Метки текста:

Рукописи Текстология Церковь

Быкова В.М. (г.Петрозаводск)
Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» VkontakteFacebook

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.

В древнерусской православной культуре архангел Михаил известен, прежде всего, как грозный и непреклонный борец со злом. Таким он предстает в сюжете о свержении с небес сатаны и создании ангельского собора [1] , в Откровении Иоанна (12:7–9), на некоторых иконах (крылатый воин с мечом или крылатый всадник, поражающий змея) и в других произведениях письменности и искусства.

Однако образ архистратига Михаила не исчерпывается данными представлениями. В ряде памятников древнерусской культуры архангел Михаил выступает в роли милостивого заступника, молящегося за весь человеческий род. В качестве примера можно привести иконографические деисусные изображения архангела, апокрифические видения и откровения (Видение апостола Павла, Видение Исайи, Откровение Варуха).

Многочисленные молитвы, обращенные к архангелу Михаилу, объединяют эти, на первый взгляд, несовместимые черты и создают образ грозного, но милостивого ангела. Особое место среди таких текстов занимают апокрифические молитвы. Одна из них входит в состав рукописей из собрания музея–заповедника «Кижи».

В данном собрании находятся две рукописи, содержащие молитву архангелу Михаилу. Это сборник «Духовные молитвы», написанный в 1911 г. Г.П.Корниловым [2] (КП [3] –4261/6), и миниатюрная рукопись (8 листов) второй половины XIX в., которая состоит только из этой молитвы (КП–4861).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Текст молитвы в данных рукописях совпадает дословно, есть только одно разночтение: в КП–4861 традиционное наименование «имярек» конкретизировано – Петр. Вероятно, это Петр Корнилов, так как рукопись принадлежала Корниловым. Данная рукопись, судя по ее маленьким размерам и содержащемуся в ней имени собственному, могла выполнять функцию оберега, амулета. В коллекции Корниловых имеются и другие рукописи с подобным назначением [4] .

Первой работой, посвященной «ложным» молитвам (в том числе и интересующей нас молитве), стала статья А.И.Яцимирского [5] . В ней исследователь опубликовал несколько списков молитвы архангелу Михаилу и указал на русское происхождение этого текста. А.И.Яцимирский отметил также, что иногда в рукописях молитва архангелу Михаилу сопровождалась предисловием, содержавшим определенные обещания за чтение этой молитвы: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет» [6] . Подобное обещание придавало молитве особую мистическую силу. При издании молитвы в молитвенниках и требниках данное предисловие опускалось.

По нашим наблюдениям, это предисловие встречается крайне редко: среди изученных нами 23 списков молитвы XVI–XIX вв. только два сопровождаются предисловием. Молитвы архангелу Михаилу из собрания музея–заповедника «Кижи» такого предисловия не имеют.

Сам текст молитвы в рукописной традиции варьируется незначительно. Можно сказать, что списки молитвы отличаются друг от друга степенью полноты набора определенных словесных формул и мотивов. Молитва архангелу Михаилу, представленная в кижских рукописях, является кратким вариантом, по сравнению с другими списками. Например, в ней отсутствуют такие устойчивые определения архангела Михаила, как «сокрушитель демонов», «неизреченный хранитель». В конце данной молитвы опущена просьба, которая читается в большинстве известных нам списков: «Избави мя от труса и потопа, от огня и меча, и от напрасныя смерти, и от всякаго зла и бури, наносимыя от лукаваго, избави мя, великий Михаиле архангеле» [7] .

Более полный, чем в КП–4261/6, текст молитвы был опубликован Д.С.Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук (33.3.20) [8] . Д.С.Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1570–1580-е гг. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с каноном ангелу грозному воеводе. На сомнительность подобной атрибуции указали А.А.Турилов и А.В.Чернецов — они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. [9] . Это список из Российской Государственной библиотеки (Москва), из собрания В.М.Ундольского, №55.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX веков и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров. Некоторые рукописи содержат следующую запись: «Сия молитва написана в паперте в Москве, яже именуется Чудов монастырь» [10] . Но, как отмечают А.А.Турилов и А.В.Чернецов, проверить это свидетельство нельзя.

Молитва архангелу Михаилу публикуется по рукописи КП–4261/6 с соблюдением орфографии источника. Знаки препинания расставляются по современным правилам пунктуации.

// (л. 8) Молитва Михаила Архистратига

Господи Боже великий царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила на помощь мнѣ грѣшному рабу своему (имярекъ). // (л.8об.) Избави мя, Господи, отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ, запрети всемъ врагомъ моимъ борющимся со мною, сотвори ихъ яко овца, сокруши ихъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра. Господи, Господи, великий Михаилѣ архангеле, первый княже и воевода небесныхъ силъ, херувимъ и серафимъ шестокрылатыхъ и всѣхъ ангелъ и архангелъ, чудный и страшный честный архангеле Михаиле, буди мне помощникъ рабу своему (имярекъ) въ бѣдахъ и в скорбехъ и въ печалехъ и въ пустыняхъ и в тесныхъ местехъ, на ратѣ и на рѣкахъ и на распутияхъ и отъ всякия прелести // (л.9) вражия избави мя. Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши гласъ грѣшнаго раба своего (имярекъ), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою. Великий архангеле Михаиле, победи вся противляющиеся мне силою Святаго Духа, молитвами Пречистыя Богородица и святыхъ святителей и исповедниковъ и безмездныхъ и святыхъ мученикъ и мученицъ. Архангеле Михаиле, помози мне грѣшному рабу своему (имярекъ) всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь. Конецъ.

// Кижский вестник №10
Ред.-сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф