Метки текста:

Методический кабинет

7. Колокольня VkontakteFacebook

История создания сооружения.

Интересно, что в уже известном нам документе, рассказывающем о пожаре 1693–1694 гг. [19], в числе сгоревших зданий колокольня не значится. Можно предположить, что именно эту древнюю постройку мы видим на гравюре художника Р.Зотова, которая была опубликована в книге академика Н.Я.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому и вокруг Ильменя» (1785 год. Переиздана в 1989 г.) [12, с.151]. Со временем колокольня обветшала, и на ее месте, значительно позднее церквей, была построена новая.

История формирования современного архитектурного облика существующей колокольни включает два строительных периода. Построенная в 1862 году, она перестраивалась в 1874 г., при этом была заметно увеличена ширина восьмерика, звонницы и низа шатра. В таком виде колокольня и дошла до наших дней.

Ее строительству предшествовало появление ряда правительственных указов. Так в 1826 г. был издан указ «О правилах на будущее время для строения церквей», с этого времени «всем местам и лицам» вменялось в обязанность производить постройку новых и починку старых храмов только по проектам, составленным «согласно с правилами архитектуры». Эти проекты должны были утверждаться в губернских органах духовной и гражданской администрации, т.е. в консисториях и строительных отделениях Министерства внутренних дел. Правила требовали «чтобы строение в точной сообразности с утвержденным планом и фасадом производилось под надзором архитекторов или других знающих сие искусство людей», чтобы «по устроении церкви внутренние и наружные украшения и прочие части соответствовали постановлениям о сем в правилах соборных и предписанных из Святейшего Синода». В правилах 1826 г. рекомендовалось: «… Дабы удобнее и в тех губерниях, где еще не довольно сведущих и опытных архитекторов вести строение церквей правильно, издать и разослать по епархиям для руководства собрание планов и фасадов церквей, составленных по наилучшим и преимущественно древним образцам церковной архитектуры, с должным приспособлением к потребностям и обычаям православной церкви» [13, сс. 62–63].

В этот период крестьянские артели перестают играть ведущую роль в строительстве сооружений. Те архитекторы, которые сменили артельщиков, подчас не понимали законов народного зодчества. Деревянные церкви порой объявлялись «варварскими» по архитектуре и переделывались на «каменное дело», то есть им придавался вид каменных сооружений. Вместе с тем не следует забывать, что XVIII–XIX вв. – это время появления и развития новых городов, Санкт–Петербурга и Петрозаводска. Как следствие этого явления, усиливается влияние городской, в частности, европейской архитектурной моды. Кроме того, именно тогда в Олонецкой губернии быстро развивается промышленность, в частности, лесообрабатывающая, производится много относительно дешевых пиленых досок, что приводит к внедрению в практику новых строительных технологий. В первой половине XIX в. (впервые в 1818 г. а позднее – во время поновлений 1869–1870 гг.) стены Преображенской и Покровской церквей были обшиты тесом и окрашены (первоначально – в желтый цвет, а позднее – в белый). Главки летнего храма в 1823 г. были обиты кровельным железом и тоже окрашены соответственно в зеленый, а позднее – в голубой цвет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Колокольня Спасско–Кижского погоста построена по проекту, утвержденному в строительном отделении Олонецкого губернского управления. Чертеж и смету на производство работ выполнил архитектор И.И.Копошев. Руководил строительством Сысой Осипович Петрухин, крестьянин из д. Римская Повенецкого уезда [10, с.51]

Особенности объемно–планировочного решения и художественного облика постройки.

В основе объемно планировочного решения этого сооружения мы видим традиционную схему – восьмерик на четверике, но вместе с тем оно значительно отличается от архитектурного решения древних аналогов, в том числе, и от своей предшественницы. «Обычно колокольни северных русских погостов представляли собой восьмерик, установленный на четверик и завершенный шатровой звонницей. При этом небольшой приземистый четверик служил пьедесталом для мощного высокого восьмерика. Такая композиция как бы олицетворяла собой идею сторожевых башен, которыми подчас и служили эти сооружения в старину» [3, с.25]. Особенностью колокольни Кижского ансамбля является то, что пропорциональные отношения здесь изменены в сторону увеличения четверика. Он необычайно высок и равен по высоте прирубам Преображенской церкви.

Фасады четверика украшают филенчатые двери в виде высоких порталов, аналогичные порталам каменных сооружений. Три из них – ложные, они призваны несколько «оживить» дощатые стены и играют чисто декоративную роль, также, как и пилястры по углам четверика. Завершаются двери полуциркульными окнами со стрельчатами навершиями. В отличие от четверика, восьмерик верхнего сруба необычайно низок. Такое соотношение пропорций уникально в своем роде и объясняется, по-видимому, стремлением автора проекта уравнять высоты четверика и восьмерика колокольни с высотами соответствующих объемов церквей. Завершает колокольню традиционный шатер. В плане постройка представляет собой квадрат, сторона которого равна 6,9 м, ее общая высота составляет 30 м.

Весь сруб колокольни еще при строительстве был обшит досками. Обшивка, конечно, значительно продлевала срок службы деревянных строений, защищая стены от воздействия влаги и солнечного излучения. Вместе с тем, не последнюю роль здесь сыграло и желание придать деревянной колокольне некоторое сходство с каменным сооружением: дощатые стены, окрашенные краской, способствовали созданию такого впечатления.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Перечисляя архитектурные особенности данной постройки, мы должны отметить, что колокольня выстроена с использованием форм, традиционных для народной архитектуры. Ее пропорции выверены относительно церквей, и в целом она органично вписана в ансамбль Спасско–Кижского погоста, являясь одним из примеров храмовой деревянной архитектуры второй половины XIX века. По мнению специалистов, она обладает уникальными акустическими качествами и сегодня является практически единственной, на территории России, действующей деревянной колокольней столь большого размера.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф