Метки текста:

Былины Рябининские чтения

Марченко Ю.И. (г.Санкт-Петербург)
Флавий Васильевич Соколов – собиратель напевов Печорского былинного эпоса Vkontakte@kizhi

Аннотация: Вклад музыковеда Ф. В. Соколова как собирателя напевов печорских былин не получил отражения на страницах некоторых изданий. Следует указать, что из 84 напевов, помещенных в академическом собрании «Былины Печоры» серии «Былины» Свода русского фольклора, 42 были записаны на магнитофон Ф. В. Соколовым совместно с филологом Н. П. Колпаковой.

Ключевые слова: Ф. В. Соколов; Печора; былина; напев;

Summary: The contribution of musicologist F. V. Sokolov as a collector of Pechora epics was not reflected in the pages of some publications. It should be pointed out that 42 of the 84 tunes placed in the academic collection «Bylinas of Pechora» of the series «Bylinas» of the Code of Russian Folklore were recorded on a tape recorder by F. V. Sokolov together with the philologist N. P. Kolpakova.

Ключевые слова: F. V. Sokolov; Pechora; epic (bylina); tune;

Флавий Васильевич Соколов (1920–2003) – музыкант с широким диапазоном профессиональной деятельности. Пианист-виртуоз, музыковед-фольклорист (1953–1957 гг. – заведующий Фонограммархивом Пушкинского Дома), профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики Ленинградской государственной консерватории (с 1965 по 1971 гг. – проректор по научной работе, первый заместитель ректора). [1] Его имя встречаем в ряду составителей крупных фольклорных собраний, [2] известен Ф.В.Соколов как автор двух работ, посвященных народной инструментальной музыке, [3] как редактор сборника, посвященного песенному фольклору Ленинградской области. [4] Тем не менее некоторые достижения Ф. В. Соколова как собирателя фольклора еще не получили должной оценки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При изучении севернорусских эпических традиций наиболее трудоемкая работа выполнялась филологами. Музыковедам отводилась роль иллюстраторов, о чем свидетельствуют собрания А. Д. Григорьева [5] и А. М. Астаховой. [6]

Фольклорные издания Пушкинского Дома, начиная со второй половины прошлого столетия, свидетельствуют о возрастании интереса к изучению поющихся форм устного народного творчества, о бóльшем внимании к музыковедческой проблематике. Показательна книга «Былины Печоры и Зимнего берега», в которой музыковед Ф. В. Соколов указан как титульный составитель, как автор статьи «О напевах печорских былин», как специалист, сформировавший «Нотные приложения», [7] как собиратель, с именем которого связано понятие «напевы» (т. е. не какие-либо отдельно взятые произведения, а все 26 мелодий, представленные в корпусе). Вместе с ним представлен и другой музыковед, В. В. Коргузалов, который также оказывается собирателем напевов. [8] Но в комментариях к текстам имя Ф. В. Соколова как автора записей отсутствует, а В. В. Коргузалову принадлежит запись одной баллады, опубликованной без напева. [9]

Работа Ф. В. Соколова по собиранию напевно-декламационных форм печорского повествовательного фольклора отражена в книге «Исторические песни XIII – XVI веков». Указаны восемь произведений, записанных на магнитофон Ф. В. Соколовым совместно с Н. П. Колпаковой. [10] Еще восемь произведений включены в музыкально-поэтическую антологию «Былины». [11]

Сложнее с материалами, вошедшими в академическое собрание «Былины Печоры» серии «Былины» Свода русского фольклора. [12] Ф. В. Соколов указан как расшифровщик 34 мелодий (совместно с В. В. Коргузаловым), [13] однако среди собирателей его имя опять не упоминается. [14] Такой метод паспортизации произведений восходит к публикациям эпохи ранних звукозаписей, когда тексты и мелодии по техническим причинам фиксировались отдельно друг от друга, а затем обрабатывались профильными специалистами.

Для филологов-фольклористов решающее значение имеет поэтический текст, для музыковедов – поющаяся форма. В Пушкинском Доме профессиональные интересы сотрудников повлияли на формирование состава архивных фондов. Рукописные материалы экспедиций находятся в фольклорном хранилище Рукописного отдела, звукозаписи – в Фонограммархиве. Тексты, записанные Н. П. Колпаковой, содержатся в ее именных коллекциях. Звукозаписи, судя по инвентарным книгам, выполнены Ф. В. Соколовым как совместно с Н. П. Колпаковой, так и единолично.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Специалисты, заинтересованные в изучении печорского былинного эпоса, должны учитывать, что из 84 произведений, представленных с напевами в собрании «Былины Печоры», 42 записаны Ф. В. Соколовым совместно с Н. П. Колпаковой. Это результат коллективной работы, который следует отражать при научном использовании музыкально-поэтических образцов. Приводим полный перечень записей по районам с указанием сказителей, населенных пунктов (в скобках), порядковых номеров произведений в собрании, первых строк поэтических текстов, сюжетов (в скобках), инвентарных номеров звукозаписей по фондовым книгам Фонограммархива.

Усть-Цилемский район

Антонов Сидор Нилович, Антонова Агафья Григорьевна (д. Скитская):

№ 224. «Как про старого сказать, да про удалого» (Бутман). МФ 215.01. [15]

Бобрецов Демид Фатеевич (д. Степановская):[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 225. «Он не рюмками пил да не стаканами» (Бутман). МФ 217.10.

Вокуев Гаврила Васильевич (с. Усть-Цильма):

Коммент. № 50. «От того было от города от Мурова» (Исцеление Ильи Муромца). МФ 202.02.

Дуркин Тимофей Семенович (с. Усть-Цильма):

№ 12. «Значит, прежде Казань дак слободой стоял» (Добрыня Никитич и Змей). МФ 213.02.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 13. «Как прежде Казань дак слободой стоял» (Добрыня Никитич и Змей). МФ 213.04.

№ 51. «Из того ишче из города нынь из Мурова» (Исцеление Ильи Муромца). МФ 213.01.

Коммент. № 51. «Из того ешче из города ныне из Мурова» (Исцеление Ильи Муромца). МФ 213.05.

Коммент. № 79. «Недалёко от города от Киёва» (Илья Муромец и Сокольник). МФ 213.03 (212.04 – окончание).

Ермолин Никита Федорович (д. Трусовская):[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 14. «Ах как прежде Рязань да слободой слыла» (Добрыня Никитич и Змей). МФ 210.04.

№ 62. «Собиралсэ старой да в путь-дорожочку». МФ 209.02.

№ 161. «Выпадала пороха да снегу белого» (Чурила Пленкович и Катерина). МФ 207.07.

№ 169. «Долга дорожечка сибирская» (Соловей Будимирович). МФ 208.02.

Носов Лазарь Михайлович (д. Кривомежная):[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 137. «Уж как ездил Добрыня да по чисту полю» (Бой Добрыни с Дунаем). МФ 212.02.

№ 189. «Как мы сидели на пиру, дак две честны вдовы» (Хотен Блудович). МФ 212.01.

Осташова Федосья Федотовна (д. Скитская):

№ 223. «Как про старого сказать, да про удалого» (Бутман). МФ 214.04.

Чупров Еремей Прович (д. Абрамовская):[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 81. «Ай да во стольнём во городе во Киёве» (Илья Муромец и Сокольник). МФ 218.06.

№ 222. «Как про белого сказать царя, про бедного» (Бутман). МФ 218.05.

Чупров Леонтий Тимофеевич (д. Боровская):

№ 221. «Про белого сказать царя, про вернаго» (Бутман). МФ 219.12.

Чупров Леонтий Тимофеевич, Чупров Маркел Маркелович, Чупрова Анна Лукична (д. Боровская):[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 82. «Ой недалёко от города от Киева» (Илья Муромец и Сокольник). МФ 219.11.

Чупров Малафей Иванович (д. Абрамовская):

№ 226. «Как про белого сказать царя, про бедного» (Бутман). МФ 219.16.

Чупрова Павла Маркеловна (д. Скитская):

Приложение 1, № 18. «Уж как не видели: старой наш на коня скочил» (Илья Муромец и Сокольник. МФ 216.04.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нарьян-Марский район

Ижемцев Тимофей Семенович (д. Лабожское):

№ 210. «Уж вы где же, туры, да нонче спобыли?» (Василий Игнатьевич и Батыга). МФ 323.07.

Кузьмин Тимофей Степанович (д. Тельвиска):

№ 7. «Выезжал ведь Святогор на сине полюшко» (Святогор и Илья Муромец). МФ 332.03.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 22. «Как во той ли-то Земли во Турецкоей» (Идолище сватает племянницу князя Владимира). МФ 328.02.

№ 33. «Во стольном-то городе во Киеве» (Добрыня и Настасья). МФ 333.03.

№ 53. «Во славном-то городе во Муроме» (Исцеление Ильи Муромца). МФ 329.03.

№ 148. «Еще хто бы нам, братцы, старину сказал» (Дюк Степанович и Чурила Пленкович). МФ 327.08.

№ 195. «Как во стольнём-то городе во Киеве» (Сухман). МФ 329.04.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 240. «Во славном-то было Нове-городе» (Василий Буслаев и новгородцы). МФ 331.09.

№ 258. «Был во том ли во Нове да нонь во городе» (Садко). МФ 331.10.

Пономарев Андрей Федорович (д. Калюши):

№ 8. «Святогор-то ездил по святым горам» (Святогор и Илья Муромец). МФ 335.02.

№ 15.«Да бывало Казань слободой была» (Добрыня Никитич и Змей). МФ 335.01. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 19. «Заводилосе пированьё-столованьё» (Добрыня Никитич и Василий Казимирович). МФ 334.01.

№ 84. «У того же было у моря, моря синяго» (Илья Муромец и Сокольник). МФ 336.01.

№ 183. «Ох заводилосе пированьё-столованьё» (Иван Годинович). МФ 337.02.

№ 281. «Уж ли было у детины да у возлюблена» (Лука, Змей и Настасья). МФ 337.01.

Суслов Аристарх Иванович (д. Андег):[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

№ 20. «Как во стольном было городе во Киеве» (Добрыня Никитич и Василий Казимирович). МФ 332.04.

Суслов Никандр Иванович (д. Лабожское):

№ 37. «Как случилосе Добрыни в полё ехати» (Добрыня и Алеша). МФ 325.03.

Коммент. № 67. «Как де жили на заставы богатыри» (Илья Муромец и Сокольник). МФ 324.01.

№ 130. «Как во славном во городе во Киёве» (Дунай Иванович-сват). МФ 325.02.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Тайбарейский Никандр Васильевич (д. Лабожское):

№ 86. «Как во стольнём во городе во Киёве» (Илья Муромец и Сокольник). МФ 324.04.

Хабарова Анастасия Петровна (д. Андег):

Приложение 1, № 35. «Уж ты ой еси, Добрынюшка, добрай молодец» (Пир у Владимира). МФ 322.03.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф