Метки текста:

Икона Рябининские чтения

Паршина Л.В.
Церковь Успения Богородицы с.Курицко Новгородского района. Воссоздание иконостаса Vkontakte@kizhi

1.	Главный иконостас. 1922 г. Архив музея архитектуры им. А.В. Щусева2.	Иконостас в церкви Успения в с. Курицко. 1948 г.3.	Реконструкция. Фотомонтаж Е. Алентьев. 2018 г.

Аннотация: Церковь Успения Богородицы из с. Курицко XVI в. – знаковый памятник в истории Музея деревянного зодчества «Витославлицы». Ценность ее определятся не только ее архитектурным типом, но и наличием высокохудожественных образцов станковой живописи XIV–XV вв. В ходе последней реставрации церковь была разобрана. В настоящий момент находится в процессе сборки. По окончании реставрации предполагается воссоздание главного иконостаса тябловой конструкции, из которого сохранилось 24 иконы

Ключевые слова: иконостас; реконструкция; топография;

Summary: Church of the Assumption XVI cent. from the Kuritsko village – is a significant monument in the history of Museum of Folk Wooden Architecture Vitoslavlitsy. Its value is defined not only by the type of architecture but also by highly artistic samples of easel painting of XIV–XV centuries. During the last restoration the church was taken into pieces. Today it is being built up. By the end of restoration, it is planned to re-create the iconostasis consisting of icons placed on horizontal transoms with 24 preserved icons.

Keywords: iconostasis; reconstruction; topography;

Церковь Успения Богородицы с. Курицко Новгородского района 1595 г. – знаковый памятник в истории создания музея народного деревянного зодчества «Витославлицы». Ее историческое и художественное значение в культурном наследии отмечалось учеными уже в самом начале XX в. В 1925 г. деревянная Курицкая церковь была включена в круг ценных объектов, подлежащих охране. [1] В 1928 г. она была перевезена на новое место, а в 1964 г. – на территорию создаваемого музея в Новгороде. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Важным моментом являются сведения о существовании более раннего храма. Впервые храм упоминается под 1489/99 г. в писцовой книге дворцовых земель Шелонской пятины: «Погост Куретцкой над озером над Ылмеремвопче,.. а в нем церьковьУспленье Пречистые». [2] Народное предание с ней связывает одно из чудес Михаила Клопского, описанное в его житии. [3] Факт существования ц. Успения в средневековый период объясняет происхождение ряда сохранившихся в ней икон XIV–XV вв. Таким образом, ценность ц.Успения определятся не только ее архитектурным типом, но и наличием высокохудожественных образцов станковой живописи. В ходе последней реставрации церковь была разобрана, и в настоящий момент находится в процессе сборки. В соответствии со стратегией развития музея «Витославлицы» в ней предполагается воссоздание иконостаса.

К сожалению, специальные исследовательские работы по иконостасам перевезенных в музей церквей ранее не проводились, этим объясняется отсутствие топографических описей при разборке, детальной фотофиксации иконостасов. Некоторые сведения по переустройству Курицкого иконостаса были выявлены в результате общего исследования объекта. [4] В тоже время иконам «Успения Богоматери» XIV в. и «Чудо от иконы “Знамение”» XV в. из Курицкой церкви посвящен ряд публикаций, в которых подчеркивается их значение в развитии новгородской иконописной школы. [5]

В данной статье использованы известные и вновь выявленные в архивах ИИМК РАН, Музея архитектуры им. А.В. Щусева и НГОМЗ письменные источники и фотодокументы. Анализ изобразительных, письменных и вещественных источников, привлечение аналогий позволили разработать программу воссоздания иконостаса.

Главный иконостас церкви сохранил тябловую конструкцию, которую можно отнести ко времени строительства храма. Он состоял из трех ярусов: местного, деисусного и пророческого. Основные изменения в иконостасе произошли XVIII в. Иконостас, сохраняя свою первоначальную структуру, получил декоративную оболочку, соответствующую эстетическим вкусам времени. На тябла были укреплены накладки карнизного типа. Иконы верхнего и среднего ярусов были разделены декоративными полуколонками. В нижнем ярусе для икон были установлены гладкие, золоченые на полимент неглубокие рамы без стекол. Промежутки между ними украшены резьбой. [6] Царские врата и нижнюю часть иконостаса можно датировать второй половиной XVIII в. на основании описи 1780 г. Документ использовался как передаточная ведомость церковных предметов и имел важные пометки на полях: «…Иконостас в нижнем поясе вновь сделан, сьиспода тумбы зделаны столярной работы раскрашены красками и по местам рамки и столбички золотом и серебром позлащены […] Царские двери резные, с двумя створами, и по обеим сторонам оных резные столбцы […] Вновь сделаны». [7] При этом тябловая конструкция сохраняется, что подтверждает опись 1896 г.: «Иконостас существует в первоначальном виде, хотя и был несколько раз перекрашиваем». [8]

В той же описи священник церкви К. Туберозов приводит сведения о поновлениии икон: «В июне месяце 1828 года записано 65 рублей на уплату какому-то новгородскому мастеру за поправку образов, но в чем состояла эта поправка и каких именно образов, – неизвестно […] 10 лет тому назад, церковный староста, думая промыть иконы и не спросясь никого, исполнил свой замысел, но так неудачно, что все иконы от скипидара или другого вещества солью покрылись. Лишь иконы первого яруса и несколько икон второго и третьего яруса избегли этой участи». [9] В описании отмечено наличие в иконостасе икон «старого письма». [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сопоставление сведений церковных описей XVIII и XIX вв. позволило выявить топографические перемены преимущественно в местном ярусе, что было характерным явлением: «Местный ярус более всего подвергался переделкам и перестановкам, о которых, по большей части, нет никаких записей. Поэтому нельзя поручиться не за один старинный иконостас в том, что его местный ярус сохранился до наших дней в первоначальном виде». [10] Так, в списке вещей церкви, подлежащих изъятию из церковной описи по ветхости (1850-е гг.), значится 9 икон. [11] В XIX в. местном ряду главного иконостаса церкви находилось пять больших местных икон и одна меньшего размера. [12] Значительные изменения в составе местного яруса иконостаса произошли в 1910 г., когда особо чтимые иконы были перенесены в новую каменную церковь Успения. [13] П.Д. Барановский, обмерявший деревянную церковь в 1922 г., характеризует иконостас, как хороший, датируя его в целом XVII столетием. Он зарисовывает элементы орнаментов на сохранившихся басменных фонах икон [14] и отмечает в иконостасе замечательное произведение древнерусской живописи икону «Чудо от иконы “Знамение”». Наиболее ранняя опись отмечает ее местоположение на стене притвора. В описи1877–1879 гг. она числится на северной стене церкви; [15] в 1896 г. – на южной стене над клиросом. В 1910 г. икону устанавливают в местный ряд иконостаса на место перенесенной в новую церковь иконы «Покров Богородицы». В 1925 г. реставратор П.И. Юкин вывез икону в Москву на реставрацию. [16] Перенос храмовой иконы «Успения Богородицы», которой народное предание приписывало шестисотлетнюю давность, в каменную одноименную церковь подтверждает фотография иконы в ризе из альбома П.П. Покрышкина с датой 1911 г. и надписью «перенесена в новую церковь». [17] Следовательно, храмовый образ был изъят реставратором А.И. Анисимовым из иконостаса каменной ц. Успения. В письме от 12 марта 1928 г. директор Новгородского музея Н.Г. Порфиридов пишет П.Д. Барановскому, что местные крестьяне « очень… озлоблены осенним изъятием их храмовой иконы “Успения”, взятой А.И. Анисимовым в Московские Центральные Государственные Реставрационные Мастерские, и требуют её обратно». [18] Чудотворную икону в важных случаях приходской жизни, как, например, при наводнениях 1856 и 1867 г., грозивших опасностью храму и жителям села Курицка, а также во время холерной эпидемии проносили в крестных ходах. [19]

Особо чтимая икона «Успения» была покрыта окладом непробного позлащенного серебра, весом 13 ф. 70 злотников, устроенном с незапамятных времен: «На Богородице риза серебрянная, позлащенная, кованая». [20]

Сведений о состоянии иконостаса на момент перевозки церкви в 1928 г. не имеется, несмотря на то, что некоторые материалы по этому периоду выявлены в архиве Музея архитектуры им. А.В. Щусева. [21] Тем не менее, нам известно, что ц. Успения была перевезена на новое кладбище вместе с иконостасом. В 1932 г. М.К. Каргер составил учетный паспорт церкви и отметил статус церкви как действующей, состоящей в ведении двадцатки. [22] В 1948 г. была произведена фотофиксация церкви в ряду памятников, стоящих на учете. [23] Иконостас на этот момент представлял печальное зрелище. В 1953 г. в документах по охране памятников отмечено, что «местное население продолжает разрушать и растаскивать деревянную церковь в с. Курицком». [24] Иконостас сохранился частично. [25]

В 1964 г. перед перевозкой церкви в Новгород Л.Е. Красноречьев констатировал, что в иконостасе полностью отсутствовали иконы. В процессе разборки иконостаса под карнизами открылись первоначальные тябла с остатками живописи орнаментального характера под толстым слоем копоти и грязи. [26] В 1965 г. в процессе реставрации церкви на территории музея в центральном объеме были установлены расписные тябла главного иконостаса. Учитывая состояние сохранности тябел, в 1967 г. комиссией Новгородского музея-заповедника было принято решение: укрепить на тяблах остатки левкаса и красочного слоя. [27]

Поступление икон из деревянной церкви с. Курицко в Новгородский музей-заповедник проходило в несколько этапов. В 1958 г. передача икон была связана с А.В. Ополовниковым, который в это время обследовал, обмерял церковь и работал над проектом ее реставрации. Следующие иконы поступили в фонды в 1960 г., когда была создана концепция музея на открытом воздухе, и церковь планировали перенести в южную часть Новгородского кремля. В 1963 г., когда состояние постройки было признано катастрофическим, последними поступили известные ныне иконы XIV–XVIII вв.: «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Петр и Павел в житии», «Троица», «Николай Чудотворец». [28] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1964 г. церковь была перевезена в Новгород и реставрирована на территории Орловской мызы. В 1967 г. художники-реставраторы Новгородского музея-заповедника и Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской приступили к расчистке Курицких икон. [29]

И в 1971 г. в тябловые конструкции было помещено 14 икон деисусного и пророческого чинов XVII–XVIII вв. В 1978 г., в связи с хищением из иконостаса шести икон деисусного и пророческого ярусов, остальные иконы были вывезены в фонды. В 1981 г.4 иконы были списаны по ордеру, а из двух возвращенных икон одна – по состоянию сохранности. Таким образом, из главного иконостаса сохранились 24 иконы (НГОМЗ – 23 ед. хр.; Государственная Третьяковская галерея –1 ед. хр.).

При воссоздании ансамблевой экспозиции в интерьере церкви неизбежна определенная степень условности, связанная с утратой предметов, деталей конструкции, изменения вида икон после проведения реставрационных работ. Реконструкция курицкого иконостаса предусматривает включение в иконостас исключительно икон, происхождение которых из ц. Успения установлено. По окончании сборки церкви предполагается установить первоначальную тябловую конструкцию (три расписных тябла длиной7,8 м), в которой будут размещены в порядке перечисления в описях 1780 г. и 1896 г. сохранившиеся 10 икон пророческого и 8 икон деисусного ярусов. Нижний ярус будет реконструирован на основе фотодокументов, рисунков архитектора Л.Е. Красноречьева и аналогий. В качестве аналогии привлечены иконостасы Мезенского собора и Спасо-Преображенской церкви в Кокшенге Тотемского уезда, отмеченные Ф. Горностаевым, как сохранившие простейшее устройство. [30] Учитывая первоначальное существование тябловой конструкции иконостаса, предлагается установка царских врат, форма которых характерна для иконостасов тяблового типа. Северная дверь сохранит форму и размеры подлинной двери иконостаса мерой 2 арш.4 верш. х 1 арш. (159,84х71,12см). [31] Под иконами местного яруса планируется установка брусовой конструкции с дощатой обшивкой вместо тумб. Источником являются рисунок Л.Е. Красноречьева и иконостас придела Алексея человека Божьего Мензенского собора. В местный ряд устанавливаются 5 икон. Справа от царских врат – «Успение Богоматери» (XIV в.), «Чудо от иконы “Знамение”» (XV в.), «Апостолы Петр и Павел с житием» (кон.XVII – нач.XVIII в). Слева от царских врат – «Богоматерь Одигитрия» (XIV в.). Она идентифицируется с образом Смоленской Богоматери мерой 1 арш. 12,5 в.х 1арш.4 верш. и иконографической схемой. [32] Слева от северной двери – икона «Николай Чудотворец» (кон.XIV – нач.XV в.). По окончании сборки церкви предполагается выполнение проектного предложения с замерами всех конструктивных характеристик.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф