Приложение 2 Vkontakte@kizhi

В 2010 г. удалось познакомиться с одним из самых известных ка­рельских мастеров Тайто Тойвовичем Малиненом из карельской д. Юшкозеро, который сказал, что постройка лодки занимает семь дней. Договорились, что в следующем году будем снимать фильм о строительстве лодки у него в мастерской. Мастер начал подготовку к строительству – изготовление из ели с корнем штевня-кокоры, киля и транцевой доски.

Дневник строительства лодки (11–22.11.2011 г.) [1]

Вдвоём с научным сотрудником музея «Кижи» Борисом Москиным, который будет вести видеосъёмку и фотофиксацию, приехали в д. Юшкозеро и разместились в доме семьи Малиненов. Осмотрели мастерскую, в ней уже работает сосед Т. Т. Малинена – Михаил Николаевич Фёдоров (1958 г. р.), он много лет помогает Тайто делать лодки, сейчас он плющит концы круглых 60 мм гвоздей для загиба­ния при сколачивании бортовых досок. Вместе они уже подготовили килевую доску, кокору-«кокка» для штевня и щит для транцевой кор­мы под мотор – по желанию заказчика. Обсудили планы на неделю. Завтра в восемь утра на работу – это ежедневный график, даже по вы­ходным дням.

12 ноября. Первый день

Мастерскую (8x6x2 м) Т. Т. Малинен сам срубил из брёвен. Мастер занимается подготовкой, разметкой, обработкой и установкой коко­ры на киль, помощник Михаил куёт, как и вчера, оттягивает гвозди. Для закладки Тайто изготовляет четыре круглых красивых нагеля- «таппи», со шляпками, которые потом будут спиливаться («я не остав­ляю шляпки, чтобы под ними грязь не собиралась и дерево не гнило») и расклиниваться.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Начало строительства:

«Старики делали лодки на брёвнах на улице у дома. Шили только летом, после окончания посевной, до и после сенокоса, а осенью дож­ди да грибы-ягоды и рыбалка».

Киль-«эмя» из пластины (180–190 х 80 см), выпиленной из серд­цевины бревна, доски с краёв идут на борта. Т-образный. Выступ вниз 40 мм, боковые кромки тоже по 40 и 20 мм толщиной. «Кокка» из ели с корнем, мастер тешет её по шаблону, который сделал сам, к килю крепит на глаз под углом примерно 15–20 градусов. Соединяется с килем в замок с косым торцом, площадка 400 мм, крепится на 4 на­геля – «таппи». Раньше всё топором делали, сейчас мастер уже при­вык к электроинструменту, но говорит, что «иногда топором быстрее будет».

13 ноября. Второй день

Установка транца – ширина 95 см. Длина лодки между наружны­ми кромками верха кокоры и транца – 560 см.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Установка «ложного» шпангоута – «валэкуари» в 400 мм от замка для загибания первых набоев к форштевню-кокке.

Причерчивание и подгонка первых набоев-«лаута», еловая доска 18 мм нестроганая, расстояние между гвоздями 11 см. Раньше доски пилили вертикальной пилой, тесали полностью бревно с двух сторон – плоскую верхнюю кромку, чтобы стоять было удобнее, а ниж­нюю «горбом» – под форму набоя, меньше стёсывать по краям («в Заонежье искали горбом – нет, у нас брали только ровные сосновые брёвна»). Распускать бревно всегда начинали с вершины.

14 ноября. Третий день

До обеда 2-е набои, после обеда – 3-е (с обеда без Михаила).

15 ноября. Четвёртый день.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

До обеда 4-е набои, после обеда – 5-е (с Михаилом). Тайто: «Мечтаю сшить лодку с двумя кокорами по-старинному – вицей».

Четвёртый день к вечеру. Обшива корпуса из пяти набоев (фото автора, 2011 г.)

16 ноября. Пятый день

«Куари, куаррэ» (ед. и мн. число) – шпангоуты из «няри, няри-пуу» – маленькой ёлки или сосны, лучше сырые, которые растут на бо­лоте, заранее их не загибали. Толщина – 30 мм, ширина – 40–45 мм, шпация – 350 мм.

Тайто: «Надо, чтобы лодка не была жёсткой, как бревно, – она должна играть, быть живой – лучше идёт на волнах на всех курсах».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

До обеда (11.45) – подготовка куарэ (окорка, оттеска, острожка), связали борта двумя верёвками через палку (развал уменьшился со 160 до 153 см). Поставили четыре шпангоута с кормы (90 см от транца).

До 14.00 – поставили ещё три куари.

До вечера поставили ещё четыре куари (всего 11 штук через 35 см), стёсанных в верхней части.

До конца дня ещё причерчены, подогнаны (закрывают верхние торцы шпангоутов) и установлены на клещах две «паррашпуу» – внутрение доски, вытесанные из половинок сосенки Д=12 в комле (Тайто: «они же усиливают борт»).

17 ноября. Шестой день[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С утра доски-паррашпуу закреплены и установлена средняя ска­мейка – после этого развязаны верёвки.

Установлены кормовое и носовое сиденье-настил «неняателлёо» и носовая кница («раньше не было, мы придумали, и пошла мода», – сказал Тайто).

Установлена носовая доска с пазом для рук – «ветопуу» – для вы­и перетаскивания лодок. «Раньше была „кача“, по-моему, так называ­лось кольцо в носу-неняа, заплетённое из веток, для верёвок, его про­пускали в отверстие сквозь носовую кокору», – сказал Т. Т. Малинен.

О вёслах и уключинах: «Ханги – старые уключины из сука, я всег­да делаю из сосны, из берёзы быстрее гниёт. В корме съёмные паль­цы для упора вёсел – в Юшкозере называют „хуопарилуакла“, а в Вокнаволоке – „труллипуйко“».

Сняли сиденья и перевернули лодку. Загибаем гвозди и забиваем их в доску.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

18 ноября. Седьмой день

Завершающие работы по корпусу – оттёска носовой кокки и острожка кромок киля, транца и бортовых досок до обеда.

После обеда идём в школу. На три занятия пришло около 70 детей и 7 взрослых. Провели опрос и получили очень интересные результаты: лодки в семьях имеют 90% учащихся, причём у 90% семей – лодки де­ревянные. Дети знают 13 мастеров-лодочников, некоторые из школь­ников говорили, что их дедушка или отец делают лодки. Четыре старше­классника захотели помочь нам спускать лодку. Быстро справились – по снегу без катков дотянули до берега и спустили на воду. Воды практиче­ски не поступило! Так же быстро вытянули лодку, дотянули до мастер­ской и поставили на место. Молодцы юшкозерские школьники!

Прошло семь рабочих дней и лодка построена, спущена на воду и снова поставлена в мастерскую для просмолки. Наш видеофильм, ко­торый снимал и монтировал научный сотрудник музея «Кижи» Борис Москин, так и называется «Семь дней с мастером Тайто Малиненом. Строительство карельской лодки».

19 ноября[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Подготовка к смолокурению – колка и распиловка «смоляка» на длинные, узкие полешки и мелкие «клинья» для крепкой забивки двух слоёв в бочке до её установки на место стока смолы костра. Михаил смолит днище. Забили и докатили бочку, сняли предыдущую с углями, почистили место, поставили новую и принесли четыре ведра глины для заделки стыка. Мощный костёр сначала на оставшихся углях запа­лили с жидкостью для розжига, закрыли от ветра и напилили больших чурок и брёвнышек.

Сначала пошёл газ, а уже через полчаса смола начала капать из обла­ка газа, через час – ведро, через 1,5 – ещё полведра самой чистой смо­лы. Всего около двух вёдер со «скипидаром» и водой. Подогревая смолу на печке-буржуйке, Михаил закончил работу по осмолке новой лодки.

// «Veneh» – лодка по-карельски
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2017. 256 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф