Метки текста:

Методический кабинет

1. Сведения из истории Кижского прихода VkontakteFacebook

(По материалам работы Л.В.Трифоновой «История Кижского прихода и по материалам Информационного отдела Петрозаводской и Карельской епархии).

Традиции храмостроительства на Русском Севере ведут свою историю с тех времен, когда сюда начинают проникать первые христиане–миссионеры. Основывая новые монастыри, они возводили первые христианские храмы. Строительство приходских церквей начинается здесь несколько позднее, согласно традиции, их возводили в местах наибольшего скопления деревень. Сооружение храмов, их ремонты, забота о внутреннем убранстве и многое другое всегда было делом церковного прихода, поэтому история возникновения и постепенного формирования Кижского архитектурного ансамбля на о. Кижи теснейшим образом переплетена с историей Кижского прихода.

Административное деление территории и границы Кижского прихода в различные исторические периоды. Писцовые книги о церквях на о.Кижи.

Начиная с новгородского времени и на протяжении нескольких столетий, о.Кижи являлся и административным центром довольно обширной округи, и центром ее религиозной жизни. Не случайно в ХVI–ХVII вв. границы православного Кижского прихода совпадали с границами Кижского погоста–округа.

После 1478 г., когда новгородские земли вошли в состав Московского государства, в целях обложения населения налогом были составлены так называемые Писцовые книги, своего рода кадастровые ведомости, содержавшие подробные описания присоединенных территорий. Впоследствии такие книги неоднократно составлялись заново, отражая новое состояние погоста.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наиболее древним из сохранившихся письменных источников, в котором мы находим сведения о деревнях Кижского погоста, является Писцовая книга 1563 г., составленная писцом Андреем Лихачевым. При этом автор делает ссылки на более ранний источник: Писцовую книгу 1496 г., составленную Юрием Сабуровым (подлинник книги, за исключением небольшого фрагмента, не сохранился), в которой упоминается Кижский погост. В то время в погосте насчитывалось 130 деревень, они включали 687 крестьянских дворов, общее число жителей, по–видимому, приближалось к двум тысячам [1 , с.14] .

В книге от 1582–1583 г., составленной Андреем Плещеевым, впервые сообщается о том, что на о. Кижи стоят две церкви: «…Преображенье Спасово, а другая церковь Святий Богородицы». В это время погост, а, следовательно, и приход, объединял 115 населенных деревень, из них 12 располагались на о.Кижи [1 , с.14] , [5 , с.21] .

В книге от 1616 г., составленной Петром Воейковым, приводится первое описание кижских храмов: «А на погосте Благолепного Спасова Преображения деревянный с папертьми, верх шатровый и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной». Там же сказано и о существовании колокольни – «а также колокол на колокольне» [1 , с.14] .

В книге от 1628–1631 гг. церкви описаны более подробно: «. Погост Спасской в Кижах на Онеге озере на острову, а на погосте церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна, верх шатром… Церковь другая теплая Покров Пречистые Богородицы с трапезою, древяна, верх шатром. Да на колокольне колокол весом тринадцать пуд» [15 , с.71–72] .

В XVI в. кроме центральных приходских церквей – Преображения Господня и Покрова Богородицы, в Кижском приходе существовали две подчиненные ему церкви «выставки»: в Великой Губе и на озере Сандал. Тогда же на территории погоста был основан Клименецкий монастырь, где были построены еще две церкви. Таким образом, уже в то далекое время количество православных храмов в кижской округе достигало шести [14 , с.5] . В течение XVII в. в удаленных деревнях продолжают возводить новые церкви–выставки. К концу века их число доходит до девяти [14 , с.5] позднее все они становятся самостоятельными приходами, а в начале XVIII в. на территории Кижского погоста насчитывалось 12 приходских храмов [15 , с.29] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В XVIII в., после губернской реформы Петра I, произошли важные изменения в административном делении территорий Российского государства. Погосты, как административно–территориальные образования, были упразднены, вместо них учредили губернии, уезды и волости. Так появляется впервые Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, которая подразделялась на «трети»: Сенногубскую, Великогубскую и Кижскую. Территориальные границы волости были значительно уже, чем некогда границы Кижского погоста–округа. В результате преобразований границы Кижского прихода теперь стали совпадать с границами Кижской волости. По данным 1834 г. к приходу относилось 15 деревень, в которых проживало 559 человек [8 , л.12] . Административное руководство волостью было сосредоточено в уездном городе Петрозаводске, при этом Кижский приход и бывшие приходы–выставки, которые к этому времени обрели самостоятельность, вошли в духовное подчинение Новгородской, затем Архангельской епархии. С 1827 г. они были переданы в ведение образованной тогда Олонецкой епархии. Относительно положения жителей прихода документ под названием «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда», составленный в начале 1850-х гг. приходским священником Стефаном Ржановским, сообщает следующее: «. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженной памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в уборке дров или перевозке угля из лесу в завод же, но за сии работы получают из казны деньги под названием плакатов» [12 , с.221] .

Во второй половине XIX в. Кижская волость была преобразована в Великогубскую, которая, в свою очередь, подразделялась на трети. Деревни о.Кижи при этом вошли в состав Кижской трети Великогубской волости. По данным 1887 г. к Кижскому, наиболее древнему, приходу в то время относилось 47 деревень с населением 2883 человека [9 , л.27] . В начале ХХ в. вновь была образована отдельная Кижская волость, в которую и вошли эти 47 деревень, расположенные в окрестностях о.Кижи, с населением 2555 человек [5 , с.30] . Таким образом, границы волости и прихода опять совпали. С этого времени территория Кижской волости подразделялась на четыре куста деревень:

В этот период в деревнях строились новые часовни. Если в начале XIX вв. их значилось четыре, то к концу их число достигает одиннадцати [9 , л.27] (в некоторых источниках указывается число 13, ввиду того, что деревни Косельга и Воев Наволок, в каждой из которых была часовня, в разное время относились то к Кижской, то к Сенногубской волостям).

К середине XX в. количество деревень бывшей Кижской волости сильно сократилось: из 47 сохранилось лишь 17, две из которых – Ямка и Васильево, находятся на о.Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Содержание священников и причта.

В XIX веке, по данным «Формулярных ведомостей о церквях Кижского прихода 2-го благочинного округа Петрозаводского уезда» часть общинных земель Кижской волости значилась за церквями: в 1834 г. их площадь составляла около 20 десятин пашни и 11 десятин сенокосов. [7 , л.11] . Позднее величина этих участков изменялась незначительно. На церковной земле стояли и дома священников: в 1834 г. их было два, оба собственные [7 , л.11] , а в 1889 г. – четыре, из них два, как и прежде, собственные, принадлежавшие священникам, а два – церковные, для причта [10 , л.1–2] .

Долгое время доход священников был очень скудным: его составляли «доброхотные подаяния» прихожан, плата за требы, а также средства, выручаемые от продажи через посредников продуктов собственного хозяйства. Как записано в Формулярной ведомости за 1834 г., «на содержание священноцерковнослужителей жалование не получается, содержание их от подаяния доброхотного самое посредственное» [7 , л.11] . Только в конце XIX в. священникам и причту начинают выплачивать скромное жалование. По данным 1894 г. оно составляло: для священников – 120 и 180 руб. в год, для псаломщиков – по 60 руб. в год. Доход от сенокосной земли, сданной в аренду, составлял 10 руб. в год [10 , л.1–2] .

Xранителем церковной казны являлся староста, которого избирали раз в три года из числа прихожан. При вступлении в должность староста в письменной форме приносил клятвенное обещание. Казна хранилась в церковной кладовой «за ключом», он находился у старосты. В конце XIX в. капитал церкви заключался и в свидетельствах государственной ренты: в 1894 г. он составлял 3300руб. и приносил процентов в пользу церкви 132 руб. в год [10 , л.1–2] .

Приходская церковь и народное образование.

В XIX – начале XX вв. в Кижском приходе существовало несколько образовательных учреждений, приходские священники имели прямое отношение к их деятельности. Так в 1876 году на о.Кижи было открыто земское двухклассное училище, где преподавали священнослужители. В 1894 г. в нем обучалось 52 мальчика и 16 девочек [6 , л.60] . Кроме того, по сведениям, содержащимся в Памятной книжке Олонецкой губернии за 1913 год [11 , с.99–101] на территории прихода действовало также 4 церковно–приходских школы: в д.Волкостров, на о.Кижи, в дд. Сибово и Липовицы. В каждой школе было по одному учителю, а на должности заведующих назначались священники. В деревнях Жарниково и Середка работали земские школы, где священники также вели образовательную деятельность.

Кижский приход в период с 1917 – по 1945 гг.

Службы в Кижских храмах продолжались и после Великой Октябрьской революции, продолжалась и приходская жизнь. Что касается священников, их содержание, как в старину, снова вошло в попечение прихожан, жалования они не получали.

Известно, что в 1920 г. Кижский погост был взят на государственный учет и охрану как «памятник искусства и старины», что подтверждает выданное тогда же Охранное свидетельство за №1847. В 1929 г., согласно постановлению ВЦИК, Преображенская церковь была передана по Договору в бесплатное пользование для молитвенных целей верующим Кижского прихода. Зданием верующие пользовались со дня Пасхи и до праздника Покрова Богородицы (14 октября), и не только для проведения богослужений: здесь также проводились экскурсий по храму, сопровождавшиеся разъяснением назначения и использования «предметов церковного культа». В то время храм не был еще в строгом смысле «музеем», просто, наряду со своим прямым назначением, он рассматривался и как памятник архитектуры, представлявший историко–художественную ценность.

В конце 1935 г. местный сельский совет организовал в семнадцати колхозах района голосование о закрытии действующих церквей. За закрытие проголосовало 80 человек, вместе с тем около 1000 человек высказались «за оставление церквей в прежнем виде», считая «нецелесообразным обращение их в светский музей». Тем не менее, в ноябре 1936 г. постановление Президиума Заонежского райисполкома рекомендовало Кижскому совету «немедленно взять под свое наблюдение и охрану церковь–музей, для чего изъять от церковного совета ключи» [4 , с.41] . Это распоряжение аргументировалось, во-первых, тем, что «помещение под музей должно находиться в ведении органов власти», а во-вторых, ссылкой на соответствующее распоряжение о том, чтобы предоставлять верующим для служб только один храм. Постановлением Комиссии по культуре при президиуме ЦИК КАССР от 13.02.37 года службы в Преображенской церкви прекращаются. Для отправления религиозных обрядов верующим была оставлена Покровская церковь. Кижане не соглашаются с таким решением и в апреле 1937 г. пишут жалобу о закрытии Преображенской церкви, которую направляют в Москву, в Кремль. Тем не менее, несмотря на протесты прихожан, Президиум Центрального исполкома КАССР постановил утвердить закрытие летнего храма в связи с Постановлением ВЦИК и тем, что «для отправления религиозных обрядов верующими имеется вторая церковь» [4 , с.41] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Последняя Литургия на о. Кижи была совершена в Покровской церкви осенью 1937 г. Есть сведения, что во время Второй Мировой войны, в период оккупации Заонежья, здесь проводились службы для финских солдат (в частности, об этом пишет православный пастор Эркки Пийронен в своей книге «В часовенной Карелии»). Исследователь Б.А.Гущин утверждает, что, по рассказам местных жителей, иногда проводились богослужения и для остававшегося здесь малочисленного населения.

В августе 1945 г., по инициативе И.Э.Грабаря и по согласованию с правительством КФССР, Комитет по делам архитектуры при СНК СССР направил в Карелию экспедицию для обследования памятников архитектуры севера, возглавляемую А.Н.Буйновым. В «Акте обследования памятника архитектуры» от 07.09.1945 г. записано: «Покровская церковь в настоящее время используется верующими по назначению» [2 , с.34] . Кто при этом выполнял функции священника, и как проводились богослужения в разоренных во время финской оккупации церквях – неизвестно.

Послевоенный период – это время широкомасштабных реставрационных работ (1949–1959 гг.) и создания музея–заповедника «Кижи» (1966 г.), главной архитектурной достопримечательностью которого стал Кижский архитектурный ансамбль. С тех пор и до начала 90-х гг. богослужения в храмах не проводились.

Последние настоятели кижского прихода.

Настоятель Спасо–Кижского прихода протоиерей Михаил Александрович Русанов родился в Кижах 21 ноября 1874 г. Закончив Олонецкую духовную семинарию, сразу же был назначен священником в Кижи. Его отец и дед в свое время также служили священниками в Кижских церквях. Михаил Александрович был отстранен от службы в 1927 г., выселен из своего дома в Кижах и отправлен на лесозаготовки. В последствии жил в Петрозаводске, в семье старшей дочери. Умер в г.Емцы Архангельской области в 1943 г., в эвакуации [14 , с.14] . На кладбище Спасско–Кижского погоста, рядом с крыльцом колокольни стоит памятный крест. Надпись на нем гласит: «Крест установлен в память потомственных священнослужителей о.Кижи Русановых 27 сентября 2001 г.».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1933 г. в Кижский приход был назначен Алексей Степанович Петухов. Уроженец Архангельской области (родился 4 октября 1875 г.), он, также как и М.А.Русанов, был потомственным священником, закончил Духовную семинарию и Епархиальное училище в Архангельске. В результате неоднократных письменных обращений верующих, в середине 30-х годов Указом Совета Министров он был назначен хранителем кижских церквей, он же и служил в храмах до самого ареста. Арестован органами НКВД в октябре 1937 г. Расстрелян 26 ноября 1937 г. [14 , с.14] . Место захоронения не известно.

Новейшая история Кижского прихода.

16 августа 1993 г. на о.Кижи, по инициативе жителей острова и при поддержке музея–заповедника «Кижи», состоялось учредительное собрание, в котором приняли участие 30 человек под председательством секретаря Олонецкого епархиального управления игумена Тихона. Это собрание и принятый им юридический документ явились основанием для возобновления деятельности прихода на о. Кижи. Вместе с тем, настоятель храма назначен не был, и богослужения в церкви не проводились. В самом храме отсутствовала церковная утварь, его убранство представляло собой исключительно музейное пространство. Тем не менее, с юридическим оформлением православного прихода, местные жители приглашали для совершения таинства крещения и венчания в древней Покровской церкви протоиерея Георгия Варгу, благочинного Заонежья. Таким образом, молитва постепенно возвращалась на Кижский погост.

20 августа 1994 г. состоялось знаменательное событие: впервые после 57-летнего перерыва, в Покровской церкви вновь отслужили Божественную Литургию. Ее вел архиерей Его Преосвященство Мануил, епископ Петрозаводский и Олонецкий, в присутствии большого количества паломников, а также местных жителей и сотрудников музея. Это событие совпало с днями празднования Преображения Господня, главным летним праздником прихода, и напомнило о той доброй дореволюционной традиции, когда архиерей с большой свитой посещал этот древний заонежский погост с архипастырским визитом. Позднее, в 1995 г., по приглашению местных жителей и тружеников музея, священник Георгий Варга возобновил церковные службы в часовнях Кижского ожерелья – они по сей день украшают летнюю богослужебную жизнь прихода. Следует отметить, что ни тогда, ни в последующие годы Покровская церковь не освящалась, Литургию и до сегодняшнего дня служат на антиминсе.

15 августа 1997 г., спустя четыре года после юридического оформления прихода, из Петрозаводска на о. Кижи прибыл с назначением настоятель прихода, священник Николай Озолин. С этого момента жизнь прихода переживает новый этап своего развития. В первую очередь возобновляется главное – сама литургическая жизнь храма. Уникальность положения заключалась не только в том, что храм–музей находится на острове. В связи с тем, что подавляющее число членов общины проживало с середины мая до середины октября на острове, а остальную часть года в г.Петрозаводске, жизнь общины должна была разделяться на две части: зимнюю и летнюю. Церковная жизнь должна была адаптироваться к этим условиям, поэтому главному храму острова была приписана маленькая церковь в Петрозаводске, названная в честь Святаго и Животворящего Духа, воссозданная трудами музея в середине 90-х годов. Таким образом, наряду с величественным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Кижском погосте, который стал выполнять роль летней церкви, в приходе появился свой маленький зимний городской храм. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

После совершения в 1997 году первого летнего богослужебного календаря, настоятелю стало очевидно, что необходимы определенные работы по воссозданию церковного убранства в двух храмах. Благодаря взаимопониманию музея и прихода эти весьма большие работы были воплощены в жизнь. Венцом трудов должен был стать архипастырский визит Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который состоялся 4 июня 2000 года.

Впервые за всю историю православия в Заонежье на древнем Кижском погосте, в намоленной и переполненной паломниками Покровской церкви звучало Патриаршее богослужение. По окончании божественной литургии предстоятель русской церкви наградил ряд сотрудников музея за их поддержку в деле возрождения молодого прихода. Во время этого визита произошла очень трогательная встреча между Святейшим Владыкой и Галиной Алексеевной Петуховой, дочерью предыдущего настоятеля Кижского прихода, священника Алексея Петухова.

В том же 2000-м году была произведена перерегистрация всех приходов Русской Православной церкви, в результате чего было определено каноническое название: Приход Спасо–Преображенского храма острова Кижи. К этому времени его территория охватывала всю охранную зону музея–заповедника «Кижи», площадь которой составляет 10000 га и сегодня практически, совпадает с границами бывшей Кижской волости.

9 июня 2003 г. издан Указ Патриарха Московского всея Руси Алексия II, который гласит: «В связи с возрождением полноценной духовной жизни на о.Кижи, привлекающим своим неповторимым ансамблем множество паломников со всей территории России, считаем целесообразным образовать при Спасо–Преображенском храме на о.Кижи Патриаршее подворье, находящееся, с согласия архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, в Нашем непосредственном подчинении…». Настоятелем Патриаршего подворья указом от того же числа был назначен священник Николай Озолин, прослуживший в храме Покрова Богородицы до 2010 года.

4 июня 2010 года, в ходе Первосвятительского визита в Петрозаводскую и Карельскую епархию, остров Кижи посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Покровской церкви Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветственным словом к сотрудникам музея «Кижи» и прихожанам. 4 июля 2017 года с экскурсионной программой на острове побывал Высокопреосвященный Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В декабре 2010 года Указом Архиепископа Петрозаводского и Карельского в приход был назначен настоятелем иерей Артемий Корыхалов. По благословению Правящего архиерея приходу вновь учреждается его историческое название: «приход Спасо-Преображенского храма о. Кижи». После учредительного собрания прихожан, состоявшегося 15 декабря 2010 года, под этим названием 22 февраля 2011 года приход был зарегистрирован.

23 апреля 2014 года Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил подписал указ о назначении настоятелем прихода на о.Кижи протоиерея Павла Лехмуса.

Использования литература и источники:

  1. Гущина В.А. Писцовые книги обонежской пятины как источник сведений о памятниках архитектуры культового назначения. НРФ НБ музея «Кижи», 1974. №602.
  2. Гущина В.А. Кижский архитектурный ансамбль. Покровская (зимняя) церковь. НА музея «Кижи», 1976. №1524.
  3. Гущина В.А., Гущин Б.А. К вопросу датировки памятников Кижского архитектурного ансамбля. НРФ НБ музея «Кижи», 1977. №477.
  4. Детчуев Б.В. Тридцатые годы // Наука и религия. 1989. №4. – С.15.
  5. Кижи: Путеводитель по музею–заповеднику. // Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «Кижи». Петрозаводск, 2001.
  6. НАРК, ф.25, оп.1, ед.хран.75/3, л.60.
  7. НА РК, ф.25. оп.20, д.25/238, л.11.
  8. НА РК, ф.25, оп.20, ед.хр.25/238, л.12.
  9. НА РК, ф.25, оп.20, д.26/272, л.27.
  10. НА РК, ф.25, оп.20, д.27/281, л.1–2.
  11. Памятная книжка Олонецкой губернии за 1913 год. Петрозаводск, 1913.
  12. Пашков А.М. «Историческое сведение о приходе Кижском» – мало известный источник по истории православной культуры Кижского прихода к. XVIII – пер. пол. XIX вв] // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (материалы IV международной конференции «Рябининские чтения – 2003»). Петрозаводск, 2003. – С.219–224.
  13. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Изд. АН СССР. Л., 1930.
  14. Трифонова Л.В. «История Кижского прихода. Материалы по выставке». НРФ НБ музея «Кижи», 1996. №1182–1183.
  15. Чернякова И.А., Череяков О.В. Писцовые книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурнрго наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. – С.70–75.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Калашникова Р.Б. Из истории семей заонежских священников (конец XVIII – перв. треть XX вв.) // Кижский вестник №4. Петрозаводск, 1994. – С.57–68.
  2. Трифонова Л.В. «Из истории Кижского прихода XVI –XX столетий // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Петрозаводск, 2014. – С. 33-41.
  3. Чернякова И.А., Черняков О.В. Писцовые книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. – С.70–75.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф