Метки текста:

Коми Рябининские чтения

В.Э. Шарапов; И.В. Земцова; Е.А. Худин.
Неизвестные «зырянские» росписи: о результатах полевых исследований в бассейнах р.Вашка, Вымь и Вычегда в 2016–2018 гг. Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье предлагается рассмотрение уникальных образцов художественной росписи по дереву, зафиксированных в нежилых сельских домах Удорского, Усть-Куломского и Княжпогостского районов Республики Коми. Природа осваивает заброшенное культурное пространство и открывает ранее скрытые образцы домовой росписи, предположительно датируемые второй половиной XIX в. Под воздействием холода–сырости–жары с поверхностей деревянных изделий, неоднократно монохромно закрашенных в течении XX в., постепенно сходят слои масляной краски. На деревянных столешницах, шкафах, диванах и голбечных дверях нередко отчетливо проявляются звериные лики, растительные и геометрические композиции ранее неизвестных зырянских росписей.

Ключевые слова: домовая крестьянская роспись; коми-зыряне; р.Вашка; р.Вымь; р.Вычегда; полевые исследования;

Summary: The article deals with unique samples of wood folk painting which were find out in uninhabited rural houses in Udorsky, Ust-Kulomsky and Knyazhpogostsky districts of the Komi Republic. Nature open up an abandoned cultural space and reveals previously hidden examples of painted woodcraft, allegedly dated to the second half of the XIX century. Under the influence of cold / damp/ heat from the surfaces of wooden goods, which were repeatedly monochrome painted over during the XX century, layers of oil paint gradually disappear. On the wooden tabletops, cupboards, sofas and golbets doors became clearly visible animal faces, plant and geometric compositions of previously unknown Zyrian paintings.

Ключевые слова: house peasant painting; Komi-Zyrian; river Vashka; river Vym; river Vychegda; field studies;

По результатам проведения полевых разысканий на территории Коми края в 1940–1970-е гг. в среде этнографов и искусствоведов утвердилось мнение о том, что для коми-зырян исторически не характерна художественная традиция домовой росписи по дереву. В полевых отчетах середины XX в. подчеркивается, что в декоре внутреннего убранства традиционного жилища у коми преобладают монохромно окрашенные поверхности и редкие, скупые орнаментальные композиции (например, волнистые и зигзагообразные линии на входных и голбечных дверях), выполненные линиями контрастного цвета. [1] Такая оценка нередко воспроизводится и в современных академических изданиях. [2] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вместе с тем известно, что бытование художественной традиции домовой росписи было зафиксировано на территории Коми края еще в конце XIX в. Есть основания полагать, что открытие домовой росписи по дереву у коми связано с именем В.В.Кандинского, который совершил поездку по р.Вычегда в 1889 г. [3] В ходе экспедиции студент Московского университета вёл дорожный дневник, в котором зафиксировал некоторые образцы домовой росписи у вычегодских коми. Подчеркнем, что на страницах «Вологодского дневника» В.В.Кандинского приводятся прорисовки росписей, зафиксированных исключительно в коми-зырянских селениях. В частности, речь идет о декорированной столешнице из с.Усть-Кулом на р.Вычегда. Исследователь сопровождает рисунок детальной атрибуцией цветовой гаммы орнаментальной композиции и комментарием: «…сильно развита любовь к крашенным яркими цветами столам». [4]

Отметим, что в ходе осуществления проекта «Этнографическое районирование традиционных художественных промыслов и ремесел на территории Республики Коми» [5] в 2016–2017 гг. удалось зафиксировать аналогичные столешницы с плохо сохранившимися контурами расписного геометрического орнамента в коми селах на реках Вычегда (с.Керчемья), Вашка (с.Важгорт) и Вымь (д.Кони). Уникальный образец декорированной столешницы конца XIX в. из с.Кони в настоящее время хранится в Княжпогостском районном историко-краеведческом музее (Основной фонд, № 3632). К сожалению, на отмеченных выше образцах сохранились лишь мало различимые фрагменты расписных геометрических композиций.

Уникальные находки домовой росписи по дереву в коми селениях на реках Вымь, Вашка и Вычегда были сделаны преподавателями и аспирантами Сыктывкарского государственного университета совместно с сотрудниками сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН во время реализации международного проекта «Living in the Komi Landscape (LiLa)» (2017–2018 гг.), ориентированного на междисциплинарное изучение процесса освоения природой культурного пространства. [6] Природа осваивает заброшенные 10–15 лет назад жилые постройки и открывает ранее скрытые / закрашенные образцы домовой росписи, предположительно датируемых второй половиной XIX в. Под воздействием холода–сырости–жары с поверхностей деревянных изделий и конструкций, неоднократно монохромно закрашенных в течение XX в., постепенно сходят слои масляной краски. На деревянных столешницах, шкафах, диванах, опечьях и голбечных дверях нередко отчетливо проявляются звериные лики, растительные и геометрические орнаментальные композиции ранее неизвестных «зырянских» росписей. Так, в с.Важгорт на р.Вашка в разобранном доме постройки начала XX в. удалось обнаружить истлевающий деревянный диван, на спинке которого под слоем синей масляной краски проявились силуэты / тени белозубых львов. Деревянная кровать с хорошо сохранившейся расписной композицией «Два льва» зафиксирована в нежилом доме в с.Глотово на р.Мезень. Шкафы, столешницы и голбечные двери, орнаментированные растительными и геометрическими многоцветными расписными композициями, были обнаружены в ныне заброшенной д.Верхозерье (Тыйв) на р.Вашка и в распиливаемых в настоящее время на дрова нежилых домах в с.Онежье и д.Кони на р.Вымь.

Уникальная находка была сделана в с.Отлы на р.Вымь: расписная дверь с изображением льва на фоне сложной орнаментальной композиции (предположительно датируется второй половиной XIX в.). При детальном рассмотрении, последовавшем после закрепления красочного слоя, на внешней поверхности некоторых фрагментов росписи были обнаружены частицы иной краски. Этот факт дает основания предполагать, что первоначальная расписная композиция на двери была полностью закрашена краской коричневого цвета. Неблагоприятные условия на протяжении длительно времени способствовали отслоению и постепенному осыпанию «вторичного» красочного слоя. Первоначально дверь была украшена свободно кистевой росписью. Фигура льва выполнена в графической манере. Композиция росписи состоит из растительного мотива – «древа», произрастающего с нижнего края двери: симметрично-расположенные ветки растения, которые оплетают цветочный круг в виде венка, заключенного в ряд разноцветных кругов. В верхней части двери над центральным кругом изображена фигура льва в прыжке, с раскрытой оскаленной пастью и высунутым языком синего цвета. Изображение выполнено в графической манере линией черного цвета, внутри окрашено белым цветом. Деталировка кисточки хвоста и гривы выполнена короткими, дугообразными мазками. Вся композиция осуществлена по красно-бордовому фону и обрамлена линией синего цвета с полукружьями по углам. Растительные ветки дополнены размашистыми мазками желтого и бирюзового цветов. Дополнительная деталировка всех мотивов композиции оттенена черным цветом. Особенности технических и художественных приемов говорят о профессионализме мастера, который уверенной рукой наносил краску на поверхность древесины.

Вопрос о происхождении вновь отрытых образцов домовой росписи в коми селениях остается открытым, поскольку известно, что на территории Усть-Сысольского и Яренского у. Вологодской губ. вплоть до начала XX в. повсеместно работали вятские и костромские мастера-отходники. Вместе с тем, не вызывают сомнения исторические данные о существовании во второй половине XIX в. самобытных художественных «центров» по росписи деревянной утвари (преимущественно орудий ткачества и прядения) в коми селениях на реках Вашка, Вымь и Верхняя Вычегда. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Стиль геометрических росписей, зафиксированных в ныне заброшенных и разрушаемых домах на территории Республики Коми, за редким исключением существенно отличается от росписей Русского Севера и Урала – образцы «зырянской» росписи во многом уникальны по технике исполнения, орнаментальному канону и художественно-стилистическим особенностям.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф