Метки текста:

Икона Кижский погост Преображенская церковь Церковь

Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)
История внутреннего убранства Преображенской церкви (обзор архивных источников) VkontakteFacebook

стр. 100 Cтатья подготовлена на основе архивных источников, которые можно разделить на три группы: 1. Описи церковного имущества Преображенского храма 1628/9, 1826, 1830, 1865 и 1867 гг. [1] 2. Различные церковные документы ХIХ – начала ХХ в., в той или иной мере отражающие историю интерьера. 3. Отчеты 50–80-х гг. ХХ в., раскрывающие «музейный» период существования церкви.

Основную информацию содержат церковные описи, остальные документы служат подспорьем для изучения интерьера Преображенской церкви в разные хронологические периоды.

Наиболее ранний известный нам источник по храмовому убранству – опись 1628/29 г., опубликованная в 1988 г. [2] Она составлена в традициях того времени, обобщенно, без указания количества церковной утвари. Описание иконостаса дано очень лаконично; неясно, сколько в нем было икон. Более того, возникает сомнение относительно числа рядов в иконостасе. Сравнение с описаниями иконостасов в других храмах утверждает в мысли, что иконостас Преображенской церкви в 1628–1629 гг. был четырехъярусным. Писцы перечислили поименно только иконы местного ряда и богослужебные книги. Однако и в таком варианте опись содержит много информации, дающей возможность представить внутреннее пространство летнего кижского храма начала ХVII в.

Описи ХIХ в., напротив, составлены столь тщательно и подробно, что можно реконструировать каждую часть храма и находившиеся там отдельные предметы.

Описи 1826, 1830 и 1865 гг. составлены по одной схеме, общепринятой для первой половины ХIХ в. Имущество церкви описано в направлении от востока к западу: алтарь, церковь, трапезная. Описание утвари в каждой части храма приводится в определенной последовательности, которую с долей условности можно обозначить понятиями: главное (например, престол в алтаре, иконостас в кафоликоне) и второстепенное (иконы на стенах храма, хоругви и пр.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сравнительный анализ показал, что опись 1826 г. была использована при составлении описи 1830 г., а опись 1865 г. поверена с описью 1830 г. и даже повторяет одни и те же ошибки.

стр. 101 В описи 1830 г. имеются карандашные пометки, которые свидетельствуют о сличении данного документа с более поздней описью 1867 г. Опись 1865 г. отличается от остальных неполным содержанием погостской церковной утвари, что подтверждается описью 1867 г., которая называет ее дополнительной. В нее внесено только имущество Покровской церкви. Вероятно, это объясняется тем, что с 1863 по 1865 г. в зимней церкви произвели крупный ремонт – поновление, полностью изменившее интерьер церкви, по окончании которого и была составлена новая опись имущества. Эта опись привлекается в тех случаях, когда по документам наблюдается перемещение предметов из одной церкви в другую.

Опись 1867 г. составлена по новой схеме. Она значительно отличается от прежних документов количеством и содержанием глав, а также системой фиксации имущества. Если предыдущие описи рассматривали храмовую утварь от первого до последнего предмета в каждой церкви отдельно, то в описи 1867 г. описание имущества обеих церквей дается одновременно, распределяясь по главам. Например, в главе «Алтарь» вначале приведен перечень богослужебной утвари алтаря Преображенского храма, затем имущество алтаря Покровской церкви. Отличается она и содержанием глав. Ранее в документах имущество представляли по порядку размещения (например, при описании иконы перечислялась одновременно и вся сопутствующая ей утварь: риза, лампадка, подсвечник). В описи 1867 г. предметы распределены по назначению. Например, лампадки и подсвечники вынесены в отдельный раздел под названием «Лампады, подсвечники, аналои».

Опись 1867 г., кроме указанных отличий, имеет и более весомые изменения в составе церковного имущества, в связи с чем первые две описи (1826 и 1830 гг.) мы будем использовать одновременно, с обязательной отсылкой к источнику, а опись 1867 г. рассмотрим отдельно. Это облегчит представление о внутреннем убранстве Преображенской церкви и позволит избежать повторов одних и тех же сведений, зафиксированных в документах в разные годы.

Подача материала построена по аналогии со структурой описей и выдержана в хронологической последовательности. Временная последовательность особо выдерживалась нами при подаче вспомогательных церковных документов, раскрывающих историю интерьера церкви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наиболее ранние источники, дающие представление о внутреннем убранстве кижских храмов, содержатся в писцовых книгах ХVII в.

В 1628–1629 гг. государственные писцы Никита Панин и Семен Плещеев описали имущество летней церкви Спаса Преображения и зимнего храма Покрова Пресвятой Богородицы.

В Преображенской церкви в первой трети ХVII в. был четырехрядный тябловый иконостас. Он охарактеризован весьма обобщенно: «…божия милосердия образов в тябле: деисус с празники и с пророки на красках». Поименно перечислены иконы местного ряда. Завершалась вся иконостасная композиция золотофонным Нерукотворным Образом.

Местный ряд включал царские врата и северную алтарную дверь. Справа от царских врат были установлены четыре иконы: «Преображение Господне» (на краске), «Воскресение Господне» (на краске), «Покров» (на золоте), «Троица-Отечество, с деяниями» (на золоте), «Спас Вседержитель» (без указания письма), «Пророк Илья, с деяниями» (на золоте) [3] . Заканчивался местный ряд с правой стороны северными алтарными дверьми, фон которых был написан красками.

Украшение имела только храмовая икона «Преображение». Ее убранство состояло из серебряного чеканного венца с четырьмя разноцветными камушками, серебряной басмяной золоченой гривны и приклада: аспидного креста, обложенного серебром. Перед образом – восковая свеча с насвечником из листового железа.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Поставная свеча была также перед Богородичным образом.

Перед тябловыми иконами в «шанданях» горели восковые свечи.

В алтаре писцы зафиксировали икону «Богоматерь Одигитрия» и выносной крест. Они располагались за престолом, и икона была написана на золоте.

Кроме этого, в церкви указаны четыре печатные богослужебные книги: Евангелие напрестольное,стр. 102 Евангелие толковое, Апостол, Триодь Цветная и пять письменных книг: Соборник, Устав, Октай, Псалтырь, Часовник. Также в церкви имелись одно медное кадило и деревянные церковные сосуды [4] .

В древнем Покровском храме церковного имущества было еще меньше. Оно состояло из скромного трехрядного тяблового иконостаса, включавшего праздничный, деисусный и местный ряды, двух поставных восковых свечей и деревянных сосудов в алтаре [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Опись имущества кижских церквей производит двойственное впечатление. С одной стороны, архаичные осветительные приборы (шандани) и деревянные богослужебные сосуды (хотя в этот период многие храмы имели оловянные приборы), с другой – обе церкви имели высокие иконостасы [6] , редко фиксируемые в обонежских церквях в первой половине ХVII в.

Кижские церкви, описанные в древних документах, не сохранились до наших дней: они сгорели в конце ХVII в. [7] Из церковного имущества прежних столетий сохранилась только часть икон, большинство из которых в настоящее время хранится в фондах МИИРК [8] .

Более поздние документы – описи 1826–1867 гг. содержат сведения о церковной утвари кижских храмов ХVIII–ХIХ столетий. Описи составлены кижскими священниками Иоанном Феодуловым (1826 и 1830 гг.) и Андреем Русановым, при участии Михаила Завадовского (1865 и 1867 гг.).

По прошествии двух столетий (1628/29– 1826/30 гг.) наблюдаем разительные перемены в количестве и качестве церковной утвари Преображенского храма, особенно алтарной. Деревянные сосуды сменились серебряными, к некогда единственной в алтаре иконе «Богоматерь Одигитрия» добавилось еще восемь икон. Рядом с запрестольным выносным «старинным» крестом стал выносной образ «Богоматерь Знамение», близ жертвенника заняла место полотняная плащаница [9] .

Богослужебная утварь, находившаяся в алтаре, описана с особой тщательностью. Определен материал, из которого сделан предмет, декоративная отделка и цвет. Например, одежда на престоле «французского гарнитуру белого с полосками, обложена золотыми позументами», «на нем покров штофу голубого травчатого, обложен золотыми позументами» [10] . Подробно описан состав комплектов. Например, в алтаре было два набора сосудов – «серебряных, позлащенных, 82-й пробы». Каждый состоял из потира, дискоса, звездицы, тарелочки и лжицы [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особую важность имеет описание антиминса, с надписью об освящении церкви в 1830 г. епископом Олонецким и Петрозаводским Игнатием. Замена прежнего антиминса новым свидетельствует о завершении крупных ремонтных работ, потребовавших освящения Преображенской церкви [12] .

Ценная пометка внесена в опись 1830 г. (напротив описания четырех напрестольных крестов). Три креста были деревянные, при этом два из них обложены серебром. Четвертый крест был серебряный. У серебряного креста карандашом вписана дата – «1763 г.» Возможно, что 1763 г., как и 1759, год поновления «небес», окажется ориентиром, указывающим на значительные изменения в храмовом убранстве [13] .

стр. 103 Дополнительные сведения, внесенные в опись 1830 г., при сличении церковнослужителями с описью 1867 г. говорят о передаче некоторых алтарных предметов в другие храмы. Например, из пяти Евангелий, имевшихся в алтаре на 1830 г., одно было отдано в 1865 г. во временное пользование в открывшуюся в Кижском приходе приписную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в дер. Сибово, другое «за цену» отдано в великогубскую церковь. В приписную церковь также во временное пользование отправили второй набор серебряных освященных сосудов [14] .

Сравнение алтарной утвари в описях позволяет сделать заключение об общем наборе алтарных предметов для летней и зимней кижских церквей, которые в зависимости от сезона переносились из одного храма в другой. Описи 1826 и 1830 гг. перечисляют освященные предметы престола и жертвенника в алтаре Преображенской церкви. Опись 1865 г. фиксирует утварь в алтаре Покровского храма. В ней перечислены те же предметы и то же количество, что и в предыдущих описях, а также в последующей (1867 г.), в которой нет деления освященных сосудов по храмам. Опись 1865 г. составлена в ноябре месяце. В это время года службы уже велись в зимнем храме, соответственно, алтарная утварь к моменту составления описи была перенесена в алтарь Покровской церкви.

Не менее подробно описи представляют содержание кафоликона Преображенской церкви. Вначале описи 1826 и 1830 гг. приводят состав алтарного иконостаса, потом утвари, расположенной на солее, и затем предметов в центре кафоликона и икон на боковых стенах храма.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Описание иконостаса начинается со слов о золоченых резных царских вратах высотой 3 аршина 8 вершков (около 2,5 м) и заканчивается фразой: «все сии образа находятся в резном золоченом иконостасе» [15] .

Поражает количество икон в иконостасе – 105! Близкое количество икон (102) известно только в пятиярусном иконостасе Георгиевской толвуйской летней церкви [16] . Священник Иоанн Феодулов в описи 1826 г. приводит такие цифры: в пророческом ряду – 32 образа, в праздничном – 30 икон, в деисусном – 29 икон. Опись 1826 г., как и опись 1830 г., не приводит поименного описания икон в ярусах. Названы только два центральных образа: «Знамение Пресвятой Богородицы» в пророческом ряду и «Спас на престоле сидящий» в деисусном чине.

В местном ряду в 1826 г. описано двенадцать икон и двое алтарных врат:

«1. „образ Преображения Господня на полях коего писаны страсти Христовы на золоте“;

2. „образ Спасителя Нерукотвореннаго… около того образа писаны страсти на золоте [так названы сцены из истории и чудес Убруса>“;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

3. „образ Покрова Пресвятыя Богородицы…

на полях коего писаны чудеса на золоте“;

4. „образ Живоначальныя Троицы в киоде вокруг коего чудеса писаны на золоте“;

5. „образ Собора Пресвятыя Бгородицы с чудесами на золоте“;

6. „образ Святого Пророка Илии с чудесами на золоте“;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

7. „образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии на злате“;

8. „образ Николая Чудотворца с чудесами писан на золоте“;

9. „образ Успения Пресвятыя Богородицы с чудесами на золоте“;

10. „образ Воскресения Христова на злате“;

11. „образ Георгия великомученика на золоте“;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

12. „образ Преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких с чудесами на золоте“;

13. „Пономарские двери на них Образ С<вя>таго про<ро>ка Даниила на золоте“;

14. „Северные пономарские врата на них образ Господа Саваофа на лоне Аврамове, в подножии писано изгнание Адамово из Рая на золоте“ [17] ».

В 1829 г. местный ряд пополнился иконой «Архистратиг Михаил», подаренной крестьянином из дер. Окуловская Евсеем Андреевым Плавуновым [18] . Эта икона появляется в описи 1830 г. Она названа стоящей крайней слева, за последней иконостасной иконой «Зосима и Савватий Соловецкие, с житием», в столярном гладком, крашеном киоте. Новая икона отличалась размерами. Ее высота в киотестр. 104 составляла 90 см, в то время как местные иконы, без резьбы иконостасных ставов, имели средний размер 160×142 см. Позднее икону «Архистратиг Михаил» перенесли в зимний храм. Об этом свидетельствует карандашная пометка 1831 г.: «в Покровской», расположенная напротив ее описания. В описи 1865 г. икона сосчитана на южной стене в Покровской церкви [19] .

Остальные 12 местных икон и врата будут фиксироваться документами на своих местах до 1943 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При всех местных иконах были «лампады средней величины числом двенадцать чеканной работы». Они были медными посеребренными [20] . Такая же лампада на спускном устройстве была у центральной иконы деисусного ряда «Спас в силах» [21] .

Следует заметить, что только несколько местных икон имели украшения. Достаточно скромно – венцами – были оформлены образа Николы (серебряный с позолотою) и Нерукотворного Спаса (серебряный венец с гривенкой). Икону «Покров» украшали венчики из листового золота, и только иконы «Преображение» и «Богоматерь Одигитрия» были одеты в серебряные чеканные ризы [22] . Вероятно, яркая золоченая объемная резьба была достаточно эффектным обрамлением местных икон, не требовавшим дополнительного оформления. А вот поступившая в первой четверти ХIХ в. икона «Спас Всемилостивый» и подаренная в 1865 г. икона «Успение Богородицы» обладали полным набором всевозможных украшений.

Икона «Успение», установленная у левого клироса, была прислана из СанктПетербурга кижскими прихожанами – крестьянином из дер. Телятниково Матвеем Яковлевым Вавилиным и крестьянином из дер. Кижского острова Северного конца Иваном Васильевым Морозовым. Записана икона в прибылых вещах как «Иконостас с иконою Успения Божией Матери», с указанием цены – 150 рублей серебром [23] . Это был грандиозный резной золоченый киот, составивший пару киоту с иконой «Спас Всемилостивый», который стоял у правого клироса.

Икона «Спас Всемилостивый» была любима прихожанами как историческая реликвия Спасо-Кижского прихода, которая прежде находилась в древней Преображенской церкви, разоренной во время нашествия литовцев на Кижи в ХVII в. Образ считался чудотворным: он указал место строительства новой (1714 г.) Преображенской церкви [24] .

Обе кижские церкви имели образ Всемилостивого Спаса. Древний, чудотворный, в серебряной ризе (весом семь фунтов), он стоял, по описям 1826 и 1830 гг., за правым клиросом в Никольском приделе Покровской церкви в резном золоченом киоте [25] , а копия с него в богатом украшении – у правого клироса в Преображенском храме [26] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Преображенский «Спас» был облачен в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золоченый киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом – крест, подвешенный на кавалерской ленте. Перед образом имелся «для топления деревянного масла лампадик серебряный» чеканной работы и с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник [27] .

У правого клироса, по описи 1830 г., крепилась хоругвь, на одной стороне которой было изображение Богоявления, на другой – Преображения Господня.

У левого клироса, кроме хоругви с изображением Успения Богородицы, стоял укрепленный на длинной рукояти ветхий слюдяной фонарь.

За левым клиросом названы два образа в киотах: «Усекновение главы Иоанна Предтечи и Иоанн Златоуст», «Вседержитель на престоле сидящий». Напротив второй иконы имеется карандашная пометка: «перенесен».

Кроме этого, из утвари в кафоликоне перечислены: большое медное паникадило о 32 подсвечниках;стр. 105 3 аналоя, покрытых «выбойкой» и «печатным холстом», а поверх – «конофатными» пеленами; Святцы, написанные на 12 досках, и «шкаф Свечная выручка с жестяными кружками под краской столярной работы» [28] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Как это ни странно, но описи, составленные И.Феодуловым, не фиксируют на потолке иконы «неба». Недостаточно ясная информация о «небесах» приведена и в описи 1867 г.

Опись 1867 г. подтверждает резьбу иконостаса и его состав, зафиксированный предыдущими документами, при этом дает поименный перечень икон во всех рядах иконостаса (см. приложение).

В описи 1867 г. зафиксировано изменение местоположения шести иконостасных икон («Пророк Нафан», «Пророк Захария» (?), «Савватий Соловецкий», «Антоний Римлянин», «Третий Вселенский собор» и «Четвертый Вселенский собор»).

Икона «Пророк Нафан» перемещена из верхнего ряда иконостаса на северную стену кафоликона. Образ пророка Захарии (?) [29] из пророческого ряда перенесен на южную стену церкви. Праздничные иконы «Третий Вселенский собор» и «Четвертый Вселенский собор» установили в алтаре на восточной стене. Деисусные иконы «Савватий Соловецкий» и «Антоний Римлянин» заняли места в нижнем местном ряду [30] .

Парное удаление икон из трех верхних рядов предполагает выравнивание общей композиции иконостасной рамы. В то же время вставка двух икон в нижнем ряду соответственно означает расширение его на боковых гранях, с учетом резьбы примерно по метру с каждой стороны. Установка двух икон в местном ряду не могла произойти без разборки боковых граней иконостаса: иконы установили предпоследними в боковых крыльях иконостаса, изготовив для них ставы и панели, идентичные деталям всей иконостасной рамы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Удаление и перестановка иконостасных икон, видимо, была обусловлена серьезными причинами, вероятно, внутренними ремонтными работами. Церковные документы, переписанные Л.Петтерссоном, фиксируют аварийное состояние потолка-«неба» в 60-е годы ХIХ века [31] . Его ремонтные работы могли изменить стыки потолочных конструкций со стенами восьмерика. Возможно, именно в это время были сделаны выпилы в двух пророческих иконах, поскольку через них проходили соединительные балки. На серьезные преобразования в церкви указывает также антиминс 1860 г. Опись 1867 г. называет антиминс, освященный 24 мая 1860 года архиепископом Олонецким и Петрозаводским Аркадием [32] .

Прежний антиминс был 1830 г. Это означает, что в церкви произошли изменения, потребовавшие ее освящения. Разборка иконостаса соответствует таким изменениям. Следовательно, перемещение икон могло произойти зимой – весной 1860 г. или в 1866–1867 гг., во время ремонта потолка, до составления описи.

Опись 1867 г. приводит следующее описание потолка церкви:

«9. В куполе образ Пресвятыя Троицы круглый, вокруг написана молитва Господня. Вокруг сего образа:

10. Праматери Еввы и Сарры [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

11. Авеля и Сифа

12. Зоровавеля и Ионы

13. Ноя и Нафана

14. Рувима

15. Иосифа при распятии Господнем [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

16. и Мафусаила

17. Захарии и Еноха

18. Адама и Авраама

19. Исаака и Нафара

20. Иосифа и Аарона [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

21. Мелхиседека и… (неразборчиво. – Г.Ф.)

22. Иоакима и Анны

23. Вениамина и Ареда

24. Св. Симеона Богоприимца и Анны (?)

Над каждым из сих образов находятся изображения наверху Ангелов» [33] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Выявленные в настоящее время фотографии «неба» в Национальном архиве Финляндии позволили сопоставить данные описи сстр. 106 фотографиями и определить состав изображенных на иконах небесных сил и святых. В верхней части клиньев были изображения херувимов и серафимов. В среднем регистре парили ангелы. В нижнем ярусе – парные изображения праотцев [34] : Авраам – Адам, Иаков – Исаак, Аарон – Иосиф, Анна – Иоаким (родители Богородицы), праотцы Арид – Вениамин, Иов – Сим, Аоетъ(?) – Симеон Богоприимец, Захария – Енох, Иисус Навин – Князь Владимир, Иосиф Аримафейский – праотец Мафусаил, праотцы Рувим – Малахия, Ной – Нафан, Зоровавель – Иона, Авель – Сиф, Лот – Мелхиседек, праматери Ева – Сарра. Неустановленным осталось изображение праотца на иконе «Аоетъ(?) и Симеон Богоприимец».

Опись 1867 г. отмечает новые крупные предметы в собственно церковном помещении. Они занимают места на амвоне и перед ним.

Оба клироса наполнены утварью. Старые хоругви, представленные в описи 1830 г., сменили новые, пожертвованные в октябре 1859 г. Иваном Гавриловичем Чиворовым. Хоругви крепились к позлащенным древцам, которые завершались резными крестиками. Знамена были украшены мишурной бахромой и кистями. На левой хоругви с одной стороны было изображение Богоявления, с другой – Благовещения. На правой хоругви: Вседержитель (в описи – «Иисус Христос») и «Воскресение Христово» [35] . Кроме хоругвей, на клиросах было по аналою. Один из них использовали для книг, другой – для иконы «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками», использовавшейся при полиелеях. У левого клироса установлен большой деревянный крест с изображением Спасителя, размером 3 аршина 15 вершков (около 213×66 см). Перед клиросами – два киота с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение». К ним приставлено по медному подсвечнику, причем у Спасителя подсвечник завершался фарфоровой свечой, пожертвованной в 1859 г. Григорием Исаевым Кражевниковым [36] .

В центре стоял аналой для икон-святцев, а перед ним – жестяной подсвечник.

В южной части кафоликона была размещена большая плащаница, «писанная на холсте», размером 2 аршина 2 вершка на 1 аршин 4 вершка (около 151 × 89см). Вероятно, это та «плащаница, писанная на холсте самой высокой работы», которая значится в прибылых вещах за 1834 г. как пожертвование крестьянина Антона Ошевнева [37] . Перед плащаницей был установлен медный «в аплеке» подсвечник. В 1897 г. столяром Василием Судьиным к ней была изготовлена тумба [38] . Таким образом, в церкви было две плащаницы: малая – в алтаре и большая – в кафоликоне.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В церкви назван еще один аналой для чтения Евангелия, а также два столика: для благословения хлебов и поминания усопших [39] .

Количество икон на стенах по-прежнему незначительно: их всего три. Одна – образ пророка Захарии (?) на южной стене, другая – пророка Нафана на северной стене и над дверьми – небольшой образ Николы Чудотворца [40] .

Во второй половине ХIХ в. появились иконы в трапезной. Здесь опись зафиксировала пятифигурный деисус, оформленный в простую крашеную раму [41] .

Над входом в паперть записан малый образ Преображения [42] .

Новым в описи 1867 г. является содержание кладовой («ризницы»). В ней описаны архаичные вещи: «венцы для брачующихся сосновые, из них женский расколот, а на мужском сделана надпись: «„Иисус Христос“; напрестольный кипарисовый крест; „образ Божия Матери резной“; „Образ Св. Иоанна Предтечи“, таковой же. Оба вместе имеют вид дверей, каждый из них вышиною 1 арш., шириною 4 вершка» [43] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Опись перечисляет большое количество книг различного содержания и формата: Священное Писание – 5 книг; богослужебных – 15, («в поллиста»), 11 «в четвертую долю листа», 18 «в восьмую долю»; Писаний Святых Отцов –стр. 107 25 единиц; прочих книг духовного содержания – 45; исторических – 5 единиц [44] . Кроме этого, указаны хозяйственные документы.

Подробнейшим образом перечислены одежды священнические, диаконские, причетнические.

Общее число церковной утвари в двух кижских храмах в 1867 г. составляло 589 единиц [45] .

Описи ХIХ в. зафиксировали постоянство в оформлении некоторых частей храма на протяжении столетия (например, иконостаса и трапезной), а также соответствующие времени изменения и дополнения (например, появление подсвечников с фарфоровыми свечами, живописных плащаниц).

Ведение церковнослужителями погодной записи прибылых вещей позволило определить время появления новых предметов, а также имена их жертвователей. Среди них местные крестьяне А.Ошевнев, Т.Серый, Т.Кругова, петербургские купцы Никулин, Чиворов, соловецкие паломники. Некоторые имена встречаются неоднократно, например семейная пара Чиворовы. Иван Гаврилов Чиворов в 1834 г. записан как крестьянин Кижского прихода [46] . Позднее, став петербургским купцом, он постоянно одаривал кижские храмы. Всего этой семьей, по имеющимся документам, сделано 15 пожертвований [47] . Все их дарения: диаконский стихарь, две священнические ризы, воздухи, хоругви, дароносица, Евангелие, иконы – использовались в церкви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кроме описей, различные стороны приходской жизни, затрагивающие вопросы внутреннего убранства, отражены в таких церковных документах, как приходо-расходные книги, консисторские запросы, отчеты, рапорты священников и благочинных.

О значительных ремонтных работах, продолжавшихся несколько лет, в период между 1815 и 1821 гг., узнаем из «зборных книг» 1815 и 1817 гг. Кижский священник Симеон Соколин дважды получал в епархии книги для сбора средств на ремонт Преображенской церкви. Ремонт был масштабным, предполагал множество внешних работ, например обивку глав металлом. По сборной книге 1815 г., было собрано 2 255 рублей 35 копеек и к ноябрю 1817 г., все деньги, без 64 копеек, были употреблены на починку церкви [48] .

В приходо-расходных книгах первой четверти ХIХ в. также указаны денежные поступления и расходы на ремонт храма [49] . Сопоставление этих данных с монетами 1801, 1811, 1813 гг. [50] , которые были обнаружены при разборке клироса, иконостаса и солеи в 1982 г., позволяет сделать вывод о крупных ремонтных работах, проведенных в кафоликоне, сопряженных с разборкой иконостаса.

Новая волна ремонтных работ выявлена в 60-х – начале 70-х гг. В архивных материалах Л.Петтерссона имеются два документа: смета расходов на ремонт Преображенской церкви 1866 г. и договор на плотницкие работы 1869 г. Судя по ним, в церкви был выполнен масштабный ремонт с нововведениями: подведен фундамент, заменены нижние венцы (от 1 до 3 бревен), сделаны новые полы (настелены поверх черных), в алтаре выровнен по амвону старый пол, подняты иконы с тяблами и потолки на 4 вершка, произведен ремонт потолка, обшиты стены досками в трех местах и покрашена обшивка [51] . Находка монеты 1859 г. под пороговой доской центрального портала является дополнительным подтверждением крупного ремонта, продолжавшегося, вероятно, не один год.

В эти же годы, как явствует из рапорта Комитета по исправлению кижской Преображенской церкви от 18 сентября 1871 г., планировалось значительное изменение облика трапезной: устройство потолков, обшивка и окраска стен. Но кижане изменили свое решение и попросили епархиальное начальство отменить работы (хотя они и предусматривались по смете). Так как обивка стен и потолка в трапезной не зафиксирована в документах ХХ в., включая реставрационный отчет архитекторастр. 108 А.В.Ополовникова 1957 г., можно полагать, что Строительный отдел Олонецкого губернского правления дал свое согласие на отмену данных работ. Вряд ли это следует объяснять изощренным вкусом прихожан, скорее, это экономия средств, которые постоянно и в большом количестве требовались для поддержания огромной церкви в надлежащем виде.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следующий ремонт храма фиксируется в приходо-расходных книгах в конце ХIХ в. Из внутренних работ интерес представляют «стружка» пола в июне 1897 г. столяром Григорием Сазоновым и оклейка стен обоями в алтаре в сентябре 1890 г. прихожанином Леонтием Егоровым Спящим [52] .

В конце столетия приход собирал средства на поновление иконостаса Преображенской церкви, которое пришлось на начало ХХ в. В докладе кижского духовенства архиепископу Олонецкому и Петрозаводскому Палладию говорится о необходимости обновить и позолотить иконостас, а также об отсутствии собственных средств на его ремонт. К докладу прилагалось заявление крестьян Кижского прихода с этой же просьбой. По их оценке, поновление огромного иконостаса «могло стоить по крайней мере 5 000 рублей». Приход же постоянно расходует деньги на ремонт обеих церквей и, как сетуют кижане, «в кассе всего 691 рубль 43 копейки», в связи с чем они просят разрешение на сбор средств [53] .

Сбор средств был разнообразен. Например, в сентябре 1886 г., за пожертвованные жемчужные серьги и поднизь церковный староста выручил 69 рублей, продав украшения крестьянину Морозову [54] . На пожертвованный зерновой и печеный хлеб, во время хождения с иконой Богородицы 2 июня 1897 г., приход выручил 30 рублей [55] . Крупное денежное пожертвование облигациями и рентами на общую сумму 1 000 рублей внесла 29 сентября 1896 г. крестьянская вдова Стефанида Андреева Морозова из дер. Кижского острова [56] .

Документы по поновлению иконостаса в подлиннике не выявлены, но в 1943 г. финский исследователь Л.Петтерссон переписал Договор от 1901 г., заключенный между Кижским приходом и иконостасным мастером-золотарем Александром Степановым Ильиным, мещанином из Ростова, а также Акт от 1903 г., подтверждающий выполнение всех договорных работ.

Александр Ильин с артелью, согласно условиям договора, разобрали иконостас, заменили сгнившие детали, перегрунтовали испортившиеся участки, позолотили резьбу червонным золотом по мордану и отреставрировали иконостасные иконы «в чисто греческом стиле», собрали и установили иконостас на место [57] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из подряда ясно, что все работы артель выполнила без изменения композиционной схемы иконостаса. Новые детали, например разрушенную резьбу, делали в соответствии с рисунком. Специально оговаривалась реставрация икон. Она предполагала помывку, реставрацию и покрытие эмалевым лаком. На иконах с испорченным грунтом значилось нанесение новой грунтовки. Забота о состоянии икон отражена в отдельной статье, в которой записано: «следя за прочностью иконописи, иконы покрыты олифой, а не эмалевым лаком, на что дали согласие также духовенство и церковный староста» [58] . Деликатность и добротность их работы подтверждается актом и современным состоянием иконостаса и икон.

С изменением конституционного строя Российского государства произошли изменения и в статусе Преображенской церкви. В 1920 г. церковь Спаса Преображения была поставлена на государственный учет в качестве памятника архитектуры. В 1937 г. церковь как действующий православный храм была закрыта [59] .

Во время Второй мировой войны, в 1943 г., преображенские иконы как художественная ценность были вывезены оккупационными войсками в Финляндию.

Зимой 1944–1945 гг. кижские иконы, в числе прочих заонежских икон (около 2 000 ед.), были возвращены по мирному договору изстр. 109 г. Хельсинки в г. Петрозаводск и переданы на хранение в Государственный музей Карело-Финской ССР [60] .

С 1943 по 1952 г. кижские церкви стояли опустошенными. В Преображенской церкви в этот период имелся резной золоченый иконостас, без икон, за ним (в алтаре) – престол с навершием и жертвенник. Возможно, в ризнице или в алтаре хранились также книги и тканевая утварь, поскольку они не вывозились финнами, или же утварь переместили в зимнюю церковь, в которой разрешалось проведение служб.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1945–1946 гг. Правительство КФ ССР активно сотрудничало с Комитетом по делам искусств при СНК СССР, который возглавлял И.Э.Грабарь. Решались вопросы создания заповедника на территории Кижского погоста, атрибуции и сохранения огромного числа заонежских икон, включая кижские, волею судеб оказавшихся в г. Петрозаводске [61] .

И.Э.Грабарь, исследовавший летний кижский храм в 1926 г., вновь обратил свое внимание на Преображенскую церковь. В одном из писем он отметил художественные достоинства резного золоченого иконостаса и указал на важность его сохранения [62] .

В 1945 г. на остров был направлен архитектор Л.М.Лисенко, который выполнил первые детальные обмеры церкви, зафиксировал элементы интерьера: росписи тябл «неба» и детали резного иконостаса [63] .

Для работы с иконами комитет направил двух специалистов из Государственной Третьяковской Галереи: Н.Е.Мневу и В.Г.Светличную (Брюсову). После опознания Преображенских икон сторожем кижских церквей Н.Г.Маньшиным специалисты отобрали 105 икон на основании размеров, шифровки на оборотах, сопоставления с довоенной фотографией иконостаса. К ним добавили еще две иконы: «Богоматерь всех скорбящих радость» и «Единородный Сыне», так как они соответствовали по размерам местным иконам из Преображенской церкви. Позднее эти две иконы вошли в местный ряд кижской Покровской церкви, из которой они и происходили.

В первой половине лета 1945 г. иконы доставили на остров Кижи и разместили в помещении сельского совета, которое было использовано под реставрационную мастерскую. Реставраторы В.Г.Светличная и Г.В.Жаренков выполнили необходимые консервационно-реставрационные работы: укрепление основы, удаление плесени и загрязнений, укрепление живописной поверхности, промывку живописи с частичным удалением олифы [64] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Восстановление внутренней отделки кижских церквей наметили на 1946 г., однако не осуществили «ввиду отсутствия специалистов по данному вопросу» [65] .

Интерьер Преображенской церкви реконструировали в 50-е гг. ХХ столетия по проекту архитектора А.В.Ополовникова [66] .

Интерьер был освобожден от всех движимых и недвижимых элементов, по мнению архитектора «несвойственных народному зодчеству и чуждых ему как по своей социальной природе так и по художественной форме». Из церкви убрали все движимое имущество: плащаницы, подсвечники, лампадки, киоты и т.п. Разобрали кладовую (ризницу), располагавшуюся в северо-западном углу трапезной. В северном углу установили дверь для прохода из трапезной в северную часть храма, которую архитектор именовал приделом. Переделали двери в храм и кафоликон. Как выясняется из отчета, двери с внешней стороны были обиты металлом («железом»). Когда металл убрали, то перед реставраторами предстала светлая древесина. Это означало, что дверь изначально, со времени ее установки, была обита металлом. В результате древесинустр. 110 затонировали под цвет стен. Со стен сняли тесовую обшивку, которая была окрашена в белый цвет. Обнаружили штрабы и пазы в стенах. Они послужили основанием для установки лавок вдоль северо-западной и юго-западной стен. Лавки установили и вдоль стен трапезной. Очистили пол от краски. Заполнили каркас потолка тесом, уложив его «елочкой». Когда все эти работы были завершены, интерьер предстал в виде сохранившегося иконостаса, двух клиросов и лавок вдоль стен. К левому клиросу приставили большой обетный крест, сделанный в 1736 г. кончезерскими рабочими для своих нужд [67] .

Для установки икон в иконостасе В.Г.Брюсовой была составлена схема их размещения [68] . Однако при сборке иконостаса в 1952 г. не все иконы были установлены в соответствии со схемой.

Иконы пророческого, деисусного и местного рядов были установлены на своих прежних местах. Исключение составили иконы «Антоний Римлянин» и «Зосима Соловецкий». Напомним, что, по данным последней описи, икону «Антоний Римлянин» в паре с иконой «Савватий Соловецкий» переместили из деисусного ряда в местный. При реконструкции икону вновь поставили в деисусный чин, а на ее место спустили деисусную икону «Зосима Соловецкий». Вероятно, обмен произвели для создания парности соловецких чудотворцев в местном ряду.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В праздничном ряду евангельские сюжеты были размещены не в хронологической последовательности. Так, например, икона «Снятие со креста» оказалась установленной значительно раньше иконы «Распятие». После размещения икон в иконостасе невостребованными оказались две пророческие иконы – «Пророк Самуил», «Пророк Захария» и две из праздничного ряда – «Третий Вселенский собор» и «Четвертый Вселенский собор». Иконы определили в алтарь, что соответствовало историческому местоположению праздничных икон. Позднее эти четыре иконы, вместе с так называемой «Кижской коллекцией», поступили на хранение в МИИРК.

В таком виде интерьер храма как музейный образец внутреннего убранства северной православной церкви просуществовал до 1980 г.

В 1980 г. Преображенскую церковь закрыли на реставрацию, объявив ее состояние аварийным.

В храме установили металлический каркас. Для чего из церкви изъяли не только иконы, иконостас, утварь, но и полы, и потолки, оставив только внешнюю оболочку храма. С этого момента доски и плахи пола и потолка складированы в подсобных помещениях музея «Кижи», иконы и иконостас – в фондохранилищах этого музея.

Рассмотренные архивные документы ХIХХХ вв. говорят о постоянном радении кижан о поддержании церкви в хорошем состоянии: примерно каждые 40 лет в храме выполнялись ремонтные работы. Пожертвования и дарения также служили для благоукрашения храма.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Приложение

«Книга данная из Петрозаводского духовного правления Петрозаводского уезда в Кижской церкви для записи всего имущества их». 1826 г. кончена 2 апреля 1827 г. [69]

(НАРК. Ф.25. Оп.15. Д.129/2449. 28 л.).

Опись учиненная церквам Преображения Господня и Покрова Пресвятыя Богородицы, состоящим Петрозаводского уезда в Кижском погосте к всему оных имуществу 1826 г.

Л.1.

1-я во имя Преображения Господня деревянная в ней утварь церковная Стый Олтарь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

«В нем престол длиною и шириною аршин три четверти на коем одежда французскаго гранитуру [70] белого с полосками, обложена золотыми позументами. На нем покров штофу голубаго трафчатаго обложен золотыми позументами». Над престолом «сень резная вызолочена в средине коей образ Преображения Господня писан на золоте».

Л.1об.

Освященные сосуды.

«1-е сребрянные вызолочены с каменьями на коих изображено Распятие Иисуса Христа, и по сторонам Богоматери и Иоанна Предтечи». Вес – 4 фунта 20 золотников.

«2-е сребрянные же вызолочены гладкие».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вес 2 ф. 25 зол.

«При сих сосудах нужные для священнослужения принадлежности как-то: звездицы, и тарелочки, и 2-ве лжицы, ковшичок для влияния теплоты все сия вещи сребрянные вызолочены». Вес – 24 зол.

Напрестольные кресты «Коих 4-е 1-й сребрянной вызолочен [Вес – 34 зол.] и два деревянныя, обложены сребром, а 4-й деревянной».

Л.2.

Ковчеги для Святых Даров.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

«1-й сребрянной вызолочен [Вес –1 ф. 71 1/2 зол.] 2-й оловянной».

Л.2–2 об.

«На престолах стых 4-е Евангелия 1-е На Александрийской бумаге в золотом обрезе в поллист, обложено красным бархатом, в средине образ Господа Саваофа с четырьмя евангелистами на углах сребрянными чеканные позлащенныя [Вес – 1 ф. 10 зол.>.

2-е в целой простой золотообрезной лист, в средине образ Господа Вседержителя с Евангелистами, по углам сребрянными чеканной работы, обложено новым московским бархатом [Вес – 1 ф. 10 зол.].

3-е в простой же золотообрезной лист, в средине коего образ Воскресения Господня, по углам Евангелисты и вся дска чеканная сребрянная, обложено новым бархатом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

[Вес – 1 ф.].

4-е малое в осмую часть листа, золотообрезное, обложено зеленым бархатом. Евангелисты и верхняя дска медная посеребрена.

[Вес – 1 ф.?] 5-е малое же, листы по краям вызолочены, в черном бархате, Евангелисты на камнях и дска сребрянная вызолочена» [Вес – 14 зол.>.

Л.2об.–3.

«Во Святом олтаре образа На горнем месте Образ Спасителя въ…[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Иисус малой образ Господа Саваофа представляющаго в трех лицах.

По стенам 4-ре образа Преображения Господня, 2-й Одигитрии Богородицы, 3-й Апостола Иоанна, все оные писаны на красках.

Два образа третий и четвертый вселенских соборов – 1 а[ршин] 8 в[ершков> × 1 а[ршин].

Выносной крест старинный резной крашеной, в средине коего малой образ Господа Саваофа и по углам 4-ре малых.

Выносной образ Знамения Пресвятой Богородицы [Размер – 11 в. × 9 в.].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Л.3об.

Над жертвенником Два образа 1-й Благовещения Пресвятыя Богородицы, 2-й Св. мученик Кирика Улиты, писаны на золоте [14 в. × 14 в.].

Плащаница изображена на полотне».

Из кадил Одно сребрянное и два медных [Вес – 1 ф. 15 зол.]

Л.3об.–4.

Царские врата

стр. 112 «Резные позолочены, на коих в средине образ Благовещения Пресвятыя Богородицы и

4-ре Евангелиста на золоте [Размер – 3 а. 8 в. × 1 а. 10 в.].

По обоим сторонам сих врат столбы гладкие сребрянные, на коих сень резная позолочена, в средине оной небольшой образ круглой Господа Саваофа.

У оных врат завеса тафты малинового цвету.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Л.4–5об.

По правую сторону Царских врат образ Преображения Господня, на полях коего писаны страсти Христовы на золоте, на оном образе риза сребрянная [Вес – 4 ф 54 зол], чеканная, белая, образ сей стоит в киоде резном и по сторонам столбики виноградные [Размер – 2 а. 2 в. × 1 а. 14 в.].

Пономарские двери, на них Образ Стаго пророка Даниила на золоте [Размер – 2 а. 8 в. × 15 в.].

Образ Спасителя Нерукотвореннаго, венец с гривенкой, на полях коего оклад сребрянной под золотом, около того образа писаны страсти на золоте [Размер – 2 а. 4 в. × 2 а.].

Образ Покрова Пресвятыя Богородицы, венчики листового золота, в том числе один у Спасителя сребрянной с позолотою басмянной, на полях коего писаны чудеса на золоте в резном киоде [Размер – 2 а. 4 в. × 2 а.].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Образ Живоначальныя Троицы в киоде, вокруг коего чудеса писаны на золоте в резном киоде [Размер – 2 а. 4 в. × 2 а.].

Образ Собора Пресвятыя Богородицы с чудесами на золоте [Размер – 2 а. 4 в. × 2 а.].

Образ Святого Пророка Илии с чудесами на золоте в резном киоде [Размер – 2 а. 4 в. × 2 а.].

По левую сторону Царских врат.

Образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии на злате, на оном образе риза сребрянная чеканной работы, белая [Вес – 13 ф] в резном киоде [Размер – 1 а. 10 в. × 1 а. 4 в.].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Северныя пономарския врата, на них Образ Господа Сваофа на лоне Авраамове, в подножии писано изгнание Адамово из Рая на золоте [Размер – 2 а. 4 в. × 1 а. 15 в.].

Образ Николая Чудотворца с чудесами, писан на золоте, венец сребрянной с позолотой [Размер – 2 а. 4 в. × 1 а. 15 в.].

Образ Успения Пресвятыя Богородицы с чюдесами на золоте в резном киоде [Размер – 2 а. 4 в. × 1 а.].

Образ Воскресения Христова на злате [Размер – 2 а. 4 в. × 2 а.].

Образ Георгия влмч на золоте [Размер– 2 а. 4 в. × 2 а.].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Образ Преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких с чудесами на золоте [Размер – 2 а. 4 в. × 2 а.].

Л.6–6об.

Образа в тяблах.

В первом двунадесяти Господских и Богородичных тридцать образов каждый [Размер – 1 а. 4 в. × 1 а.].

Над Царскими вратами паникадило висящее медное, весом четырнадцать пудов под ним кисть однозолотная.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Во втором выше Царских врат во круге резном на золоте образ Спасителя на престоле седящей, на коем венец сребрянный чеканной под золотом [Размер – 2 а. 2 в. × 1 а. 8 в.], пред ним спускная лампада медная посребрена.

По обоим сторонам Спасителя двадцать восемь образов Апостольских на них десять венцов басмянные под золотом.

В третьем: на средине против Спасителя образ Знамения Пресвятыя Богородицы, по обоим сторонам онаго тридцать один образов Пророческих каждый 1 а. × 1 а.

Все сии образа находятся в резном золоченом коностасе.

Л.6об.

За правым крылосом.

Образ Всемилостиваго Спаса, на нем риза и венец сребрянные, в киоде резном червонным золотом с колоннами золочеными у коих на верху сень золоченая же. Самой высокой работы [Размер – поперек 1 аршин] риза 84 пробы [Вес – 13 фунтов].

На Спасителе крест на ленте… пред сим для топления деревянного масла лампадик сребрянной 1 ф. 45 зол. и подсвечник большой басмянной работы посеребрен.

Л.7.

За левым крылосом Образ Усекновения главы Иоанна Предтечи и Иоанна Златоустаго писаны на золоте в резном киоде и позолоченном [Размер – 14 в. × 13 в.].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Лампада жестяная малая.

Образ Господа Вседержителя на престоле седяща в киоде и за стеклом писан на красках, близ коего крест животворящий.

стр. 113 Лампада малая медная.

Л.7–7об.

Хоругви 1-я у правого крылоса на холсте, на ней Образ Богоявления Господня, на другой стороне Преображения Господня [Размер – 1 а. × 1 а.].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

2-я у левого крылоса на холсте же, на ней образ [названия нет. – Г.Ф.], на другой стороне Успения Пресвятыя Богородицы [Размер – 14 в. × 13 в.].

На том же крылосе фонарь слудяной на рукоятном дереве, ветхой.

Три налоя. Два покрыты выбойкой и третий печатным холстом, пелены на них конофатные.

Сверх сих шесть разных пелен – в ветхости.

Один находится пред образом храмовым Преображения Господня. Святцы в двенадцати дсках писаны на красках кои в длину… в ширину…» [размер не указан. – Г.Ф.].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле
Составление и подготовка: кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2014. 360 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф