Метки текста:

Методический кабинет

Методические рекомендации к Главе VI «Заонежская деревня конца XIX – начала XX вв.: традиционные архитектурные сооружения» Vkontakte@kizhi

Приступая к изучению материалов, собранных в данной главе, экскурсоводу следует обратить внимание на то, что было бы неправильным механически делить экскурсию на две части, одна из которых знакомит нас с храмовой архитектурой (обычно имеется ввиду Кижский архитектурный ансамбль), а другая – с гражданской. Порой вместо продуманного логического перехода от одного фрагмента экскурсии к другому, экскурсовод ограничивается фразой: «Мы познакомились с памятниками храмовой архитектуры, а теперь пойдем знакомиться с деревней». Следует помнить, что храмы и храмовые комплексы являлись неотъемлемым компонентом деревенской застройки, они стояли в соседстве с домами, хозяйственными постройками, возделанными полями и др. Все это, в конечном итоге, являло собой единый архитектурно–ландшафтный ансамбль, где сам архитектурный облик храмов мог формироваться и с учетом природного окружения, и с учетом характера застройки окрестностей. Кроме того, в деревнях нередко возводились часовни, поклонные кресты, которые тоже являются памятниками храмовой архитектуры.

Материалы, касающиеся деревенских построек, выстроены примерно в той последовательности, которую предлагает методическая разработка, где изложены и подробные методические рекомендации (см. «Методическая разработка», раздел III, пп. 13–19, 21–23).

При подготовке экскурсии перед экскурсоводом ставится задача правильно отобрать материал для своего рассказа, раскрыть типичные и индивидуальные особенности представленных в экспозиции построек, избегая ненужных повторений. Для этого необходимо использовать приемы накопления материала, сравнения памятников по принципу сходства и различия. Обратите внимание на следующие рекомендации:

  1. В статье «Некоторые архитектурно-планировочные, пространственные и композиционные особенности застройки деревень на территории Заонежья…» прежде всего следует обратить внимание на терминологические понятия, которые приведены в начале статьи и которые в ней рассмотрены – это необходимо для правильного понимания данного вопроса и изучения специальной литературы.
  2. В статье «Крестьянский дом-комплекс…» следует обратить внимание на то, что представленные в экспозиции дома сравниваются с описанием традиционного крестьянского жилища, сделанного П.Н.Рыбниковым в 60-х гг. XIX в. Это поможет экскурсоводу понять, какие черты являются общими для всех домов и в чем заключаются индивидуальные особенности каждого из них. Следует помнить, что одной лишь архитектурной характеристикой памятников, даже очень хорошей, этот этап экскурсии не исчерпывается. Используя различные постройки в качестве зрительной опоры, следует постепенно раскрывать такие темы, как «Традиционные занятия заонежан», «Крестьянская община в Заонежье», «Фольклорные традиции Заонежья». Стремясь, насколько возможно, воссоздать картину жизни и быта крестьян Заонежья конца XIX – начала XX вв., следует обратить внимание на то, как, порой, изменение хозяйственного и семейного уклада влекло за собой изменение архитектурно-планировочного решения крестьянского дома.
  3. Относительно рассказа о других постройках, входящих в состав крестьянской усадьбы даны подробные рекомендации (см. «Методическая разработка», раздел III, п. 16).
  4. К главе «Заонежская деревня…» отнесена и статья «Часовня Архангела Михаила из д.Леликозеро». Этот памятник также рекомендуется представить в экскурсии как традиционный элемент деревенской застройки (см. «Методическая разработка», раздел III, п.22). Следует объяснить причины столь широкого бытования в крае этих маленьких храмов, отметить заинтересованности жителей в их строительстве, пояснить, как они использовали часовни и т.д. Экскурсоводу необходимо уяснить, в чем состояли особенности часовенной службы, как часто приглашался священник и по каким случаям, какие таинства могли иметь место в часовнях, а какие – нет, объяснить причины. Также следует подчеркнуть, что часовни возводились на средства жителей деревни и по их волеизъявлению. Говоря о роли часовни в жизни северной деревни, обратите внимание на такое событие приходской жизни, как часовенный праздник (см. «Методическая разработка... раздел III п.23»). На примере часовни Архангела Михаила проследите, как с течением времени мог изменяться архитектурный облик такой постройки. Обратите внимание на традиционные места их возведения (см. «Методическая разработка», раздел III, п.24). Особый интерес представляет интерьер часовни, следует подчеркнуть, что в нем помещены иконы и предметы убранства, которые с давних времен находились именно в этом храме, указать на то, что здесь присутствует такой элемент конструкции, как подвесной потолок–«небо». Рассказывая об иконостасе, следует обратить внимание на особенности подбора икон и выбор сюжетов, присутствие подписных икон. На примере этих произведений древнерусской живописи так же можно охарактеризовать некоторые стилистические особенности Северных писем.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2022. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф