Женский праздничный костюм VkontakteFacebook

Рис 24а. Костюмы Заонежья Петрозаводского уезда Олонецкой губернии из коллекции РЭМ. а) старушечий сарафан XIX века д. Космозеро, б) шугай и сарафан из красного штофа XIX века п. Шуньга.Рис 24б. Костюмы Заонежья Петрозаводского уезда Олонецкой губернии из коллекции РЭМ. а) старушечий сарафан XIX века д. Космозеро, б) шугай и сарафан из красного штофа XIX века п. Шуньга.Рис 24в. Костюмы Заонежья Петрозаводского уезда Олонецкой губернии из коллекции РЭМ. а) старушечий сарафан XIX века д. Космозеро, б) шугай и сарафан из красного штофа XIX века п. Шуньга.Рис. 25. Фотография. Анна Ивановна Трегубова. Жительница д.Петры, Заонежье . 1920-е гг. КП-1666. Коллекция музея-заповедника Кижи

Крестьянский праздничный женский костюм Заонежья вплоть до 30-х годов XX века продолжал оставаться традиционным. Основу женского праздничного костюма составляли рубаха, сарафан, передник, головной убор – повойник или чепец, платок, ботинки на шнуровке. Верхней праздничной одеждой заонежанок был шугай, который шился из шёлка, реже из сатина или ситца1, спинка его была отрезной и собранной в крупные складки, рукава были длинными цельнокроеными или втачными, воротник шугая круглый, широкий. Некоторые шугаи отделывались по краю ворота, середине полочек и низу изделия и рукава золотым позументом или бахромой (Рис.24,б).

На рубеже XIX и XX веков под влиянием городской культуры крестьянский костюм претерпел некоторые изменения, сказавшиеся в изменении кроя, замене традиционных тканей на фабричные и появлении новых разновидностей выходной одежды1. По всей территории Олонецкой губернии получил распространение комплекс «парочка», состоящий из длинной расклешёной юбки и лёгкой кофты на подкладе, называемой в простонародье «казачок». Шились парочки из однотонной шёлковой, гарусной или хлопчатобумажной ткани фабричного производства. В коллекции музея Кижи имеется 2 полных костюма - парочки из дорогостоящих шёлковых тканей, 14 кофт – казачков из различных тканей, богато украшенных кружевом, оборкой, складками, 1 шёлковая юбка.

В данной работе будут рассмотрены технология кроя и изготовления сарафанов двух типов, женской рубахи, передника и головного убора чепца.

О девичьем праздничном костюме речь пойдёт в конце брошюры (Рис. 25), крой и технология изготовления юбок, казачков, душегреи, сетки-поднизи и короны здесь рассматриваться не будут.

Пожилые женщины ещё в начале ХХ века продолжали носить традиционные костюмы - косоклинные сарафаны в комплексе с рубахами. На рисунке 24. а) представлен старинный «глухой» косоклинный сарафан с проймами, на рисунке 26 - косоклинный сарафан на лямках. В коллекции заонежских сарафанов музея Кижи таких сарафанов не имеется, но мы приводим крой костыча русских Поморья из д. Пулонга Лоухского района коллекции музея ИЗО РК (Рис. 28).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Традиционный костюм Заонежья. Конструктивные и технологические особенности...
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф