* * * VkontakteFacebook

Исследованная автором территория размером более 500 км с севе­ра на юг и до 200 км с запада на восток включает все районы тради­ционного проживания карел. Хронологически основные материалы

по истории судостроения карел охватывают период конца XIX – на­чала XXI в. Для многих жителей края деревянная лодка и сейчас оста­ётся важным транспортным средством, поэтому автору удалось позна­комиться с работающими мастерами, зафиксировать некоторые мест­ные традиции и собрать сведения об истории и современном состоя­нии лодкостроения, которые отражены в экспедиционных дневниках и хранятся в научном архиве музея «Кижи».

Благодаря собранным материалам представляется возможным по­казать особенности строительства и использования карелами в ло­кальных центрах различных плавсредств, что позволит читателям узнать новое о лодках карел, поможет лучше понять значение этой ча­сти наследия традиционной материальной культуры, которая обеспе­чивала развитие хозяйства, промыслов и торговых связей карельско­го народа. На фотографиях лодок, сделанных автором в экспедициях, можно увидеть, что традиции лодкостроения в локальных центрах со­хранялись до конца XX в. Конечно, хотелось бы представить лодки ка­рел разных исторических периодов с достаточной степенью достовер­ности, но в археологических раскопах карельские лодки пока не обна­ружены, потому временные рамки данного исследования ограничены концом XIX – началом XXI в.

В одной из глав книги «История и культура Сямозерья» [1] автором с коллегами впервые подробно рассматриваются общие вопросы народ­ного судостроения карел и возможные причины зарождения и сохра­нения традиций судостроения. В частности, В. П. Орфинским отмеча­ется, что крестьянская лодка – неотъемлемая часть народной культу­ры, особенно в таких регионах, как Карелия, где водные пути зачастую превалируют над сухопутными. Различные лодки – основное транс­портное средство, как пассажирское, так и грузовое; основа коммер­ческой деятельности и промыслов, используются в культовых и рели­гиозных обрядах, для отдыха и развлечений. Трудно переоценить ее роль в хозяйственной, производственной, бытовой и других сторонах крестьянской жизни. Форма, размеры, оснащение и отделка деталей лодок продиктованы особенностями природно-климатических усло­вий конкретных территорий и навигационной спецификой водоемов, практическими нуждами жителей и эстетическими предпочтениями сообщества и отдельного мастера. Поэтому лодки, бытующие в одном бассейне, характерны и узнаваемы, но, сохраняя единую или близкую друг другу основу, несколько отличаются от лодок других локальных районов. Лодка как социоприродный феномен, как элемент, глубоко «встроенный» в народную культуру и отражающий ее уникальность, требует к себе пристального внимания и ждёт серьезного научного изучения.

Сравнивая рисунки и фотографии лодок локальных центров конца XIX в. с фотографиями, сделанными автором в начале XXI в., можно увидеть, что местные традиции лодкостроения устойчиво сохраняют­ся. Показательно, что в силу различных обстоятельств на северо-западе России уже перестали строить традиционные типы домов, но в некото­рых центрах судостроения сохранились местные лодки, которые стро­ятся по вековым традициям, а не по прихоти заказчика. Причиной это­го является не только традиция и навык, но и оптимальные форма и конструктивный набор корпуса, соответствующие району плаваний и назначению лодки. Проследив устойчивость и схожесть основных кон­структивных приёмов в локальных центрах, взяв за основу этой устой­чивости консерватизм народной культуры и многовековую традицию лодкостроения, можно будет в дальнейшем реконструировать типы ка­рельских лодок, процессы зарождения и тенденции развития судоход­ства и лодкостроения карел в исторической ретроспективе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Местные традиции судоходства и особенности лодкостроения пред­ставлены из записей бесед с карельскими лодочниками. Не все выводы автора являются неоспоримо доказанными, но полученные результа­ты и представленные в монографии материалы помогают определить направления дальнейшей работы. Порядок изложения материала со­ответствует периодам расселения карел с Карельского перешейка – из Балтийского бассейна на север и восток через водоразделы до бассей­на Белого моря, затем на юго-восток до бассейна реки Волги.

// «Veneh» – лодка по-карельски
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2017. 256 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф