Метки текста:

Рябининские чтения Судостроение

Мельник И.К. (г. Одесса, Украина)
Центр исследования истории мореплавания (г.Одесса) VkontakteFacebook

Рис.1. Реконструкция древнегреческой диеры «Ивлия». г. Дуарнене, Франция 1992 год.Рис.2. Реконструкция финикийского торгового парусника «Мелькарт». Бискайский залив, 2000 год.Рис.3. Реконструкция архаичного фракийского корабля «Кадм». р.Дунай, 2016 год.

Аннотация: Статья посвящена мастер-классам (обучающим занятиям) Центра традиционных ремесел (фольклорная деревня Букчон, Сеул), целью которых является популяризация традиционных технологий среди жителей и гостей Республики Корея. Статья базируется на личном опыте автора овладением следующими технологиями: орнаменты, узелковое искусство, изготовление артефактов из традиционных тканей и бумаги.

Ключевые слова: традиционная культура; традиционные технологии; мастер-класс;

Summary: This article is devoted to the master-classes (tutorials) of «Bukchon Traditional Crafts Experience Center» (Republic of Korea, Seoul). The main goal of these master-classes is to popularize the Korean crafts for Korean people and tourists. The base of this article is the author’s first-hand experience of the participation in the master-classes, such as: traditional ornaments, knots, colored quilting, traditional paper craft.

Keywords: traditional culture; crafts; master-class;

Центр исследований истории мореплавания основан в 1992 г. в г. Одессе и является общественной организацией, объединяющей специалистов, изучающих историю мореплавания и вопросы реконструкции исторических судов. Центр стал продолжателем традиций поисково-туристического объединения «Арго» (1) и Черноморского научно-исследовательского центра «Понт Эвксинский» (2). После постройки древнегреческой диеры «Ивлия (1.1), коллективом были изучены и впоследствии реконструированы целый ряд древних и средневековых судов, на которых были осуществлены экспериментальные плавания, повторяющие маршруты античных и средневековых мореходов. Реализованные проекты Центра: реконструкция средиземноморского торгового корабля-полакра «Одесса» (3) (1993–1998), финикийского торгового судна «Мелькарт» (4) (1999–2004), однодеревой набойной галеры «Одиссей» (5) (2002–2010), однодеревой галеры «Персей» (6) (2002–2008), славянской ладьи «Анна Ярославна» (7) (2010–2014). В настоящее время центр ведет работу над реконструкцией архаичного корабля «Кадм» (8) (с 2014 г.) и проектом воссоздания облика средиземноморской средневековой галеры «Джинестра» (9). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С результатами проведенных работ на острове Змеином, о реконструкциях судов и об уникальных плаваниях на парусно-гребных судах-репликах по маршрутам древних мореходов можно ознакомиться в книгах И.К.Мельника и других авторов. [1]

(1) Поисково-туристическое объединение «Арго», основанное в 1986 г. Одесским обкомом Ленинского коммунистического союза молодежи Украины, стало организатором комплексной научно-исследовательской экспедиции на остров Змеиный в 1988 г. Работа экспедиции принесла уникальные находки как на самом острове, так и в его акватории. Главным результатом экспедиции стал проект реконструкции античного корабля «Ивлия». Примером для его реконструкции послужила деятельность первого в СССР клуба реконструкции «Полярный Одиссей» из г. Петрозаводске (Карелия). Членами этого клуба в те годы были реконструированы славянские ладьи и поморский коч, на которых осуществлены экспериментальные плавания к берегам Шпицбергена и Святой Земли. [2]

(1.1) «Ивлия» (фото 1) – реконструкция древнегреческой диеры, выполненная по сохранившемся художественным изображениям и барельефам. Проект разработан Кораблестроительным институтом г. Николаева, строительство осуществлено в пос. Лазаревское (Сочи) на судоверфи ВМФ 1. Основные размерения судна: длина наибольшая – 25,5 м, ширина – 5,5 м, высота борта – 2,4 м, два ряда весел, гребных мест – 48, парус прямой на съемной мачте – 42 кв. м; общее количество экипажа – 60 человек, материал – древесина (дуб), крепежный материал – медь, бронза. На реконструированном судне совершено пять экспедиций в Черном, Мраморном, Эгейском, Средиземном морях, Атлантическом океане, внутренних реках и каналах Франции: п. Лазаревское – Одесса – Стамбул (Турция) (1989), Стамбул – Пирей (Греция) (1990), Пирей – о.Эльба (Италия) (1991), о.Эльба – Брест (Франция) (1992), Брест – Париж – Ла Рошель (Франция) (1993). [3]

(2) Черноморский научно-исследовательский центр «Понт Эвксинский» – организация, созданная при Одесском государственном университете им. И.И.Мечникова. В задачу организации входило объединение ученых разных специальностей в вопросах изучения истории, археологии, палеогеографии, биологии и экологии. Главным проектом организации стала реконструкция античного корабля – диеры «Ивлия» (1.1), осуществленная в 1988–1993 гг.

(3) «Одесса» – корабль-музей (фото 2), реконструкция средиземноморского средневекового торгового судна – полакра, выполненная в 1993 г. по сохранившемся гравюрам другим художественным изображениям и описаниям. Строительство осуществлено в Одесском морском торговом порту. Основные размерения судна: длина наибольшая – 34 м, ширина – 7 м, высота борта в корме – 5,2 м, две съемные мачты несли смешанное прямое и латинское вооружение, общей площадью – 100 кв. метров. Общее количество экипажа – 18 человек. Вспомогательный двигатель – 150 л.с. На реконструированном судне совершено ряд плаваний в Черном море, системе рек Дунай–Майн–Рейн из Одессы в Зандам (Голландия): Одесса–Майнц (Германия) (1994), Майнц–Амстердам (Голландия) (1995), Амстердам– Зандам (1996). На судне был расположен музей истории мореплавания, рассказывающий о мореплавании и морской традиции Черноморского региона, и постоянно действующая фотовыставка «Одесса-200». Корабль-музей прошел по рекам Европы более 4000 км, посетив 25 городов в Австрии, Германии и Голландии, приняв участие в крупнейших европейских празднованиях. О проведенной музейной и научно-исследовательской работе во время плаваний на полакре можно познакомиться в наших изданиях. [4] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

(4)«Мелькарт» – реконструкция торгового финикийского парусника (фото 3), выполненная в 1999 г. Строительство осуществлено на базе судостроительного цеха пос. Ивановка Очаковского района Николаевской области. Судно реконструировано по сохранившимся барельефам и рисункам на вазах. Предположительно на подобных судах-«коньках» финикийские мореходы еще до легендарных плаваний Ясона и карийцев достигли берегов Северо-Западного и Северного Причерноморья, исследуя устья Дуная, Днестра и Днепра. Основные размерения судна: длина наибольшая – 12,5 м, ширина – 2,8 м, высота борта – 2,2 м, съемная мачта высотой – 6 м, прямой парус – 32 кв. м; общее количество гребцов – 12 чел., общее количество экипажа – 16 чел. На реконструированном судне совершен ряд экспериментальных плаваний в Белгород-Днестровском лимане, Черном море и Атлантическом океане в соответствии с финикийскими и карфагенскими лоциями. В 2000–2003 гг. судно прошло в соответствии с периплом Гиммилькона от берегов Британи (Брест, Франция) до берегов Португалии (Авейро), обогнув Пиренейский п-ов более 1,5 тыс. миль. [5]

(5) «Одиссей» – реконструкция однодеревого набойного челна «народов моря», выполненная в 2002 г. Челн реконструирован по египетским барельефам времен фараона Рамзеса в Карнаке. Строительство челна, осуществлено из двух реликтовых дубовых стволов на базе цеха декоративно-прикладного искусства Национального союза художников Украины в Одессе. Основные размерения судна: длина наибольшая – 11 м, ширина – 2 м, высота борта – 1,6 м, съемная мачта высотой – 5 м, прямой парус – 20 кв. м, экипаж – 12 чел. На реконструированном челне осуществлен ряд плаваний в Черном море и по реке Дунай в соответствии с маршрутом движения «народов моря» из центра Европы к брегам Малой Азии. За годы проведения экспедиций челн побывал в 10 европейских странах, пройдя под парусом и на веслах более 2,5 тыс. миль. [6]

(6) «Персей» – реконструкция однодеревого архаического челна, выполненная в 2002 г. для плаваний в Белгород-Днестровском лимане и прибрежной зоне Северо-Западного Причерноморья. Челн построен к 200-летнему юбилею основания г.Овидиополя и повторяет облик судов греческих первопроходцев, достигших берегов Причерноморья в 13–12 вв. до н.э. Челн реконструирован по сохранившемуся изображению на вазе из Тебена. Строительство челна, осуществлено из двух реликтовых дубовых стволов на базе цеха декоративно-прикладного искусства Национального союза художников Украины в Одессе. Основные размерения судна: длина наибольшая – 10 м, ширина – 2 м, высота борта – 0,7 м, съемная мачта высотой – 5 м, прямой парус – 18 кв. м; экипаж – 10 чел. На реконструированном челне осуществлен ряд экспериментальных плаваний в Белгород-Днестровском лимане, реках Турунчук и Днестр.

(7) «Анна Ярославна» – реконструкция славянской ладьи, выполненная в 2010–2012 гг. для плаваний по рекам Украины и Европы, а также в Черном море. Ладья построена к Морскому фестивалю в г.Бресте (Франция), в котором приняла участие в 2012 г. Ладья была построена в г.Рени Одесской области. Основные размерения ладьи: длина наибольшая – 12,5 м, ширина – 2,5 м, высота борта – 1,2 м, съемная мачта высотой – 6 м, прямой парус – 24 кв. м; экипаж – 15 чел. На ладье планируются походы по маршрутам европейских средневековых торговых путей. К изданию готовится книга И.К.Мельник «Путешествие в прошлое. “Анна Ярославна” и “Кадм”» (2019).

(8) «Кадм» – реконструкция корабля времен архаики (фото 4), выполненная в 2014–2016 гг. для осуществления экспериментальных плаваний в дельте Дуная, Черном и Эгейском морях маршрутами фракийских мореходов. Корабль построен в г.Рени Одесской области. В 2016 г. прошел испытания на Дунае и в 2019 г. на нем будет проведена первая экспедиция в Черном море. Основные размерения «Кадма»: длина наибольшая – 11 м, ширина 2,4 м, высота борта 1,1 м, съемная мачта высотой 4,5 м, прямой парус – 15.кв. м; экипаж – 10 чел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

(9) «Джинестра» – проект реконструкции средневековой галеры-скампавеи, выполненный в 1993 г., неоднократно перерабатывавшийся в 2003, 2011, 2017 г. Проект разрабатывается для проведения экспериментальных плаваний в Черном, Эгейском и Средиземном морях, в соответствии с так называемыми «галеями-линиями», маршрутами венецианских и генуэзских кораблей в XVI–XVII столетиях. Проект галеры выполнен сотрудниками ЮжНИИМФ (Южный научно-исследовательский институт Морского флота) в г. Одессе в соответствии с сохранившимися чертежами и изображениями средневековых галер. Основные размерения корабля: длина наибольшая – 34,5 м, ширина – 6,8 м, высота борта – 2,8 м, высота кормовой надстройки – 5,2 съемная мачта высотой – 9 м, латинский парус – 135 кв. м; общее количество гребцов – 72 чел., общее количество экипажа – 86 чел. [7]

За годы работы Центра осуществлено 10 реконструкций, на которых было совершено 18 экспериментальных плаваний. Под парусами и веслами реконструкции, созданные Центром, прошли более 7 тыс. миль, посетив более 20 стран в Европе и Азии. В 2004–2006 гг. Центром был разработан проект Морского исторического парка. За годы работы Центром издано 20 книг о проведенных реконструкциях и совершенных плаваниях, снято шесть документальных фильмов, рассказывающих о современных реконструкциях и исторической морской традиции, подготовлена и экспонируется выставка: «История древнейшего мореплавания. Опыт реконструкции», включающая 22 раздела и более тысячи экспонатов. В 2016 г. совместно с мэрией г. Одессы начата работа по созданию в городе Музея исторического мореплавания. Детально с работой Центра, реконструированными кораблями, проведенными экспедициями и новыми проектами можно познакомиться в изданных книгах на электронном сайте http://hydrobio.onu.edu.ua/ Одесского национального университета им. И.И.Мечникова.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф