Метки текста:

Великий Устюг Икона Рябининские чтения

Ромашкина С.Н. (г.Великий Устюг)
Интерьер деревянной Николаевской церкви Верхомоломской Спасской Николаевской пустыни Великоустюжского уезда: сохраненное и утраченное Vkontakte@kizhi

Аннотация: Деревянная церковь во имя Николая Чудотворца Верхомоломской Спасской Николаевской пустыни Великоустюжского уезда сохранилась до наших дней. Церковь освящена в 1718 г. Интерьер церкви утрачен, кроме 32 икон, которые находятся в художественном музее г. Кирова. Архивные документы позволяют познакомиться с интерьером церкви первой трети XVIII века.

Ключевые слова: Спасская Николаевская мужская пустынь; Великоустюжский уезд; иконы;

Summary: The wooden church named by St. Nikolay of Verhomolomskaya Spasskaya Nikolaevskaya monastery of Velikiy Ustyug uezd (county) is survived until nowadays. The church is sanctified in 1718. The church’s interior design is lost, except 32 icons, which are in the Art Museum in Kirov. Using archival documents, we will get acquainted with the Church’s interior design of one third of the eighteenth century and its changes.

Keywords: Spasskaya Nikolaevskaya men’s monastery; Velikiy Ustyug county; icons;

Верхомоломская Спасская Николаевская (или Николаевская), мужская пустынь была основана в 7134 (1626) г. в Южской трети Великоустюжского уезда, на р. Моломе. В пустыни было два деревянных храма: Спаса Нерукотворного теплый; Николая Чудотворца холодный. В 1722 – 1726 гг. в пустыни «началствующих 1, монахов 3, служителей 93, итого монахов и белцов 97 человек, по переписным книгам 186 году дворов 5 – душ 22, по свидетельству генералитета душ 170». [1] Упразднена пустынь в 1764 г. и обращена в Верхомоломский Спасский приход, который находился в Пушемской волости Южской трети Великоустюжского уезда Архангелогородской губернии. С 1780 г. Южская треть Великоустюжского уезда стала Никольским уездом, который входил в Великоустюжскую область Вологодского наместничества, с 1796 г. в Вологодскую губернию, в 1918 – 1924 гг. в Северо-Двинскую губернию с центром в г. Великом Устюге. В результате районирования Северо-Двинской губернии Верхомоломский Спасский приход оказался в Опаринском районе. В 1941 г. Опаринский район включен в состав Кировской области. [2] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Деревянная Николаевская церковь, вновь построенная и освященная в 1718 г., сохранилась до наших дней. Об ее архитектуре писали Б.В.Гнедовский, Э.Д.Добровольская (1971 г.), А.Г.Тинский (1996 г.). [3] Историю пустыни, ремонты церкви изучала С.Н.Ромашкина (2016 г.). [4] По итогам работы экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря в 1973 г. в Опаринском районе, из Верхомоломской Николаевской церкви по составленному Списку были укреплены 32 иконы (далее Список). В 1975 г. иконы поступили на ответственное хранение в Кировский областной художественный музей им. М. Горького (современное им. В.М. и А.М. Васнецовых). [5]

Интерьер храма утрачен. На основании «Книги переписной Устюжского уезду Спасской Николаевской Верхомоломской пустыни игумена Иоасафа Кокоринского что явилось во оной пустыне налицо сего 1732 году августа 1 дня» [6]

и «Описей церковного имущества Верхомоломской Спасской церкви» 1809, 1828, 1857 гг. (далее Описи) (ВУЦА, ф. 585, оп. 4, д. 5, л. 5–7, 13 об. – 15; д. 13, л. 8 об.–14) рассмотрим интерьер деревянной Николевской церкви первой трети XVIII в. и его последующие изменения в приходской период. Определим место в храме икон, находящихся в музее.

В Николаевской церкви был пятиярусный иконостас. В 1732 г. «Црские двери резные на них Благовещение Евлисты на дсках писаны красками, столбцы и сень резные над сенью образ тайныя вечери над нею Херувим резной двери и столбцы вызолочены листовым золотом.

По правую сторону местные иконы;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Образ Пресвтыя Трцы иконостав флямованой вызолочен подзор росписан по шпалерному над образом штука резная вызолочена в средине место простое ...

Образ николая чюдотворца оклад сребряной гривна и венец гладкие сребряные под золотом на них шесть рипеинков чеканые на том же образе шесть лиц свтых венцы сребряные под золотом У того ж образа столбцы резные над образом киотх[ь] прописана лазорью и флям вызолочен на киоте штука резная не золоченана ней крест четвероконечной не золоченой же ... ;

Образ воскресения Хрстова писан на красках ...; ...

Подле крылас игуменское место ...

У места образ пресвтыя бгцы владимирские венец и гривна сребряные резные под золотом ...;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Подле игуменское место хоруговь на ней написан Образ нерукотворенный; На другой стороне Образ вседержителев благословляет …;

За игуменским местом образ саватия соловецкого чюдотворца;

За правым клылосом Образ пресвтыя Бгцы Одигитрия

Образ нерукотворенный над ним Ангели держат убрус, образ николая чюдотворца в трех лицех

Образ прокопиа иоанна Устюжских чюдотворцов в средине образ пресвтыя бгцы одигитрея[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Над церковными дверми Образ нерукотворенный в киоте резном писан на красках;

По другую сторону Црских дверей:

Образ прсвтыя бгцы одигитрия два венца сребряные оклад сребряной басмяной под золотом иконостав флямованой под золотом, под образом штука как и у троицы над образом вместо пелены написана молитва приими всеблагомощная пресвтая Госпоже Владычице кругом молитвы росписано красками

Пономарские двери резные простые в средине

Образ Архидиакона стефана на двери сень резная под золотом два Херувима резные писаны на красках[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Подле пономарские двери: Образ свтаго медоста с чюдесами писан на красках кругом иконостас флямованой и свтой бгцы под золотом, вместо пелен тропарь пречистому образу твоему;

Образ Гсда вседержителя смоленский писан на красках;

Образ Успения пресвтыя Бгцы...;

Над северными дверми Образ рждества хрстова

Образ николая чюдотворца можайского венец и гривна сребряные под золотом басмяные кругом его чюдеса приложение Устюжанина Семена Кирилова Шубина;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

У левого крылоса Образ илии пророка писан на красках

У того ж крылоса хоруговь болшая на ней Образ нерукотворенный два Ангела держат убрус ; На другой стороне образ вседержителев во облаце при нем образ иоанна и прокопия Устюжских ...

За левым крыласом образ Флора и лавра с чюдесами» (ОР РГБ, 122.47, л.9 об. – 12 об.).

После упразднения пустыни игуменское место было убрано. В иконостасе неизменными были Царские врата со столбцами и сенью, и пономарская дверь с резными Ангелами. На своих местах оставались иконы Николая Чудотворца и Одигитрии. Остальные иконы в местном ряду перемещали и добавляли.

В 1732 г. «Над местными иконами в тяблах на осмнатцати дсках праздники Гспкие писаны на красках» (ОР РГБ, 122.47, л.13). Лишь в Описи 1857 г. во втором ставе уже шестнадцать икон. Скорее всего, праздничный ряд прерывался навершием царских врат, которое, возможно, переделал великоустюжский резчик Петр Васильев Медяный при золочении и поправке местного ряда в 1846–1847 гг. В связи с этим, количество икон было уменьшено. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1732 г. «Над црскими дверми Гсдь вседержитель з седмицей на престоле, по обе стороны Апстолы на осмнатцати дсках» (ОР РГБ, 122.47, л.13). В дальнейшем без изменений.

В 1732 г. «В третием ярусе образ Бгматере с нею Бгго отец иоаким и анна по обе стороны Пророки на осмнатцати дсках» (ОР РГБ, 122.47, л.13). В дальнейшем без изменений. Из пророческого ряда сохранилась центральная икона, значащаяся в Списке как «Богоматерь на троне с предстоящими Иоакимом и Анной». По Описи 1857 г. по правую сторону Богоматери сохранились образа: 1. Св. Пророка и Царя Соломона; 2. Св. Пророка Аарона, названного в Списке Праотцем; 3. Св. Пророка Елисея; 4. Св. Пророка Илии; 5. Св. Пророка Захария; утрачены № 6; 7; 8; 9. По левую сторону сохранились образа: 1. Св. Пророка Царя Давида; 2. Св. Пророка Моисея, названного в Списке Праотцем; 3. Св. Пророка Даниила; 4. Св. Пророка Исаии; 5. Св. Пророка Ионы; № 6 – утрачен; 7. Св. Пророка Малахии; 8. Св. Пророка Гедеона, названного в Списке Праотцем; № 9 – утрачен. В Списке допущена ошибка в названии одного Пророка, так как дважды записан Захария и один Пророк не определен, возможно, это Иезекий – слева шестой. Всего сохранилось установленных на настоящее время 15 икон из Пророческого ряда, но после реставрации состав икон может измениться. Утрачены или не определены иконы Св. Пророков: Наума, Самуила, Аввакума, Иакова, Иезекия, Гедеона.

В 1732 г. «В четвертом ярусе Образ Саваофа с превечным млднцем седящий на Херувимах по обе стороны Праотцы на осмнатцати дсках над ними и под ними пятеры подзоры писаны на красках» ( ОР РГБ, 122.47, л.13–13 об.). В дальнейшем без изменений. Из праотеческого ряда сохранилась икона в Списке – «Отечество». По Описи 1857 г. по правую сторону сохранились образа: 1. Св. Праотца Авеля; 2. Св. Праотца Симеона Богоприимца; 3. Св. Праотца Асира; 4. Св. Праотца Ноя; 5. Св. Праотца Иуды; 6. Св. Праотца Вениамина; 7. Св. Праотца Иакова; № 8 и 9 – утрачены. По левую сторону сохранились образа: 1. Св. Праотца Адама; 2. Св. Праотца Сахара; № 3 и 4 – утрачены; 5. Св. Праотца Дана; 7. Св. Праотца Рувима; 9. Св. Праотца Сифа. Всего 13 икон. Утрачены иконы Св. Праотцев: Исаака, Завулона, Авраама, Мелхидесека, Иосифа Прекрасного, Левия. «Во всех сих трех последних ставах все означенныя иконы, кроме средних, высоты 1 аршин 3 четв., ширины 3 четв. – письма древняго» (ВУЦА, ф.585, оп.4, д.13, л.12).

В 1732 г. «Сверху по углам црковным, четыре Евглиста писаны на холстах красками; над ними распятие со страстьми Гсдьними кругом цркви; над распятием вечеря тайная со страстьми; над вечерею изгнание Адамово и протчее писано на холстах красками; В шеи шеснатцать лиц свтителей писаны на красках; В маковице Гсдь вседержитель Херувимы и серафимы на холстах писаны на красках» (ОР РГБ, 122.47, л.13 об.). Только в Описи 1857 г. «в осмерике тринадцать Святительских лиц, поясных. Изображения во всех отделениях древняго на холсте письма, и по местам довольно обветшал оный. В самом осмерике изображен на холсте Спаситель письмом масляным настоящаго времени» (ВУЦА, ф.585, оп.4, д.13, л.13 об.). В 1846 г. «Новое ж изображение Вседержителя в осмерике холодной церкви, в поясном виде на холсте» по договору выполнил великоустюжсктй мещанин Илья Иванов Бобыкин (ВУЦА, ф.26, оп.1, д.247, л.5). [8] Известно три варианта технологии монументальной живописи в деревянных церквях. [9] Один из них – выполнение живописи на крупноформатных холстах, натянутых на подрамники, и закрывающих стены. На восьмигранном сужающемся своде Николаевского храма холст с живописью полностью утрачен, но сохранились небольшие обветшалые кусочки ткани в местах его крепления. [10] Исходя из этого очевидно, что холст был натянут непосредственно на внутреннюю деревянную обшивку свода, скорее всего, едиными полотнами по каждой грани. Планки закрепляли холст на стыках граней свода и поперек их, разделяя живописные клейма. Скорее всего, холст под планками был дополнительно зафиксирован. Возможно изменение в технологии связано с ремонтом крыш в 1872 или 1908 гг., [11]

когда холсты были сняты с подрамников. Сказать что-либо точнее о технологии росписи затруднительно из-за большой высоты храма и отсутствия реставрационных работ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Иконостас был в нижнем ставе резной золоченый, местами окрашен киноварью. Во втором, третьем и четвертом ставе иконостав тябловый, гладкий, раскрашен по черной земле белыми и желтыми красками. 29 сохранившихся образов из пророческого и праотеческого рядов можно датировать началом – первой третью XVIII в., написаны они, скорее всего, устюжскими иконописцами. По Описи 1857 г. икону Иоанна Предтечи переместили в местный ряд. Местонахождение клейма, состоящего из двух половинок, можно определить после прочтения надписи на нем. Икона Святителя Николая (поясной) происходит из местного ряда деревянной, а затем трапезного иконостаса каменной Спасской церкви. Надеемся, что сохранившиеся иконы из храмов Верхомоломской Спасской Николаевской пустыни будут отреставрированы и атрибутированы.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф