Метки текста:

Рябининские чтения

Сироткина Т.А. (г.Пермь)
Языковые образы севера Западной Сибири VkontakteFacebook

Аннотация: : Материалом для описания образа определенного региона могут являться самые различные тексты, однако, как справедливо отмечают лингвисты, весьма показательной в этом отношении является именно диалектная речь. Исследование, проведенное на материале текстов словаря «Русское слово на земле Югорской», показало, что в записях живой речи носителей языка ярко репрезентируются такие черты региональной идентичности жителей Севера Западной Сибири, как хорошее знание природы региона, способов выживания в тяжелых климатических условиях, традиционных местных промыслов.

Ключевые слова: Север Западной Сибири; образ региона; диалектная речь;

Summary: The material for describing the image of a particular region can be a variety of texts, however, as linguists rightly point out, it is dialect speech that is very indicative in this regard. A study conducted on the material of the texts of the dictionary «The Russian Word on the Land of Yugorskaya» showed that such recordings of the regional identity of the inhabitants of the North of Western Siberia as a good knowledge of the nature of the region, ways of surviving in difficult climatic conditions, traditional local crafts.

Keywords: North of Western Siberia; image of the region; image of the region;

В последнее время, в связи с усилением процессов глобализации и интеграции, актуальным является исследование проблем региональной идентичности – «системной совокупности культурных отношений, связанных с понятием “малая родина”». [1] Материалом для анализа феномена региональной идентичности могут являться самые различные тексты, однако, как справедливо отмечают лингвисты, весьма показательной в этом отношении является именно диалектная речь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Исследования, посвященные изучению региональной идентичности жителей Севера Западной Сибири, очень немногочисленны, как немногочисленны и источники диалектного материала, на котором может строиться описание региональной идентичности жителей региона. Это «Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна реки Оби» под ред. В.В. Палагиной (Томск, 1964–1967. Т.1–3), «Мотивационный диалектный словарь (говоры Среднего Приобья)» под ред. О.И. Блиновой (Томск, 1982–1983. Т.1–2), «Полный словарь сибирского говора» под ред. О.И. Блиновой (Томск, 1992–1995. Т.1–4), «Материалы для областного словаря (специальная лексика северных районов Тюменской области)» А.М. Кошкаревой (Нижневартовск, 1993. Ч.1–4) и некоторые другие.

Наше исследование осуществлялось на материале сравнительно нового лексикографического источника – книги «Русское слово на земле Югорской (опыт словаря старожильческих говоров Обь-Иртышского Междуречья». [2] Данный словарь состоит их трех частей, созданных разными авторами. Первая часть составлена научными сотрудниками, доцентами А.А. Пыхтеевой и Ю.В. Исламовой. Вторая часть – словарь-воспоминание В.К. Белобородова «Слово за слово» – вошла в издание в редакции автора. Третья часть – предпринятая Ю.В. Катерминой попытка составить словарь диалектных слов колоритного произведения местного писателя Ф. Кабарина «Самарьяне».

Наши наблюдения показали, что образ Севера Западной Сибири репрезентируется в текстах диалектной речи прежде всего через образ жителей данной местности, их занятия, промыслы, традиции. И это не случайно. Как отмечают исследователи, «диалектоносителям мир представляется более вещным, чем носителям литературного языка». [3] Названия людей по роду деятельности отражают такие аспекты жизни социума, как выпас скота и птицы («Гусевальщик, это на охоте когда, выпускает звуки гусиные». С. 34), ловля рыбы («На берегу, когда стрежевой невод везут, поддерживают крыло невода. Специально мётчик бросает невод в воду». С. 62).

В речи носителей языка представлены традиционные занятия жителей региона, позволяющие им выжить в суровых северных условиях. Так, например, многие мужчины белковали – охотились на белку: «Муж мой охотился на белок, белковал с ноября месяца»; «Белковать – бить белку. Так стреляют, чтобы шкуру не попортить» (С. 16). О том, что пушной промысел на Тобольском Севере был одним из непременных условий существования, свидетельствуют и наблюдения историков. По словам Е.И. Гололобова, в 1920-е гг. «продовольствие и необходимые промышленные товары на севере обменивались исключительно на пушнину, пушниной же выплачивалось жалованье совслужащим, взимались налоги и разверстка». [4]

Еще один аспект отражения образа региона – репрезентация сибирской флоры и фауны. Будучи тесно связанными с лесом, жители Сибири хорошо знают растения тайги, животных и птиц, обитающих в ней: «В лесу птица есть такая, белая дикая гусыня, называют белозобая казарка» (С. 16). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Не менее показателен образ географического пространства Севера Западной Сибири. Умение ориентироваться в этом пространстве связано не только с природным чутьем, но и со знанием особенностей отдельных географических объектов. Поэтому чаще всего местные топонимы получают свои названия по каким-либо индивидуальным особенностям: «по конфигурации объекта (Наисуган – парная речка»), по характеру почвы (Кыш-Юган – «песок-река»), по физическому состоянию (Потым – «холодная речка»), по его местоположению в пространстве относительно другого объекта или его части (Вершинские юрты, Березовский уезд)». [5] Интересно то, что словарь «Русское слово…» включает, наряду с нарицательной лексикой говоров Обь-Иртышского Междуречья, и некоторые топонимы, встречающиеся в речи информантов, на примере которых мы можем наблюдать, например, традицию именования объекта по связи с человеком: «До сих пор называются Васины озера» (С. 25). Кроме того, жители определенной местности получают оттопонимные коллективные прозвища (залетние – люди, живущие за рекой Летняя): «А за рекой залетние живут, дорогу размыло грязью там, как пройдете через мост, не знаю» (С. 42).

Важным условием выживания человека на севере являются наблюдения за погодой. Диалектоносителям важны любые приметы погоды, буквально то, откуда дует ветер, поэтому они знают не только направления, но и названия ветров: «Зимой холод борей с севера приносит: как начнет дуть, и без перебоя три-четыре дня» (С. 20).

Еще одним необходимым условием существования в имеющихся условиях является изготовление соответствующей климату одежды и обуви. Именно поэтому в речи жителей региона так многочисленна данная тематическая группа лексики. Лексемы, составляющие ее, называют:

- теплую зимнюю одежду: «Борщак – это типа шубы такой. Одежда это зимняя» (С. 21); «Кенчики из шкур шьют, вместо носков, чтобы тепло было» (С. 50);

- одежду и обувь для охоты и рыбалки: «Мужики у нас в деревне все в таких сапогах ходят, кожаные снизу и меховые сверху. Оденем бродни, сапоги такие для рыбалки, и вперед, хоть по воде ходи» (С. 23); «Самая теплая обувь-то была – бурки, были они только у охотников» (С. 24); «На рыбалку надевали ватники» (С. 25);[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

- национальную одежду и обувь: «Тебе еще слово скажу хантыйское, ты его не знаешь. Ичики – это вот такая обувь женская высокая. Она из оленьей шкуры делается» (С. 47).

Наряду с рассмотренной группой лексики широко представлена в речи носителей говоров группа лексем, называющих различные приспособления для охотников и рыболовов. Использовались жителями региона ловушки на зверя и птицу, приспособления для зимней и летней рыбалки: «Из конских волос делат плёнки, куропаток ловить, кулёмки на белку, на куницу, на соболя, майна – лунка для подводного лова» (С. 55); «На манчики утки сразу прилетят» (С. 61); «Лед из лунки черпали зюзьгой. Зюзьгу еще зовут сак» (С. 36)» «Морды делали из дерева или из реек… Морда – это то же самое, что и фитиль, только плетется из тонких прутиков» (С. 63).

Средством передвижения по большим и малым северным рекам служили и до сих пор служат самые различные лодки. Используя в речи лексемы, называющие лодки, носители языка отмечают взаимосвязь национальных традиций в изготовлении одного и того же предмета («Бударка – деревянная лодочка, как долблёночка хантыйская». С. 24), описывают материал, из которого они изготавливались («Долблёнка-осиновка – из осины». С. 35), а также способ изготовления и особенности передвижения на них («Калданка – маленькая лодочка. Она не сколачивается из досок, а выдалбливается. Одно весло, на ней нужен навык серьезный, а то махом с нее...». С. 48).

Наряду с рыболовством и охотой, местные жителей всегда занимались собирательством. Собранные ягоды и цветы служат и для употребления в пищу, и для лечения: «Голубица – ягода такая лесная, но больше всего по краям болот» (С. 32), «Дочку девесилом пою – простыла. Лечебная трава от кашля» (С. 35).

Традиционная пища жителей Севера Западной Сибири, как и пища жителей других регионов, включала различные блюда из крупы («Болтушка пожиже, а заваруха погуще». С. 41), мучные изделия («Курник с картошки делают и много лука добавляют. Картошки мелко порежут, закрывается посередине, лук кольцами, закрывается, чтобы воздух попадал, делают дырочку в тесте посередине». С. 56).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наконец, необходимо отметить, что традиционно исследуемый регион считается регионом нефте- и газодобычи. Однако в рассказах жителей Югры встречаются и упоминания о добыче соли: «Вот раньше подрабатывали – соль таскали. А мешки таскать неудобно же. Поэтому одевали горбушу. А горбуша – это небольшой ящик на спине с лямками. Когда к месту подходишь, дергали веревку и соль из днища высыпалась» (С. 33).

Таким образом, в записях живой речи носителей языка ярко репрезентируются такие черты региональной идентичности жителей Севера Западной Сибири, как хорошее знание природы региона, способов выживания в тяжелых климатических условиях, традиционных местных промыслов. Исследование таких текстов в комплексе с другими источниками (научными, художественными, публицистическими) позволит описать образ данного региона более полно и репрезентативно.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф