Метки текста:

Музыковедение Рябининские чтения

Михайлова Н.С. (г.Петрозаводск)
Традиционные музыкальные инструменты Карелии как объект исследований ученых Финляндии VkontakteFacebook

Аннотация: В статье раскрывается место традиционной инструментальной культуры Карелии в формировании финской национальной идентичности, представлены основные этапы собирательской и исследовательской деятельности инструментоведов Финляндии, дана характеристика ключевых работ, посвященных изучению традиционных инструментов и инструментальной музыки Карелии.

Ключевые слова: музыкальные инструменты; инструментоведение; кантеле; карельская музыка;

Summary: The article discusses the place of traditional instrumental culture of Karelia in the development of the Finnish national identity, the main stages of collecting and research activities of instrumentalists of Finland are presented, there is a description of the key works devoted to the study of traditional instruments and instrumental music of Karelia.

Ключевые слова: musical instruments; instrumental studies; kantele; Karelian music;

Интерес финляндских исследователей к карельской культуре возник в XIX в. – в эпоху исторического самопознания и национально-культурного самоутверждения финнов. Родственные народы, проживающие в непосредственной близости и теснейшем контакте, считались единым племенем, что послужило основанием рассматривать культуру карел как неотъемлемую часть финской культуры. Вхождение Финляндии в состав Российской империи дало возможность финнам изучать так называемых «русских» карел, проживающих на территориях Олонецкой, Архангельской и других губерний, где и был записан большой объем эпических песен, положенных в основу созданной Э. Леннротом «Калевалы», сразу ставшей национальным символом молодого автономного государства. Чрезвычайная популярность эпической поэмы способствовала большому интересу исследователей и путешественников к быту, обычаям и культуре карелов. Включенные в «Калевалу» песни о создании демиургом Вяйнямёйненом струнного инструмента кантеле стали стимулом к поиску и изучению его в живом бытовании.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одним из первых финляндских исследователей, зафиксировавших кантеле на территории, находящейся в границах современной Карелии, является именно Элиас Леннрот. Во время экспедиции в Беломорскую Карелию (Кемский уезд Архангельской губ.) в 1833 г. в д. Войница (Vuonninen) он записывал Онтрея Малинена (Ontrei Malinen), одного из самых прославленных карельских рунопевцев. В своих путевых заметках Э. Леннрот упоминает, что в доме Малинена было кантеле с пятью медными струнами, на котором Онтрей и оба его сына очень искусно играли. [1] Позднее, в 1877 г., собиратель народной поэзии А.А. Борениус (Ляхтенкорваа) привез из своего путешествия по Карелии 17 инструментов, в том числе и кантеле О. Малинена. Исследователем были также записаны наигрыши от сына рунопевца – Юрки (Jurki) и Луккани Хуотари (Lukkani Huotari) из Понкалакси (Ponkalaksi, Vuokkiniemi). [2]

Крупнейшим собирателем коллекции карельских музыкальных инструментов стал Оскар Хайнари. Во время поездки по Олонецкой губернии и Беломорской Карелии в 1882 г. им было приобретено большое количество предметов быта карелов, в том числе и 20 кантеле для музея в г. Сердоболь (ныне Сортавала). [3] Во время Второй мировой войны инструменты были вывезены в Финляндию и в настоящее время находятся в Музее Северной Карелии в Йоенсуу.

Увлечение финляндской интеллигенции историческим прошлым, Карелией и «Калевалой» переросло в романтическое течение, получившее название «карелианизм». К концу XIX в. оно достигло своего расцвета. Карелия представлялась образованным людям того времени поэтической сокровищницей, идиллическим музеем древности. Широкое распространение получила практика приглашения кантелистов и рунопевцев с концертами в Финляндию. Среди них особую известность получили музыканты из Суйстамо (ныне Суоярвский р-н): Т. Липица (Timo Lipitsa), И. Шемейкка (Iivana Šemeikka), И. Лёсонен (Iivana Lösönen), И. Мишукка (Iivana Mišukka) и др. Карельские кантелисты и рунопевцы принимали участие в больших песенных праздниках, проводимых в Хельсинки (1900), Тампере (1907), Сердоболе (1896, 1906, 1926), в исполнительском конкурсе у себя на родине в Суйстамо (1911) и др. Кроме того, они продавали свои и собранные ими на родине музыкальные инструменты и предметы быта в музеи и частные коллекции Финляндии. [4]

Несмотря на активную концертную деятельность карельских музыкантов, запись инструментальной музыки велась эпизодически. А.О. Вяйсянен обратил внимание на небольшое количество наигрышей в архиве Финского литературного общества (SKS) и предпринял попытку изменить ситуацию. В 1916 г., получив стипендию SKS, он отправился в Северное Приладожье (приходы Impilahti, Suistamo, Korpiselkä), где записал около 250 мелодий, из них 84 были исполнены на кантеле, 31 – на йоухикко, 28 – на пастушьих инструментах. [5] Столь хороших результатов, по мнению самого А.О. Вяйсянена, он добился благодаря тому, что носил с собой кантеле, на котором играли музыканты, уже не имевшие своего инструмента. [6] Это послужило поводом для последователей А.О. Вяйсянена говорить о том, что традиция игры на кантеле уже в тот период находилась в стадии угасания. [7] Исследователь совершил еще несколько поездок по Северному Приладожью, в места проживания карелов на территории России, а также записывал традиционных исполнителей в Финляндии. Результатом его кропотливой работы стал сборник «Мелодии кантеле и йоухикко», [8] в который включены более двухсот наигрышей на кантеле и около сорока на струнном смычковом инструменте йоухикко. А.О. Вяйсянен систематизировал материал по жанровому признаку. Каждый образец сопроводил информацией о месте записи, исполнителе и собирателе (исследователь привлек материалы, записанные предшественниками), месте хранения оригинала. Следует отметить, что нотация записей выполнена таким образом, что позволяет сразу видеть структуру наигрыша; здесь выписаны варианты оборотов, проставлена аппликатура. Во вступительной статье, написанной на двух языках (финском и немецком), содержится информация об изготовлении и конструкции инструментов, их настройке, приемах игры, а также некоторые биографические данные об исполнителях (возраст, место проживания, род занятий, номера выполненных от них записей и др.). Сборник А.О. Вяйсянена по сей день является основным источником репертуара исполнителей на малострунном кантеле и йоухикко как в Финляндии, так и в России. Коллекция фонографических, этнографических записей, нотировок и заметок исследователя стала базовым материалом большинства этноинструментоведческих работ финских ученых. Кроме того, собирателем были приобретены около двух десятков инструментов, пополнивших музейные собрания Финляндии.

Разразившиеся в 1930–1940-х гг. военные действия, казалось бы, должны были приостановить исследовательскую работу за пределами страны, но мысли о «Великой Финляндии» и племенной общности финноязычных народов стимулировали работу учёных по сбору этнографических материалов на оккупированных территориях. В январе 1942 г. Министерство образования Финляндии предоставило программу по изучению Карелии. Целью исследования и фиксации сведений о народной культуре было доказать принадлежность исследуемых земель к финно-угорскому культурному ареалу. В этот период был собран большой объем лингвистических, этнографических материалов, предметов быта. Сведений о записи инструментальной музыки в настоящее время удалось найти немного. Композитором А. Сонниненом в 1943 г. велась активная собирательская работа в Петрозаводске и Прионежье. Им записано множество песен, а также инструментальные наигрыши, впоследствии опубликованные в сборнике «Народные мелодии Восточной Карелии». [9] В том же году сотрудник Национального музея Финляндии, краевед Х. Хельминен встретилась в Колатсельге (ныне Пряжинский р-н) с исполнителем на йоухикко Семёном Тупицыным, ранее игравшим для основателя ансамбля «Кантеле» В.П. Гудкова. Она сфотографировала его, но сделать записи наигрышей от музыканта ей не удалось [10] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Новая волна интереса к народной музыке и традиционной инструментальной культуре поднялась в 1960–1970-х гг. Она ознаменовалась возникновением многочисленных музыкальных коллективов и фестивалей нового формата, открытием в учебных заведениях среднего и высшего звена отделений, готовящих специалистов в области народной музыки, формированием музыкальных общественных объединений. Шли активные процессы развития финской национальной музыкальной культуры, которые потребовали обращения к богатейшему наследию (в том числе и карельскому), накопленному предшествующими поколениями собирателей и исследователей.

На первом этапе была сделана попытка составить полноценную картину народной музыкальной культуры. В коллективную монографию «Народная музыка» [11] вошли два раздела о музыкальных инструментах. Очерк «Старинные инструменты» (Vanhimmat soitimet), подготовленный Т. Лейсио, посвящен пастушьим духовым и ударным инструментам, а также пятиструнному кантеле. Сведения о йоухикко, многострунных приладожских кантеле и исполнителях на них включены в раздел А. Асплунд «Фольклор и новые инструменты» (Pelimannimusiikki ja uudet soittimet). Обращает на себя внимание небольшой объем информации о традиционных инструментах, что, несомненно, отражает начальный этап разработки этой тематики новой плеядой ученых-инструментоведов, чего не скажешь об одноименном издании, выпущенном двадцатью пятью годами позже. [12] В нем раздел о музыкальных инструментах значительно расширен и включает сведения о широком спектре инструментов, используемых народными музыкантами. Ранее принятое деление на «старые» (архаичные) и «новые» инструменты уже не используется.

В 1983 г. Т. Лейсио защитил диссертацию по теме «Финские и карельские старинные народные трубы и флейты», [13] в которой собран и классифицирован колоссальный объем материала по традиционным духовым инструментам. Работа содержит чертежи, фотографии, сведения о размерах, материалах, технологии изготовления, карты мест бытования инструментов. При разработке темы автор использовал архивные материалы, работал с музейными коллекциями Финляндии и СССР.

В 1980-х гг. Институт народной музыки (Каустинен) выпускает журнал «Kansanmisiikki», в котором публикуются научно-исследовательские статьи, библиографические сведения о выдающихся исследователях, исполнителях, репортажные материалы, рассказывающие о прошедших мероприятиях и отражающие современное состояние дел в области сохранения и популяризации народной музыки как в Финляндии, так и в пограничной Карелии и Прибалтике, репертуарные странички, а также сведения о предстоящих курсах, мероприятиях и т.п.

В 1984 г. выходит брошюра Р. Ниеминена «Йоухикко», в которой содержатся некоторые исторические сведения о бытовании карельского инструмента и его шведского и эстонского аналогов, конструкции, исполнителях и их репертуаре. В дальнейшем Р. Ниеминен продолжил разработку этой темы, опубликовав результаты в монографиях «Йоухикко» и «Изучение музыкальных инструментов путем изготовления. На примере йоухикко». [14] Последняя работа раскрывает многолетний опыт исследователя по изготовлению копий музыкальных инструментов на основе подробнейшего эмпирического исследования объекта, сопоставления данных аналогичных инструментов из собраний музеев Финляндии, Швеции, СССР.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Значимым событием стало издание в 2010 г. коллективной монографии «Кантеле». [15] В ней обобщены результаты многолетней работы по изучению этого инструмента: история собирания, этапы и направления его исследования, этнографические сведения, представлены фотографии музейных предметов, раскрыта история развития и популяризации исполнительства на инструменте, его современное состояние.

На основе материалов А.О. Вяйсянена было подготовлено новое издание – «Kizavirzi», [16] посвященное карельскому кантеле. Оно состоит из трех разделов. В первом (А. Л. Тенхунен) собран материал об исполнителях. Очерки содержат биографические сведения о музыкантах, почерпнутые из архивных источников и периодической печати, а также фотографии. Второй раздел (А. Кастинен) посвящен анализу музыки, записанной от кантелистов, третий (Р. Ниеминен) – конструкции и технологии изготовления карельских долбленых кантеле (на примере 23 образцов). Такой подход отражает стремление исследователей максимально полно представить традицию, раскрывая различные ее аспекты.

Очевидно, что финляндскими учеными проделана большая работа по сбору и изучению карельских музыкальных инструментов, что лишь подчеркивает необходимость перевода этих исследований на русский язык и введения в научный оборот российскими исследователями при изучении инструментальной традиции Карелии.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф