Метки текста:

Методический кабинет

Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Дом Яковлева из деревни Клещейла Пряжинского района КАССР VkontakteFacebook

г.Петрозаводск, 1978 г.

Дом–брус – традиционный тип жилища у южных карел.

В южной Карелии наиболее распространенным типом связи жилых и хозяйственных построек является однорядная связь, представленная домом типа «брус». Согласно определению, данному исследователем деревянного гражданского общества Р.М.Габе, дом «брус» – это «изба, сенная связь и двор с сараем, име(ющие) одну и ту же ширину во всех своих частях, расположен(ные) друг за другом и образую(щие) вытянутый прямоугольник…, перекрытый общей двускатной крышей».

Процесс формирования дома–комплекса у южных карел завершился к XVII столетию. Возникновение его было обусловлено усилением русского влияния. Но, несмотря на сходство с русскими постройками, карельские дома–комплексы отличает ярко выраженная традиционность. Традиционность выражается в наличии в карельском доме–комплексе избы–четырехстенка с тремя окнами по главному фасаду и с тремя или четырьмя окнами по двум боковым сторонам (обычно одно окно на стене, к которой примыкает печь и 2 или 3 окна на противоположной стене). Любопытно, что основой формирования дома–комплекса на севере послужил трехоконный четырехстенок, который у русских в дальнейшем эволюционировал и видоизменялся, а у карел, благодаря их приверженности к старым строительным традициям, дольше оставался в своем первоначальном виде. Возможно, что такая устойчивость объемно–планировочного решения дома объясняется некоторыми бытовыми традициями карел, в частности, традиционной постановкой стола торцом к середине лицевой стены избы. При этом, естественно, удобнее, когда стол устанавливался напротив окна, а не простенка. Отсюда и сохранение трех окон по главному фасаду (у русских на севере стол чаще ставился в красном углу, что давало возможность более свободно размещать окна на фасаде – часто на главный фасад русских домов выходило не три, а четыре окна).

Традиционность карельского дома–комплекса отчетливо проявляется в таком относительно позднем сооружении, как пятистенок, получивший широкое распространение в конце XIX – начале XX вв. Выражается она в асимметричном расположении переруба, отделяющего избу от горницы. Однако, в силу сложившихся патриархальных традиций возможность разделения семьи у карел не предусматривалась. Поэтому вместо просторных горниц, которые могли быть переоборудованы в самостоятельные избы, карелы строили маленькие узкие горницы, а большое помещение отводилось под избу. На главный фасад карельских пятистенок, как правило, выходит 3 окна избы и два или одно сдвоенное окно горницы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В русских районах Карелии в большинстве случаев пятистенки имеют симметрично расположенный переруб, но такое решение здесь все же не является традиционным. То же самое можно сказать и об окнах, выходящих на главный фасад: их количество постоянно варьируется. Показательно, что и в районах с карельским населением вблизи русских районов и областей традиционность пятистенков часто нарушается.

Дом Яковлева из деревни Клещейла Пряжинского района КАССР.

1. Характеристика бывшей усадьбы дома Яковлева.

Дом Яковлева был построен в 80–90-х гг. XIX в. в деревне Клещейла бывшего Сыссольского сельсовета Ведлозерского района КАССР (нынешний Пряжинский район).

Деревня Клещейла была расположена на берегу небольшого лесного озерка с малодоступными тенистыми берегами. Насчитывала до 25 жилых и хозяйственных построек.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Дом Яковлева был обращен своим северным (ныне – юго–восточным) фасадом со входом на деревню и проходящую мимо него дорогу. Южный (северо–западный) и западный (северо–восточный) фасады были обращены в сторону пашни и лесных угодий.

На территории усадьбы дома Яковлева была расположена двухэтажная конюшня, двухэтажный амбар для хранения зерна и продуктов. На берегу ламбушки находилась баня, топившаяся «по–черному». В 10 метрах от дома со стороны восточного (ныне – северо–восточного) фасада дома стоял сруб колодца, закрытого крышкой. Деревянная бадья подымалась при помощи ворота.

2. История постройки. Сведения о семье.

Дом Яковлева был построен в 80–90-х гг. XIX века артелью местных плотников при участии самого хозяина – Яковлева Максима Яковлевича.

Семья Максима Яковлевича состояла из 12–15 человек.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Хозяйство было зажиточное: 10–12 десятин пахотной земли (с подсекой), хорошие луга, 5 лошадей, 9–12 коров, 25 овец. Кроме того, Яковлев имел водяную мельницу и сепаратор, приносящие ему значительный доход (зерно мололи не только крестьяне деревни Клещейла, но и крестьяне соседних деревень).

В 1922 г. семья разделилась: старшему сыну Семену Максимовичу достались лучшие земли и мельница. Его семья вместе с родителями жила на первом этаже. В 1930 г. он был раскулачен и сослан в Красноярский край.

Семьи двух младших сыновей – Степана и Василия жили на втором этаже. До 1959 года в доме жила последняя хозяйка дома Яковлева Марфа Петровна – жена младшего сына М.Я.Яковлева – Василия.

3. Экстерьер. Конструктивные особенности.

Дом Яковлева из деревни Клещейла представляет собой традиционный двухэтажный пятистенок с боковой избой (pertti), характерной для жилища карел–ливвиков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Этот дом – «брус» в чистом виде. Сени связывают между собой жилую и хозяйственную часть. На главный восточный (ныне – юго–западный) фасад на первом этаже выходят 3 окна избы и сдвоенное окно горницы, на втором этаже – 3 окна избы и два окна горницы. На северный (ныне – юго–восточный) фасад на первом этаже выходят 2 окна избы и одно окно сеней, на втором этаже – 2 окна избы, одно окно сеней и 2 окна избы–боковушки. На южный (ныне – северо–западный) фасад на первом этаже выходит одно окно избы и маленькое оконце кладовой, на втором этаже – одно окно избы и маленькое окно кладовой.

Вход в дом был расположен с северного (ныне – юго–восточного) фасада. Входное крыльцо перекрыто двускатной кровлей и украшено резными столбиками и причелинами. Между столбиками идет ряд резных причелин. Справа от крыльца в хозяйственной части расположена дверь для загона скота. Взвоз находился с южной (ныне – северо–западной) стороны.

Кровля двускатная. Устройство кровли – «по курицам и потокам».

Отличительной особенностью хозяйственной части дома является единый для двора и сарая сруб. Эта черта, характерная для жилища карел–ливвиков, в отличие от заонежских домов и домов карел–людиков, где сруб сарая опирается на ряд столбов.

4. Особенности декоративного убранства домов южных карел.

Карельские постройки по сравнению с русскими обладают, наряду с другими особенностями, более геометричным декором, обусловленным эстетическими вкусами и традициями карел. В архитектурной орнаментике воплощаются некоторые геометрические мотивы народных вышивок. Так для карельских районов типична порубка низа причелин многоступенчатыми выступами (городковый орнамент) или сочетанием выступов с зубчиками и треугольными выемками. Городковая порезка встречается и на русских причелинах, но здесь количество ступенек редко превышает три. В карельских же причелинах число ступенек доходит до шести, что придает им своеобразный характер, созвучный вышивкам. Интересным, чисто карельским приемом следует признать обработку конца причелины не обычными для русских причелин капельками, а треугольными зубцами. Это более распространенный для дерева прием, так как тонкие перемычки капелек очень непрочны. В карельских районах причелины нередко украшены круглыми подвесками в виде розеток. Вероятно, в свое время, заимствовав у русских причелины, карелы хотели хотя бы в виде декоративного мотива сохранить ритм выходящих на фасад торцов слег. Значительную роль в архитектурной орнаментике играла религиозная символика. Изображения небесных тел в виде кругов, ромбов и других геометрических фигур, символ земледелия – крест, вписанный в круг, – все это в различных сочетаниях можно встретить в карельской орнаментике.

Сохранение множества охотничьих, рыболовных и земледельческих тотемов и религиозных символов вызвано особенностями религиозных представлений древних карел – своеобразным сочетанием христианства с отдельными языческими представлениями и обрядами, следствием длительного сохранения в хозяйственном укладе, быту и общественной организации карел многих черт первобытно общинного строя.

Не только самобытные декоративные детали, но и детали явно заимствованные у русских, нередко глубоко национальны своему характеру. Так, в XIX веке в Карелии широкое распространение получили декоративные формы, возникшие под влиянием каменной городской архитектуры. Распространению таких влияний способствовало отходничество плотников из районов южной и частично средней Карелии на заработки за пределы родного края.

Но влияние каменной архитектуры по–разному преломлялось в творчестве русских и карельских мастеров. Если в русских районах в ограждении балконов и гульбищ широко распространены дощатые криволинейные балясины: по рисунку контура напоминающие свои каменные прототипы, то в карельских районах рисунок балясины был более близок привычным орнаментам вышивок, которые удобнее было выполнять из дерева.

То же показал анализ наличников, возникших под влиянием каменных барочных валют. В русских районах и, прежде всего в Заонежье, рисунок таких наличников хотя и приспособился к особенностям дерева, но сохранил плавность линий и пластику форм каменной архитектуры. В карельских же районах выработался принципиально иной тип наличника с подчеркнуто «деревянной» трактовкой волют, с «рубленым» ломаным контуром, с более простыми геометрическими деталями, с введением декоративных наличников, заимствованных у природы (стилизованная елочка между волютами).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Показательно, что если в заонежском наличнике сохранен ордерный принцип композиции, и волюты опираются на подобие архитрава, то в карельских наличниках под волютами находится только узенькая полочка. Плотники–карелы знали, что деревянными балками небольшой высоты можно перекрывать просторные помещения и, по–видимому, не хотели отступать от своего представления о дереве как строительном материале даже при решении чисто декоративных задач.

Карельские волютные наличники могут быть со ставнями или без них. Наличники двойных окон имеют навершия, стыкованные из двух пар волют или объединенные общими волютами.

Несмотря на свое чужеродное происхождение, наличники стали неотъемлемой частью убранства жилых домов. Даже балкончики, явно поздние и чуть ли не единственные в крестьянской архитектуре чисто декоративные формы (на них обычно даже нет выхода из светелки), прекрасно уживаются с древними самобытными конструктивно–декоративными деталями – кронштейнами, потоками, шеломами. В этом умении объединить разновременные и, казалось бы, разнохарактерные элементы в единое художественное целое – и состоит одно из главных достоинств народного искусства.

5. Декоративное убранство дома Яковлева.

Наиболее изысканно в декоративном отношении был убран восточный (ныне – юго–западный) фасад дома Яковлева, обращенный в сторону деревни (ныне обращен к дороге, идущей от Кижского архитектурного ансамбля к деревне Ямка).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ведущее место в убранстве главного фасада дома принадлежит подчеркнуто нарядному декоративному балкону. Балкон состоит из трех арок (одной большой в центре и двух маленьких по бокам), опирающихся пятами на четыре резных столбика. Между столбиками установлена ажурная решетка, выполненная из досок, украшенных розетками с пропильной резьбой. Розетки расположены одна над другой по высоте доски и разъединяются маленькими прорезными прямоугольниками.

Снизу балкон подчеркнут резными подзорами. Основанием его служит декоративная выкружка из досок по кружалам. Силуэт балкона значительно обогащают розетки с пропильной резьбой, набитые по низу балкона (3), по выкружке центральной арки (3) и по бокам малых арок (2).

Фасад дома убран причелинами и полотенцем. Ведущим мотивом в орнаментации причелин является мотив глухих и сквозных кружочков, очень характерных для декора южных карел. Конец причелин украшен бахромой в виде капелек и прорезан двумя розетками, разделенными прямоугольником с двумя кружочками по бокам. Кроме того, по краю обеих причелин набито 6 пропильных вихревых розеток. Мотивы резьбы полотенца следующие: в верхней части расположен шестиконечный крест, заключенный в форму прямоугольника с овальным завершием. Ниже расположена шестилепестковая вихреобразная розетка, под ней – прорезной круг с восьмиконечной звездой. Разделяет их прямоугольник с двумя кружками по бокам. Снизу полотенце украшают три сквозных кружка и бахрома в виде капелек.

Особый интерес представляют наличники дома Яковлева, в убранстве которых нашли наиболее яркое воплощение особенности художественного мышления южных карел. Характерной особенностью карельских наличников является мотив перекрещивающихся планок, напоминающий древний узор «косого креста» и ломаный контур волют со стилизованной елочкой между ними. Низ наличника традиционен по форме и украшен капельками, глухими кружочками, набивными розетками.

Характерным для карельского декора является наличие двойного окна, объединенного общим наличником. Наличник двойного окна решен стыковкой двух пар волют. Причем декор из косых крестов сделан двухъярусным.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По сообщению жителя деревни Каскесельга Пряжинского района КАССР Анисимова В.И., балкон, причелины и наличники дома Яковлева делал в 1908 году замечательный плотник Анисимов Иван Анисимович (1869–1939 гг.). [1]

Как уже упоминалось выше, основное декоративное убранство сосредоточено на восточном фасаде дома. Южный (северо–западный) и западный (северо–восточный) фасады особого архитектурного оформления не требовали, т.к. были обращены в сторону пашни и лесных угодий. Противоположный южному (северо–западному) северный (юго–восточный) фасад оформлен совершенно по иному, т.к. был обращен «лицом» в сторону деревни и проходящей около него дороги. Здесь окна жилой части, сеней и хозяйственной постройки обрамлены такими же наличниками, что и окна главного фасада. Важнейшее место в архитектурном убранстве этого фасада играет входное крыльцо.

Определенный интерес в архитектурном отношении представляет обработка кронштейнов, поддерживающих свесы кровли.

6. Особенности внутренней планировки жилища южных карел.

Для карел характерен следующий план избы. Налево или направо от входа расположена печь (patci), устьем обращенная чаще всего к боковой стене. Рядом с печью имеется каржина (luandol) – крытый вход в подполье со съемной крышкой и ведущей вниз лестницей. По диагонали от печи расположен «большой угол» (suuricuppu). Противоположный «большому углу» по фасадной стене угол называется «задним» (peracuppu), между печью и задним углом был расположен голбечный угол (golbeccucppu). Последний угол в избе – дверной (ukscuppu).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вдоль стен тянутся широкие неподвижные лавки (lautsu), опирающиеся на врезанные в них снизу ножки–подставки. Над лавками вдоль стен идут полки (pualiccu), на которых хранили различные предметы домашнего обихода. К свободному углу печи примыкал деревянный опечный брус (припечная доска) (konecku). Он служил основанием для воронцов.

7. Внутренняя планировка дома Яковлева.

Дом Яковлева представляет собой традиционный двухэтажный пятистенок с боковой избой (pertii), характерной для карел–ливвиков. Это дом «брус» в чистом виде. Сени связывают между собой жилую и хозяйственную часть.

В нижних сенях налево расположена дверь, ведущая в зимнюю избу, прямо – дверь, ведущая в кладовую, где в специальных ларях хранили зерно и муку, справа расположена лестница на второй этаж, под нею – дверь, ведущая в хлев.

Зимняя изба первого этажа имеет три окна на стене главного фасада и два окна на боковой стене. Планировка избы следующая: справа от входа расположена русская печь на деревянном опечье. Рядом с печью расположен вход в подполье – каржина. Но т.к. дом двухэтажный, а не на подклете, каржина является чисто традиционным элементом. При первоначальном обследовании дома была упомянута печь–плита с большим чугунным котлом, в котором подогревали воду и готовили корм для скота, пристроенная к печи сбоку со стороны входа в горницу. Вдоль стен идут неподвижные врубленные лавки, над ними – полки–надлавочницы. Деталью, характерной только для карельской избы, является наличие припечной доски, заменяющей собой печной столб. Припечная доска имеет отверстия для подвешивания полотенца и служит основанием для двух воронцов. Воронцы, лавки, потолок прежде были окрашены в темно–коричневый цвет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Горница первого этажа – узкая, продолговатая. Имеет одно сдвоенное окно на главном фасаде и одно – на боковом. Справа от входа расположена печь–лежанка. Потолок прежде был выкрашен.

Второй этаж повторяет планировку первого с включением боковой избы.

Налево расположен вход в избу, прямо – клеть–кладовая для хранения продуктов, справа от лестницы – вход на сарай, слева – дверь, ведущая в боковушку (pertti).

Изба второго этажа – большое светлое помещение с высоким потолком. Имеет три окна на стене главного фасада и два окна – на боковой стене. Справа от входа расположена печь, обращенная устьем к боковой стене. Печной столб заменяет доска, которая служит основанием для воронцов и стенкой для каржины. Вдоль стен идут неподвижные лавки, над ними – полки–надлавочницы. Потолок, воронцы, лавки, подпечье прежде были окрашены в темно–коричневый цвет. Стены в избе гладко стесаны. Филенчатая дверь, ведущая из избы в горницу и внутренние оконные рамы окрашены.

Горница II этажа – узкая, продолговатая. Имеет два окна на стене главного фасада и одно – на боковой стене. Справа от входа расположена печь–лежанка. Потолок в горнице был покрашен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Хозяйственная часть – двухэтажная. Наверху расположен сарай, служивший для хранения сена и сельскохозяйственного инвентаря, внизу – двор. Двор включал в себя хлева для коров и два хлева для овец и телят. В центре двора располагалась кормушка прямоугольной формы (2×1,5, высота 70 см).

Имеется настил для хранения сена.

8. Особенности обстановки жилища южных карел.

Количество подвижной мебели в избе было весьма незначительно. Налево от входа находился открытый посудный шкаф, в «заднем» углу – подвесная люлька и деревянная кровать. Стол всегда ставился торцовой частью к среднему окну, в отличие от русских изб, где стол всегда ставился в красном («большом») углу. В южной Карелии были распространены столы «на ящике» со столешницей из одной доски. Подстолье (ящик) украшалось резьбой, иногда раскрашивалось. С конца XIX столетия в горницах зажиточных крестьян появляются филенчатая дверь, городская мебель, состоящая из стульев, диванов, посудного шкафа в виде буфета. Стены оклеивались обоями, пол и потолки красились масляной краской.

9. Обстановка интерьеров дома Яковлева.

Интерьеры дома Яковлева были оборудованы в 1971 году научными сотрудниками музея Беляевым А.Т., Гущиным Б.А. и Гущиной В.А. Основой для создания интерьеров послужил тематико–экспозиционный план, разработанный в 1971 г. Беляевым А.Т. и Гущиным Б.А. [2]

Изба нижнего этажа (зимняя).

Количество движимой мебели в избе весьма ограничено. Напротив среднего окна стоит стол (stola) со столешницей из цельной доски в форме секиры. В красном углу под образами на лавке – самовары (samvare). Слева от входа расположен открытый посудник, у боковой стены – стол–курятник, рядом – кадка для воды. У припечной доски – рукомойник (kasiasti) и лохань. На воронцах – глиняная, деревянная, берестяная посуда. По всем стенам, между окнами, вешалки–гвоздильни с одеждой, характерной для карельских районов. На лавках – несколько карельских прялок (kuozoli) с узкими резными и расписными лопасками.

Перед входом в горницу – кровать (krovatti), застеленная тканым шерстяным в мелкую полоску одеялом.

Горница первого этажа.

Горница в основном обставлена мебелью городского типа. У сдвоенного окна стоит раздвижной стол. Вокруг него – пять стульев. Налево от входа – шкаф для посуды со стеклянными дверцами. Напротив двери – диван со спинкой из тонких балясинок. Рядом с ним – сундук, обитый полосками жести. Напротив лежанки – деревянная кровать. На полу в горнице настланы половики.

Изба второго этажа.

Изба второго этажа использовалась в летнее время. Обстановка аналогична избе первого этажа.

Горница второго этажа.

Горница второго этажа использовалась в летнее время. Напротив лежанки стоит деревянная кровать. На стене около кровати прибита вешалка–гвоздильня, для наиболее ценной и праздничной одежды. Напротив двери – большой расписной сундук. Над ним, на стене – зеркало. В большом углу – раздвижной стол, четыре стула. Слева от входа – буфет–комод.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Боковушка (pertti).

В боковушке прежде стоял сепаратор, стол, посуда для молока и сметаны. Здесь же находился станок–жом для изготовления конопляного масла.

В настоящее время интерьер боковушки не восстановлен.

Кладовка для хранения продуктов и сарай обставлены традиционно. Здесь можно увидеть самые разнообразные хозяйственные предметы и орудия труда.

Техническое состояние памятника до реставрации.

Дом Яковлева несколько раз обследовался представителями Инспекции по государственной охране памятников при управлении по делам архитектуры Совета Министров КАССР. В сентябре 1950 г. дом обследовался архитектором Гнедовским Б.В., в октябре 1955 г. фотографом Брюханчиковым А.Н., в июле 1960 г. – архитекторами Орфинским В.П. и Старченко М.Г.

В 1954 г. техником–архитектором Савиным Н.А. были выполнены обмерные чертежи дома.

На основании актов обследования и пояснительной записки к обмерным чертежам можно составить довольно ясную картину технического состояния памятника в предреставрационный период.

Общее техническое состояние памятника было определено как неудовлетворительное. Дом осел на 2 венца и дал крен на южную (северо–западную) и северную (юго–восточную) сторону. Часть двора и сарай были полностью разобраны. Крыша обветшала, тес на крыше, фасад дома был обшит вагонкой и окрашен в яркие цвета: белый, темно–голубой, красный. Торцы бревен тоже были зашиты досками и украшены набивными ромбами. Крыша крыльца разрушена. Резные столбики укреплены при помощи подпорок. Пять из двадцати наличников были полностью утрачены, остальные сохранились в удовлетворительном состоянии. В некоторых окнах на первом этаже отсутствовали переплеты. Элементы наружной домовой резьбы сохранились в количестве, позволяющем осуществить ее реставрацию по образцам.

На балконе, столбиках крыльца и наличниках сохранились следы окраски.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Жилые помещения I этажа были совершенно не пригодны для жилья, т.к. высота помещений значительно уменьшилась ввиду осадки дома. Так же осели балки междуэтажного перекрытия. Полы совершенно прогнили. Печь на I этаже была разрушена. Печь второго этажа требовала незначительного ремонта. Дверь из избы в горницу (II этаж) была ликвидирована. Вход в горницу осуществлялся через клеть–кладовую. Вход в горницу I этажа был вообще изолирован.

Стены в избах и горницах были оклеены обоями.

Реставрационные работы.

Дом Яковлева как памятник народной деревянной архитектуры общесоюзного значения в 1961 году был перевезен в историко–архитектурный музей «Кижи». Перевозку и реставрацию осуществляла бригада плотников–реставраторов Кижского музея в составе: Б.Ф.Елупова, К.П.Клинова, В.И.Медведева, Н.И.Степанова, Е.Т.Тестенникова, В.М.Никитина и П.А.Мотова. Руководил реставрационными работами прораб Мышев М.К. Проект реставрации дома был разработан в июне 1966 года техником–архитектором Крохиным В.А. [3]

Проект реставрации предусматривал:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

  1. Замену нижних венцов, подведение валунов по всему периметру дома, ликвидацию крена, восстановление хозяйственной части.
  2. Капитальный ремонт крыши с полной заменой тесового покрытия и частичных слег, куриц, потоков.
  3. Восстановление крыльца (крыши, резных столбиков, балясин).
  4. Восстановление декоративных элементов по сохранившимся оригиналам (наличников, причелин, полотенец, балясин балкона, набивных розеток).
  5. Восстановление интерьера. Удаление обоев, восстановление русской печи на I этаже, ликвидация входа в горницу II этажа со стороны клети–кладовой и осуществление входа в нее через избу.

Дом Яковлева в экспозиции музея-заповедника «Кижи»

Дом Яковлева был перевезен на о.Кижи в 1961 году. [4] В обсуждении вопроса постановки дома на новом месте участвовали архитекторы В.В.Гнедовский и А.В.Ополовников. В деревне Клещейла дом Яковлева был обращен своим северным фасадом со входом в сторону дороги. Главным восточным фасадом – в сторону деревни.

На острове дом был поставлен на мысе Наволок. Юго–восточным фасадом со входом он был ориентирован к озеру, главным юго–западным – в сторону дороги, ведущей от погоста в сторону деревни Ямка. В 1973 г. к дому Яковлева был перевезен амбар из деревни Коккойла, амбар из деревни Пелдожи и рига из деревни Ламбисельга. В 1974 г. у дома на берегу озера был поставлен макет бани по-черному.

Перевоз данных построек был осуществлен согласно генеральному плану развития музея–заповедника «Кижи», разработанному в 1972 г. коллективом московского государственного института проектирования городов. Автор проекта – Выборный В.Н.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В соответствии с генеральным планом дом входит в комплекс №5. Малодворная карельская деревня на месте бывшей деревни Наволок (Пряжинский и Олонецкий районы). Кроме дома Яковлева в данный комплекс входят следующие объекты:

Ознакомившись с проектом генерального плана, сотрудники музея высказали ряд существенных замечаний, изменивших облик многих будущих секторов музея. Все эти замечания были обсуждены на заседании ученого совета музея. 15 января 1973 года согласованы с Сосгипрогором и зафиксированы в тематико–экспозиционном плане развития музея Кижи до 1980 г. Теперь комплекс №5 включает в себя следующие объекты:

  1. Дом Яковлева из дер.Клещейла – на месте
  2. Баня–макет – на месте
  3. Амбар из дер.Коккойла – на месте
  4. Амбар из дер.Пелдожи – на месте
  5. Причал для лодок – сделать
  6. Огород (изгородь) – сделана
  7. Рига с гумном из дер.Ламбисельга – на месте
  8. Вешала – сделать
  9. Конюшня с сеновалом Амосова из дер.Рубчейла – восстановить по обмерным чертежам
  10. Яма картофельная – сделать по образцу
  11. Навес для дров – сделать
  12. Дом Мелкуева из дер.Б.Сельга Олонецкого района – перевезти
  13. Баня – искать
  14. Амбар Богдановой из дер. Лисья Сельга Олонецкого района – перевезти
  15. Причал для лодок – сделать
  16. Рыбацкий стан – сделать
  17. Часовня Петра и Павла из дер.Бережная – на месте
  18. Крест придорожный из дер.Чуйнаволок – на месте
  19. Водяная мельница – искать
  20. Филиал Сенежской лаборатории – на месте

Технические данные

Материал – сосна, ель.

Длина дома – 20,37 м

Ширина – 9,05 м

Высота – 9,4 м

Общая площадь – 201,6 м²[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Площадь жилых помещений – 84 м²

Библиография

  1. Акты обследования дома Яковлева. Библиотека музея «Кижи». Инв. № 216 (Пояснительная записка по дому Яковлева архитектора Б.В.Гнедовского от 12 сентября 1950 г.; Акт обследования дома Яковлева архитектором Гнедовским от 6 сентября 1950 г.; Акт обследования дома Яковлева фотографом А.П.Брюханчиковым от 12 октября 1955 г.; Акт обследования дома Яковлева архитекторами В.П.Орфинским и М.Г.Стерченко от 15 июля 1960 г.)
  2. Беляев А.Т., Кожарина П.М. Дом Яковлева и его интерьеры. Библиотека музея «Кижи». Инв.103 ИК.
  3. Беляев А.Т., Гущин Б.А. Тематико-экспозиционный план интерьеров дома Яковлева из дер.Клещейла Пряжинского р-на КАССР. Библиотека музея «Кижи». Инв. № 278/3.
  4. Беляев А.Т., Гущина В.А. Тематико-экспозиционный план развития музея «Кижи» до 1980 г. по линии деревень Ямка-Васильево. 1977. Библиотека музея «Кижи». Инв. №286 (КА).
  5. Бломстедт И., Суксдорф В. Карельские постройки и украшения т.I-II. Хельсинки. 1901–1906. Библиотека Карельского филиала АН СССР.
  6. Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М. 1941.
  7. Габе Р.М. Интерьер крестьянского жилища. Журнал «Архитектурное наследство». 1955. №5.
  8. Гущин Б.А. Материалы к экскурсии «Архитектура народного жилища карел-ливвиков XIX в. (Дом Яковлева из деревни Клещейла Пряжинского р-на КАССР). Библиотека музея «Кижи». Инв. №284.
  9. Гущин Б.А. Отчет о научной командировке в Пряжинский р-н 1973 г. Библиотека музея «Кижи». Инв. №355.
  10. Каталог. Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Составители: Беляев А.Т., Гущин Б.А., Гущина В.А. Петрозаводск. 1973.
  11. Кроки дома Яковлева из дер.Клещейла Пряжинского р-на. Библиотека музея «Кижи». Инв. №103 КА.
  12. Обмерные чертежи дома Яковлева из дер. Клещейла Пряжинского р-на. Автор – техник-архитектор Савин Н.А. Библиотека музея «Кижи». Инв. №103КА.
  13. Орфинский В.П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск. 1972.
  14. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Ленинград. 1972. Из-во литературы по строительству.
  15. Орфинский В.П. Деревянное гражданское зодчество карельского народа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Петрозаводск. 1971.
  16. Орфинский В.П. Национальный характер карельского гражданского деревянного зодчества. Государственный краеведческий музей КАССР. Инв. № 1178 72/070.
  17. Паспорт на памятник архитектуры дом Яковлева. Отдел фондов музея «Кижи».
  18. Пояснительная записка к обмерным чертежам дома Яковлева из дер.Клещейла. 1954. Автор – Савин Н.А. Библиотека музея «Кижи». Инв. № 26/1.
  19. Проект реставрации дома Яковлева. Автор – техник-архитектор Крохин В.А.
  20. Рождественский Е.М. Методическая разработка по теме «Национальные особенности застройки крестьянской усадьбы и быт карел-ливвиков. Конец XIX – начало XX вв.». Библиотека музея «Кижи». Инв. №26/1.
  21. Тароева Р.Ф. Материальная культура карел. «Наука». М–Л. 1965.
  22. Тюриков И.П., Фролов А.И. «Кижи» - иллюстрированный спутник по историко-архитектурному и этнографическому музею-заповеднику «Кижи». Петрозаводск. 1977.
  23. Фотографии дома Яковлева до реставрации. Библиотека музея «Кижи». Инв. №103.

// Традиционная культура русских Заонежья (материалы методического кабинета экскурсионного отдела)
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф