Попов В.А.
Особенности предпроектных реставрационных исследований в научной реставрации памятников Vkontakte@kizhi

1. Рисунок церкви из метрики 1887 г.2. Вид церкви с севера. Фото 1935 г.3. Вид церкви с юго-востока. Фото 2006 г. В.А. Попов.4. Интерьер церкви. Вид от алтаря на северо-запад. Фото 2006 г. В.А. Попов.

(На примере деревянной церкви Рождества Богородицы в селе Сопины Боровичского района Новгородской области)

Аннотация: На примере деревянной церкви, возведенной в 1762 г., капитально перестроенной в 1890-1893 гг. и сильно поврежденной в 1950-1990-х гг., анализируются результаты проведенных историко-архивных и натурных исследований, направленных на выявление строительных и технологических особенностей объекта и обоснование проектных реставрационных решений.

Ключевые слова: памятники деревянного зодчества; историко-архивные исследования; архитектурные исследования; строительная хронология; обнаружение «следов» от утраченных конструкций;

Summary: Specifics of pre-design restoration studies in science-based restoration of monuments (Using the example of the wooden church of the Nativity of the Virgin in the village of Sopiny of the Novgorod region). An example of the wooden church, built in 1762, capitally reconstructed in 1890-1893 and heavily damaged in the 1950-1990s, illustrates how the results of historical, archival, and field research aimed to identify the construction and technological features of the structure and justification of design choices are analyzed.

Keywords: wooden architecture monuments; historical and archival studies; architectural studies; construction chronology; detection of “witnesses” of the lost structures;

Общепринято, что исследования являются основой научной реставрации памятников. Процесс изучения объектов культурного наследия имеет определенную последовательность и содержание, которые выработаны многолетней практикой, закреплены в публикациях, рекомендациях и инструкциях. Известный архитектор-реставратор А.В. Ополовников образно сформулировал: «Исследование – это средство, при помощи которого идея реставрации конкретизируется, уточняется и формируется, получает разностороннее научное подкрепление и обоснование; это сложный и трудный творческий процесс переоценки ценностей, в котором участвуют не только наука и знания, но искусство и чувство». [1] В настоящее время в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 в состав раздела «Комплексные научные исследования» входят: историко-архивные и библиографические исследования, историко-архитектурные натурные исследования (обмеры, зондажи, шурфы), инженерные химико-технологические и специальные инженерно-технологические исследования, исследования по объемным параметрам.

В отличие от каменно-кирпичных построек, памятники деревянного зодчества имеют особенности, которые обусловлены строительным материалом, оригинальными конструкциями, более значительными разрушениями, разнообразнейшей типологией, своеобразными объемно-планировочными решениями и стилистикой, которые имеют, в основном, традиционный (народный) характер.

Рассмотрим исторические и архитектурные аспекты изучения деревянных памятников на примере церкви Рождества Богородицы в селе Сопины Боровичского района Новгородской области, которое расположено в 4 км от села Кончанское – имения А.В. Суворова. Исследовательские работы проводились в 2006-2007 гг. в рамках комплексной программы «Культура России». [2]

Историко-архивные исследования

Впервые храм упоминается в Писцовой книге Бежецкой пятины за 1564 год: «Погост Богородицкий в Сопине. На погосте церковь Рождество Пречистые…». [3] В Писцовой книге 1581-1583 гг. отмечено: «На погосте церковь Рождество Святей Богородицы да теплая церковь Никола Чюдотворец, древяные, обе клетцки …». [4] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В описании, составленном в 1856 г. священником Сопинской церкви Григорием Фортунатовым, указывается, что «...церковь Рождества Богородицы построена в 1762 г. при новгородском митрополите Димитрие усердием прихожан (в других источниках встречаются даты 1747 и 1748 гг.). Сообщается о ремонте церкви в 1820 г.: «обшита и перекрыта новым тесом со скалбою на кошельковую и жертвенную доброхотодателями – прихожанами сумму». Отмечается, что церковь построена «в виде корабля» на месте прежней ветхой «крестовой» церкви. [5] Т.о. «крещатая» заменила, упомянутый в конце XVI века, «клетский» храм.

В 1797 г. к северо-востоку от Рождественской церкви вместо обветшавшей второй деревянной церкви погоста (Зосимы и Савватия и пророка Ильи) на средства А.В. Суворова был заложен каменный Троицкий храм, освященный в 1819 г. [6]

В церковной метрике, составленной священником Львом Матвеевым в 1887 г., со ссылкой на надпись на кресте сообщается об освящении церкви в 1762 г. [7] В метрике приведен рисунок церкви, который является ее первым изображением. [8] (Илл. 1) Храм представляет собой ярусную постройку - на четверик поставлены три восьмерика, в каждом по два окна (в метрике указано 6 «полуокошек в уступах купола», т.е. малых по размеру окон). Стены обшиты широкой доской, кровли покрыты металлом. [9] Декоративное украшение фасадов разностильное – под свесами кровли четверика устроен классический карниз, а восьмериков – традиционные резные подзоры. В метрике указаны высота церкви и размеры в плане, которые несколько отличаются от существующих. Приведены сведения о внутреннем убранстве церкви. Отмечены некоторые интересные особенности:

По данным церковной ведомости 1895 г. Рождественская церковь была возобновлена в 1893 г. на средства прихожан и благотворителей. [11] По сведениям Д.И. Аничкова основной сруб был вывешен домкратами, заменены нижние венцы и сделаны металлические стяжки на стенах. [12] В книге священника Льва Матвеева помещены несколько фотографий церкви после ремонта. [13] Существует фотография церкви 1935 г. [14] (Илл. 2)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Храм был закрыт в 1930-е гг. После Великой Отечественной войны церковь находилась в ведении Сопинского детского дома. Тогда же разобраны два верхних восьмерика, нижний перекрыт крышей-колпаком, стены в интерьере покрыты масляной краской. Затем в церкви располагалась школа, а с конца 1960-х гг. храм не используется. В 1992 году ураганом сорвало крышу с восьмерика и повредило остальные кровли. С тех пор разрушение памятника стремительно прогрессирует, были разобраны крыльца, полы, балки, вынуты рамы, дверные полотна и т.п. (Илл. 3, 4)

Важным в изучении памятника всегда было выяснение вопроса – кто и когда его ранее обследовал, результаты? Впервые это сделал архитектор Л.Е. Красноречьев в 1965 году. В Сопинах он был кратковременно и смог провести только внешний осмотр. На основе изучения фотографий начала XX века архитектором был выполнен рисунок-реконструкция. В связи с этим у него возникли следующие вопросы: какие восьмерики были световыми, как отличить настоящие окна от ложных, в каком уровне находился потолок, была ли колокольня с запада, где был главный вход – с севера или традиционно с запада? [15] Но в последующее время Л.Е. Красноречьев к этому объекту больше не возвращался. Ответы на его вопросы представлены в этой статье.

В 1974 году памятник был обследован архитектором А.А. Галашевичем с целью составления учётного паспорта. Опираясь на литературные сведения о церкви как «пятиярусной, шатровой», автор высказал предположение, что над большим квадратным четвериком располагались первоначально пять восьмериков. Впрочем, такую композицию А.А. Галашевич все же признавал «слишком необычной» и не имеющей аналогий. По его мнению, в конце XIX в. верхние восьмерики были разобраны. [16]

В 1991-1992 гг. Малым научно-производственным предприятием «Реставрационный центр» г. Москва (руководитель ВТК А.Г. Кудрявцев) на памятнике были выполнены предварительные работы, обмеры, фотофиксация, эскизный проект реставрации. [17] Изучение этих материалов, особенно после проведения наших исследований, дает основание признать их очень поверхностными.

Натурные исследования

С наружной стороны здание пришлось очищать от зарослей, а внутреннее пространство от упавших бревен, балок и мусора. Во время обмеров и обследований обрушилось несколько балок, а также кирпичей с оставшихся перекрытий. Значительное время и силы пришлось потратить на вырубку кустов, разборку завалов, обеспечение безопасности работ, в которых участвовали солдаты Боровичского учебного полигона Санкт-Петербургского военно-топографического училища, местные жители.

Процесс обмеров сопровождался натурными исследованиями. В связи с тем, что обшивка имела утраты, сруб можно было обследовать без каких-либо дополнительных вскрытий. В первую очередь, уделялось внимание строительным и технологическим особенностям, а также «следам» от утраченных частей и деталей.

Стены постройки рублены из крупных сосновых бревен диаметром 30 см и более. Стволы по возрасту зрелые, с количеством годовых колец от 80-ти. Из-за большой длины стен бревна состыкованы между собой вертикальным «шипом в паз», при этом часть соединений сделана, как обычно, в чашках. Использовано большое количество свилеватых и косослойных бревен, торцы обрублены топором. Поверхность бревен с наружной стороны обработана стругом или широким прямым скобелем. Такая обработка характерна для XVIII в., когда снимался верхний мягкий слой древесины. Изначально сруб не мшился. Обнаруженная с наружной стороны конопатка паклей сделана в 1890-х гг. в целях утепления.

Углы сруба и соединения с внутренними стенами рублены «в обло». Стены алтаря на трех гранях (восточной и диагональных) протёсаны и связаны в углах «в лапу». Таким же образом, с подтеской углов, перевязаны углы паперти. В интерьере все стены протесаны и простроганы до углов на высоту от пола до перекрытий.

Состояние древесины наружной поверхности бревен свидетельствует о том, что они долгое время были открытыми. На стенах отмечены отверстия от гвоздей, которыми крепились стойки от предыдущей обшивки. Таким образом, подтверждаются письменные сведения об обшивке церкви в 1820 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Восьмерики. Сохранился нижний восьмерик и часть среднего. Стены с двух сторон тщательно протёсаны и простроганы, кроме мест, где они позже должны были закрыться подшивкой. Из-за сильно вытянутого в плане четверика восьмерик также вытянут в направлении север-юг. Средний восьмерик, от которого сохранилось 4 - 5 венцов, в целях исправления формы был уменьшен в этом направлении. Вероятно, так же был укорочен и верхний восьмерик. Уступы между стенами восьмериков в интерьере наклонно подшивались досками по брускам, остатки которых сохранились.

Крыши. Алтарь. На восточной стене восьмерика сохранились «следы» от первоначальной кровли в виде потемнения древесины в месте её примыкания. Уклон кровли составлял 30 град. Трапезная. На западной грани восьмерика также видны отпечатки первоначальной кровли в виде полоски, отличающейся по тону, с уклоном как на апсиде. На северо-западной и юго-западной гранях нижнего восьмерика есть вырезы от примыкавших двухскатных кровелек, которые покрывали выступы четверика.

Полы. Первоначальный пол был устроен между 4 и 5 сохранившимися венцами. В них есть пазы для плах, которые настилались «по ходу». Балки, поддерживающие плахи, были врублены в стены «сковороднем» «в потай». В период ремонта 1890-х гг. старые полы были удалены и устроено новое перекрытие с утеплителем из кирпича по слою известкового раствора с большим количеством битого кирпича. Поверх балок уложены полы из широких досок на шкантах. Уровень полов конца XIX в. совпадает с первоначальным.

Перекрытия. Ярусный объем. Последовательно сменилось три потолка. Первоначально перекрывался только верхний восьмерик. Второе по времени перекрытие было устроено в нижней части среднего восьмерика в 1890-х гг. От него остались квадратные отверстия в стенах, куда вставлялись концы балок. Самое нижнее и последнее перекрытие располагалось в верхней части четверика и устроено в 1950-х гг. В остальных помещениях первоначальные перекрытия были разобраны в конце XIX в. и следов от них не сохранилось. Новые перекрытия были выполнены из плах по балкам, утепление сделано как на полах.

Дверные проёмы. В настоящее время существуют три наружных дверных проема, устроенных в 1890-х гг.: с севера, юга и запада. Одно филенчатое полотно обнаружено с южной стороны церкви. В интерьере в местах перелома колод просматриваются горизонтальные пропилы, свидетельствующие о том, что проемы имели горизонтальную перемычку. Вполне вероятно, что переделки могли произойти в 1850-х гг. В 1890-х гг. напротив трех входов устроены крыльца, булыжные основания обнаружены под слоем дерна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Исходя из переделок наружных проемов, можно утверждать, что первоначальный и единственный вход в церковь был с запада по двухвсходному крыльцу. Гнезда от конструкций верхнего и нижних рундуков существуют на бревнах западной стены. Первоначальный дверной проем был прямоугольной формы, вершник имел выступы в виде «ушек». Затем дверь понизили, а лестницу устроили в паперти, что согласуется со сведениями, приведенными в метрике 1887 г. о переделке двери в 1850-х гг. От этой двери остался вырез, забранный бревнами.

С северной стороны трапезной есть проем в подполье. На рисунке 1887 г. проем отмечен, но т.к. бревна под колоды прорублены «по-сухому», то проем не первоначальный.

Внутренняя дверь в церкви одна - из паперти в трапезную. Здесь также видны переделки горизонтальной перемычки в трапециевидную. Ширина проема по сравнению с первоначальным, вероятно, не изменилась. Трапезная и молельное помещение соединялись широким проемом, что характерно для храмов второй половины XVIII в.

Оконные проёмы. Все существующие 12 окон нижнего яруса устроены в 1890-х гг., в большинстве на местах предыдущих окон, от которых не осталось никаких следов. [18] Двойные пятиугольные окна восьмерика, вероятно, могли быть устроены в конце XIX в., [19] но прямого доступа к ним сейчас нет. Два первоначальных окна все же сохранились на восточной грани алтаря, потому что давно не использовались и были закрыты обшивкой. Колоды утрачены, размер проемов 100х110 (высота) см. Под окнами в уровне пола алтаря есть гнездо от бруса, который служил нижним основанием перегородки, а вверху - гнездо от верхней обвязки перегородки. [20]

Во время обмеров зафиксированы гнезда и врубки от конструкций иконостаса, солеи, клиросов и прочих утраченных элементов конца XIX в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Подводя итоги историко-архивных и натурных исследований, а также сравнивая памятник с другими подобными, можно сделать следующие выводы.

Церковь Рождества Богородицы в селе Сопины по конструкциям, архитектурным формам и художественной композиции представляет традиционный тип ярусных храмов, называемых «восьмерик на четверике», широко распространенный на северо-западе и в центре России с конца XVII и до конца XVIII века. На территории Новгородской области до недавнего времени сохранялось несколько церквей этого типа, значительно перестроенных в XIX веке: Троицкая церковь (1735 г.) в д. Чижово (Дубки), Георгиевская церковь (1741 г.) в д. Ручьи, церковь Петра и Павла (1774 г.) в д. Холова. [21]

В плане Рождественская церковь состоит из центрального четверика, вытянутого по линии юг-север, трапезной, равной четверику по ширине, пятистенной паперти, которая является продолжением сруба трапезной, и пятистенного алтаря, более узкого.

Следует отметить некоторые особенности церкви:

  1. Значительные габариты: общая длина составляет 24,8 м, ширина - 12,6 м (все размеры в интерьере).
  2. Сильно вытянутая прямоугольная форма четверика размером 7,6 х 12,6 м, которая определила «неправильные» формы восьмериков. Можно предположить, что такая конфигурация обусловлена значительной шириной сруба. Вытянутый четверик, например, имела церковь 1766 г. в селе Гричеве Бежецкого уезда. [22]
  3. Завершение в три восьмерика (хотя это было весьма распространено). Из утраченных памятников ближайшей округи три восьмерика возвышались над четвериком церкви 1778 г. в с. Синяя Дубровка и церкви 1780 г. в погосте Линево [23] (обе в Бежецком уезде Тверской губернии), а также Спасо-Преображенской церкви 1722 г. в с. Мошенское Новгородской губернии. [24]
  4. Отсутствие колокольни над папертью. Так как отдельно стоящие колокольни присущи более ранним храмам, то эту особенность можно посчитать за архаизм.
  5. Пятистенная паперть. Сопинская церковь по объемно-пространственной композиции наиболее близка церкви Вознесения (1717 г.) в Торжке, где основной четверик и трапезная одной ширины, а алтарь и паперть пятистенные. Но в Торжокском храме четверик значительно выше алтаря и трапезной, а пятистенная паперть каркасной конструкции (разобрана). [25] В качестве аналога можно привести также церковь Николая Чудотворца (1757-1765 гг.) из д. Высокий Остров Окуловского района, перевезенную в музей «Витославлицы». У Высокоостровской церкви паперть также имеет «косые» стены, но они играют роль усиливающей конструкции. [26]

И, наконец, еще одна особенность – двухпрестольный алтарь или два престола в одной апсиде. Можно привести несколько подобных примеров: церковь Иоакима и Анны 1646 г. в г. Кашин [27] , Богоявленская церковь 1643 г. Елгомского погоста, Благовещенская церковь в б. Троицкой волости, Ильинская церковь 1797-1798 гг. Водлозерского погоста. [28]

Но все перечисленные храмы имеют прямоугольные апсиды. Случаев расположения двух престолов в «круглых» (пятистенных) алтарях нам не известно.

В результате обследований выяснились результаты капитального ремонта церкви в 1890-1893 гг.:

По фотографиям начала XX в. и 1935 г., обмерам 2006 - 2007 гг. проведены метрологические построения с целью определения высотных параметров утраченных восьмериков и главы. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На основании исследований (проводились также инженерные и технологические) был составлен проект реставрации. Основным содержанием проекта является восстановление облика памятника, полученного им после ремонта 1890-1893 гг., кроме перекрытия верхнего восьмерика. Восстановление памятника на первоначальный период из-за больших утрат не представляется возможным. Но все выявленные следы и признаки XVIII в. будут показаны и, надеемся, еще обнаружены при осуществлении проекта.

В 2007 г. были проведены противоаварийные работы: сооружена временная крыша, закрыты проемы. В настоящее время производится ремонт временной кровли.

// Системный подход к сохранению памятников деревянного зодчества
Составитель А.Е.Косканен
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2017.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф