Метки текста:

Рябининские чтения

Николаев И.Р. (г.Москва)
Народное судостроение в музейных коллекциях: проблемы и пути развития Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья посвящена мастер-классам (обучающим занятиям) Центра традиционных ремесел (фольклорная деревня Букчон, Сеул), целью которых является популяризация традиционных технологий среди жителей и гостей Республики Корея. Статья базируется на личном опыте автора овладением следующими технологиями: орнаменты, узелковое искусство, изготовление артефактов из традиционных тканей и бумаги.

Ключевые слова: традиционная культура; традиционные технологии; мастер-класс;

Summary: This article is devoted to the master-classes (tutorials) of «Bukchon Traditional Crafts Experience Center» (Republic of Korea, Seoul). The main goal of these master-classes is to popularize the Korean crafts for Korean people and tourists. The base of this article is the author’s first-hand experience of the participation in the master-classes, such as: traditional ornaments, knots, colored quilting, traditional paper craft.

Keywords: traditional culture; crafts; master-class;

В России более 2,5 миллионов рек, подавляющее число которых имеют длину 25 км и меньше, свыше 2,7 миллионов озёр общей площадью 408 856 км². [1] Обилие водных ресурсов и постоянный контакт с ними обусловили историческую значимость внутренних водных путей. Реки становились естественными дорожными путями, способствовали заселению новых территорий, торговле, ведению боевых действий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Влияние хозяйственных потребностей способствовало освоению водных ресурсов, а природные условия и особенности местной культуры формировали уникальные подходы к этому освоению, выраженные, в первую очередь, местными традициями судостроения и судоходства. В настоящее время ряд традиций все ещё сохраняются и воспроизводятся мастерами, как, например, кижанки, [2] дединовские челны, [3] мещерские черные лодки [4] и многие другие. Немалый вклад в изучение и сохранение народного судостроения вносят музейные специалисты, работающие над музеефикацией данных объектов наследия.

Важной вехой в изучении народного судостроения России стал выход в 2016 г. книги «Народное судостроение России, обобщившей исторические данные о типах народных лодок и судов в энциклопедическом издании. [5] К сожалению, большинство из перечисленных в энциклопедии судов ныне можно встретить лишь в формах исторической реконструкции. Естественным хранителем исторических судов должен выступать музей, но на момент написания статьи в России отсутствуют исследования, посвященные подсчетам сохраняемых в музеях объектов речного наследия.

Важность подобного исследования видится в ряде потенциальных возможностей:

– Определение «белых пятен» в текущих музейных собраниях;

– Взможность определить перспективные «центры» изучения речного наследия;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– Создание базы для формирования партнерских связей между музеями и исследователями, заинтересованными в изучении и сохранении речного наследия.

Основным источником в проведении исследования выступил Государственный каталог Музейного фонда РФ (далее – Госкаталог). Начавшая работу в 2015 г. обновленная версия ФГИС (Федеральная государственная информационная система) является открытым реестром Музейного фонда РФ. В статье проанализированы данные по состоянию на 30 января 2019 г.

Основным искомым предметом в реестре были лодки и весла, интерпретируемые как косвенные свидетельства существования традиций народного судоходства в соответствующих территориях. Учитывались также модели лодок, сделанные мастерами и переданные в музеи. Поиск основывался на ряде ключевых слов и рассмотрения определенных типологий, отображаемых в Госкаталоге. Первоначально использовалась группа основных ключевых слов. По результатам первичного поиска была сформирована группа дополнительных ключевых слов, позволившая дополнить статистику. Таким образом, основными параметрами поиска стали:

Данные статистики обладают рядом погрешностей ввиду особенностей системы Госкаталога. Наполнение реестра продолжается, и ряд объектов на текущий момент может быть не учтен. В ходе исследования учитывались только объекты с фотографиями, как отражающие актуальное состояние предмета.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На 30 января 2019 г. в Госкаталоге выявлено 194 объекта наследия, в том числе 69 лодок, 15 моделей, 110 весел, из которых 25 относятся к предметам археологии. Данные предметы хранятся в 73 музеях на территории 34 субъектов РФ. В таблице 1 представлена сводка по музеям субъектов РФ, подразделенная на музеи, хранящие 1, 2, 3 и больше, 5 и больше, 7 и больше объектов наследия. См. рисунки 1-2 (таблицы 1, 2).

Больше половины рассмотренных музеев хранят всего один объект, связанный с судостроением. В этих случаях музейный объект скорее является исключением для основных коллекций. Около одной пятой музеев хранят 5 объектов и более – их рассмотрению будет уделено отдельное внимание. Таблица 2 содержит сводку по музейным объектам в учреждениях, хранящих 3 и более объектов, разделена по хронологическому принципу. В графе №S отмечены номера субъектов РФ, соответствующие номерам из Таблицы 1.

Несмотря на динамичность данных, можно выделить ряд выводов об отражении тематики народного судостроения в музеях:

Часть музеев, связанных с судоходством и судостроением, в Госкаталоге не отражена. Преимущественно это филиалы музеев и музеи, организованные инициативными группами. К таким можно отнести Территориальный отдел истории, культуры и быта терских поморов Мурманского областного краеведческого музея, Музей истории Лужского судоходства, Музей речного флота в Саратове, Народный музей истории и развития судоходства в Енисейском бассейне и др. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Возможная причина данной проблемы – отсутствие музеологического образования у создателей народных музеев и, как следствие, отсутствие вовлеченности в профессиональную музейную сферу. Схожую ситуацию можно наблюдать в случае с музеефикацией подводно-археологических объектов, где большая часть инициаторов тематических экспозиций не являются специалистами в музейном деле. [6] Данный факт подтверждает необходимость подготовки кадров, специализирующихся на морском, речном и подводном культурном наследии. Приоритетным центром по подготовке такого рода специалистов в России является кафедра музеологии Российского государственного гуманитарного университета. [7]

Необходимо отметить потенциал ряда музеев к изучению судостроения и судоходства. В данной работе к таковым отнесены музеи, хранящие в коллекциях от 5 и выше профильных объектов.

В пределах Русского Севера следует отметить роль Кижского музея-заповедника и Музея под открытым небом «Малые Корелы». Музеи не только включают народные лодки в коллекции, но и публикуют исследовательские работы, посвященные судостроительным традициям. [8] На юге России такую практику поддерживает Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, хранящий казачьи каюки. [9]

Наибольшее число лодок хранит Российский этнографический музей (РЭМ) в Санкт-Петербурге. Госкаталог отражает 10 лодок, включенных в реестр. Однако, в отличие от выше упомянутых музеев, РЭМ отразил в Госкаталоге лишь этническую принадлежность лодок, не указав названий, описаний и прочих сведений, [10] свидетельствующих о глубоком рассмотрении объекта.

Интерес представляют собрания весел в музеях. Весла, отнесенные к предметам археологии, присутствуют в коллекциях Сергиев-Посадского, Новгородского музеев-заповедников, в музее-заповеднике «Остров-Град Свияжск». Датировки объектов разнятся: в Сергиевом Посаде хранятся объекты, датируемые 7–5 тыс. до н.э.; [11] новгородские объекты принадлежат эпохе Рюриковичей; [12] Свияжск хранит весла XVII-XVIII вв. [13] Из общего ряда музеев выделяется музей-заповедник В.Д. Поленова, хранящий 7 весел XIX в., принадлежащих ранее «Адмиралтейству» усадьбы Поленова. [14] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Большой объем лодок в музейных собраниях сконцентрирован в музеях Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа и Хабаровского края. К таковым относятся Амурский городской краеведческий музей, Лянторский хантыйский этнографический музей, Региональный историко-культурный и экологический центр г. Мегион, Музей природы и человека г. Ханты-Мансийска, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, Шеркальский этнографический музей, Шурышкарский районный музейный комплекс. Музеями дано подробное описание местных лодок – обласов, калданок, долбленок.

Подходы к отражению объектов в Госкаталоге позволяют говорить о неоднородности в сохранении и изучении народных лодок силами музеев. Зачастую лодка – лишь средство отражения системы бытования этноса в экспозиции. Музейные исследования, посвященные народному судостроению редки. Научная деятельность сама по себе развита не во всех музеях, ведение публикационной активности – скорее исключение, нежели правило.

Дальнейшая актуализация и развитие подходов к изучению и сохранению речного наследия и традиционного судостроения в частности требуют ряда исследований и профессиональных инициатив. Среди таковых стоит выделить:

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф