Метки текста:

Методический кабинет

Методические рекомендации к Главе V «Кижский архитектурный ансамбль – выдающийся памятник народной деревянной архитектуры» VkontakteFacebook

  1. Исторический центр экспозиции музея–заповедника «Кижи» – Кижский архитектурный ансамбль (известный также, как Кижский Погост) – является выдающимся памятником народной деревянной архитектуры. Ознакомлению с ним в экскурсии отводится около 40 минут (при общей ее продолжительности 135 минут, что составляет 3 академических часа). К показу ансамбля следует возвращаться и на других этапах экскурсии: задачей экскурсовода является постепенное формирование у посетителей ярких зрительных образов, что невозможно достичь без использования разнообразных видовых точек. Особенно важно учитывать это в период проведения реставрационных работ. Опыт экскурсионной работы позволяет говорить, что даже при значительном объеме демонтированных элементов существуют ракурсы, позволяющие осуществить правильный показ Кижского архитектурного ансамбля. Рекомендуется также шире использовать материалы «Портфеля экскурсовода», прием словесной реконструкции ввиду того, что ряд элементов (крыльцо, ярусы глав и др.), разобраны в связи с проведением реставрации. Плохой показ этих главных памятников музея следует считать большим недостатком в работе. Порой это является следствием стремления экскурсовода как можно быстрее «пройти» интерьер Покровской церкви, не упустить своей очереди. При таком подходе страдает и рассказ, который превращается или в набор отрывочных, сообщаемых на бегу сведений, или в затянувшуюся лекцию. Знакомя посетителей с Кижским архитектурным ансамблем, необходимо стремиться к правильному сочетанию показа и рассказа. Экскурсоводу следует помнить, что этот очень важный фрагмент экскурсии носит, по большей части, экстерьерный характер, а, следовательно, требует использования большого количества видовых точек. На осмотр интерьера Покровской церкви из всего предусмотренного методической разработкой времени отводится только 9 минут.
  2. В настоящее время разработано несколько вариантов маршрута обзорной экскурсии. Знакомство с памятниками Кижского архитектурного ансамбля может стать ее началом (как предлагает методическая разработка), может последовать за показом церкви Воскрешения Лазаря, может завершать экскурсию (не исключены также и другие варианты – результат творческих исканий экскурсоводов). Показ интерьера Покровской церкви также возможен на разных этапах: в самом начале, в середине, (см. методическую разработку), в конце. От выбранного маршрута во многом зависят те приемы ведения экскурсии, которые следует использовать. Среди них назовем такие, как прием накопления материала, сравнение памятников по сходству и различию, словесная реконструкция событий и т.д. Методические рекомендации относительно этой части экскурсии подробно изложены в «Методической разработке…» (раздел III, пп.5–10). Для того чтобы им следовать, необходимо владеть большим запасом сведений и об архитектурных особенностях памятников Кижского архитектурного ансамбля, и об истории их создания, и об истории Кижского прихода. Они должны помочь экскурсоводу составить интересный рассказ при выборе любого варианта маршрута и ответить на возникающие по ходу экскурсии вопросы. Составитель пособия счел рациональным поместить эти материалы в одной главе, поскольку это должно облегчить работу экскурсовода по подготовке экскурсии. По той же причине сюда же включены сведения об особенностях интерьера Покровской церкви и, в частности, о находящемся в ней иконостасе. Ему посвящена отдельная статья.
  3. Хочу вновь подчеркнуть, что большую часть этих сведений рекомендуется сообщать на улице, выбирая точки показа памятников за пределами ограды и внутри нее. Вместе с тем, в сенях Покровской церкви размещена выставка «История Кижского прихода». Методическая разработка не предусматривает ее осмотр, однако современная реальность такова, что там часто приходится задерживаться с группой и обращаться к фактам исторического прошлого прихода и его современной жизни. Статья «Сведения из истории Кижского прихода» содержит ряд неопубликованных архивных данных, предоставленных научным сотрудником музея «КИЖИ» Л. В. Трифоновой.
  4. В статье, посвященной Покровской церкви, составитель счел необходимым отразить ряд современных точек зрения на проблему датировки зимнего храма, эволюции его архитектурного облика. И хотя методическая разработка не требует обсуждения этой проблемы, экскурсовод должен понимать ее суть. Также довольно подробно и со ссылкой на источники описан интерьер трапезной, каким он мог бы быть в период, предшествовавший поновлениям. Относительно этого фрагмента экскурсии «Методическая разработка…» содержит рекомендации в разделе III, п. 8 б.
  5. Отдельная статья посвящена истории реставрации Преображенской церкви. В обзорной экскурсии эта тема предусмотрена (см. «Методическая разработка…» раздел III, п. 6 д, е, ж), экскурсовод обязан хорошо владеть материалом, уметь отвечать на вопросы. В разделе также содержатся сведения относительно современного проекта реставрации церкви. Следует хорошо уяснить, в чем заключаются задачи реставрационных работ, методика их проведения, на какой базе, и в какой последовательности эти работы ведутся (см. «Методическая разработка…» раздел III, п. 6 з).
  6. Литература и источники, использованные при написании разделов 2–8, указаны в конце главы.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф