности экспедиций второй половины 1940-х – начала 1960-х гг., участниками которых были архитекторы, ставшие впоследствии выдающимися специалистами в области изучения и реставрации народного зодчества. В начале 1980-х гг. в собрание музея поступила еще одна коллекция, сформированная по итогам комплексной историко-архитектурной и этнографической экспедиции (КЭМК) Министерства культуры Карелии. Обращение к этим комплексам экспедиционных материалов при подготовке данной публикации помогло выявить единичные сохранившиеся до сегодняшнего дня постройки и сопоставить их элементы, зафиксированные в разное время. Так, в составе фотоматериалов КЭМК был обнаружен негатив с изображением кронштейна дома в д.Линдозеро Кондопожского района, [21] рисунок которого, не использованный в книге Р.М. Габе, размещен на первом листе кижского альбома.

Народные мастера украшали декоративной резьбой не только жилые части домов, но и элементы хозяйственных помещений. Столбы примыкающих к постройкам пологих настилов для подъема лошади (взвозов или съездов) завершались резными деталями, образцы которых можно видеть на графических листах из музейных коллекций и в иллюстрациях книги. [22] Своеобразие оформления взвозов к хозяйственной части домов в населенных пунктах Олонецкого района отмечали вслед за Габе и современные архитекторы. Участники экспедиции по южной Карелии 1953 г. В.П. Орфинский и В.П. Розин зафиксировали в олонецких деревнях варианты конструкций взвозов и их резьбы. Пожалуй, самое оригинальное завершение столбов в виде стилизованной головы человека было обнаружено ими в д. Нурмолица. [23]

Изобразительный материал, представленный в книге Р.М. Габе, отражает этническое своеобразие архитектурных традиций народов, населяющих в основном центральный и южный регионы Карелии. Более всего были удостоены внимания поселения Заонежья, составляющие почти треть обследованных им населенных пунктов. Обратим также внимание на карельское поселение, неоднократно уже упоминавшееся в данной публикации – д.Угмойла Сямозерского (ныне Пряжинского) района. Пожалуй, ни один населенный пункт из обследованных Габе не представлен так полно в его книге. Из 239 иллюстраций монографии 22 отражают постройки Угмойлы: жилые дома Смирнова, Демоева, Лебедева, Нестерова, Кирьянова, Осипова, Захарова, Иванова, Гаврилова и дом с избой-читальней, из хозяйственных построек – два амбара и ригу. В 1926 г. в деревне насчитывалось 39 хозяйств, в ней проживало 229 человек. К несчастью, во время Великой Отечественной войны Угмойла выгорела, облик украшавших ее построек сохранили лишь редкие фотографии и зарисовки, в том числе хранящиеся в музейных фондах. Из населенных пунктов Олонецкого района по степени отражения в книге выделяется д.Кожала, план которой Р.М. Габе снял с подробным изображением объектов в аксонометрической проекции. [24] Интерес архитектора вызвали жилые дома Степиева, Чечиева, Пуговкина и Рыбуева, их детали и интерьеры, а также амбар Пуговкина, баня и сарай Потапова, рига и даже прялка в одном из домов. [25]

Графические работы Р.М. Габе из карельских музеев демонстрируют широкую палитру традиционных видов линейной и тональной графики, использованных архитектором, его своеобразную авторскую манеру, виртуозность рисунков тушью и карандашом, исключительную точность в передаче фактуры дерева. Книга Р.М. Габе «Карельское деревянное зодчество», посвященная исследованию крестьянской избы как памятника архитектуры, сохраняет свидетельства высочайшего мастерства и таланта народных зодчих. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф