Метки текста:

Методический кабинет

Трифонова М.Н.
Поклонный крест из д.Чуйнаволок (Справочный материал для экскурсоводов) VkontakteFacebook

Петрозаводск, 1986 г.

Введение

Цель данной работы состоит в выяснении научно–исторической и художественной значимости памятника деревянного зодчества поклонного креста из д.Чуйнаволок Пряжинского района. Работа включает в себя реферативное изложение известных научных данных о происхождении, развитии, традиционном расположении и функциях поклонных крестов, сведения об истории обследования и реставрации поклонного креста из д.Чуйнаволок Пряжинского района, его конструктивно–художественную характеристику.

Данный материал предназначен для служебного пользования экскурсоводами музея–заповедника «Кижи».

Происхождение, развитие, традиционное расположение и функции поклонных крестов

На севере среди памятников архитектуры малых форм широко распространены поклонные кресты. Они встречаются на деревенских площадях, в окрестностях деревень, на кладбище, на дорогах, у пристаней и мостов, в лесу. Невысокий бревенчатый сруб в основании, 2-скатная тесовая кровля, нависшая над крестом, придают природному окружению обжитой вид, создают особую атмосферу сказочной таинственности. По замечанию Алферовой Г.В., в истории архитектуры подобные сооружения соответствуют тому, чем в истории изобразительного искусства является лубок. Они ставились безо всякого надзора со стороны церковных властей. Это подлинно народная архитектура. [1]

Поклонный крест, как архитектурное сооружение и традиционный объект культа, прошел длительную эволюцию. Некоторые из этапов развития зафиксированы. Что касается происхождения поклонного креста, то они остались вне поля зрения ученых. Но существуют предположения относительно происхождения близкого по типу сооружения – придорожной часовни [2] . Исследования, построенные на материале области, выявляют языческое происхождение простейших христианских культовых сооружений. Более того, соотнесенность с дорогой, одинаковая сакральная роль (охранный фетиш) и, наконец, сходство форм заставляют воспринимать придорожную часовню и придорожный крест как родственные постройки.

Как предполагают, придорожная часовня обязана своим возникновением первобытному обычаю погребения «на путях на столбах» как средству «самозащиты» от натиска злых духов. В основе этого обычая лежало представление, что всякий умерший родственник, расставшись с земной оболочкой, становился добрым духом, «охранителем» семейного и родового очага. Следовательно, прах его, выставленный на дороге, на столбе, становился «часовым», «стражем».

Согласно реконструкциям, основанным на рукописных свидетельствах и результатах археологических раскопок, этот вид погребения представлял собой столб, на котором ставили сосуд с прахом умершего. По мере развития строительной техники эта примитивная форма совершенствовалась. С переключением на путь христианства закономерным стало его использование для новых фетишей – крестов, икон. На Севере проще было поставить крест, нежели использовать икону, которая была менее доступна из–за удаленности от культурных центров.

Известен тип кладбищенского сруба с крестом. А.В.Ополовников связывает его происхождение с обычаем захоронения в срубе: «Когда-то в далекие языческие времена жители лесного Севера хоронили своих предков не в земле, а в таких же срубах, но, по- видимому, больших и прочных. Ныне они, пройдя тысячелетнюю эволюцию, лишь оформляют могилу, предохраняя ее от преждевременного забвения» [3] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Существуют памятники, которые представляют различные этапы развития креста. Так. Например, в Каргополе, в д.Бор, на Кенозере стоит крест, выдолбленный из бревна. Он принадлежит к наиболее раннему типу крестов. На одном из этапов многие кресты получили закрытую часовенку – «крест», как, например, часовня в д.Тарышкине [4] .

Поклонные кресты с давних пор имеют определенную привязку к местности. Традиционным является расположение поклонных крестов, так же, как и языческих фетишей, вдоль дорог, особенно на перекрестках. Функции поклонного креста тесно связаны с понятием пути. В лингвистической трактовке путь – это «труд, неуверенность и опасность…, это дорога, которая не проложена заранее, и по которой нет регулярного движения. Это скорее «переход», который пытаются проделать через неизвестную и часто враждебную местность, путь, открытый богами стремительному течению вод, через естественные препятствия…дорога туда, куда не ходят просто, средство преодолеть опасное, полное непредвиденных случайностей пространство. Самым близким эквивалентом здесь будет скорее «переход», «преодоление», чем дорога» [5] .

В фольклоре, представления, связанные с дорогой, выявляются в похоронном ритуале – в связи с мотивом путешествия покойника в иной мир, в народных пословицах, возникших на основе предрассудка («Если к дому, где больной лежит, бабы проложат дорогу, то ему умереть»), в народных сказках – через образ Кащея Бессмертного, Бабы–Яги и судьбы, караулящей доброго молодца на перекрестке дорог.

Согласно представлениям древних славян опасность, нечистота возрастают по мере удаления от дома, которому приписывалась положительная роль как центру освоенного пространства. Эта градация особенно отчетливо проявляется на демонологическом уровне: домовой имеет более злой нрав, и, наконец, баенник, байниха могут причинить человеку несчастье, замучить его до смерти. Дороги, перекрестки дорог, особенно глухих, заброшенных, опасны, поскольку находятся в области освоенного пространства.

В словаре Даля имеется прямое указание на связь перекрестков с нечистой силой в представлениях людей и на функции придорожных крестов и часовен: «перекрестки чтутся роковыми и нечистыми, тут совершаются чары, заговоры, хоронят самоубийц или найденные трупы и ставят кресты, часовенки для охраны. На перекрестке нечистый волен в душе человека» [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, назначение придорожных поклонных крестов состоит в охране от «нечистой силы», которая согласно представлениям древнего человека, концентрировалась, главным образом, на перекрестных дорогах.

В содержании религиозных верований наблюдается преемственность между язычеством и православием: злые духи развиваются в славянских богов, которые позднее, в христианский период, приравниваются к бесам [7] . Этой преемственностью обусловлена устойчивость и жизнеспособность формы придорожного фетиша, назначение которого, согласно представлениям человека, концентрировалась в основном на дорогах.

За поклонными крестами закреплялись места в окрестностях деревень, причем зафиксирована их соотнесенность с пашнями и промысловыми угодьями. Так, например, за д.Ларюшино Пудожского р-на, на лесной поляне под названием «Крестовуха» стоял крест. Перед пахотой крест обвешивали полотенцами и платками «завеченными» (по завету). Носили их к кресту семьями или поодиночке – хозяин или хозяйка. Подобному обычаю следовали во всех деревнях, объединенных в куст «Заречье», а также в деревне Росляково рядом с Пудожем [8] .

В данном случае очевидна связь ритуальных функций креста с языческим обычаем. Обычно объектами языческого культа являлись священные деревья. Известно, что славянские слова «дерево» и «дорога» восходят к одному корню. Очевидно, на поклонный крест, как знак пути–дороги были перенесены функции священного дерева, связанные, в частности, с идеей плодородия.

Известно, что поклонные кресты устанавливались также в память о каком-либо событии. Так, например, одна из местных легенд повествует о том, как новгородский купец Иоанн Коементьев (по догадкам, основатель Клименецкого монастыря) был застигнут бурей на середине озера и «благодаря молитвам, выброшен на остров. Обрадованный «чудесным» спасением, он «… водрузил на том месте крест, срубил часовню…На луде, куда выбросило ладью, он также водрузил крест, отчего она с тех пор и получила название «крестовая луда». Примечательно, что весной, во время ледохода, крест, согласно легенде, образовывал некий заповедный круг, которого не касались беснующиеся льдины. Эта деталь в предании, возможно, – намек на «охранительные» возможности креста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Еще один пример – поклонный крест из д.Хашезеро Медвежьегорского района. На средней перекладине креста вырезана дата – _________________, которая указывает, вероятно, на то, когда произошло событие, послужившее поводом для воздвижения креста.

По изложенному можно сделать следующие выводы:

  1. Поклонный крест по своей композиции и по своим функциям является пережитком язычества.
  2. Поклонный крест, переосмысленный в христианском духе, является тем не менее достаточно ярким выражением двоеверия, которое имело место в мировоззрении человека христианской эпохи.

Конструктивно-художественные особенности поклонного креста из д.Чуйнаволок Пряжинского района

Поклонный крест из д.Чуйнаволок Пряжинского района изначально был поставлен в окрестностях деревни, на кладбище, и, вероятно, «функционировал» в соответствии со своим расположением как знак памяти. Располагаясь в полумраке еловой рощи, рядом с часовней Николая Чудотворца и Ильи Пророка, эта постройка производила сильно впечатление.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Деревянный крест установлен на основании из 3 венцов окантованных бревен с камнями под углами сруба. Над крестом – тесовая гвоздевая кровля из 2–х слоев досок, прижатых шеломом. Концы досок имеют фигурную обработку. Кровля покоится на круглых резных столбах с подзором между ними. Рисунок подзора состоит из круглых сквозных отверстий, а по нижнему контуру проходят чередующиеся полукруглые и прямоугольные выступы вдоль скатов кровли – резные причелины с ромбовидными капельками на конце, такого же типа полотенце.

В отличие от крестов из д.Горская и Хашезеро Медвежьегорского района, имеющих ограждения в виде балясника в первом случае и перил во втором, крест из д.Чуйнаволок Пряжинского района открыт со всех сторон.

Отмечено, что поклонные кресты очень часто красили в разные цвета: красный, зеленый, синий, белый [9] . Эта особенность, так же как и стихийный характер строительства крестов, вызывает ассоциацию с лубком.

Поклонный крест из д.Чуйнаволок не несет на себе следов краски, но не ишен традиционной резной надписи на перекладинах креста. Содержание надписи связано с религиозной символикой креста (см. Приложение).

Из истории обследования и реставрации поклонного креста из д.Чуйнаволок Пряжинского района

Поклонный крест из д.Чуйнаволок дважды обследовался специалистами: в 1952 году – экспедицией МАИ в составе Орфинского В.П. и Розина В.П., в 1969 году – экспедицией в составе Орфинского В.П., Бойцова В.П., Хеглунд В.Ф.

В 1970 году крест был разрушен неизвестными туристами, часть деталей утрачена. В этом же году Министерством культуры КАССР было принято решение о перевозке этого памятника в музей «Кижи».

Архитектором Марковым В.С. были проиведены обмеры, определена степень повреждений и круг необходимых реставрационных работ.

В процессе реставрации сделана новая кровля. Тес пропитан в ваннах в 5% растворе пентахлорфенолята натрия по методу Сенежской лаборатории. Из широких 60-миллиметровых досок сделан пол. Из нового материала сделаны все архитектурные детали, кроме резных столбов, причелина, полотенце, подзор, шелом. Фигурная обработка концов досок кровли выполнена на основании существующей кровли звонницы часовни Николая Чудотворца и Ильи Пророка в д.Чуйнаволок.

Сам крест находится в хорошем состоянии, но низ – основание креста – прогнил и потребовал частичной реставрации – замены опорной балки креста и восстановления недостающей поперечной планки креста из бруса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Поклонный крест из д.Чуйнаволок в экспозиции музея

Поклонный крест из д.Чуйнаволок согласно Постановлению Совета Министров КАССР от 21 апреля 1971 года утвержден как памятник архитектуры местного значения.

В архитектурной экспозиции музея ему отведено место на перекрестке дорог – усадьба карела–ливвика – д.Ямка.

Благодаря хорошим пропорциям и лаконизму архитектурных форм, строгость которых подчеркнута выразительной резьбой круглых столбов и сочной прорезкой контура причелин, этот памятник является достойным экспонатом музея под открытым небом.

Библиография

  1. Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М.: Стройиздат, 1973.
  2. Байбурин Н.К. Жилище в обрядах и представлениях древних славян. Л.: Наука, 1983.
  3. Барсов Е. Олонецкий монастырь.
  4. Ополовников А.В. Русский Север. М.: Стройиздат, 1977.
  5. Орфинский В.П. Логика красоты. Петрозаводск: Карелия, 1968.
  6. Набокова О.А. Экспедиционный дневник по поездке в Пудожский район, 16–20 сентября 1985 г. – Научный архив музея «Кижи».
  7. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.
  8. Марков В. Пояснительная записка к обмерным чертежам и проекту реставрации поклонного креста из д.Чуйнаволок Пряжинского района. 41 КМ-2. Архив КСНРПМ7.
  9. Фрейман Н. Придорожная часоня – пережиток древнего погребения «на столбах на путях». – Сов. Этнография, 1939, №39.

// Традиционная культура русских Заонежья (материалы методического кабинета экскурсионного отдела)
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф