Метки текста:

Археология Кижи Кижский погост Коллекция музея-заповедника «Кижи»

Герман К.Э. (г.Петрозаводск)
Кресты-тельники с Кижского погоста VkontakteFacebook

Рис.1.Рис.2.Рис.3.Рис.4.Рис.5.Рис.6.Рис.7.Рис.8.Рис.9.Рис.10.Рис.11.

стр. 216 До недавнего времени были известны единичные находки нательных крестов с территории острова Кижи, происходившие из археологических раскопов, а также случайные находки с территории Кижского погоста.

В 2006 году, в связи с проведением реставрационных работ, на территории бывшего кладбища Кижского погоста сотрудниками Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН были исследованы несколько захоронений. Целью являлось получение первых кранио-остеологических материалов, характеризующих антропологический состав местного населения XVI–XIX вв. В ходе работ были найдены 11 крестов-тельников, а также несколько медных монет, позволяющих установить примерную дату захоронений [1] .

Все кресты относятся к типу старинной или поморской меднолитой пластики, которая выпускалась старообрядческими литейными мастерскими [2] . В качестве основных признаков старообрядческих крестов-тельников специалисты определяют:

1) форму креста. В большинстве староверы придерживались восьмиконечной формы, однако если очертания креста были четырехконечные, то в центре его обязательно гравировался семи- или восьмиконечный голгофский крест;

2) надпись на титле. Вместо нового написания «IНЦI» («Иисус Назарейский Царь Иудеи»), появившегося на Руси в начале XVII века, старообрядцы использовали старую надпись «ЦРЬ СЛВЫ IС ХС» («Царь Славы Иисус Христос»);[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

3) изображение фигуры Христа. На старообрядческих крестах-тельниках фигура Христа всегда строго вписана в крест, не провисает на нем, не выходит за его пределы, что часто встречается в русском литье начиная с XVIII века [3] .

стр. 217 При описании крестов-тельников была использована классификация Э.П.Винокуровой, а также материалы из статьи В. Коршун [4] .

Тип I. Подтип 1. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с тростью и копием с типовым комплексом надписей-аббревиатур. На оборотной стороне – сплошь по всей поверхности креста надпись [5] . К данному подтипу относятся пять крестов-тельников.

1. Размеры 5,1×2,6×0,7 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефные монограммы «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») в две строки под титлами. По сторонам креста монограммы: над средней перекладиной – «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «СНЪ БЖIИ» («Сын Божий») под титлами. На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст начала псалма 67-го «ДА ВОСКРЕСНЕТЪ БОГ…»(«Да воскреснет Бог…») (рис.1).

2. Размеры 4,1×1,9×0,7 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефные монограммы в три ряда под титлами: «Ц С» («Царь Славы»), «IС ХС» («Иисус Христос»), «С Б» («Сын Божий»;. Над средней перекладиной креста – «РАСПЯТ БЫСТЬ» («Роспят бысть»), под ней – «КД ЛЕТО // МАРТА Л» (начальные две буквы КД перед словом ЛЕТО и конечная буква Л в конце слова МАРТА под титлами – это алфавитная запись чисел с помощью букв кириллицы. Чтобы отличать буквы от цифр, над последними ставился специальный знак «титло». В нашем случае КД под титлом дает цифру 24, а Л под титлом – 30. В итоге получаем надпись: 24 ЛЕТО МАРТА 30).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста заполнено сокращенным текстом молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню: «ГДПСЕ СЫНЕ БЖIИ БЛАГОСЛОВИ ИОСТИ И СОХРАНИМ СИЛО ЮКРС ТАЖ ИВОН ОСНА ГОТ» («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего») (рис. 2).

3. Размеры 3,9×1,8×0,7 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. Оформление лицевой и оборотной сторон аналогично кресту 2 (рис. 3).

4. Размеры 4×1,9×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. Оформление лицевой и оборотной сторон аналогично кресту 2 (рис. 4).

5. Размеры 3,3×1,8×0,4 см. Оглавие сохранилось частично. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефная монограмма «Ц С» («Царь Славы») под титлами. По сторонам креста монограммы: над средней перекладиной – «Р Б» («Распят бысть») под титлами, справа и слева – «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «К Т» («копие трость») под титлами. На нижнемстр. 218 конце Голгофского креста – неясная монограмма (возможно, «НКА» («Ника»)) [6] .

На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст начала 67-го псалма «ДА ВОСКРЕСНЕТЪ БОГ…» («Да воскреснет Бог…») (рис.5).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Тип I. Подтип 4. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с тростью и копием с типовым комплексом надписей-аббревиатур. Углы окрестил перекрыты декоративными волютами, образующими ромб вокруг пересечения ветвей креста. Оборотная сторона гладкая. К данному подтипу относятся два креста-тельника [7] .

Размеры 4,6×2,5×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – неясная монограмма (возможно, «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») под титлами). По сторонам креста – неясные монограммы: справа и слева от средней перекладины, возможно, «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами. На нижнем конце Голгофского креста – неясная монограмма (возможно, «МЛ РБ» («Место лобно распят бысть»)) [8] (рис.6).

Размеры 4,7×2,1×0,5 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На волютах – шарики. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – неясная монограмма (возможно, «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») под титлами. По сторонам креста – неясные монограммы: справа и слева от средней перекладины – возможно, «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «НИ К Т КА» («Ника, копие//трость») под титлами [9] (рис.7).

Тип IV. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с типовымстр. 219 комплексом надписей-аббревиатур в клеймах. Верхний конец слегка расширяется, нижний конец в виде лопаточки. Оборотная сторона гладкая. К данному подтипу относится один крест-тельник [10] .

8. Размеры 3,7×2,1×0,3 см. Оглавие не сохранилось. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – неясная монограмма (возможно, «ЦР СЛ» («Царь Славы») под титлами. По сторонам креста – неясные монограммы: справа и слева от средней перекладины – возможно, «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами. На нижнем конце Голгофского креста – неясная монограмма (возможно, «НКА» («Ника»)) [11] (рис.8).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Тип V. Представляет собой четырехконечный крест, на лицевой стороне которого изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с тростью и копием с типовым комплексом надписей-аббревиатур. Концы и углы средокрестия, ствол креста заполнены орнаментальными завитками, что и придает ему форму листа (или копья). На оборотной стороне – сплошь по всей поверхности креста надпись. К данному подтипу относятся три креста-тельника [12] .

9. Размеры 5,4×3,1×0,5 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с тремя венцами. Над крестом – рельефные монограммы «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») в две строки под титлами. На поперечном древе вокруг креста – монограмма «ВЕЛИЧАИ ДШЕ МОѦ ПРЕЧТНЫИ КРТЪ ГНЪ» («Величай, душе моя, Пречестныи Крест Господень»).

На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст: «НIПОБЪДИМАѦ И БЖЕСТВIНАѦ СИЛА ЧТНАГО И ЖИВАТВОРѦЩАГО КРТА ГНѦ НЕОСТАВИ МѦ ГРЪНАГО УПОВАЮЩАГО НА ТѦ. КР ТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНѦЕМСѦ ВЛДКО IСТОЕ ВОСКРНIЕ ТВОЕ СЛАВИМ» («Непобедимая и божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня, не оставим я, грешнаго, уповающего на Тя. Кресту Твоемустр. 220 покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим») (рис.9).

10. Размеры 3,9×2,1×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. Оформление лицевой и оборотной сторон аналогично кресту 2 (рис. 10).

11. Размеры 3,6×1,8×0,6 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефные монограммы «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») в две строки под титлами. По сторонам креста – монограммы: над средней перекладиной – «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «СНЪ БЖIИ» («Сын Божий») под титлами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста – сокращенный текст молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню: «ГДПСЕ СЫНЕ БЖIИ БЛАГОСЛОВИ ИОСТИ И СОХРАНИМ СИЛОЮКРС ТАЖ ИВОИ ОСНА ГОТ» («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего») (рис.11).

Важными вопросами изучения крестов являются их соотношение по половозрастному признаку, стоимость, а также время и место изготовления.

По воспоминаниям красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899–1974), кресты-тельники имели несколько «сортов» в зависимости от размеров и делились на мужские и женские. Продавались оптовым торговцам по следующим ценам:

По мнению исследователей, традиционно к мужским крестам относят прямоконечные кресты I и IV типов, а к женским – листовидные кресты V типа. Таким образом, в группе описанных крестов-тельников восемь относятся к мужским, а три к женским. По размерам отсутствуют младенческие (1-й сорт) и самые крупные (5-й сорт). Два (№ 5, 11) относятся к детским (2-й сорт), остальные – к средним и крупным (3-й и 4-й сорт).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сложность установления времени и места изготовления крестов-тельников заключается в том, что все они относятся к типам, возникшим во второй половине XVII в. и без существенных изменений просуществовавших до конца XIX – начала XX в. [14] Некоторую ясность в этот вопрос вносят несколько медных монет, найденных в погребениях, время чекана которых относится к интервалу от начала XIX до начала XX в. Таким образом, вышеописанные кресты-тельники можно отнести к данному хронологическому отрезку.

Местом изготовления крестов-тельников на территории Карелии на протяжении XVIII – первой половины XIX в. был Выговский монастырь. После его закрытия в 1854 г. производство меднолитых крестов продолжалось на территории Новгородской, Петербургской губерний, в Москве и других регионах [15] . Однако говорить о полном прекращении производства медного литья на территории Выгореции нет оснований. В течение второй половины XIX – начале XX в. здесь функционировали многочисленные кустарные мастерские, которые сбывали свою продукцию на Шунгской и Каргопольской ярмарках самостоятельно или через перекупщиков [16] . Поэтому наиболее вероятно предположить, что кресты-тельники с Кижского погоста были местного выговского производства, на что указывает и их схожесть в размерах и оформлении.

// Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле
Составление и подготовка: кандидат исторических наук И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2014. 360 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф