Метки текста:

Рябининские чтения Фольклор

Истомина П.А. (г.Сыктывкар)
Рассказы о божественном наказании (на современных материалах, записанных от заводского населения Республики Коми) VkontakteFacebook

Аннотация: Изучение локальных традиций в настоящее время является одним из перспективных направлений в фольклористике. На основе современных полевых материалов, записанных в 2000-х гг., в работе предпринята попытка описания устных рассказов о божественном наказании, а также выявление основных мотивов. Описание и анализ материалов на данном этапе является лишь первыми подступами к дальнейшему изучению предмета.

Ключевые слова: несказочная проза; разорение святынь; разрушение церкви; грех;

Summary: The study of local traditions is currently one of the promising areas in folklore. Based on contemporary field materials the paper discusses traditional ideas about divine punishment, the main subjects and motives. Description and analysis of materials at this stage is only the first approach to further study of the subject.

Ключевые слова: not fairy-tale’s prose; the destruction of shrines; the destruction of the church; sin;

Изучение рассказов о разрушении церквей и осквернении святынь в годы советской власти в настоящее время становится актуальной темой в фольклористике. Такого рода тексты «долгое время рассматривались как один из стабильных элементов устной фольклорной традиции». [1] Исследователями неоднократно предпринимались попытки описать и систематизировать данный материал, выявить основные мотивы и особенности этих текстов. [2] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Как отмечает Л.В. Фадеева «до сих пор актуальной и не до конца осознанной проблемой является подлинный статус рассказов о поругании святынь в устной фольклорной традиции и, как следствие, уместность их рассмотрения не только как контекстной информации об истории места, но и как явления фольклора, наделенного выраженными специфическими устойчивыми признаками и даже стремящегося к определенной жанровой оформленности». [3]

Разрушение и осквернение святыни считается одним из самых тяжких грехов, за которым незамедлительно последует расплата за содеянное действие. Как правило, в таких рассказах дидактическая составляющая носит ярко выраженный характер. В этих текстах повествование выстраивается вокруг мотива о божественном наказании, которому подвергается осквернитель, в частности, человек заболевает, получает увечье, умирает через некоторое время.

Обратимся к материалам о божественном наказании, записанным от заводского населения Республики Коми. Следует оговориться, что в наши задачи не входила подробная фиксация таких рассказов, поэтому имеющиеся записи не отражают полную картину бытования этого жанра несказочной прозы обозначенной локальной традиции.

Исторически пос. Кажым и Нючпас Койгородского района Республики Коми представляют собой компактные русские поселения, сформированные переселенцами из различных губерний России. [4]

В ходе экспедиционных исследований среди многообразия текстов несказочной прозы были зафиксированы сюжеты о божественном наказании, которые исходя из нашего материала условно можно разделить на рассказы об осквернении святынь и рассказы о наказании, которое последовало за работу в крупные православные праздники.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следует отметить, что рассказы о разрушении и осквернении церквей исследователи систематизируют по-разному. Интерес представляет классификация Л.В. Фадеевой, в которой анализируя сюжеты о поругании святынь, исследователь выделяет несколько групп рассказов об осквернении икон:

В свою очередь, Ю. Буйских рассказы о разрушении и осквернении церквей условно подразделяет на две категории: 1. осквернение храма (переориентация здания церкви под клуб, склад и др.; бессмысленное целенаправленное осквернение: испражнение в церкви, танцы на алтаре), 2. разрушение или сожжение храма со сбрасыванием крестов и куполов (с последующим указанием о строительстве на святом месте школы, магазина, клуба и др.). [6]

По словам В.Е. Добровольской, рассказы о разрушении церквей не имеют «четкой жанровой принадлежности», [7] автор подчеркивает, что «в отличие от легенд из классических сборников и рассказов о святотатстве как таковом материалы о разрушении церквей связаны не с абстрактным временем, а с конкретной исторической ситуацией – 20-30-ми годами нашего века, когда в результате антирелигиозной кампании уничтожались культовые объекты». [8]

Исходя из нашего материала, классификация В.Е. Добровольской [9] представляется нам наиболее подходящей. В частности, рассказы об осквернении святынь и последовавшего за ним наказания исследователь подразделяет по основному мотиву на следующие группы текстов: 1. различные аспекты собственно разрушения церквей: а) сбрасывание колоколов, б) уничтожение икон, б) утилизация церковного имущества; 2. антицерковные действия после разрушения церквей: а) преследование и уничтожение людей, приближенных к Богу (священники, монахи, юродивые), б) рассказы о танце с иконой, в) рассказы об играх детей с иконами; г) о предательстве веры.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В наших материалах действия, направленные на осквернение святыни можно разделить на:

Следует отметить, что в пос. Нючпас особенно распространен сюжет о том, как люди брали иконы из церкви и стелили их на пол вместо досок. В таких рассказах отчетливо присутствует взаимосвязь между грехом, который совершил человек, и наказанием, последовавшим за это деяние, а именно, подвергается воздействию та часть тела, которая непосредственно соотносится с определенным видом осквернения. В нашем случае осквернители наказывались болезнью ног, увечьем, лишением этой части тела.

Доминирование таких рассказов связано с конкретным событием – разорением в советские годы местной церкви. В большинстве текстов четко прослеживаются повествовательные опорные компоненты: использование икон вместо досок для пола, крыльца; болезнь или лишение нижних конечностей как расплата за совершенный грех. Например, мужчина в доме положил вместо половиц большую икону, после этого он лишился ноги: «Очень много было икон. Иконостас был, говорит, у нас богатый. А потом растаскивали эти иконы. Даже кто-то забил вместо половиц что ли куда-то икону большую. А потом говорили, что без ноги остался» (зап. С.Г. Низовцева, П.А. Шахматская 20.06.2013 г., пос. Нючпас от информанта-женщины, 1951 г.р.).

В наших материалах тексты о божественном наказании композиционно строятся по следующей схеме: первая часть рассказа включает в себя действие человека, направленное на осквернение святыни (иконы), разрушение церкви, во второй части – следует наказание за совершенный грех.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Помимо текстов, связанных с осквернением христианских святынь, в отдельную группу следует выделить рассказы о божественном наказании, которое последовало за работу в крупные православные праздники. Информанты апеллируют как к личному опыту, так и к свидетельствам односельчан, которых настигло наказание: «Чё-то сестра у меня говорила, что ‹…› пошли, говорит, на дрова что ли валить в Благовещенье. Сколько говорила, говорит, мужу-то, не ходи, дак чуть, говорит, не задавило. Потом больше нет, говорит, не этот, не пойдем, в Благовещенье!» (зап. Ю.А. Крашенинникова 18.06.2013 г., пос. Нючпас, от информанта-женщины, 1944 г.р.).

В таких текстах образ главного героя представлен двумя типами личности: человеком, чтущим православные каноны и неуклонно их исполняющим, и тем, кто, зная о запрете на работу в православные праздники, пренебрегает этим правилом. Отметим, что в некоторых рассказах встречаются сведения о том, что наказанию подвергается не только сам нарушитель, но и кто-то из членов его семьи.

Таким образом, рассказы о божественном наказании в фольклорной заводской традиции представлены двумя превалирующими группами текстов: об осквернении святыни (разрушение церкви, сбрасывание колокола, выбрасывание и применение иконы в хозяйственных целях) и о нарушении христианских канонов (работа в крупные православные праздники). На сегодняшний день систематизация и анализ текстов о божественном наказании является актуальным направлением в исследованиях и требует более тщательного рассмотрения.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф