Метки текста:

Методический кабинет

Смотри также:

video-x-generic[ВИДЕО] Любимцев А.Ю. Церковь Воскрешения Лазаря (4-я лекция дистанционного курса)

1. Церковь воскрешения Лазаря – один из древнейших памятников русской деревянной храмовой архитектуры VkontakteFacebook

1. Из истории создания храма.

Церковь Воскрешения Лазаря перевезена на о.Кижи с юго–восточного берега Онежского озера, из Свято–Успенского монастыря, известного больше под названием Муромский, который располагался на берегу Онего, при впадении в него речки Муромки. Ее считают одним из самых древних деревянных православных храмов не только в экспозиции музея «Кижи», но и на всей территории России.

Время донесло до нас документ, именуемый исследователями «Завещанием» Лазаря Муромского» (или «Повестью о Муромском острове»). В нем говорится о том, что церковь была построена основателем монастыря, иноком Лазарем Аввой (умер в 1391 г.), и освящена им в честь евангельского чуда – Воскрешения Святого праведного друга Божия Лазаря. «Завещание», как сказано в нем, было записано со слов самого Лазаря Аввы его приемником, старцем Феодосием. Подлинный документ не дошел до нас, но сохранилось несколько копий, переписанных от руки, которые содержат повествование о жизни преподобного Лазаря, об имевших место исторических фактах того времени, о деятелях Новгородской республики и Византии. Исследователи дают неоднозначную оценку подлинности этого источника, однако, обращаясь к истории создания монастыря, многие специалисты исходят именно из «Завещания».

Выходец из Византии (родился в Константинополе), постриженник Высокогорской Римской обители, Лазарь Авва прожил 10 лет в Великом Новгороде и в 1352 году пришел в Обонежье с духовной грамотой от новгородского посадника Ивана Фомина, дающей право владения землями, на которых и был основан новый православный монастырь. Таким образом, деятельность Лазаря Муромского относят к эпохе освоения Русского Севера новгородскими землепроходцами, среди которых мы встречаем не только княжеских дружинников, охотников–промысловиков, купцов, разбойников и беглых холопов, но и первых христианских миссионеров, которые шли сюда, чтобы «крестом и Божьим словом» утверждать новую веру.

Из летописей известно, что новгородцы и раньше предпринимали попытки обратить в христианство народы, населявшие северные приделы Новгородской феодальной республики. Так, например, в 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, крестил в православие корелу. Основание новых маленьких обителей на территориях, удаленных от крупных центров, явилось одной из примет того времени. На территории Карелии, начиная с XIV в., тоже сталь возникать первые христианские монастыри. По мнению ряда исследователей, они появлялись вдоль торговых путей новгородцев, выступая форпостами христианской веры и христианской культуры в этих краях, населенных в ту пору язычниками. Чаще всего монастыри находились вблизи крупных водоемов – водный путь был наиболее удобным и относительно безопасным, он позволял налаживать связи с внешним миром и, прежде всего, принимать паломников. Относительно расположения Муромского монастыря в «Завещании» Лазаря часто употребляется выражение «остров Мучь», или «остров на Муромском». Как пишет краевед Е.В.Нилов, «…современный ландшафт озера Муромского не имеет даже намека на островное положение монастыря» [8 , с.26] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

2. Тип сооружения, объемно–планировочное решение, художественные особенности храма.

Первых христиан на Севере было мало, их храмы были невелики по размеру и скромны по архитектуре. Так длина церкви Воскрешения Лазаря составляет всего 8,8 м, а высота равна 7,1 м. Собственно–церковное помещение и алтарь рублены из сосновых бревен диаметром 18–22 см, а сени имеют заборно–каркасную конструкцию. Вместо фундамента – крупные камни, положенные под углы строения. Печи внутри церкви не было, отсутствует и прокладка пазов мхом, которая необходима для утепления сруба.

Церковь относится к типу клетских храмов: это значит, что она построена в виде прямоугольного сруба (клети), покрытого двускатной крышей и имеющего с востока прируб для алтаря, а с запада – притвор (сени). В плане постройка представляет собой три разновеликих квадрата, их размеры увеличиваются последовательно: алтарь, собственно церковное помещение, сени. Все три части различны по высоте: выше всех центральный сруб, алтарь несколько выше, чем сени. Центральный и алтарный срубы расширяются к верху, образуя повалы.

Каждая из частей этой постройки имеет собственную крышу с различной крутизной скатов кровли. Наибольшую крутизну имеет кровля собственно–церковного помещения, что также подчеркивает высоту этого сруба. Конструкция кровли – самцовая, без куриц и потоков. По слегам церковь крыта так называемым «ложеным» тесом, по всей длине которого проходят парные желоба, способствующие отводу воды. Тес крепится непосредственно к слегам. Нижние его торцы имеют пикообразную форму. Такой фигурно обработанный тес еще назывался «красным» (т.е. «красивым»). Завершают конструкцию охлупни, прижимающие тес сверху. Над собственно церковным помещением высится главка с крестом, массивный охлупень как будто слегка прогнулся под ее тяжестью.

Церковь строилась в ту далекую эпоху, когда красивое создавалось простыми средствами: соотношение пропорций, пластика архитектурных объемов, удачное размещение оконных проемов по глухой поверхности бревенчатых стен, массивные косяки, обрамляющие маленькое «красное» окно придают этой небольшой постройке истинную монументальность, а островерхая крыша, упругие повалы, сдержанная резьба тесин наделяют ее стройностью и изяществом [10 , с.136] . И польза, и прочность, и красота присутствуют здесь нераздельно. Как умело, например, использует мастер ребристую поверхность ложеного теса, чтобы «оживить» кровлю игрой света и тени, выявить текстуру дерева. А в ясную погоду бревенчатые стены украшены кружевной тенью от торцов тесин, которая то проявляется, то исчезает, как будто стертая набежавшим облаком. Вместе с тем, такой способ обработки кровельного материала облегчал сток дождевой воды с крыши постройки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Конечно, архитектурный облик этой церкви ничем не напоминает величественные храмы, которые существовали в ту пору в Новгороде. Во многом она сродни постройками гражданского назначения. Но, вместе с тем, объемно–планировочные и конструктивные особенности, перечисленные выше, делают эту церковь отличной от любого другого строения, при взгляде на нее сразу становится ясно: перед нами храм. Маленький, скромный, но выстроенный в соответствии с традиционной схемой, исполненный точной соразмерности, мастерства, вкуса и той особой духовности, которая присуща только храмовому зодчеству.

3. Проблема датировки храма.

Относительно датировки церкви Воскрешения Лазаря среди специалистов нет единого мнения. На протяжении столетия она датировалась в диапазоне от XIV до XVI вв. Версии более ранней датировки храма придерживался, в частности, доктор архитектуры А.В.Ополовников, по проекту которого велась реставрация памятника. Он выделил целый ряд архаичных конструктивных особенностей этой постройки, вот некоторые из них:

Вместе с тем исследователи прошлого, такие как Л.В.Даль [5 , с.97–98] и М.В.Красовский [6 , с.181] указывали на вероятность сооружения церкви в XVI в. Той же точки зрения долгое время придерживался и наш современник, академик архитектуры В.П.Орфинский [11 , с.25–28] . Однако в 1999 г. он выдвинул предположение, согласно которому церковь могли построить в два этапа: первоначально возвели собственно–церковное помещение и алтарный прируб, а во время реконструкции храма, произведенной в XVI в., к уже существовавшей двухчастной клетской церковке пристроили каркасные сени [12 , с.115–121] . Правомерность этого предположения подтверждает отсутствие общего срубного основания, которое обычно существовало при одновременном строительстве всех частей храма. О том же свидетельствует и состояние поверхности западной стены собственно–церковного помещения, которая отделяет его от сеней. Сегодня она находится внутри храма, но носит следы атмосферных воздействий, которым явно подвергалась прежде. Видимо, в то время, когда сени еще не существовали, она являлась внешней стеной постройки. Таким образом, принимая во внимание особенности объемно–планировочного и конструктивного решения храма, состояние древесины, а также не отвергая существующее предание, В.П.Орфинский относит к XIV в. строительство алтаря и собственно–церковного помещения, а к XVI в. – возведение каркасных сеней. В настоящее время официально храм датируется XV веком, что указано и в аннотации [14 , с.1] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В последующие времена насельники монастыря и жители окрестных деревень чтили церковь Воскрешения Лазаря как чудотворную святыню, связанную с именем преподобного Лазаря, основателя монастыря, уже в XIV в., вскоре после кончины, причисленного православной церковью к лику святых. В XIX в. над ней был сооружен своего рода реликварий – церковь значительно большего объема, это позволило защитить древний храм от внешних воздействий, продлить его жизнь. При ее строительстве сени были разобраны. По-видимому, эта часть постройки, не имевшая отношения к личности основателя монастыря, не представляла особой ценности ни в глазах монахов, ни в глазах общественности – сооружение реликвария приветствовалось Московским археологическим обществом, которое выразило свою признательность лесопромышленнику А.Н.Русанову, выделившему средства на ведение работ, за заботу о сохранении древней церкви [7 , с.55] .

Впервые церковь Воскрешения Лазаря исследовал академик архитектуры Л.В.Даль, это произошло в 1885–1886 гг., а в 1954 г. А.В.Ополовников провел тщательные обмеры и составил проект ее реставрации. В 1960 г. церковь была перевезена в музей «Кижи». В 1961 году проведены реставрационные работы [2 , с.8] .

Как пишет А.В.Ополовников, «…реставрация сохранившейся части сруба – среднего четверика и алтарного прируба – свелась лишь к замене некоторых сгнивших элементов точными копиями, воспроизведенными в новом материале…» [9 , с.111] . В частности, была заменена сгнившая кровля и нижние венцы сруба. Сени восстановлены заново на основании обмерных чертежей и рисунков, сделанных Л.В.Далем – в настоящее время они хранятся в архиве Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в г.С.–Петербурге.

4. Интерьер храма.

На сегодняшний день внутреннее убранство церкви Воскрешения Лазаря не восстановлено. Чтобы представить его себе обратимся к воспоминаниям одного из многочисленных паломников, который посетил Муромский монастырь в 1905 г. Он пишет: «… В сумраке рощи резко выделяется своей белой краской часовня – футляр (церковь–реликварий – прим. сост.). Спешим войти в нее, и перед нами -главная достопримечательность обители, церковка во имя Воскрешения святого праведного Лазаря, а за ее алтарем – гробница над мощами основателя обители. Какой глубокой стариной веет от этой церкви!… Через низкую, движущуюся на деревянных шипах дверь, входим внутрь церковки. Здесь очень мало света и трудно рассмотреть темные от времени иконы. Перед церковными (царскими – прим. сост.) вратами, на половинках которых написаны Василий Великий и Иоанн Златоуст, висит под потолком древнее паникадило в виде простого железного обруча. Выше церковных врат, на узкой длинной доске, от стены к стене, очень древняя надпись вязью. На одном конце, как удалось разобрать, написан тропарь: «Общее Воскресение…» … В миниатюрном алтаре церкви с воронцами вдоль стен, но без потолка, одежды на престоле (имеется ввиду «одеяние» престола, то есть, покрывающие его ткани – прим. сост.) и жертвеннике, а также завеса у царских врат – холщевые… Крашенинная риза преподобного, в которой он священнодействовал, и деревянный резной подсвечник его времени хранятся не в церковке, где они прекрасно гармонировали бы с общей древней обстановкой, а вне церкви, около ее алтарной стены, в шкафу за стеклом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В часовне–футляре хранятся еще, как древность, деревянный подсвечник в виде треножника и на одном из окон – куски того жернова, на котором преподобный молол муку. Трудно было пробраться к окну и осмотреть эти куски: они переходили из рук в руки простодушных богомолок, которые грызли камни в надежде на исцеление от зубной боли…. По выходе из часовни мы замечаем богомольцев, теснящихся вокруг одной из самых старых сосен с засохшей уже вершиной и огрызанной на высоте человеческого роста корой… Богомольцы грызут кору в надежде на исцеление от зубной боли…» [4 , с.28–29] .

Относительно того, как выглядел когда–то иконостас церкви, реставратор И.М.Гурвич пишет: «… Иконостас церкви Воскрешеня Лазаря являл собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоявшего из девятифигурного Дейсуса (до наших дней не дошла централная икона с изображениями «Спас на престоле», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча»), и … местного ряда, который ранее был представлен, вероятнее всего, одними Царскими вратами со столбиками и сенью, богородичной и храмовой иконами» [3 , с.12] . По мнению того же исследователя, иконы «Благоразумный разбойник Рах» (северная алтарная дверь), «Спас Нерукотворный» и «Даниил Столпник», дополняющие местный ряд, были включены в состав иконостаса позднее. Все перечисленные выше иконы являются, в настоящее время, частью коллекции Древнерусской живописи музея «Кижи». Наиболее древние из них – 6 икон дейсусного чина, Царские врата и столбики, датируются первой половиной XVI в. Точные сведения о судьбе храмовой иконы – «Воскрешение Лазаря» – на сегодняшний день отсутствуют.

Использованная литература и источники:

  1. Беляев А.Т. Памятники архитектуры, находящиеся в экспозиции музея «Кижи» (Материал для Свода памятников истории и культуры КАССР). НРФ НБ музея «Кижи», 1972. №310.
  2. Воробьева С.В. Памятники архитектуры культового назначения музея–заповедника «Кижи». НРФ НБ музея «Кижи», 1978. №145.
  3. Гурвич И.М. Древняя живопись Карелии. Каталог. НА музея «Кижи». Петрозаводск, 1980. №400.
  4. Гущина В.А. Церковь Воскрешения Лазаря (из бывшего Муромского монастыря Пудожского р-на). НРФ НБ музея «Кижи», 1977. №429.
  5. Даль Л.В. Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии // Зодчий. 1887, №11.
  6. Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры. Ч.1. Деревянное зодчество. СПб., 1916.
  7. Кижи: путеводитель по музею–заповеднику // Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «КИЖИ». Петрозаводск, 2001.
  8. Нилов Е.В. Муромский монастырь. Пудож, 1993.
  9. Ополовников А.В. Лазаревская церковь Муромского монастыря //Архитектурное наследие, №16. Москва, 1969.
  10. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.
  11. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии: генезис, эволюция, национальные особенности. Т.1. Москва, 1975.
  12. Орфинский В.П. Древнейший деревянный клетский храм России – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.116–122.
  13. Пулькин М.В. Монастыри Карелии (справочное пособие). НА музея «Кижи», 1997. №1637.
  14. Приказ Министерства культуры РФ №992 от 26.06.2018 г. ["О внесении изменений в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ"].

Основная рекомендуемая литература:

  1. [Житие Лазаря Муромского. Перевод и примечания А.В.Пигина] // Кижский вестник №8, Петрозаводск, 2003. – С.14–20.
  2. Забелло С., Иванов В., Максимов. Русское деревянное зодчество. Москва, 1942.
  3. Муромская обитель. Впечатления паломника // ОГВ, 1905. № 8, 12.
  4. Ополовников А.В. Лазаревская церковь Муромского монастыря // Архитектурное наследие, №16. Москва, 1969.
  5. Орфинский В.П. Древнейший деревянный клетский храм России – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.116–122.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф