Вопросы к главе «Кижский архитектурный ансамбль – выдающийся памятник народной деревянной архитектуры» VkontakteFacebook

  1. Что такое Писцовые книги Обонежской пятины? Где содержатся первые письменные сведения о Спасо-Кижском погосте-округе (1563 г.) и кижских церквях (1582-1583 гг.).
  2. Изложите предысторию создания и этапы формирования Кижского Погоста-комплекса (пожар 1693-1694гг., сооружение новых церквей). Приведите датировку существующих сегодня построек.
  3. Постройте рассказ «Многоглавая Преображенская церковь – шедевр русской храмовой архитектуры» по следующему плану:
    • архитектурно-планировочная характеристика храма: тип сооружения; основные архитектурные объемы, составляющие сруб, их расположение, композиционное решение, пропорциональный строй; устройство кровель многоглавого храма
    • проистекающие из этого особенности художественного облика: центричность, высотность, многоглавие, силуэтность;
    • связь архитектурного решения с природно-ландшафтным окружением;
    • основные приемы народной архитектуры, направленные на обеспечение долговечности сооружения: отбор и подготовка строительных материалов; особенности использования плотницкого инструмента при обработке материалов; устройство системы водозащиты и вентиляции сруба;
    • период «благолепных поновлений» (вторая половина 19 в.; характер изменений внешнего облика Преображенской церкви (тесовая обшивка, кровельное железо на главках). Причины проведения таких работ.
    • послевоенный период – время широкомасштабных работ по изучению и реставрации памятников Кижского архитектурного ансамбля. Реставрационные работы 40-50 гг.
    • поиски путей сохранения Преображенской церкви в 70-90 и 2000-е годы;
    • реставрационные работы по сохранению памятника на современном этапе.
  4. Церковь Покрова Богородицы – «архитектурное эхо Преображенской»:
    • традиционное и уникальное в архитектурно-планировочном и художественном решении Покровской церкви. Ее архитектурно-планировочные, конструктивные и художественные особенности: тип сооружения («восьмерик на четверке с трапезой»); объемно-планировочное решение храма, расположение помещений; конструкция кровли, уникальность силуэтного решения девятиглавого завершения церкви; элементы системы водозащиты (фронтонный пояс, повалы и т.д.) и их роль в формировании художественного облика постройки;
    • мероприятия, направленные на восстановление облика Покровской церкви в 50-е годы;
  5. Интерьер Покровской церкви. Расположение помещений, их литургическое (имеющее отношение к богослужению) значение:
    • кафоликон. Его назначение, традиционные элементы убранства:

      – иконостас – особый элемент в структуре храма, его местоположение, литургическая сущность;

      – тип ныне существующего иконостаса Покровской церкви (тябловый), его конструкция; состав и датировка икон;

      – работа по приданию иконостасу завершенного облика, проведенная в 90-е гг. (написание копий подлинных икон, увеличение высоты Царских врат и т.д.);

    • трапезная («трапеза», притвор): традиционное назначение помещения, его убранство; «благолепные поновления» интерьера (19 в.) и задачи реставрации 40-50-х гг.;
  6. Колокольня Спасо-Кижского погоста: результат синтеза народной традиции и влияния официальной архитектуры второй половины 19 в.: датировка памятника, этапы формирования современного художественного облика. Назовите имя архитектора – автора проекта и имя руководителя работ. В чем мы видим проявление народной традиции и где она нарушена; в чем проявились традиции каменной архитектуры в облике этой постройки. Устройство обшивки – пример применения новых строительных технологий.
  7. Ограда Спасо-Кижского погоста. Назначение сооружения. История реконструкции. Аналоги.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф