Метки текста:

Крестьяне Рябининские чтения

Волкова Т.Ф. (г.Сыктывкар)
Вклад крестьян Поташовых в сохранение Печорской рукописно-книжной традиции VkontakteFacebook

Аннотация: В статье на материале созданной автором электронной базы данных о создателях и хранителях печорской рукописной традиции приводится обзор различных источников о книжниках из пижемского рода Поташовых: приводятся описания рукописных и печатных кириллических книг, которые были в составе их частных собраний, цитируются записи, оставленные представителями рода Поташовых на рукописных книгах.

Ключевые слова: центр старинной книжности на Нижней Печоре; книжники из рода Поташовых;

Summary:  The article on the material created by the author of an electronic database of the creators and custodians of the Pechora-river tradition of manuscripts provides an overview of various sources about scribes from the Pizhma-river family of the Potashovs: descriptions of handwritten and printed Cyrillic books that were included in their private collections are cited, the marginal Potashovs are given in the manuscripts that existed on the Pechora.

Keywords: center of the old book on the Pechora river; Potashov family;

Одной из важнейших задач изучения старинной книжности, сохраненной усть-цилемскими крестьянами, является задача характеристики местной рукописно-книжной традиции и собирание сведений о ее создателях и хранителях. Основу для такой работы заложили исследования выдающегося ленинградского археографа В. И. Малышева, открывшего Нижнюю Печору как уникальный заповедник старинной книжной культуры. [1] Мы продолжили изучение истории рукописно-книжной тралдиции Усть-Цильмы, [2] создав электронную базу данных о печорских книжниках из числа крестьян-старообрядцев. [3] Материалы этой базы данных уже были использованы нами при написании ряда статей [4] и должны послужить основой давно нами задуманного Словаря книжников Нижней Печоры. [5] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из материалов базы данных явствует, что старинная книжность была сосредоточена в Усть-Цилемском крае в домашних собраниях представителей нескольких местных родов, переселившихся в начале XVIII в. из соседних северных областей на Печору, Пижму и Цильму (притоки Печоры). Мы выделили 23 печорские фамилии, представители которых, согласно источникам, выступают как писцы и хранители старинной книжности.

Несколько лет назад на материале базы данных о печорских книжниках мы стали публиковать обзоры о роли в создании и сохранении печорской рукописно-книжной традиции представителей разных печорских фамилий. [6] В данной статье будут рассмотрены материалы различных источников, характеризующие книжников из рода Поташовых, представители которого в основном обитали в селах по берегам Пижмы, притока Печоры. Всего в нашей базе данных имеются сведения о 8-ми представителях фамилии Поташовых, которые в той или иной степени связаны с книжностью.

Один из наших источников – списки писцов и владельцев рукописных библиотек, составленные В. И. Малышевым на основе расспросов местных жителей в ходе экспедиций и документов Архангельского областного архива. В первом списке, в котором В. И. Малышев приводит «далеко неполный список лиц, занимавшихся в XIX – первой трети XX в. перепиской рукописей» на территории Усть-Цилемского района Республики Коми, находим одного Поташова – Иллариона Ивановича из д. Загривочной. [7] Впоследствии удалось выяснить и те рукописи, которые им переписаны. Одна находится в Усть-Цилемском собрании Пушкинского Дома (далее – ИРЛИ УЦ), под номером 243. [8] Она содержит «Стих воскресения Христова» (Стих о нищей братии) начала XX в. [9] Этот список Стиха В. И. Малышев издал в приложении к отчету об экспедиции 1958 г. [10] Илларионом Ивановичем Поташовым был переписан и целый сборник духовных стихов (ИРЛИ УЦ 131 [11] ), в котором наряду с уже отдельно им переписанным стихом о нищей братии читаются стихи о смерти, о страннице, о последнем времени и др. Оба сборника писец сам подарил В. И. Малышеву. Кроме того, в отчете об экспедиции 1958 г. В. И. Малышев указывает, что от И. И. Поташова он приобрел также Псалтырь XV в. и какие-то другие рукописи. [12]

Больше сведений сохранилось о Поташовых-хранителях старинных книг. В списке владельцев наиболее заметных собраний рукописей в Усть-Цилемском районе Республики Коми в конце XIX–первой трети XX в. [13] В. И. Малышевым упомянуты три Поташовых: Василий Иванович из д. Бугаево на Печоре и два пижемских Поташовых – Илларион Иванович из д. Загривочной (о котором мы писали выше как о писце), и Варфоломей Титович из д. Верховской. Кроме того, в отчете об экспедиции 1955 г. В. И.Малышев упоминает еще об одном книжнике из Рода Поташовых – Иване Ульяновиче: «Наиболее крупным владельцем рукописей и книг сейчас в Загривочной является Иван Ульянович Поташов, семидесятипятилетний старик. Поташов отдает предпочтение старопечатным книгам, и рукописей у него немного. Старинное скорописное письмо он, как и почти все другие такие грамотеи, читать не умеет». [14] У И. У. Поташова ученый тогда приобрел «Пролог ХVI века [15] , лицевое «Житие» Николы [16] ) и роскошный поморский Октоих XIX века. [17]

Другой книжник из рода Поташовых – Прокопий Тимофеевич – заказал переписать сборник духовных стихов известному печорскому писцу и писателю Стефану Анфиногеновичу Носову. [18] Этот сборник (ИРЛИ УЦ 136 [19] ) был найден В. И. Малышевым в Усть-Цильме. В конце рукописи читается запись писца: «Велел писать сии стихи Прокопий Тимофеевич Поташов. Писал Стефан Афиногенович Носов, 1916 года, апреля 7». Рукопись содержит стихи об Иосифе Прекрасном и о райской птичке и иноке.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Эти два имени – П. Т. Поташова и С. А. Носова – упоминаются и в другой рукописи – ИРЛИ УЦ 134, [20] в которой переписан тот же стих об Иосифе Прекрасном и стих «о умиление матери своего чада». Рукопись была найдена В. И. Малышевым в 1955 г. на Пижме в д. Боровской. [21] На ней сохранились записи и пометы целого ряда печорских крестьян (всего 22 записи), в том числе и П. Т. Поташова и С. А. Носова: «1915 года генваря 26 Прокопей Тимофѣевич Поташовъ» (л. 8 об.); «Пишу Поташов Прокопей Тимофеевичъ» (там же); «Стѣпанъ Анхѣновъ г-нъ Носовъ. Пишу с огнѣмъ вѣчером» (л. 9); «Прокопей Тимофѣевичь Поташов» (там же); «Милостивый государь Прокопий Тимофеевичь написатъ свое имя на ету гумагу» (там же). В описании рукописи В. И. Малышев отмечает, что «по свидетельству Ф. В. Чупровой, сборник написан С. А. Носовым». [22]

Оставил дарственную запись на одной из рукописей (ИРЛИ УЦ 247 [23] ), также найденной на Пижме в д. Степановской еще один Поташов – Самсон Карпыч. На л. 5 об. он записал скорописью: «1916 год. Стих маее дорогой сестри. Писал на память Самсон Карпыч, господин Поташев».

Упомяну еще одну книгу, которая побывала в руках у одного из Поташовых, оставившего на ней свою помету-автограф. Это печатный Канонник кон. XVIII – нач. XIX в., приобретенный экспедицией Сыктывкарского университета в 1983 г. у П. В. Выучейской в с. Усть-Цильма (Научная библиотека Сыктывкарского государственного университета, Усть-Цилемское собрание, п. 32). На л. 42 об. рукописи скорописью ХХ в. карандашом сделана помета: «Поташев».

Фамилия Поташовых встречается и в ряде хозяйственных записей, сохранившихся на рукописных книгах, бытовавших на Нижней Печоре. Например, в рукописи ИРЛИ УЦ 109 [24] упоминается в записи хозяйственного характера Поташов Кирилл, а в письме Василия Чуркина Cтефану Никифоровичу Еремину (отцу известного печорского книжника, редактора древнерусских повестей И. С. Мяндина [25] ) в договоре на «службу» (л. 1 об.) упоминается пижемский крестьянин Иван Поташов. [26]

Отмечу в заключение, что одна из представительниц рода Поташовых стала студенткой Сыктывкарского университета и занялась изучением печорских рукописных сборников, написав прекрасную дипломную работу о печорских списках Жития великомученицы Екатерины, по материалам которой мной была опубликована статья. [27] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Так по крупицам удалось выявить хотя бы те скромные сведения, которые свидетельствуют, что и в этом печорском роде были и свои писцы, и свои собиратели старинной книжности, передавшие ценные рукописные книги археографам и тем продлившие им жизнь.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф