Метки текста:

Рябининские чтения

Лескова О.В.
Проблема изучения автобиографической прозы П.В.Засодимского: прошлое и настоящее Vkontakte@kizhi

Аннотация: Автобиографическая проза П.В. Засодимского часто изучалась либо поверхностно, либо однобоко – в русле народнической мысли. В научных трудах начала XX в. Засодимский представлен писателем, на которого оказали влияние революционеры. В середине XX в. научное сообщество характеризовало его как литератора-труженика с несомненным, но скромным дарованием. В XXI в. спектр научных проблем, связанных с произведениями писателя, расширился, но «народническая» линия осталась ведущей.

Ключевые слова: народничество; мемуары; дневники;

Summary:  The article is devoted to the study of pieces of author's picture of the world by Vasily Belov, associated with the ideas of peasant labor, social, aesthetic and spiritual and moral foundations. On the material of the story «An Ordinary Affair», an analysis of the artistic techniques and tools used by the writer for the figurative embodiment of the theme of labor of the northern Russian peasant.

Keywords: populism; memoirs; diaries;

Русская автобиографическая проза имеет историю своего становления и развития длиной в несколько веков. Для русского литературного процесса второй половины XIX в. характерен расцвет автобиографической прозы, подпитанный переменами в общественно-политической жизни. Перемены в социуме не могли не повлиять на оживление в культурной и литературной сферах. Одним из ключевых изменений в русском обществе этого времени стало усиление социального и личностного самосознания. Создание автобиографической литературы второй половины XIX в. было подкреплено вниманием к внутренней, интимной жизни человека. К тому же, в этот период наблюдался значительный интерес к психологии личности, который был связан с процессом самопознания человека, в том числе с течениями фрейдизма и дарвинизма, с течением научной мысли и влиянием вышеперечисленных фактов на мировое литературное наследие. Автор и его личность становились объектом для пристального наблюдения и рефлексии, что доказывается, например, успехом первых произведений Ф. М. Достоевского.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Во второй половине XIX в. представители творческих профессий широко публиковали свои дневники, записки и биографии, что является немаловажным аргументом для констатации расцвета русской автобиографической прозы. Яркими образцами такой прозы являются «Литературные воспоминания» И.И. Панаева (1861), «Мои литературные и нравственные скитальчества» А.А. Григорьева (1862) и др. Отдельные авторы создавали на основе дневниковых записей, публицистики и иных материалов художественные произведения: Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» (1850-е гг.); «Былое и думы» А.И. Герцена (1852); «Литературные и театральные воспоминания» С.Т. Аксакова (1856–1858); «Семейные хроники» С. Т. Аксакова (1856–1858).

Среди множества произведений русской автобиографической прозы второй половины XIX в. особенно стоит отметить произведения П.В. Засодимского – «Из воспоминаний» и «Мои скитальчества». Это неповторимая повествовательная канва, в которой отражены общественно-политические и личностные проблемы русской глубинки; это с журналистской точностью выстроенная галерея портретов жителей провинциального города середины – второй половины XIX в. В мемуарах Засодимского отражены исторические приметы эпохи: характеристики общественно-литературных течений и событий, портреты известных общественных деятелей, обзорный анализ интеллектуальных и журналистских тенденций эпохи.

Павел Владимирович Засодимский – прозаик и публицист. Родился 1 ноября 1843 г. в Вологодской губернии в семье небогатых дворян. Екатерина Павловна, его мать, являлась дочерью отставного морского офицера, помещика Павла Михайловича Засецкого. Представители старинного дворянского рода Засецких в разное время владели имениями в Вологодской губернии Фоминское (современный студенческий посёлок под Вологдой), Новое и Чичулино. Известным представителем Засецких был Алексей Александрович, автор первой книги о Вологде, вологодский краевед, который держал крупную библиотеку и коллекцию древностей. Алексей Александрович также отличился на службе, закончив ее в чине капитана-поручика лейб-гвардии. Отец П. В. Засодимского служил чиновником в г. Никольске Вологодской губернии и происходил из рода кадниковского сельского дьячка.

П. В. Засодимский до 12 лет получал домашнее образование. В 1856 г. он поступил в Вологодскую мужскую гимназию и учился в ней до 1863 г. С детства увлекся чтением, с возраста шести–семи лет пробовал писать рассказы и повести. После гимназии Засодимский поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, но не смог дослушать курс по причине отсутствия денег. Тем не менее за сравнительно короткое время учебы П. В. Засодимский сблизился с представителями литературной элиты.

В столице Засодимский зарабатывал, печатаясь в периодических изданиях демократического толка – «Русское богатство», «Отечественные записки», «Северный вестник», «Слово» и др. В конце 1890-х гг. он был выслан из Петербурга за поддержку идей революционеров-демократов. Несколько лет Засодимский разъезжает по России пока не возвращается в Вологодскую губернию, где ждет помилования, а позднее возвращается в столицу. По примеру знаменитого предка П. В. Засодимский держал собственную библиотеку, в которой периодически устраивались различные мероприятия. В последние годы писатель жил недалеко от Великого Новгорода, где и умер в 1912 г. Похоронен в селе Опеченский Посад Боровичского района.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Автобиографическую природу произведений П. В. Засодимского отмечают немногие исследователи литературного процесса XIX в. Среди них В. В. Гура, В. Бойчевский, Я. М. Еремеев и др. Так, исследуя творчество П. В. Засодимского, В. В. Гура, в полном соответствии с советской идеологией, прежде всего, подчеркивает связь П. В. Засодимского с отечественными революционными демократами. Гура указывает также, что мемуары П. В. Засодимского более всего схожи с «Былым и думами» А. И. Герцена, подчеркивает сильное влияние мемуариста на произведения вологодского автора: «Позже, наряду с Герценом сильное влияние оказали на мое умственное развитие и склад моих убеждений Чернышевский и Добролюбов». [1] В. Бойчевский, характеризуя творчество автора, относит Засодимского к «типу тенденциозно-публицистических писателей». [2] Я. М. Еремеев выбирает одним из объектов своего исследования автобиографическую прозу П. В. Засодимского и рассуждает на примере его произведений о «нарративном я» в русской автобиографии XVII – начала XX вв. [3]

В научной среде о произведениях П. В. Засодимского чаще говорили в рамках краеведческих исследований. Самой дискуссионной неоднократно становилась проблема, связанная с включением творческого наследия писателя-земляка в локальный вологодский текст. О художественном мире П.В. Засодимского в разные годы писали В. В. Гура, [4] О. В. Шеляпина, [5] С. Ю. Баранов, [6] Т. Л. Шишигина [7] и др. Засодимский трактовался прежде всего как литератор-публицист народнического толка: «…в жизни и творчестве писателя отчетливо проявились тенденции, характерные для России второй половины XIX века. У него было несомненное, но скромное писательское дарование, не отмеченное печатью неповторимости, оригинальности. Он был не столько художником-творцом, сколько литератором-тружеником. Наиболее естественно его талант воплощался в социально-бытовой прозе с отчетливо выраженными публицистическими, обличительными установками». [8] Помимо народнических мотивов в произведениях писателя исследовали мотивы «частной жизни», традиционные для повестей и рассказов с мелодраматическим сюжетом. Особенно отчетливо они проявились в многочисленных произведениях Засодимского, предназначенных для детей. Так, в частности, Т. Л. Шишигина [9] посвятила ряд статей святочным рассказам П. В. Засодимского через призму школьной методики изучения творчества писателя. В меньшей степени затрагивались проза и воспоминания писателя.

В настоящее время существует ряд диссертаций, посвященных творчеству П. В. Засодимского, однако, среди современных исследований преобладает линия анализа произведений народнического толка. Е. Ю. Власенко размышляет об архетипах в народнических романах автора, [10] А. А. Богодерова в своем диссертационном исследовании приводит в пример народнические сюжеты П. В. Засодимского, чтобы проиллюстрировать ситуацию ухода в русской литературе второй половины XIX в. [11]

Исследование автобиографической прозы П. В. Засодимского, несомненно, является перспективным. П. В. Засодимский – признанный мастер описаний и оценки действительности, прозаик и публицист, чьи литературные качества были оценены Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным. Наряду с народническими произведениями, журналистскими заметками и детскими повестями автор реализовал свою внутреннюю потребность объяснить свой жизненный путь. Эта потребность и стала основанием для создания автобиографических произведений. Анализ автобиографической прозы П. В. Засодимского позволяет определить специфику эпохи, в которой сформировалась личность писателя, проанализировать структуру образа «я», которая сформировалась под влиянием его творчества.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф