Метки текста:

Методический кабинет

1. Заонежье – сокровищница русского фольклора. Основные фольклорные жанры VkontakteFacebook

В мировой фольклористике Заонежье считается одной из «архаических зон», местом, сохранившим уникальные факты крестьянской культуры. Заонежье вошло в историю культуры как «Исландия русского эпоса», родина замечательных сказителей былин. «На материале, записанном в Карелии, – писал известный советский ученый–фольклорист М.К.Азадовский, – создавалась, в сущности, вся русская наука о фольклоре» [1 , с.20] .

Среди фольклорных жанров, долгое время бытовавших на территории Заонежья, следует отметить, в первую очередь, былины, исторические песни, причеть, сказки, песни.

Широкие возможности для изучения русского былинного эпоса открылись только во второй половине XIX в., после опубликования впечатляющих трудов П.Н.Рыбникова и А.Ф.Гильфердинга, известных как «Песни, собранные Рыбниковым» (1861–1867) и «Онежские былины» (1873). Ранее этот жанр фольклора считался безвозвратно утраченным. Сборники Рыбникова и Гильфердинга были созданы на материале, собранном в основном в Заонежье и Пудожье. Среди мест проживания лучших сказителей, в первую очередь, собиратели выделяли Сенную Губу и окрестности о.Кижи, где было расположено несколько деревень, среди них – дд. Гарницы, Потаневщина (близ современной д.Середки), Боярщина, Кургеницы, Волкостров. Каждая из них связана с именами выдающихся исполнителей былин. Это несколько поколений сказителей Рябининых, В.П.Щеголенок (Шевелев), С.Корнилов, Т.Иевлев, Л.Богданов. Все они обладали особой манерой сказывать былины, и если Рябинины тяготели к классическому исполнению, стремились точно следовать старому принятому тексту, то В.П.Щеголенок (Шевелев) был блестящим примером сказителя–импровизатора. Прах кижских сказителей ныне покоится на кладбище Кижского погоста.

Былины.

Былины («старины», «старинки») разделяются на два основных вида – героические и романтические, балладные. Героические былины воспевают подвиги богатырей, защищавших Русь от иноземных захватчиков, они несут в себе отзвуки крупных исторических событий прошлого. По традиции, каждому герою былины присущи определенные черты, узнаваем и его внешний облик, и качества характера. Центральной фигурой героического эпоса является Илья Муромец, крестьянин–богатырь, превосходящий силой, храбростью и мудростью всех окружающих. Почти не уступает ему в популярности другой богатырь – Добрыня Никитич. Кроме отваги и силы, он наделен еще и дипломатическими способностями.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В былинах романтических часто разрабатывается тема семейного счастья, с большими подробностями рассматриваются картины частной жизни богатырей, даются блестящие бытовые зарисовки.

Былина состоит из запева («зачина»), основной, повествовательной части и «исхода». Она пелась на определенный мотив. Былинное повествование отличалось медлительностью и плавностью. Этому способствовало употребление постоянных эпитетов (сабля острая, береза белая и т.д.), устойчивых словесных формул, повторение отдельных слов и их синонимов (давным – давно, со горя – со кручинушки и т.д.), а также отдельных фраз и целых эпизодов (седлание коня, пир у князя Владимира, богатырская поездка и т.д.).

Исполнение былин, выдержанных в русле традиционной поэтики, – творчество весьма своеобразное, его успех во многом зависел от индивидуальных наклонностей и способностей сказителя. В устах человека одаренного былина не являлась чем-то застывшим, в ней всегда находило воплощение личное начало, индивидуальность исполнителя. Таким, поистине, уникальным сказителем в XIX в. был Трофим Григорьевич Рябинин, которому в данном сборнике посвящена отдельная глава.

Исторические песни.

Очень близки былинам исторические песни. Главным образом, историческая песня описывает события XVII–XVIII вв., времени роста и укрепления Московского государства. С исключительной полнотой в ней отражена эпоха Ивана IV, которому принадлежит честь победоносного завершения борьбы с татарами, причинившими так много бед и горя русской земле. Высоким патриотическим чувством проникнуты и «старины» о полководце Скопине–Шуйском, одержавшем в 1610 г. победу над польскими интервентами. Как правило, исторические песни тоже входили и в репертуар сказителей былин.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Причеть.

К важнейшим жанрам фольклора следует отнести и причеть. Если исполнение былин и исторических песен было, по преимуществу, уделом мужчин, то причеть по праву считается «женским» жанром.

Причеть («плач») – это своеобразная элегическая импровизация, не имеющая устойчивого текста, создаваемая женщинами в связи с особыми семейными событиями. Это могли быть свадьба, похороны. Также поводом могли служить какие-либо жизненные обстоятельства, как правило, трагического или скорбного характера: проводы в рекруты, неурожай, голод, пожар, сочувствие горю близкого человека и т.д. Причитывающая женщина («причитальщица») уясняла для себя и своих слушателей смысл и причины произошедшего, говорила о возможных последствиях. Причитальщица (по-заонежски – «вопленица») в Заонежье была официальным общественным лицом. Хорошо знакомая с тонкостями обрядов, она руководила ходом свадеб, похорон, поминок. Свадебная, похоронная, рекрутская причеть были неотъемлемыми составляющими обрядов.

Одной из самых знаменитых воплениц Заонежья была Ирина Андреевна Федосова (1827–1889 гг.), уроженка д.Софроново Толвуйской волости. Преподаватель Петрозаводской духовной семинарии Е.В.Барсов писал о ней: «Крайне невзрачная, небольшого роста, седая и хромая, но с богатыми силами души и в высшей степени поэтическим настроением. Речь у нее живая и бойкая, то и дело льются с языка пословицы и поговорки. Тринадцати лет она была уже вопленицей, известной всему Заонежью». В 1872 г. плачи, записанные от Федосовой, были опубликованы Барсовым в двухтомнике «Причитания Северного края» (1872, 1882 гг.). Это издание было удостоено премии Императорского Географического общества.

Встреча с Ириной Федосовой произвела исключительно сильное впечатление на молодого А.М.Горького, впоследствии он ввел описание встречи с ней в первую часть романа «Жизнь Клима Самгина». Содержание и поэтические достоинства произведений народной поэтессы высоко оценил Н.А.Некрасов, который широко использовал мотивы олонецких причитаний в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эти факты приводятся не в доказательство талантливости народной поэтессы, она очевидна и не требует подтверждений. Скорее, они говорят о большом влиянии лучших образцов народного искусства на «профессиональную» литературу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Новый этап исследования фольклора Русского Севера связан с советским периодом. В 1926 г. была организована комплексная экспедиция под руководством К.К.Романова (г.Ленинград, Государственный Институт Истории Искусства). Экспедиция носила комплексный искусствоведческий характер и исследовала все виды народного искусства Заонежья – архитектуру, декоративно–прикладное искусство, фольклор, народный театр.

Участниками экспедиции, занимавшимися сбором былин под руководством А.М.Астаховой, была обследована западная часть Заонежья, сравнительно слабо изученная в XIX в. Несмотря на то, что им удалось записать 32 былины, основной вывод, к которому пришли исследователи, состоял в том, что они оказались наблюдателями «угасания» жанра былин в Заонежье. Отмечалась «довольно резкая картина разрушения былинной традиции», в частности, тот факт, что былины к тому времени уже не бытовали, являясь неотъемлемой частью жизни, а лишь хранились в памяти. Это означало, что потребности в сказывании былин ни у исполнителей, ни у слушателей уже не было. Исчезало чувство былинного стиля, ясно просматривалась тенденция к ускорению действия. Кроме того, забывались тексты и былинные напевы. Вместе с тем, еще оставались и великолепные мастера–сказители, как наиболее значительное явление ученые отметили причитания Настасьи Степановны Богдановой (род. в д.Конда в 1856 г.).

Отдельная группа специалистов в это же время собирала сказки. Мнение руководителя группы, И.Карнауховой, о бытовании сказок в Заонежье было, напротив, весьма оптимистичным, отмечалось, что «на Русском Севере сказка живет и бытует повсюду». Учстники группы записали 138 сказок, 278 загадок, познакомились с талантливыми сказочниками: И.В.Митрофановым, П.Н.Коренной, П.Г.Горшковым.

Собирателями песенного фольклора было отмечено забывание старинных «досюльных» текстов и появление новых песен, более простых по форме и коротких, отражающих новый ритм жизни. Их называли «вертушки», «частушки».

В том же году специалистами из Москвы Б.М. и Ю.М. Соколовыми была организована еще одна экспедиция в Заонежье, которая имела название «По следам Рыбникова и Гильфердинга». Целью экспедиции было проследить эволюцию русского эпоса в местах, уже обследованных ранее. Результатом работы стало издание в 1948 г. сборника «Онежские былины». Кроме ценнейших былинных текстов он содержал характеристики всех сказителей, от которых записывались былины. Отдельная и очень подробная характеристика была дана П.И.Рябинину–Андрееву, продолжателю рябининской династии, лучшему сказителю Заонежья первой трети ХХ в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В послевоенные годы интерес фольклористов к Заонежью все возрастает, экспедиции, организуемые самыми различными учреждениями, следуют одна за другой. Интересен тот факт, что в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания было записано большое количество новых плачей. Очевидно, что сами обстоятельства жизни вновь сделали этот жанр фольклора необходимым душе человека. Вместе с тем, количество былинных сюжетов неуклонно сокращалось. Результаты экспедиций 50–60 гг., предпринятых специалистами МГУ, показали, что Заонежье сохранило только треть былинных сюжетов, записанных собирателями XIX в. Таким образом, постепенно этот край терял свой статус сокровищницы былевого эпоса. Экспедиция 1956 года под руководством Э.В.Померанцевой записала всего четыре былинных фрагмента.

Экспедиция 70–80 гг., как и прежде, фиксировали большое количество песен, сказок, преданий, частушек, баллад, этнографических рассказов, плачей и заговоров. Записей былин, сделанных в этот период, уже нет, в последние десятилетия былины совершенно исчезли из фольклорного искусства Заонежья.

Использованная литература и источники:

  1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.II. М., 1963.
  2. Витухновская М.А., Калашникова Р.Б., Трифонова Л.В. Научная справка к ТЭПу выставки «Фольклор Заонежья». НРФ НБ музея «Кижи», 1983. №655.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Астахова А.М. Былина в Заонежье // Искусство Севера. Заонеже. Л, 1927. – С.78–104.
  2. Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. Л., 1975.
  3. Карнаухова И. Сказочники и сказка в Заонежье // Искусство Севера. Заонеже. Л, 1927. – С.104–120.
  4. Кузнецова В.П., Набокова И.И. Абросимова Д.Д. Ирина Андреевна Федосова – вопленица и поэтесса. Петрозаводск, 2011.
  5. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. СПб., 1999.
  6. Разумова И.А. Сказка и быличка (мифологический персонаж в системе жанра). Петрозаводск, 1993.
  7. Чистов К.В. Ирина Андреевна Федосова. Петрозаводск, 1988.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф