Метки текста:

Рябининские чтения Судостроение

Клюев Е.В. (г.Петрозаводск)
Волонтерская деятельность как инструмент сохранения водных исторических традиций Vkontakte@kizhi

1. Переход через Онежское озеро (июль, 2018) (фото автора)2. Строительство поморского карбаса «Лукоморье» (2017 г.) (фото автора)3. Школьник работает над штевнем «Вероники» (фото автора)

Аннотация: В статье рассмотрен опыт применения волонтерской деятельности в Петрозаводском государственном университете и средней школе по передаче опыта народного судостроения Карелии и России. Автор раскрывает особенности преподавания народного судостроения в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: волонтеры; народное судостроение; сохранение традиций;

Summary: The article depicts the experience of volunteering between Petrozavodsk State University and secondary school in transferring the best practices of national shipbuilding of Karelia and Russia. The author reveals the features of teaching national shipbuilding in the framework of additional education.

Keywords: volunteers; national shipbuilding; preservation of traditions ;

С древнейших времен разветвленные сети больших и малых рек, а также крупные озера России становились центрами развития культур и цивилизаций. Широкое использование водных ресурсов стало причиной активного развития водного транспорта, что улучшило торговые и деловые взаимоотношения между народами. Разнотипный флот малых деревянных судов помогал людям осваивать и использовать громадные просторы севера России, покрытого непроходимыми лесами, каменными грядами и топкими болотами. (Рис.1)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На сегодняшний день на территории Карелии, а в частности на Белом море, на Онежском и Ладожском озерах, а также на других многочисленных водоёмах, еще можно встретить следы многовековой судостроительной культуры. Несмотря на активное внедрение зарубежной судостроительной терминологии в повседневный обиход, местное население продолжает использовать терминологию предков, такую как: ушкуй, чёлн, опроги, колода, матика и многие другие. В деревнях и поселениях сохранились знания о традиционных технологиях строительства судов. Местные мастера могут продемонстрировать традиционные лодки северных народов, «сшитые» или «выдолбленные» по древним технологиям.

За последние 15 лет на Русском Севере темпы развития традиционного судостроения снизились. В связи с активной урбанизацией общества и переездом молодежи в города снизилась и передача сложившихся веками знаний и особенностей деревянного судостроения. Молодежь меньше стремится обучаться у стариков, и вместе с опытными мастерами уходят и традиционные технологии изготовления лодок.

Анализируя ситуацию в данной области, а также учитывая возросший в последнее время интерес к овладению традиционным ремеслом со стороны молодежи, в Республике Карелия началась комплексная работа над реализацией проектов направленных на развитие и возрождение деревянного судостроения.

Исходя из географических особенностей региона, народное судостроение в Карелии сохранилось гораздо лучше, чем в других областях. Петрозаводск находится на берегу второго по величине озера в Европе, что позволило сохранить статус главного в России центра деревянного судостроения и судоходства. Огромный вклад в возрождение и развитие народного судостроения внес музей-заповедник «Кижи». С 1999 г. музей проводит ежегодный фестиваль традиционного судостроения и судоходства – «Кижская регата». За время существования регаты в ней приняли участие более 400 лодок с многих городов Северо-Запада России, Санкт-Петербурга и Москвы, Калининградской, Самарской областей и Чукотки. С каждым годом количество участников увеличивается, охватывая не только Россию, но и зарубежные страны. За это время в музее была собрана уникальная коллекция экспонатов, показывающая особенности и традиции деревянного судостроения народов севера и России.

Активный вклад в развитие традиций внес также Морской историко-культурный центр «Полярный Одиссей». За время существования центра множество людей прошли обучение у мастеров, владеющих традиционными знаниями в строительстве деревянных лодок. В то же время развитие уникальной верфи «Варяг», акцентирующей свое внимание на строительстве деревянных судов, привело к популяризации традиционных лодок, как на территории России, так и за рубежом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Развитие традиций судостроения невозможно без должного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Большой вклад в развитие деревянного судостроения внес в Петрозаводский государственный университет. С 2008 г. активно развивается программа лаборатории народного судостроения и судоходства. К комплексной программе обучения привлекаются волонтеры со всей Карелии. На занятиях учащиеся изучают особенности традиционной методики постройки деревянных лодок. Анализируя исторические материалы, воссоздаются полноразмерные модели деревянных судов. За время существования курса силами волонтеров были созданы такие традиционные лодки, как сойма, павозок, поморский карбас и верейка. Интеграция традиционных и современных технологий позволила создать уникальную программу преподавания особенностей деревянного судостроения и облегчить развитие необходимых технических навыков у волонтеров.

С 2013 г., в рамках эксперимента сотрудничества с общеобразовательными учреждениями, были привлечены волонтеры школ города Петрозаводска. Под руководством руководителя лаборатории народного судостроения и судоходства ПетрГУ Т.Н.Тюпко и аспиранта ПетрГУ Е.В.Клюева (учителя технологии) был создан юношеский историко-туристический клуб «Люди моря». В 2016 г. на основе технической базы университета, с использованием адаптированной программы для детей, была воссоздана полноразмерная модель лодки Петра 1 – верейка «Ласточка». Данный опыт позволил учесть возрастные особенности детей и разработать методические рекомендации по внедрению данной программы в общеобразовательные учреждения России. (Рис.2, 3)

Используя накопленный опыт, в 2017–2018 гг. начался крупный эксперимент по интеграции программы в школе города Петрозаводска, учитывая материально-техническую базу организации. Итогом реализации программы стало строительство руками детей-волонтеров полноразмерной мини-яхты «Veronica». За время реализации программы участники освоили традиционные технологии строительства деревянных судов, познакомились с особенностями деревянного судостроения и получили огромный багаж исторических знаний. Программа повлияла на развитие коммуникативных навыков, а также повысила уровень ответственности учащихся к общему делу. Благодаря комплексному подходу к реализации программы участники приобрели навыки морского дела и познакомились с особенностями водного туризма.

В последнее время нами были намечены дальнейшие ориентиры развития программы народного судостроения и судоходства. В процессе исследования была выявлена проблема создания недорогого и конструктивно-простого монотипа традиционной лодки, технология создания которой соответствовала бы материально-технической базе общеобразовательных учреждений Республики Карелия и Российской Федерации. В результате работы над данным проектом перед нами откроется перспектива организации водно-спортивных мероприятий.

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что активное сотрудничество волонтеров, образовательных организаций, компаний и клубов повлияло на сохранение и развитие традиций деревянного судостроения. Развивая и поддерживая данное направление, а также делясь опытом с другими регионами, мы получим эффективный инструмент по сохранению традиций деревянного судостроения. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф