Метки текста:

Коллекция музея-заповедника «Кижи» Корнилов Рукописи

Харебова Л.С. (г.Петрозаводск)
«Сокровенные» знания в рукописях из коллекции крестьян Корниловых VkontakteFacebook

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №04-04-0291а.

В 1993 г. в фонды музея–заповедника «Кижи» поступили первые предметы, принадлежавшие семье крестьян Корниловых из заонежской деревни Кургеницы. В течение пяти лет (1993–1997 гг.) музей приобрел у потомков рода Корниловых более 200 предметов, в том числе документы, рукописи, печатные издания из семейной библиотеки [1] . Краткий обзор этого уникального собрания был представлен на конференции «Рябининские чтения», состоявшейся в 1995 г. в Петрозаводске [2] . Ценным дополнением к коллекциям музейных предметов явилась родословная Корниловых, составленная сотрудниками музея Воробьевой С.В. и Шиловым Н.И. на основе семейного архива и документов, выявленных в Национальном архиве Республики Карелия, а также информации, полученной от сдатчицы предметов Горбуновой Надежды Григорьевны (в девичестве Корниловой) [3] . В 2004 г. «корниловская» коллекция пополнилась чертежами дома Корниловых в д.Кургеницы, которые имеют особую ценность, т.к. донесли до нас облик еще одного характерного для Заонежья дома–комплекса (к сожалению, постройка не сохранилась до наших дней).

На сегодняшний день из рукописей «корниловской» коллекции опубликованы тексты двух сборников XVII – XVIII вв. с заговорами–молитвами (КП–4261/1,2) [4] . В настоящей статье в продолжение темы предлагается обзор рукописных материалов этого собрания, также представляющих «отреченные», потаенные пласты русской рукописной традиции.

Среди рукописных книг Корниловых выделяется сборник начала XVIII в., который содержит подборку календарно–астрологических, религиозно–магических и прогностических текстов (КП–4183). В рукописи, написанной полууставом, 144 листа размером 15×10 см (бумага с водяным знаком «герб Амстердама» без контрамарки трех разновидностей типа: Дианова Т.В. Филигрань XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. №186, 190 – нач. XVIII в., №430 – 30-е гг. XVIII в.). Кодекс состоит из 3-х тетрадных комплексов (в соответствии с сохранившейся нумерацией тетрадей).

Как уже отмечалось [5] , первый текст этой рукописи (л.3–30) нам удалось идентифицировать благодаря публикации Е.Б.Смилянской в издании «Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков» [6] . Он оказался идентичен уникальному переводу сочинения по физиогномике, входящему в состав т.н. «Суеверной книжицы» («Собрание нужнейших статей на всяку потребу, и как о чем, и тыя в всеи какое по ряду стоят») из фондов Научной библиотеки Казанского университета [7] . Рукопись под названием «Предисловие во нравоучителное предведение, его же, превозлюбленне читателю, зде вникнув, преизлишне в мудрость художества ввержешися, яко в пучину моря» состоит из 57 глав, содержащих «знамения», по которым можно угадать характер человека: «о челех» (о лбе), о бровях, о очах, о лицах, о ушах, о носе, о ноздрях, о устах, о языке, о зубах, о «гласе и речи», волосах, шее, груди («о персех»), о плечах и хребте, о мышцах и ладонях, о ноге и пятке, о «персонах» (о телосложении) и о «знамении человеческом» (о родимых пятнах); главы с 21-й по 57-ю содержат «Иносказание знамений о возрастех и о нравех и о образех человеческих».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

К сожалению, в нашем экземпляре отсутствует начало рукописи (утрачены листы со «знамениями» с 1-го по 3-е, большая часть 4-го и небольшой фрагмент 5-го), но зато читается глава 31, пропущенная в казанском списке: «31. Русые люди смиринны, а жестосерды и памятозлобны» [8] . Отсутствующая в рукописи из Казанской библиотеки глава 28 в нашем сборнике имеется, она почти дословно повторяет «знамение» 27, которое, в свою очередь, имеет иное, по сравнению с казанским списком, окончание (см. таблицу ниже). Установлены и другие разночтения в списках: в главе 30 «корниловского» сборника читается небольшое добавление, не обнаруженное в рукописи из Казани (см. табл.); «Знамение о персонах» в нашем экземпляре имеет название «Знамение о парсунах». Кроме того, один из писцов, видимо, ошибся, поменяв местами части глав 48 и 50.

Сборник №2366 библиотеки Казанского университетаСборник КП-4183 из фондов музея-заповедника «Кижи»
27. Аще человек мал, черн, нос имея долог, очи выпучены, уста малы – образом и хожением добр, главою шиблив, бровьми мятлив, в хожении чебуден [9] , в сидении горас, в речах сторожлив, во языце прокладлив [10] , во словесех хитр, во уме словохотен, сердцем высок, словесы умилен.(л.77об).27. Аще человек мал, черн, нос имея долог, очи выпучены, уста малы, образом и хождением добр, главою шиблив, бровьми мятлив, в хожении чебутен, в сидении горас, в речах сторожлив, во языце прекадлив, во словесех хитр и во уме словохотен, сердцем высок, словесы умилен, к портищу [11] хорош и возде (л.16) к себе добр, гнев и ярость держит[выделено нами].
30. … девами любим будет…(л. 78об).30. … девами любим будет и он девы любит[выделено нами] (л. 17).

Опубликованный сборник из библиотеки Казанского университета происходит, как и предполагает ее исследователь Е.Б.Смилянская, скорее всего, также из Заонежья: «… искусный писец Сборника был жителем Русского Севера, вероятно, Олонецкого края: об этом свидетельствуют и лексика, близкая севернорусским диалектам, и документы 1729 года о взятии крестьян погоста Кижи на Петровские заводы (документы, сложенные в несколько раз, использованы для укрепления переплета)» [12] .

И в том и в другом сборнике имеется прогностический текст «Сказание о днех злых и о добрых», календарная часть которых не совпадает [13] :

Сборник №2366 библиотеки Казанского университетаСборник КП-4183 из фондов музея-заповедника «Кижи»
Генварь — 2, 26; февраль — 2, 24; март — 3, 25; апрель — 2, 20; май — 3, 23; июнь — 7, 20; июль — 6, 28; август — 6, 18; сентябрь — 2, 22; октябрь — 8, 28; ноябрь — 3, 22; декабрь — 2, 22 (л.10об). Сентебря 8, 21; октебря 15, 20; ноября 3, 24; декабря 2, 26; генваря 2, 23; февраля 3, 26; марта 3, 25; апреля 3, 22; мая 2, 25; июня 7, 20; июля 6, 21; августа 6, 12. (л. 44об).

Календарной части рукописи в нашем экземпляре предпослан следующий текст: «А сие днии злые безделныи, прояви Бог Израильном соблюдая от всякого месяца а в месяцы по два дни злых, в няже ни на путь ходить, ни в новы ризы облачатца, ни древа садить, никакова овощу, ни крови пущать. Аще кто разболитце, не востанет, аще свадьбу здеет, не обрадуетце родов, неживу быти, ни купец купив погубляет, а кублении помышляютце, иже двор строит не обрадуетце и дом не пребудет» (л.44). В казанском списке предисловие значительно короче: «Есть в коемждо месяцы по два дни злых, в них же не подобает ничего делати» (л.11).

Далее в сборнике из библиотеки Корниловых следует текст (л.44об–46), в котором указываются дни по лунному календарю, благоприятные для лечения с помощью кровопускания (см. Приложение, текст №1). Кровопускание было одним из самых распространенных в народе способов лечения, т.к. причиной многих болезней считалось полнокровие или испорченность крови, а с помощью кровопускания из организма выводили лишнюю или плохую кровь. Исход болезни, в зависимости от того, когда человек занемог, предрекается в рукописи, озаглавленной «Поразумение о болезни, когда хощет обрести о человеце разболевшемся, в который день впался есть в болезнь и в недуг да увеси ащели умрет или жив будет» (см. Приложение, текст №2), а также в тексте «О разболевшемся человеце» (см. Приложение, текст №3).

Способы народного врачевания нередко предполагали и знание астрологии. Лечение больных в соответствии с расположением звезд составляло во времена средневековья особую область медицины — ятрософию. Трактаты по ятрософии стали широко известны на Руси с XVI века. Человек в них понимался как существо, чье тело, сотканное из четырех стихий мира, подчиняется движению звезд, Луны и Солнца. Подборку космологических и астрологических текстов содержит и сборник №4183, а именно: «О двунадесяти звезд зодеех» (л.31–31об), «О степенех зодеев» (л.31об–33об), «О входе лунном и о исходе, в которых зодеях учиневаетце» (л.33об–34об), «О угодных о зодеях» (л.34об–36), «О исправлении зодеев» (л.36–39об), «Предисловие о поесех небесных» (л.98об–100об), «О седми звездах великих яко нарицаютце планиты, о деле их и о сходе и о домех» (л.100об–115), «Книга глаголемая печать царя Соломона премудраго, сына Давыдова иже царствовал во Израили» (л.1–28 второго сч.), а также фрагменты Лунника («Сказание о лунных днех» — л.115об) и Колядника [14] (л.1–2об). Здесь же (л.46–98об) читается значительный по объему текст, в котором унаследованные человеком физиологические и психические особенности ставятся в зависимость от времени его рождения. Рукопись с текстом «Книга глаголемая печать царя Соломона премудраго, сына Давыдова иже царствовал во Израили» иллюстрирована схематическими изображениями планет, выполненными пером с раскраской киноварью. К ней же приплетен лист со схемой «зодийного» круга.

В коллекции Корниловых имеются три экземпляра Травников:

  1. КП-4281/1. Рукопись написана скорописью XVIII в., содержит 130 статей о растениях.
  2. КП-4281/2. Является копией предыдущего Травника, выполненной предположительно в начале ХХ в. Г.П.Корниловым (дополнен 10-ю новыми статьями).
  3. КП-4261/25. Является копией предыдущего Травника КП-4281/2 (дополнен 20-ю новыми статьями и рукописью Лечебника).

Наряду с реальными растениями в Травниках описываются и мифические травы, обладающие необыкновенными и чудесными свойствами. Например, волшебная разрыв–трава не только предохраняла своего хозяина от болезней и напастей, но могла наделить его сверхъестественной силой. Видимо, поэтому найти эту траву было непросто. В «Памятной книжке» Корниловых [15] зафиксирован один из вариантов поверья о том, как можно разрыв–траву добыть: «Черепаху нужно взять или подкараулить ее, где она будет класть яйца в гнезде, и когда она выйдет из гнезда, то нужно в это время обкласть около гнезда из палочек железных или деревянных тын или из жестянных прутиков так, чтобы она не могла зайтить в гнездо, то она воротится назад и принесет во рту траву, называемую «разрыв–трава», и выбросит изо рта, тогда весь тын развалится, и она свободно пролезет в гнездо, тогда эту траву нужно взять с собой, ибо она годна» (л.28–28об). Такое поверье бытовало, скорее всего, в южнорусских областях, поскольку для получения разрыв–травы использовалось животное, обитающее в южных широтах [16] .

Одна из рукописей «корниловской» коллекции содержит Лечебник [17] , переписанный в начале XX в., с 39-ю советами для излечения от самых разных «немощей», как то: короста, «зубная болезнь», «егда горло болит», «аще у кого грыжа в пупе ворчит», и даже «аще у кого ожендроном оход выходит». Наряду с рациональными способами народного врачевания, основанными на знании свойств трав и других природных средств, в нем зафиксированы и так называемые магические приемы «лечения», использование которых объясняется незнанием крестьянами физиологических процессов в организме человека и причин возникновения болезней. Так, например, многие заболевания считались следствием проникновения в тело человека различных мелких животных (отсюда, видимо, и произошло выражение «червячка заморить» [18] ). Подтверждение этому находим в упомянутом Лечебнике: «23. «О немощи ушной: Полыни утолки свежей мелко, и сварити с водою, и ту воду пускати в уши, тогда черви в ушах умертвятца» (с.10).

Лечение с помощью магических приемов часто сопровождалось заговорами, образцы которых также имеются в рукописях коллекции Корниловых. Например, заговор от укуса змеи («Аще гадюка укусит или оклюет заговор»): «Встала благословясь, пошла перекрестясь, раба божия (имя нужно сказать), вышла в чистое поле, хочу повидать нашего Господа Исуса Христа и Егория свет храбраго сребром и мечем, и прошу Вас, светители дорогие, у раба Божьего (имя) гажей яд заговорить, гажию болезнь уничтожить, ежели же гад яду своего не установит, своей боли не уничтожит, я всю породу изгоню, детей на белой свет не попущу, и гаду голову проколю, Во имя отца и сына, и святаго духа аминь» [19] .

В процитированном сборнике молитв, заговоров и талисманов конца XIX – начала XX вв. содержатся также: « Молитва когда гром бывает» (с.6), «Молитва над сеянием» (с.9–11), «Чтобы быть любимому всеми» (с.11–12), заговоры «на уженье рыбы» (с.14–16), заговоры при родах, от падежа скота и его болезни (с.17–20), «Как узнать тайну женщины» (с.22), заговор для «власти над врагами или чем другим» (с.23–27); «Заговор от нечистой силы» (с.29–30), «Который не спит заговор» (с.41–43). Здесь же находим т.н. талисманы («от лихоратки», «идущаго на войну», «для успеха на охоте», «от зубной боли», «на счастливую торговлю», «на игру или на счастье», «от печали» — с. 12–13, 16, 20), «Талисманы камни, называемыя на каждый месяц» (с.21), «Значение талисманов или камней» (с.28–29); а также таблицу магического значения чисел (с.30–40).

Начиная с 2004 г. изучение коллекции рукописей музея «Кижи» проводится в рамках проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом, по составлению Сводного каталога рукописей в хранилищах Республики Карелия (руководитель проекта — А.В.Пигин). В планах музея – дальнейшая публикация рукописных текстов нашего собрания.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Приложение

ТЕКСТ №1

Месяц небесная кров пущат — первои день пущаи, 2 день от полудни пущаи, 3 день от полудни пущаи, 4,5,6 день пущаи порану, 7 день весь пущаи, 8 от полудни пущаи, 11, 12, 13, 14, 15, (л.44об) 16 весь день пущаи, 17, 18 день ввечери пущаи, 19 ввечери пущаи, 20, 21, 22, 22, 23 весь день пущаи, 24, 25 ввечери пущаи, 26, 27 весь пущаи, 28 день, 29 пущаи порану, 30 день брани весь день.

Аще будет, на человецех струп да пусти кровь маевы луны в 1 день и будет чист, ащели будет в человеце студень или полохлив да пусти кров маевы луны в 15 день ис правои руки. (л.45).

Аще будет в человеце ужасть или тухота, или полохлив, и да пусти кров августовы луны. 15 день из левои руки пущает же ся кровь в 15 день мартовы луны, да 13 маевы, от 13 маевы луны до 20 сентявриевы луны, до втораго на десять ноявриевы луны. Пущати в ня же не подобает крови пущати, ни врачевати генваревы луны — 2, 26, февралевы луны — 6, 24, марто // (л.45об)вы — 3, 25, апрелевы луны — 3, 22, маевы луны — 2, 22, июневы луны — 6, 20, июлевы луны — 6, 28, августовы луны — 6, 18, сентебревы луны – 2, 22.

ТЕКСТ №2

В 1 день ащели впал есми в недуг, имать страх велик даже и до третьяго дни, аще сих преидет, болезнует 31 день и тако оздравиет.

Во 2 день аще разболится, не умрет.

В 3 день месяца такожде.

В 4 день месяца аще разболится, но оздравиет

В 5 день месяца аще разболится даже до 15 дни, но умрет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 6 день месяца аще разболится, имат страх велик даже до 17 дни. Ащели сих преидет, не умрет. (л.40).

В 7 день месяца аще разболится, не умрет.

В 8 день месяца аще разболится, проидут 21 день, то умрет.

В 9 день месяца аще разболится, такоже полежит, но не умрет.

В 10 день месяца ащели разболелса, до 15 днеи умрет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 11 день месяца аще разболится, до осми днеи оздравиет.

Во 12 день месяца аще разболится, преидет до смерти, но не умрет.

В 13 день месяца аще разболится, имат страх велик до 28 днеи. Аще сих преидет, оздравиет. (л.40об).

В 14 день месяца аще разболится, вскоре умрет.

В 15 день месяца аще разболится, скоро оздравиет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 16 день месяца аще разболится, до 8-ми днеи оздравиет.

В 17 день месяца аще разболится, страх велик есть о нем даж до 19 дни. В них же умирает.

В 18 день месяца аще разболится, оздравиет.

В 19 день месяца аще разболится, до трех днеи умрет.

В 20 день месяца аще разболится, страх имат, но не умрет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 21 день месяца аще разболится, (л. 41) и в 22 день до 18 днеи востанет.

В 23 день також болитъ и оздравиет.

В 24 день месяца аще разбоися [sic], до 21 дни оздравиет.

В 25 день месяца аще разболится, оживет.

В 26 день месяца аще разболится, мало поболит и оздравиет.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 27 день месяца аще разболится, оздравиет.

В 28 день месяца аще разболитса, не умрет.

В 29 день месяца аще разболит, страх имат до 28 днеи. Аще (л.41об) сих преидет, оздравиет.

В 30 день месяца аще разболится, до трех днеи умрет (л. 42).

ТЕКСТ №3

О разболевшемся человеце.

Смотри болящаго и считаи, в которыи день назнаменаетце его недуг, и тогда расмотряи, в коеи зодеи бяше луна, егда впаде в недуг. Аще обрящеши блюди расмостри добре зодее оно, или посреднее, или sлое. Да ащели добро будетъ зодее, оно в нем же бяше луна в день, егда впаде боляи, познаваи яко вскоре исцелеет болящеи. Ащели в злои будет, не исцелеет. Ащели в посреднем будет, много болит, но не умрет. Ащели в скоропию будет, то умретъ. И тако считаи и о болящих - не имаши солган быти притчею.

// Кижский вестник №10
Ред.-сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф